Формирование графо-моторного компонента у младших школьников с дизартрией в структуре преодоления общего недоразвития речи
Выпуск:
ART 65550
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филиппова
Е.
Н. Формирование графо-моторного компонента у младших школьников с дизартрией в структуре преодоления общего недоразвития речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
241–245. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65550.htm.
Аннотация. Один из основных вопросов работы – роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности ребёнка. В статье представлены теоретическое обоснование, актуальность, задачи и принципы логопедического воздействия. Описывается коррекционно-развивающая система формирования графо-моторного компонента у младших школьников с дизартрией.
Ключевые слова:
дизартрия, общее недоразвитие речи, графо-моторный компонент, коррекционно-развивающая система.
Текст статьи
ФилипповаЕкатерина Николаевна,учительлогопед, ГКОУ СО «Качканарская школа», г.Качканарkatuanf@mail
Формирование графомоторного компонента у младших школьниковс дизартрией
в структуре преодоления общего недоразвития речи
Аннотация.Один из основных вопросов работы –роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности ребёнка. В статье представлены теоретическое обоснование,актуальность, задачи и принципы логопедического воздействия. Описывается коррекционноразвивающая системаформирования графомоторного компонента у младших школьниковс дизартрией.Ключевые слова: графомоторный компонент, дизартрия, общее недоразвитие речи, коррекционноразвивающая система.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи, испытывающих трудность в усвоении программы по родному языку. Основную проблему при этом представляет овладение навыком письма.Овладение письмом предполагает усвоение графических буквенных знаков (символическое обозначение звуков речи) и умение соотносить их оптические представления с соответствующими акустическими и речедвигательными характеристиками, а также начертание букв на бумаге с помощью соответствующих движений руки.Графомоторные навыки являются конечным звеном цепочки операций, составляющих письмо. Тем самым показывают влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции.Наиболее ярко при стёртой дизартрии проявляется моторная недостаточность, что отражается на выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями. Ведущим механизмом нарушения является неполноценность артикуляционного и пальцевого праксиса. Поэтому проблема формирования графомоторного компонента является актуальной в системе преодоления нарушений письма у младших школьников в структуре общего недоразвития речи.Изучение психологопедагогической и логопедической литературы по проблеме речевых расстройств у детей с дизартрией, анализ данных констатирующего эксперимента позволили разработать модель организации графомоторного компонентав структуре преодоления общего недоразвития речи.Определяя содержание и методы коррекционного обучения, мы исходили, прежде всего, из квалификации главного первичного звена –недоразвития моторных функций у детей с псевдобульбарной дизартрией (ОНР) как следствия псевдобульбарного паралича.
С учётом вышеизложенного материала и данных констатирующего исследования были определены следующие принципы организации логопедической работы с детьми:
1) взаимосвязи коррекции фонетической стороны речи с развитием моторных функций;2) природосообразности;3) системного подхода, предполагающего формирование фонетической стороны речи в единстве с другими компонентами языковой системы (звук, слово, грамматика).Учитывая сложную психологическую и физиологическую структуру навыка письма, а также особенности нарушений письменной речи у детей с дизартрией, мы построили целостную систему коррекции данного нарушения в структуре преодоления общего недоразвития речи.Учитывая недостатки формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных актов письма у детей с дизартрией в структуре общего недоразвития речи, мы включили в систему коррекционной работы 4 этапа формирования графомоторного компонента.Таким образом, коррекционноразвивающая система формирования графомоторного компонента в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией младшего школьного возраста строится на системном воздействиина общую, мелкую, артикуляционную моторику, речь и другие психические процессы с широким применением методов нетрадиционной медицины, в тесной связи с естественной познавательной деятельностью ребёнка, особенностями нарушений письма, использованием авторских методов и приёмов с цельюкоррекции речевых нарушений и направлена на успешное обучение детей в школе и их дальнейшую социальную адаптацию.
Динамика обучения показала, что разработанная система коррекции графомоторного компонентав структуре преодоления общего недоразвития речи позволяет:а) осуществить программу полной психологосоциальнопедагогической реабилитации детей с дизартрией;б) сократить сроки коррекционного обучения.Эффективность коррекционного обученияобеспечивалась дифференцированным подходом, учитывающим:структуру клинического дефекта;структуру речевого дефекта;уровень психического развития;особенности личности каждого ребёнка;природособразность развития ребёнка.В результате обучения у всех детей наблюдалась положительная динамика в развитии графомоторного компонента, языковых и речевых средств.Таким образом, целенаправленная коррекционнопедагогическая работапо организации графомоторного компонентау младших школьниковс дизартрией способствует не только развитию данного психического процесса и связанных с ним речевых функций, но и формированию познавательной деятельности, являющейся главным критерием готовности и успешного обучения ребёнка в школе.Предложенная коррекционноразвивающая системаможетбыть широкоиспользована при моделировании аналогичных систем в дефектологии и применена в практике работы со здоровыми детьми.
