Концепция опытно-экспериментальной работы на базе ДДT «Вдохновение» по теме «Проектная деятельность как средство профессионализации в системе учреждений дополнительного образования детей» в рамках инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Некрасова Г. Н., Широкова С. В., Дудина М. А. Концепция опытно-экспериментальной работы на базе ДДT «Вдохновение» по теме «Проектная деятельность как средство профессионализации в системе учреждений дополнительного образования детей» в рамках инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 341–345. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65570.htm.
Аннотация. Авторы описывают концепцию опытно-экспериментальной работы по профессионализации детей в системе учреждений дополнительного образования, которая была реализована на базе ДДT «Вдохновение» в рамках инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Некрасова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета, г. Кировdaw@mediaedu.ru

Широкова Светлана Владимировна, заместитель директораМОАУ ДОД «Дом детского творчества «Вдохновение», г. Кировvdohnoveniekirov@mail.ru

Дудина Марина Анатольевна, заместитель директора МОАУ ДОД «Дом детского творчества «Вдохновение», г. Кировvdohnoveniekirov@mail.ru

Концепция опытноэкспериментальной работы на базеДДT«Вдохновение» по теме «Проектная деятельностькак средство профессионализации в системе учреждений дополнительного образования детей» в рамках инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета

Аннотация.Авторы описывают концепцию опытноэкспериментальной работыпо профессионализации детей в системе учреждений дополнительного образования, которая была реализованана базе ДДT«Вдохновение» в рамках инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета.Ключевые слова:дополнительное образование, профессионализация, проектная деятельность.

В 2015 году факультет технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) и МОАУ ДОДДДT «Вдохновение» организовали научнопрактическое взаимодействие по теме«Проектная деятельность как средство профессионализации в системе учреждений дополнительного образования детей».Работа двух педагогических коллективов осуществляется в рамках инновационной площадки, курируемой ВятГГУ и Министерством образования Кировской области. Концепция темы научного исследованиясвязана свозможностьюранней профессионализациишкольниковв условиях дополнительного образования. Под профессионализацией понимается процесс подготовки специалиста, максимально приближающий его к высокому уровню освоения профессиональных задач, следовательно, можно считать, что это процессстановления профессионала. Данный процесс включает: выборчеловеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формированиеи осознаниесебя как профессионала; обогащение опытапрофессии за счет личного вклада; развитиесвоей личности средствами профессии и др. Профессионализация

это одна из сторон социализации, один из аспектов развития личности.Как начинается процесс профессионализации? Чаще всего через увлечение в школьном возрасте определенным видом деятельности (музыка, спорт, техническое и художественное творчество), который школьники осваивают в домах творчества, студиях, в музыкальных и художественных школах. Кроме того, ориентация на будущую профессиональную деятельность осуществляется в рамках технологической подготовки в школах, учебнопроизводственных комбинатах. В учреждениях системы дополнительного образования существуют условия для успешной профессионализации школьников на начальном этапе вхождения в профессию. Каковы шансы современных школьников построить эффективную карьеру? Какие умения необходимо развивать и осваивать школьнику, чтобы быть успешными в будущей профессиональной деятельности? Над этими и другими вопросами задумываются педагоги системы дополнительного образования, проектируя программы творческого развития детей. Безусловно, наряду с освоением содержательной части программы дополнительного образования, в нее закладываются развивающие цели по формированию таких качеств личности как,чтолибо делать профессионально, продуктивно себя представлять, оформлять и продвигать свои идеи в виде проектов, обучаться лучшему, новейшему.При этом используются эффективные формы работы, чаще всего они обладают интерактивностью тренинги, состязания (в виде конкурсов, олимпиад), дебаты, круглый стол и т.п.Сегодня в связи с введением Федеральных образовательных стандартов школы система дополнительного образования требует пересмотра своей значимости в системе школьного образования. Необходимы исследования данной проблемы, прежде всего на региональном уровне.Такие научные разработки позволяет получить предварительное представление о системе, о том, как она будет развиваться в условиях областного центра, чтобы избежать ошибок, четче спланировать взаимодействие основного и дополнительного образования по подготовке школьников к будущей профессиональной деятельности.В настоящий период наблюдаетсяактивное взаимодействие между вузами и образовательными учреждениями по разработке педагогических моделей ранней профессионализациишкольников,к осознанному выбору профессии.В этой статье мы показываем один из примеров таких педагогических систем. Среди различных форм ранней профессионализациишкольников в домах творчества имеется наиболее эффективная профессиональные пробы, знакомящие с профессиональными задачами конкретной профессии.В образовательных организациях системы дополнительного образования детей, где активно развивается художественнотворческое направление,это профессии, связанные с художественной деятельностью.

