Практическая работа над языком специальности иностранных студентов, изучающих дисциплину «Профессиональный иностранный язык II» в техническом вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Батраева О. М. Практическая работа над языком специальности иностранных студентов, изучающих дисциплину «Профессиональный иностранный язык II» в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65529.htm.
Аннотация. В статье анализируется системная работа над языком специальности иностранных студентов, изучающих дисциплину «Профессиональный иностранный язык II» в техническом вузе. Главной составляющей обучения языку будущей профессии является работа с учебными пособиями, разработанными специалистами кафедры РКИ (русский язык как иностранный).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
БатраеваОльга Матвеевна,доцент кафедры «Русский язык как иностранный» Международного института ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет», член АТАПРЯЛ, аспирантка Курганского государственного университета, г. Владивосток.Link.olga@mail.ru

Практическая работа над языком специальности иностранных студентов, изучающих дисциплину «Профессиональный иностранный язык II»

в техническом вузе

Аннотация.В статье анализируется системная работа над языком специальности иностранных студентов, изучающих дисциплину «Профессиональный иностранный язык II» в техническом вузе. Главной составляющей обучения языку будущей профессии является работа с учебными пособиями, разработанными специалистами кафедры РКИ (русский язык как иностранный). Ключевые слова: язык специальности, профессиональнокоммуникативные компетенции, интеграция, системнокоммуникативный подход, современные методы и технологии обучения русому языку как иностранному.

В условиях кардинального изменения социальной, политической, культурной жизни в стране меняется и научная парадигма российского образования. Все более актуальной становится компетентностная ориентация образовательного процесса технического вуза, нацеленного сегодня на формирование практически применимых комплексных навыков и умений. При разработке профессионально ориентированной системы обучения русскому языку как иностранному в техническом университете необходимо основываться на применении современных образовательных технологий обучения. В связи со значительным ростом темпов академической мобильности, усиливающейся конкуренции на международном рынке образования,повышение качества подготовки иностранных студентов в вузах Российской Федерации является важной задачей развития системы отечественной высшей школы.Профессиональная направленность в обучении студентовиностранцев, вопервых, требует интеграции дисциплины «Профессиональный иностранный язык II» с профилирующими дисциплинами; вовторых, ставит перед преподавателем РКИ задачу научить будущего специалиста на основе межпредметных связей использовать русский язык как средство систематического пополнения своих профессиональных знаний.

В последние десятилетия в образовании изменился баланс потребностей иностранных учащихся: значительно расширилось количество иностранных граждан, приехавших в Россию изучать русский язык не только с целью получения высшего образования, подтвержденного государственным дипломом, но и для того, чтобы овладеть языком как инструментом общения впрофессиональной сфере. Остановимся подробнее на практике преподавания дисциплины «Профессиональный иностранный язык II»(язык специальности), главная задача которой формированиепрофессиональнокоммуникативных компетенций будущих специалистов промышленного рыболовства, технологии продуктов питания, менеджментаи международной экономики.Процесс формирования компетенций иностранных студентов технического вуза должен быть направлен на решение следующих задач:развитие коммуникативных умений по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);овладение определенными языковыми знаниями, необходимыми для профессиональнокоммуникативного общения (знание фонетики, грамматических правил, лексических единиц и т.д.);формирование социокультурных знаний, которые приобщают иностранного студента к культуре, истории, традициям русского языка (в том числе, к профессиональной культуре); овладениенабором единиц профессиональной лексики (лексика, термины, специальные понятия специалистов направленийподготовки).Необходимо заметить, что для формирования профессиональнокоммуникативных компетенций иностранных студентов технического вуза особо актуальны такие компоненты компетенций, как речевая, языковая и предметная компетенции. Формирование речевого компонентаиностранных учащихся предполагает развитие навыков и умений обрабатывать информацию в области устной и письменной речи. Особое внимание на кафедре уделяется развитию навыков профессионального общения в ситуациях, требующих от учащихся принятия самостоятельного решения или создания собственного проекта, а также обоснования принятых решений.Остановимся подробнее на дисциплинах профессионального блока.

Ссылки на источники1.Батраева О.М. Профессиональный иностранный язык II: Тексты по специальности:Учебное пособие /О.М.Батраева Владивосток: Дальрыбвтуз, 2013 237 С. 2.Батраева О.М., И.В. Бимурзина. Язык специальности в техническом вузе: формирование профессиональных компетенций. //Журнал «Высшее образование сегодня» № 7. М: Издательская группа «Логос», 2014 С.8492. 3.Бимурзина И.В. Профессиональный иностранный язык II: русский язык как иностранный в профессиональном аспекте.Учебное пособие /И.В. Бимурзина Владивосток: Дальрыбвтуз, 2014 147 С. 4.Евтушенко С.Я. Профессиональный иностранный язык II:язык специальности в профессиональном аспекте (экономика).Учебное пособие /С.Я. Евтушенко Владивосток: Дальрыбвтуз, 2015 261 С.