Практическая работа по формированию грамматических навыков и умений иностранных студентов технического вуза
Выпуск:
ART 65533
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсентьева
Е.
В. Практическая работа по формированию грамматических навыков и умений иностранных студентов технического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
161–165. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65533.htm.
Аннотация. Автор статьи рассматривает систему практической работы над формированием грамматических навыков и умений иностранных студентов, изучающих русский язык при подготовке к ТРКИ-1.
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, система упражнений, грамматика и лексика русского языка как иностранного, практика письменной и устной речи.
Похожие статьи
Текст статьи
АрсентьеваЕлена Владимировна,старший преподавателькафедры «Русский язык как иностранный» Международного института ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет», г.Владивосток79147039176 @yandex.ru
Практическая работа по формированию грамматических навыков и умений иностранных студентовтехнического вуза
Аннотация.Автор статьи рассматривает систему практической работы над формированием грамматических навыков и умений иностранных студентов, изучающих русский языкпри подготовке к ТРКИ1. Ключевые слова:русский язык как иностранный, система упражнений, грамматика и лексика русского языка как иностранного, практика письменной и устной речи.
Преподавание русского языка как иностранного в техническом вузе призвано решить ряд важных задач способствовать подготовке иностранных студентов к изучению языка на продвинутом этапе обучения. Одним из основных направлений в преподавании дисциплины «Иностранный язык» является овладение грамматической системой, служащей базой для свободного речевого общения. В работе над грамматическим материалом в коммуникативно ориентированном курсе русского языка одну из основных трудностей составляет соотнесение грамматического компонента содержания с коммуникативной целью обучения.Овладение общением означает овладение действиями и операциями с языковым материалом при выражении собственных мыслей и понимании чужих высказываний. Грамматика –это наиболее обобщенный, абстрагированный от реальных актов коммуникации уровень языковой системы. В качествеосновы такой системы берется обычно конструкция предложения, схема построения текстовой единицы (диалога или монолога). Конструкция наполняется типичным лексикоморфологическим содержанием и составляет речевой образец. Варьирование наполнения речевого образца способствует автоматизации употребления форм и конструкций, а также обобщению отдельных языковых факторов, что создает основу правила.
При этом правила грамматики имеют едва ли не решающее значение в реализации творческой речевой способности человека.Можно выделить три уровня организацииучебного материала: отдельные языковые единицы, правила их образования, типовые фразы и речевые образцы и, наконец, связный материал (текст, тема, ситуация), которые выступают вместе с типовой фразой как методические факты, обобщающие единицы низшего порядка. Организуют учебную деятельность единицы ещё более высокого порядка упражнения, которые целесообразно поделить на функциональные подгруппы упражнений, показывающие, на формирование какого компонента деятельности студента эти упражнения нацелены: а) ориентирующие упражнения; б) исполнительские упражнения; в) упражнения, направленные на контроль и другие. Грамматические навыки иностранного учащегося подразделяются на языковые и речевые. Они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Игнорирование первичного этапа (выработка языковых грамматических навыков) неизбежно приведет не только к загрязнению речи учащегося, но и к разрушению полноценности акта коммуникации, к потере и искажению смысла. В связи с этим необходимо определить систему упражнений, направленныхна создание полноценной грамматической базы.Такая система упражнений может бытьпредставлена следующим образом:1) упражнение на понимание
2) упражнения по отработке уровень выработки языковых грамматических навыков; 3) упражнения по использованию грамматических навыков уровень выработки речевыхумений.Обычно обучение грамматике начинается с работы над текстом, содержащим данную грамматическую форму. Студент сначала воспринимает смысл текста, затем от смысла переходит к грамматической форме. Грамматическое явление многократно тренируется в речевом употреблении. Обучение грамматике включает в себя формирование языковой компетенции, формирование речевой компетенции и формирование коммуникативной компетенции.При отборе грамматического материала оченьважно учитывать коммуникативную оправданность, т.е. отбор и введение материала тогда, когда в нем есть коммуникативная потребность, когда созданы условия для его использования в общении. Под системой упражнений понимают такую совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование) в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения РКИ в заданных условиях.
Практическая работа по формированию грамматических навыков и умений иностранных студентовтехнического вуза
Аннотация.Автор статьи рассматривает систему практической работы над формированием грамматических навыков и умений иностранных студентов, изучающих русский языкпри подготовке к ТРКИ1. Ключевые слова:русский язык как иностранный, система упражнений, грамматика и лексика русского языка как иностранного, практика письменной и устной речи.
Преподавание русского языка как иностранного в техническом вузе призвано решить ряд важных задач способствовать подготовке иностранных студентов к изучению языка на продвинутом этапе обучения. Одним из основных направлений в преподавании дисциплины «Иностранный язык» является овладение грамматической системой, служащей базой для свободного речевого общения. В работе над грамматическим материалом в коммуникативно ориентированном курсе русского языка одну из основных трудностей составляет соотнесение грамматического компонента содержания с коммуникативной целью обучения.Овладение общением означает овладение действиями и операциями с языковым материалом при выражении собственных мыслей и понимании чужих высказываний. Грамматика –это наиболее обобщенный, абстрагированный от реальных актов коммуникации уровень языковой системы. В качествеосновы такой системы берется обычно конструкция предложения, схема построения текстовой единицы (диалога или монолога). Конструкция наполняется типичным лексикоморфологическим содержанием и составляет речевой образец. Варьирование наполнения речевого образца способствует автоматизации употребления форм и конструкций, а также обобщению отдельных языковых факторов, что создает основу правила.
При этом правила грамматики имеют едва ли не решающее значение в реализации творческой речевой способности человека.Можно выделить три уровня организацииучебного материала: отдельные языковые единицы, правила их образования, типовые фразы и речевые образцы и, наконец, связный материал (текст, тема, ситуация), которые выступают вместе с типовой фразой как методические факты, обобщающие единицы низшего порядка. Организуют учебную деятельность единицы ещё более высокого порядка упражнения, которые целесообразно поделить на функциональные подгруппы упражнений, показывающие, на формирование какого компонента деятельности студента эти упражнения нацелены: а) ориентирующие упражнения; б) исполнительские упражнения; в) упражнения, направленные на контроль и другие. Грамматические навыки иностранного учащегося подразделяются на языковые и речевые. Они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Игнорирование первичного этапа (выработка языковых грамматических навыков) неизбежно приведет не только к загрязнению речи учащегося, но и к разрушению полноценности акта коммуникации, к потере и искажению смысла. В связи с этим необходимо определить систему упражнений, направленныхна создание полноценной грамматической базы.Такая система упражнений может бытьпредставлена следующим образом:1) упражнение на понимание
2) упражнения по отработке уровень выработки языковых грамматических навыков; 3) упражнения по использованию грамматических навыков уровень выработки речевыхумений.Обычно обучение грамматике начинается с работы над текстом, содержащим данную грамматическую форму. Студент сначала воспринимает смысл текста, затем от смысла переходит к грамматической форме. Грамматическое явление многократно тренируется в речевом употреблении. Обучение грамматике включает в себя формирование языковой компетенции, формирование речевой компетенции и формирование коммуникативной компетенции.При отборе грамматического материала оченьважно учитывать коммуникативную оправданность, т.е. отбор и введение материала тогда, когда в нем есть коммуникативная потребность, когда созданы условия для его использования в общении. Под системой упражнений понимают такую совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование) в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения РКИ в заданных условиях.