Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Статья посвящена поиску понимания «призвания учителя», отражении идеи «добра» в художественном и профессиональном образе учителя, философии гуманного учителя, роли учителя-словесника в современной литературе как диалоге культур
Ключевые слова: учитель, слово, призвание, служение, духовный подвиг, гуманизм в педагогике, гуманная педагогика 

Год литературы дает возможность поставить в центр этой статьи категорию учительского призвания, поиск понимания смыслов и перспектив развития профессиональной подготовки педагога-словесника, процесс его профессионально-личностного становления. Сформулируем свои размышления в определенной логике научных поисков: что изменилось в представлении социума об этой профессии, а что осталось неизменным? Что подлинно и бесценно, а что является временным?  

Понимание «призвания учителя» ставит перед выбором жизненных приоритетов и духовно-нравственных ценностей профессии. И в центре   поисков понимания предназначения учителя будет СЛОВО «призвание», его этимологическое происхождение, его семантический и ассоциативный потенциал и личностный опыт интерпретатора. Русский язык как система концептуальных ценностей, накопленных предками, хранит понятие «призвание» особенно бережно с XIX века. Концептуальное поле сознания русского человека понимает «призвание» как склонность к тому или иному делу, профессии, как жизненное дело, назначение. «Краткий этимологический словарь» разъясняет, что это слово является словообразовательной калькой нем. Beruf, безаффиксного производного от     berufen – «призывать, приглашать». В русском литературном языке укрепилось в XIX веке. «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера уточняет, что немецкое слово первоначально имело религиозный смысл: «призыв Бога к людям».  Священник Артемий Владимиров, обращаясь к юношеству,  в своем «Учебнике жизни» размышляет о «прекрасном слове – призвание…» так: «Чистое и высокое.  Когда мы говорим: «он нашел свое призвание», то имеем в виду, что человек обрел себя самого в любимом занятии, отдается ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию». Это понимание интерпретировал литературовед Ю. Лебедев  и его лексический выбор и образный строй речи заслуживает внимания и анализа. Он считает, что «положение учителя в современной духовной смуте и драматично, и подвижнически высоко. Хранить духовный огонь, свято оберегая его на семи ветрах, - может ли быть служба почетнее, благороднее и ответственнее?! Возжигай ежедневно душеспасительную свечу в сердцах доверенных тебе детей и награды за это, как писал Достоевский, никогда не ищи, «ибо и без того уж велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает». Ю.Лебедев использует два синонима к  слову «призвание» – «подвижничество и «служба почетная, благородная и ответственная». Он выбирает высокий стиль православной лексики: «духовная смута, душеспасительная свеча, оберегать, духовная радость, праведный обретает», чтобы подчеркнуть особую духовную миссию учителя в истории Отечества и в сохранении его духовных традиций, подчеркивает роль учительского служения детям. Что в этом понимании подверглось изменению?

Учитель и просвещение. Со времен А.С. Пушкина считалось, что учитель должен  «в просвещении быть  с веком наравне», но в современной ситуации от учителя требуется не просто профессионализм предметника, но и постоянная самообразовательная деятельность человека размышляющего, занимающегося интеллектуальной и духовной работой. Учитель в своем стремлении учиться и развиваться должен  иметь возможность век обгонять, чтобы готовить к встрече с ним своих учеников. Категория «Встречи» Учителя со своим Учеником, который открывает мир и учит понимать самого себя «в миру среди людей»,  становится экзистенциальным выбором, уходит из границ школы в пространство всей жизни. Многообразие источников информации открывает школьникам широкое поле для познания, но искать в этом поле свои смысложизненные пути помогает ученику учитель. К сожалению,  для многих современных школьников их учитель не авторитет и пример, а источник образовательных услуг,  и молодые родители рассматривают общение с учителем с прагматической, а не воспитательной  позиции. А Святитель Феофан Затворник считал, что воспитание из всех святых дел – самое святое. Воспитательный потенциал гуманитарного знания дает в руки учителю-словеснику слово, которое является живым источником воспитания «чувств  добрых». Очень важно, чтобы учитель и ученик «встретились» в пространстве художественного текста, как учительница и ее выпускник в рассказе Ю. Бондарева «Простите нас!»

