Аннотация. Статья посвящена анализу философской основы гуманной педагогики, реализованной в ходе студенческого проекта «Эпидемия мастерства».
Ключевые слова: философия, гуманная педагогика, сотрудничество, студенческий проект.
В октябре 2014 года, по инициативе студентов, в рамках нашего вуза стартовал необычный проект «Эпидемия мастерства». Суть проекта заключалась в добровольной организации творческих мастерских - студенческих объединений во главе со студентами - «преподавателями», способными и, главное, желавшими научить во внеучебное время остальных тому, что умеют сами. Цель проекта: создать силами самих студентов необходимые условия для самореализации - предоставить возможность молодым людям реально научиться чему-то новому и через один месяц продемонстрировать результаты. Мастерских образовалось огромное количество, начиная от игры на музыкальных инструментах (гитара, фортепиано, скрипка), обучению танцам, вокальному пению, и заканчивая обучению различным жизненным навыкам (вязание, плетение косичек, фотографирование, кулинария и др.). Некоторые мастерские носили профессиональный характер (волонтеры, организаторы детских игр и др.). Режим работы мастерской определяли сами студенты. С самого начала было ясно, что все в руках самих студентов. В ходе проекта и мне выдалась возможность попробовать себя в роли педагога - преподавателя английского языка. Поскольку основная часть студентов, которые изъявили желание стать участниками моей мастерской, уже имела базовые знания по английскому языку, то я решила начать с изучения времен с последующим их закреплением в форме диалогов. Передо мной, как преподавателем, сразу возникла проблема - какими должны быть занятия, чтобы в ходе приобретения знаний моим ученикам было интересно? Как создать заинтересованную, но вместе с тем и непринужденную комфортную обстановку, которая бы вселяла уверенность, что у моих учеников все получится? Что необходимо сделать, чтобы были созданы условия для проявления скрытых личностных возможностей студентов? Как будущего педагога, меня интересовал и другой профессиональный вопрос: как сделать так, чтобы в ходе работы мастерской студенты прибегали к самоанализу, самокоррекции и саморегуляции?. Все мои рассуждения касались основного вопроса педагогики, в котором заключен основной философский смысл. Его я осознала в ходе необычного проекта, который лично для меня ощущался как необязательная, организованная по собственной инициативе своеобразная педагогическая практика. Главный вопрос, на который я сама должна была ответить прежде всего себе, заключался в следующем: Как же должно строиться обучение, чтобы на первый план выходила Личность обучаемого, его ценности и его личностная свобода?
Проанализировав возможные варианты построения обучения в мастерской, я убедилась в правильно выбранном курсе - реализовать в своей педагогической практике основные принципы гуманной педагогики. С одной стороны, я хотела помочь своим «ученикам», а с другой стороны, я, как учитель, чувствовала ответственность за принятое решение и пыталась, применяя педагогические знания на практике, оправдать доверие студентов, сделавших выбор в пользу моей мастерской. Ведь они разделили со мной ответственность за получение ощутимых результатов усвоения английского языка за один месяц. Чтобы создать необходимые условия для возможности проявления и развития сил и способностей обучаемых, я применяла знания по организации продуктивного общения и делала все, чтобы быть в позиции «на равных» со своими учениками. Форма организации учебного занятия в форме диалога этому способствовала, так как постоянно поддерживался необходимый содержательный контекст, в непосредственном контакте стирались позиции «над» и «под»; я, как учитель, была нацелена на учеников, а ученики внутренне открывались, проявляя готовность получать новые знания, и поэтому не боялись ошибиться. Обучение проходило в доверительной обстановке. Я со своими учениками проживала счастливые и незабываемые моменты сотрудничества и испытывала радость и удовлетворение от того, что мне удавалось организовывать взаимное обучение своих учеников. Например, взаимоконтроль в ходе проверки составленных диалогов на ошибки, получение обратной связи во время самоанализа: «Мне понравилась мастерская. Интереснее всего было составлять диалоги с партнером, которые потом проверялись на правильность» (Анастасия Г.).
Педагогика сотрудничества предполагает, что учащийся должен иметь право на высказывание своей позиции, точки зрения, мысли, даже если оно ошибочно. Это условие необходимо для формирования самосознания обучаемого, его самоопределения и самостоятельную организацию своей жизни. Именно поэтому при изучении времен все учащиеся на моих занятиях могли высказать предположение о том, как связаны грамматика времени и случаи его употребления, чем отличается грамматика времен в настоящем и прошедшем времени. Во время рефлексии после занятия моя однокурсница дала следующую оценку работе нашей мастерской: «Мне понравилось обучение английскому, которое проводилось в виде мастерской. Если мы изучали времена, то после закрепления правил каждый придумывал примеры и озвучивал их. Занятия проходили в приятной и непринужденной остановке, при этом мы не отставали от запланированной программы, оставалось дополнительное время на вопросы» (Эмили Д.).