На факультете технологии и дизайна ВятГГУ реализуются направления по подготовке дизайнеров, художниковпедагогов, педагогов дополнительного образования, конструкторов одежды. Это профессии, где основа деятельности творческий процесс. Совместная работа социальных партнеров ВятГГУ и ДДТ «Вдохновение» будет способствовать созданию и реализации новых форм работы со школьниками по их ранней профессионализации. Социальное партнерство в большей степени, позволит обеспечить потребности постоянно меняющейся образовательной среды и реализацию задач, поставленных в Концепции развития дополнительного образования (утверждена распоряжением правительства 4 сентября 2014 г.№ 1726р).Работа инновационной площадкиреализуетсяв трех направлениях. В области информационноаналитической деятельности анализ, обобщение и формирование банка образовательной практики по актуальным направлениямразвития профессионализации школьников в процессе проектной деятельности детей в условиях дополнительного образования.В области научнометодической деятельности прикладные исследования по разработке частных методик подготовки школьников к выбору профессии художественнотехнологической направленности в образовательных учреждениях, совместными усилиями будет осуществляться экспертиза и апробациянаучнометодического обеспечения образовательного процесса.В области организационнометодической деятельности планируется обобщение и распространение инновационного педагогического опыта на различных уровнях (уровне образовательного учреждения, муниципальном, региональном, российском). Оказание учебнометодической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса; оказание помощи в развитии творческого и научного потенциала педагогических работников. Будет осуществляться совместная организация и проведение научнопрактических и творческих мероприятий различного уровня (конкурсы, фестивали, семинары, конференции, круглые столы).Целью такого инновационного взаимодействия двух педагогических коллективов является создание системы профессиональных проб и организации проектной деятельности обучающихся с целью их профессионализации на занятиях вучреждениях дополнительного образования детей.Предполагается, что разработанная и апробированная система в виде педагогической модели может быть предложена для внедрения в деятельность других учреждений дополнительного образования детей.Основные задачиинновационной площадки:создание информационнометодического пространства дляпедагогов дополнительного образования и учителей изобразительного искусства и технологии в области разработки системы профессиональных проб для обучающихся в рамках их художественнотехнологического образования;поддержка новых образовательных инициатив по использованию потенциала проектной деятельности для профессионализации обучающихся;создание профессионального сообщества педагогов дополнительного образования и учителей технологии, изобразительного искусства в рамках конкурсной, творческой деятельности;обобщение и распространение инновационного педагогического опыта на различных уровнях; оказание учебнометодической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса; оказание помощи в развитии творческого и научного потенциала педагогических работников.Научная значимость предложена модель организации профессиональных проб и проектной деятельности с целью профессионализации обучающихся на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей.

Практическая значимость создан эффективный механизм взаимодействия ВятГГУи ДДТ «Вдохновение» по решению проблем подготовки и сопровождения педагогических кадров в области художественнотехнологического образования;организована совместная профессиональная практическая деятельность участников сообщества по организации проектной деятельности с целью профессионализации обучающихся на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей; в образовательный процессДДТ «Вдохновение» внедрена системапрофессиональных проб для обучающихсяв рамках их художественнотехнологического образования.Оценка эффективности проекта будет проводиться на основе:мониторинга эффективности организации проектной деятельности с целью профессионализации учащихся на занятиях в учреждениях дополнительного образования;мониторинга успешности субъектов образовательного процесса (учащиеся, студенты, преподаватели, педагоги);общественной экспертизы совместных результатов опытноэкспериментальной деятельности ВятГГУ и МОАУ ДОДДДТ «Вдохновение».Внедрениеразработанных материаловв практику подготовки учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования для ВятГГУ будет заключатьсяво внедрении системы профессиональных проб, методическихразработок, программ мастерклассов, сценариев конкурсов и фестивалей. Также предполагается внедрение совместных разработок по организации системы профессиональных проб и проектной деятельности обучающихся в рамках их художественнотехнологической подготовки в условияхсистемы общего идополнительного образования детей.Таким образом, реализация проекта позволит выстроить эффективную модель сетевого взаимодействия между ВятГГУи ДДТ «Вдохновение» города Кирова, усовершенствовав тем самым процесс профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования детей города, региона с включением в общие интеграционные процессы российскогообразования.