Учитель и время. Современным делает учителя его опора на культуру педагогической мысли, ее историю, по большому счету, философское отношение к реформам, модернизациям, новациям. Учитель, с одной стороны,  на все откликается, всему новому учится, а, с другой стороны,  сравнивает новое со старым и берет в свой опыт только то, что проверено им  самостоятельно:  «учитель – деятельный участник своих истин» (А.Ухтомский).  Сущностные причины кризиса системы образования, дают возможность увидеть и проблемы, которые ставит время и общество перед учителем. У педагога свои отношения с категорией времени, он накапливает педагогическое мастерство и «богатство» прожитых лет, но рядом с ним всегда «молодое и незнакомое племя», у которого «вечно молодые» вопросы и потребность получить на них ответы с учетом запросов и возможностей их поколения и современных связей «школы и жизни».

Отражение образа учителя в художественной литературе. Обозначим динамику образа учителя в художественной литературе ушедшего века. Классика ХХ  века видела в образе учителя гуманистическую идею добра, она утверждала, что «учитель сердце отдает детям», что  он видит в школе свою жизнь, а учительство – это служение.  И именно этот художественный образ

(учительницы французского языка  из рассказа «Уроки французского» В.П. Астафьева, первой учительницы Анны Николаевны из повести «Кресна» А. Лиханова,  учителя истории Ильи Семеновича Мельникова – героя Г. Полонского из киноповести «Доживем до понедельника»)  был в сознании читателей ушедшего ХХ века. Их сменили образы учителей-новаторов, которые борются с рутиной, авторитарными традициями школьной повседневности: это Надежда Победоносная  из повести А. Лиханова «Благие намерения»,  выпускник университета  Виктор Служкин – учитель географии из  повести А. Иванова;  директор школы Граншван из повести А. Гавальды «35 кило надежды», взявший в свою школу неуспевающего ученика по его просьбе.  С другой стороны, педагоги, не имеющие педагогической прозорливости и душевной тонкости: учительница  из повести В. Железникова «Чучело», воспитательница школы-интерната из повести А. Лиханова «Никто», учителя «Класса коррекции» Е. Мурашовой и т.д. Взгляд и отношение художников слова изменился, им хочется обнажать недостатки человеческого качества педагогов, чем искать их достоинства.

Учитель и общественное мнение. Анализ тематики телепередач, материалов  газетных статей и содержания современной литературы о школе и учителе позволяет заметить, что отношение к учителю принципиально изменилось как к профессии изначально уважаемой.  Быть учителем стало делом не престижным, скромным и неинтересным. Дети не видят за повседневной жизнью и заботами учителей их творческого потенциала, их духовных усилий  и личных выборов. Эта мысль была бы просто банальной, если бы не подтверждала один из мещанских тезисов нашего времени: «Если ты успешный, то покажи свои успехи». Приоритетный национальный проект в области образования усилил дифференциацию педагогического сообщества на «конкурентоспособных и обычных учителей». А главное в учительском деле – сохранение «человеческого в человеке», следование педагогике гуманизма.  Конечно, каждый сам выбирает и выстраивает траекторию своего профессионально-личностного становления, но в образовательной политике государства уважаемыми педагогами стали избранные, умеющие проявлять и реализовывать свои инициативы. Отсюда востребованность ресурсов развития. Многие педагогические сообщества страдают от обвала документации, суеты, им приходится  за «веком» бежать, вместо того, чтобы сосредоточиться на главных ценностях и смыслах образовательного процесса, на человеке, его судьбе, его становлении.