Во время работы в мастерской необходимо было сформировать у учащегося тягу к учебному поиску, чему способствует применение индивидуального подхода к каждому Ученику. Считается, что в ходе поиска он подвергает анализу не только ценности и нормы окружения, но и прибегает к самоанализу, что способствует моральному росту личности. Надо сказать, что это условие воплощалось на наших занятиях само собой, естественным образом. В ходе обсуждения времен мои ученики самостоятельно вышли на некоторые темы, которые хоть и косвенно относятся к временам, но вызвали у них большой интерес. Например, встал вопрос о том, все ли глаголы можно использовать в Present Continuous? От чего зависит употребление тех или иных предлогов с глаголами? Впоследствии, многие приходили на следующие занятия с уже подготовленными для обсуждения вопросами. По истечении некоторого времени, одна из студенток написала свои впечатления от наших занятий: «В рамках проекта «Эпидемия мастерства» я записалась в мастерскую английского языка. Группа была небольшая - приблизительно 10 человек, я считаю, что это плюс, потому что каждому участнику уделялось внимание, и каждый мог задать вопрос. Так же ведущие учитывали наши пожелания, подбирая материал к занятиям. Мне понравилось, что занятия были разделены на две части: первая посвящена грамматике, а вторая, разговорному английскому. Атмосфера была теплая и дружелюбная, что тоже немаловажно. Я довольна, что занималась в данной мастерской, где обстановка напоминала занятия в кружке. Кстати говоря, мне пригодились полученные знания, так как во время каникул за границей необходимо было пользоваться английским языком» (Мария К.).
По итогам проекта каждая мастерская должна была подготовить творческий отчет и продемонстрировать свои результаты. В нашем случае предлагалось подготовить видеопрезентацию в виде видеоролика. Сам процесс коллективной рефлексии по осмыслению результатов и представление его в своеобразной творческой форме явился еще одним средством самораскрытия и саморазвития всех участников мастерской и оставил яркие незабываемые впечатления.
По итогам окончания проекта и в ходе последующего анализа своей деятельности как педагога я осознала истинность философского основания проблем обучения и воспитания, которые ведут к саморазвитию личности. Отказ от прямой подачи материала, его неоспоримости, отсутствии альтернативы, но в то же время предложение различных объяснений предоставляет учащемуся право самому сделать правильный вывод. Отсутствие навязывания материала помогает учащемуся стать свободным в своем выборе, поддерживает его право на самоопределение, которое способствует развитию личности, способной сопоставлять моральные, духовные нормы, соотносить их с собой и окружающими людьми. Во время обучения проходило естественное взаимодействие участников образовательного процесса, пропитанное взаимным вниманием, уважением к каждому. Приятно было находиться в душевной обстановке, которая не мешала атмосфере учебного труда. Эта ценность учебного процесса, выражающаяся в деликатной поддержке и естественном выполнении этических норм, была всеми прочувствована и по достоинству оценена. После таких занятий студентам - будущим педагогам стали не только понятны, но и были присвоены на личностном уровне профессиональные знания, полученные в ходе обучения в вузе: руководствуясь мотивом сотрудничества с учителем и учениками, учащийся интериоризирует процессы взаимоконтроля и взаимооценки, осмысливает те или иные установки. Кроме того, самостоятельное открытие новых свойств предмета, неизбежно приводит учащегося к рефлексии: «Что открытие предмета изменяет во мне?». Это подтверждается еще одним рефлексивным размышлением об итогах работы нашей мастерской: «Мне понравился подобный тип обучения своей свободной формой и подачей материала. Уроки были интересные, сопровождались практическими занятиями: мы не только изучали грамматику английского языка, но и пытались научиться разговаривать, используя новые речевые обороты и грамматические конструкции, что было очень полезно и познавательно» (Мария Х.).
Я считаю, что самой главной моей задачей в ходе участия в проекте «Эпидемия мастерства» в качестве работы учителя в мастерской была совсем не передача содержания этой учебной дисциплины (хотя внешние результаты превзошли все ожидания), а метода работы Человека с самим собой. Овладение методом саморегуляции, самокоррекции и самоанализа способствует переходу процесса обучения во внутренний мир учащегося, активизирует творческое саморазвитие его как личности, культивирует в нем тягу к самосовершенствованию. Реализация философского подхода в педагогике позволяет воспитать человека достойного, способного выбрать свою точку зрения и действовать на ее основе. Именно такой человек способен делать осмысленный и свободный выбор, не боится нестандартных ситуаций, всегда открыт миру и новым идеям, руководствуется духовными ценностями, осознает свои цели и место в жизни.
Список литературы:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995
2. Кувакин В.А. Основные характеристики гуманистического мировоззрения. М.: Российское гуманистическое общество, 2000