Содержание работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования
Выпуск:
ART 65505
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Телина
И.
А. Содержание работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65505.htm.
Аннотация. В статье представлено содержание работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования как совокупность мероприятий, обеспечивающих раскрытие и реализацию способностей всех обучающихся в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере творческой деятельности (включая разработку индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование его личностного и профессионального самоопределения).
Текст статьи
Телина Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, методист МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», г. Орскirinaleto79@bk.ru
Содержание работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования
Аннотация. В статье представлено содержание работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования как совокупность мероприятий, обеспечивающих раскрытие и реализацию способностей всех обучающихся в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере творческой деятельности (включая разработку индивидуальных образовательных маршрутовс учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование его личностного и профессионального самоопределения). Ключевые слова: дополнительное образование, одаренные дети, работа с одаренными детьми.
Главная задача российской образовательной политики –обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В этой связи выявление, развитие и работа с одаренными и способными детьми являютсяодним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива МОАУДОД «Дворецпионерови школьников г. Орска».В основу разработки программы работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования положена рабочая концепция одаренности, разработанная по заказу Министерства образования Российской ФедерацииИнститутом психологии РАН, факультетом психологии МГУ, Психологическим институтом РАО. В составе авторов концепции: Д. Б. Богоявленская, доктор психологических наук, профессор; В. Д. Шадриков, доктор психологических наук, действительный член РАО; М. А. Холодная,доктор психологических наук, профессор.Представленная программа работы с одаренными детьмив учреждении дополнительного образованиясоответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, демократизации, поскольку она содействует реализации творческого потенциала детей, обеспечивает условия для их саморазвития, повышения мотивации к познанию и самовоспитанию. При этом в МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска» возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.Цель программы:создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями; сопровождение системы работы с одаренными детьми в условиях МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска».Задачи программы:
выявление одаренных, талантливых и способных детей, создание условий для развития творческого потенциала их личности;
составление банка данных одаренныхдетей с высоким уровнем развития специальных способностей и мотивации;
создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей со специальными способностями;
разработка научнометодического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей;
психологопедагогическое сопровождение одаренных детей с высоким уровнем развития специальных способностей и мотивации.Основные направления программы:1. Нормативноправовое направление:реализация государственной, региональной политики в сфере дополнительного образования детей и общенациональной системы выявления и развития молодых талантов; формирование нормативноправовой базы работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования; контроль и анализ деятельности; соблюдение прав ребенка; социальная поддержка одаренных детей.2. Диагностическое направление:диагностика выдающихся способностей и одаренности детей; формирование пакета диагностических методик; создание банка данных «Одаренные дети». 3. Научнометодическое направление:внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационнокоммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей одаренных детей с учетом их склонностей, интересов, учебнопознавательных возможностей; информационная и научнометодическую помощь педагогам дополнительного образования и родителям одаренных детей; создание условия для отработки и применения новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми; осуществление апробации научных, психологопедагогических разработок в образовательном процессе учреждения дополнительного образования;внедрение образовательных и развивающих программ в работу с одаренными детьми; разработка и внедрение методических материалов для работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми. 4. Психологопедагогическое направление:диагностикопрогностическая и психологическая деятельность по сопровождению образования и развития одаренных детейв учреждении дополнительного образования; психологопедагогическое просвещение и социальнопедагогическое сопровождение родителей одаренных детей.5. Мотивационное направление:создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей со специальными способностями.6. Кадровое направление:повышение уровня образования и квалификации педагогов учреждения.
Ссылки на источники1.Богоявленская Д. Б. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. –М. :МИОО, 2005. –176 с.2.Дополнительное образование детей: теория и практика : монография / О. А. Вихорева; научн. ред. Е. А. Мартынова. –Челябинск: Издво Челяб. гос. унта, 2010. –179 с.3.Телина, И. А. Теория и методика работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования / И. А. Телина // Педагогика: семьяшколаобщество (инновации и технологии): монография; под общей ред. проф. Т. Б. Кропочевой. –Книга 35. –Воронеж : ВГПУ; М. :Наука : информ, 2015. –С. 108120.
Содержание работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования
Аннотация. В статье представлено содержание работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования как совокупность мероприятий, обеспечивающих раскрытие и реализацию способностей всех обучающихся в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере творческой деятельности (включая разработку индивидуальных образовательных маршрутовс учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование его личностного и профессионального самоопределения). Ключевые слова: дополнительное образование, одаренные дети, работа с одаренными детьми.
Главная задача российской образовательной политики –обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В этой связи выявление, развитие и работа с одаренными и способными детьми являютсяодним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива МОАУДОД «Дворецпионерови школьников г. Орска».В основу разработки программы работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования положена рабочая концепция одаренности, разработанная по заказу Министерства образования Российской ФедерацииИнститутом психологии РАН, факультетом психологии МГУ, Психологическим институтом РАО. В составе авторов концепции: Д. Б. Богоявленская, доктор психологических наук, профессор; В. Д. Шадриков, доктор психологических наук, действительный член РАО; М. А. Холодная,доктор психологических наук, профессор.Представленная программа работы с одаренными детьмив учреждении дополнительного образованиясоответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, демократизации, поскольку она содействует реализации творческого потенциала детей, обеспечивает условия для их саморазвития, повышения мотивации к познанию и самовоспитанию. При этом в МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска» возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.Цель программы:создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями; сопровождение системы работы с одаренными детьми в условиях МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска».Задачи программы:
выявление одаренных, талантливых и способных детей, создание условий для развития творческого потенциала их личности;
составление банка данных одаренныхдетей с высоким уровнем развития специальных способностей и мотивации;
создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей со специальными способностями;
разработка научнометодического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей;
психологопедагогическое сопровождение одаренных детей с высоким уровнем развития специальных способностей и мотивации.Основные направления программы:1. Нормативноправовое направление:реализация государственной, региональной политики в сфере дополнительного образования детей и общенациональной системы выявления и развития молодых талантов; формирование нормативноправовой базы работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования; контроль и анализ деятельности; соблюдение прав ребенка; социальная поддержка одаренных детей.2. Диагностическое направление:диагностика выдающихся способностей и одаренности детей; формирование пакета диагностических методик; создание банка данных «Одаренные дети». 3. Научнометодическое направление:внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационнокоммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей одаренных детей с учетом их склонностей, интересов, учебнопознавательных возможностей; информационная и научнометодическую помощь педагогам дополнительного образования и родителям одаренных детей; создание условия для отработки и применения новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми; осуществление апробации научных, психологопедагогических разработок в образовательном процессе учреждения дополнительного образования;внедрение образовательных и развивающих программ в работу с одаренными детьми; разработка и внедрение методических материалов для работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми. 4. Психологопедагогическое направление:диагностикопрогностическая и психологическая деятельность по сопровождению образования и развития одаренных детейв учреждении дополнительного образования; психологопедагогическое просвещение и социальнопедагогическое сопровождение родителей одаренных детей.5. Мотивационное направление:создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей со специальными способностями.6. Кадровое направление:повышение уровня образования и квалификации педагогов учреждения.
Ссылки на источники1.Богоявленская Д. Б. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. –М. :МИОО, 2005. –176 с.2.Дополнительное образование детей: теория и практика : монография / О. А. Вихорева; научн. ред. Е. А. Мартынова. –Челябинск: Издво Челяб. гос. унта, 2010. –179 с.3.Телина, И. А. Теория и методика работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования / И. А. Телина // Педагогика: семьяшколаобщество (инновации и технологии): монография; под общей ред. проф. Т. Б. Кропочевой. –Книга 35. –Воронеж : ВГПУ; М. :Наука : информ, 2015. –С. 108120.