Аннотация: В данной статье говорится об основах гуманной педагогике и ее отличие от других наук. В качестве примера приведен студенческий проект «Эпидемия мастерства».
Ключевые слова: философия, гуманная педагогика, взаимопомощь, бескорыстие
Философия, гуманная педагогика и психология – три неразрывно связанные между собой науки. Философия – это древнейшая из наук, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Философия является теоретическим ядром мирововоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.
В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, философия базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Философия является прообразом многих наук, в том числе и психологии. Само слово «психолог» подразумевает то, что человек, реализованный в данный профессии, способен найти подход к любому собеседнику. Легко вести диалог с теми, кто охотно идет на контакт. Но как быть с теми, кто закрыт от внешнего мира? Порою за непроходимой скорлупой неразговорчивости и отрешенности скрывается что-то чистое, светлое и глубокое. Ленивый и недалекий человек, отмахнувшись, будет избегать общения с такими, не желая тратить свое время на то, чтобы раскрыть загадку его молчания. Психолог же, напротив, приложит все усилия, чтобы подобрать ключи к этой разгадке. Педагогика подразумевает научение. То есть человек, имеющий определенный набор знаний и навыков, передает их другим. Но всякая ли педагогика гуманна? Что вообще означает это слово? Слово «гуманный» означает «направленный на благо других», «проникнутый любовью и уважения к личности другого». Именно к личности и интересам ДРУГОГО. Увы, основная ошибка педагогике – это проекция собственного блага на благо другого. То есть, человек, будучи уверенным в том, что то или иное действие непременно благотворно скажется на развитии другого человека, начинает активно «втискивать» это. Как часто взрослые, как педагоги, так и родители, на вопрос о том, почему они заставляют детей заниматься тем, что не приносит им удовольствия, резко отрезают: «Я знаю, как ему (ей) будет лучше! Что он в свои годы понимает? Вырастет, еще «спасибо» скажет!». Только откуда они могут знать, как будет лучше другому? Столь беспардонное вторжение в личность ребенка далеко не всегда приносит пользу. Нередко взрослые, подобно варварам, врываются без стука в хрупкую крепость личности ребенка и «форматируют» ее по своему образу и подобию. Косвенно они выдают себя фразами, наподобие: «Я хочу вырастить из него космонавта/военного/врача» или «Он вырастет и непременно будет художником, он замечательно рисует». Только кто сказал, что ребенок мечтает стать художником? Даже если, допустим, природа одарила его способностью к рисованию, где гарантия, что ему это нравится и, тем более, именно это есть его призвание? Вот именно этим гуманная педагогика и отличается от всех остальных. В основе гуманной педагогике лежит помощь в реализации желанных ребенком навыков. Здесь ни в коем случае нельзя размениваться на товарно-денежные отношения, бросая колкие фразы «Мне не платят за то, что я уделяю дополнительное внимание». Здесь нужно полностью абстрагироваться от своего эгоцентризма и помогать ребенку развиваться в том направлении, которого нравится именно ЕМУ, а не самому педагогу. Одним из ярких примеров гуманной педагогики стал дебют проекта «Эпидемия мастерства», который проводился в рамках института Психологии в РГГУ. Этот проект заставил вспомнить об общих человеческих ценностях: идеях взаимопомощи, осознанию своей «нужности», уважению интересов другого. Суть данного проекта заключалось в том, что люди, обладающие какими-либо навыками, готовы были передать их всем желающим. Этот проект не был обязательным. В нем принимали участие только те, кто действительно хотел этого. Его по праву можно считать примером гуманной педагогики: здесь у каждого появилась возможность раскрыть себя в любимом деле, научиться тому, что интересно и, главное, здесь не было даже намека на какое-либо давление. Во главу угла ставились желания подопечного. Этот проект по праву можно считать студенческим, так как и подопечные, и педагоги являлись студентами. Приблизительно одинаковый возраст благотворно сказывается на развитии: всегда легче донести информацию ровеснику. Некоторые секции продолжают работать до сих пор. Благодаря этому, люди понимают, что если они не научились до 18-20 лет, например, танцевать, еще не поздно исправить это. В настоящее время бытует мнение, что если человек не успел заняться чем-то в детстве, на этом можно ставить крест. Данный проект стирает этот стереотип, намекая, что никогда не поздно. С одной стороны, кто-то может привести контраргумент, сказав, что нет смысла тратить свое время на бесплатные занятия, так как это сразу обесценивает все умения. Но разве увидеть, как на твоих глазах человек научился тому, что не умел раннее, благодаря именно твоей поддержке, не есть достойная плата за старание? Гуманная педагогика подчеркивает то, что не всякая плата измеряется деньгами. В нашей жизни есть то, что бесценно, вечно. Вряд ли на смертном одре человек будет считать деньги, лежащие в сейфе. Важным будет только то, скольких людей ему удалось сделать лучше и скольким удалось помочь. Гуманная педагогика помогает человеку почувствовать себя нужным. Отдавая, мы получаем взамен. Чувство собственной значимости приходит к обоим: педагог чувствует себя нужным, так как понимает, что может научить человека чему-то важному для него, а ученик чувствует себя нужным, потому что понимает, что педагог готов тратить на него свое время, силы и нервы. Гуманная педагогика, быть может, гораздо важнее всех прочих наук…