Учитель и образовательные эффекты. Что изменилось в педагогическом творчестве учителя? Несомненно,  увеличилась свобода выбора:  разнообразие форм и путей повышения своей квалификации, множество педагогической и методической литературы, профильные классы и школы, многообразие учебно-методических комплексов по предметам, компьютерные технологии. И поэтому учитель должен быть профессионально компетентен, чтобы выбрать учебники, согласовать программу со стандартом образования, защитить свою концепцию преподавания словесности. С другой стороны, учитель «оказывает образовательные услуги», он включен в методическое обслуживание региона. Термин «учитель» вытесняется его ролевыми функциями: тьютор, коуч, менеджер образования,  репетитор, управленец, эксперт, модератор, фасилитатор.

Учитель и компетентности. От учителя литературы требуется реализация новых функций проектирования, моделирования, организации образовательных событий  и исследовательских конкурсов.  Поэтому учителю для своего статуса необходимы постоянные ресурсы развития, как  материальные, так  и технологические. Учителя стремятся искать пути организации свободного чтения вместе с учащимися, чтобы понимать друг друга, чтобы интересно было искать и находить избранные детьми тексты, чтобы всегда было что обсудить вместе. Именно такие формы предлагают учителя-словесники: литературные салоны Е.О. Галицких и Т.И. Леонтьевой, всероссийский образовательный проект «Успешное чтение» Е.И. Казаковой, курс свободного чтения школьников  «Современная литература»  О.С. Шавард, читательский проект А. Лиханова «Заветное», школьный читательский блог Н.П.Терентьевой, опыт И. Шолпо, представленный в книге «Как научить подростка читать?» [М., 2009], мое методическое пособие «Изучение творчества Альберта Лиханова в школе», интегрирующее учебную и воспитательную работу в Год литературы, «Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников, прочитавших книги Д.С.Лихачева в контексте современности   и др.

Учитель и культура. И в первую очередь, от учителя-словесника общество ждет культуры, культуры языка, культуры личностной, ясности мыслей и  чистоты чувств, интеллигентного облика и поведения, «человеческого в  человеке». Постоянно работая в лаборатории профессионально-личностного становления педагогов Кировской области, я вижу, как расширился круг интересов и возможностей учителей: они участвуют в профессиональных  конкурсах, путешествуют по миру, слушают музыку, занимаются актерским мастерством, живописью, спортом, водят машины, владеют компьютером. Им не хватает материальных возможностей, чтобы осуществить все, что им интересно, но они не теряют увлеченного отношения к профессии и жизни. Особенно важно, что педагоги получают яркие впечатления в своих поездках по стране и миру, что могут вдохновить своих учеников на образовательные экспедиции по литературным, историческим, культурным местам России. Процитируем афоризм Ноа бен Шиа: «Хорошие учителя – как зеркала, которые в тоже время и окна. Они позволяют нам взглянуть на самих себя и увидеть мир».

Учитель и дети.  Особую педагогическую роль будет играть  свободное самообразовательное чтения учителя о современных детях и  их развитии. Д.С.Лихачев подчеркивал, что именно литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Появилась серия книг, раскрывающих философию гуманной педагогики учителя, формирующих его мировоззрение, раскрывающих  смыслы  профессии. Это все книги Ш. А. Амонашвили и «Педагогический декамерон» Е.А. Ямбурга, и «Пушкинские проповеди» С.Л. Соловейчика, и «Лестница Иакова» Ноа бен Шиа, и книга И.А. Кабыш «Переходный возраст», и «Педагогика понимания» Ю.В. Сенько и М.Н. Фроловской и т.д. Призвание учителя требует осмысленности педагогической деятельности, понимания ее образовательных эффектов. Следовательно, включает учителя в диалог с культурой, которая  проникает в  жизнь каждого человека по его  доброй воле и индивидуальным возможностям. Авторитет современного учителя, с позиции учеников,  строится на нравственной личностной позиции, на уверенности в своих интеллектуальных и духовных силах, на способности вести диалог, на умении реализовывать связи науки и жизни ежедневно и убедительно на каждом уроке. Тем более что «литература есть наилучшая система формирования человеческого духа» (И. Бродский). Человека образовывает семья, школа и жизнь, и в этом процессе образования учитель-словесности соединяет прошлое, настоящее и будущее, осуществляя свое историческое, культуротворческое,  просветительское и педагогическое призвание.