Ссылки на источники1.Методы обследования речи у детей. Ч.1 / Под ред. И.Т.Власенко, Г.В.Чиркиной. –М., 1992.2.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. –М., 1995.3.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. –М., 1997.
Формирование графомоторного компонента у младших школьниковс дизартрией
в структуре преодоления общего недоразвития речи
Аннотация.Один из основных вопросов работы –роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности ребёнка. В статье представлены теоретическое обоснование,актуальность, задачи и принципы логопедического воздействия. Описывается коррекционноразвивающая системаформирования графомоторного компонента у младших школьниковс дизартрией.Ключевые слова: графомоторный компонент, дизартрия, общее недоразвитие речи, коррекционноразвивающая система.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи, испытывающих трудность в усвоении программы по родному языку. Основную проблему при этом представляет овладение навыком письма.Овладение письмом предполагает усвоение графических буквенных знаков (символическое обозначение звуков речи) и умение соотносить их оптические представления с соответствующими акустическими и речедвигательными характеристиками, а также начертание букв на бумаге с помощью соответствующих движений руки.Графомоторные навыки являются конечным звеном цепочки операций, составляющих письмо. Тем самым показывают влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции.Наиболее ярко при стёртой дизартрии проявляется моторная недостаточность, что отражается на выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями. Ведущим механизмом нарушения является неполноценность артикуляционного и пальцевого праксиса. Поэтому проблема формирования графомоторного компонента является актуальной в системе преодоления нарушений письма у младших школьников в структуре общего недоразвития речи.Изучение психологопедагогической и логопедической литературы по проблеме речевых расстройств у детей с дизартрией, анализ данных констатирующего эксперимента позволили разработать модель организации графомоторного компонентав структуре преодоления общего недоразвития речи.Определяя содержание и методы коррекционного обучения, мы исходили, прежде всего, из квалификации главного первичного звена –недоразвития моторных функций у детей с псевдобульбарной дизартрией (ОНР) как следствия псевдобульбарного паралича.
С учётом вышеизложенного материала и данных констатирующего исследования были определены следующие принципы организации логопедической работы с детьми:
1) взаимосвязи коррекции фонетической стороны речи с развитием моторных функций;2) природосообразности;3) системного подхода, предполагающего формирование фонетической стороны речи в единстве с другими компонентами языковой системы (звук, слово, грамматика).Учитывая сложную психологическую и физиологическую структуру навыка письма, а также особенности нарушений письменной речи у детей с дизартрией, мы построили целостную систему коррекции данного нарушения в структуре преодоления общего недоразвития речи.Учитывая недостатки формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных актов письма у детей с дизартрией в структуре общего недоразвития речи, мы включили в систему коррекционной работы 4 этапа формирования графомоторного компонента.Таким образом, коррекционноразвивающая система формирования графомоторного компонента в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией младшего школьного возраста строится на системном воздействиина общую, мелкую, артикуляционную моторику, речь и другие психические процессы с широким применением методов нетрадиционной медицины, в тесной связи с естественной познавательной деятельностью ребёнка, особенностями нарушений письма, использованием авторских методов и приёмов с цельюкоррекции речевых нарушений и направлена на успешное обучение детей в школе и их дальнейшую социальную адаптацию.
Динамика обучения показала, что разработанная система коррекции графомоторного компонентав структуре преодоления общего недоразвития речи позволяет:а) осуществить программу полной психологосоциальнопедагогической реабилитации детей с дизартрией;б) сократить сроки коррекционного обучения.Эффективность коррекционного обученияобеспечивалась дифференцированным подходом, учитывающим:структуру клинического дефекта;структуру речевого дефекта;уровень психического развития;особенности личности каждого ребёнка;природособразность развития ребёнка.В результате обучения у всех детей наблюдалась положительная динамика в развитии графомоторного компонента, языковых и речевых средств.Таким образом, целенаправленная коррекционнопедагогическая работапо организации графомоторного компонентау младших школьниковс дизартрией способствует не только развитию данного психического процесса и связанных с ним речевых функций, но и формированию познавательной деятельности, являющейся главным критерием готовности и успешного обучения ребёнка в школе.Предложенная коррекционноразвивающая системаможетбыть широкоиспользована при моделировании аналогичных систем в дефектологии и применена в практике работы со здоровыми детьми.
Ссылки на источники1.Методы обследования речи у детей. Ч.1 / Под ред. И.Т.Власенко, Г.В.Чиркиной. –М., 1992.2.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. –М., 1995.3.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. –М., 1997.