Case-study как способ формирования профессиональных компетенций специалистов направления подготовки «Социальная работа»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калиберда Е. И. Case-study как способ формирования профессиональных компетенций специалистов направления подготовки «Социальная работа» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 351–355. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65572.htm.
Аннотация. Данная статья даёт краткую характеристику основных особенностей рассмотрения основ преподавания в высшей школе. Приоритетное направление преподавания – использование интерактивных («деятельностных») методов обучения. В статье выделены характеристики метода кейса (case-study), как одного из «деятельностных», применимо к формированию компетенций студентов направления подготовки «Социальная работа».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Калиберда Екатерина Игоревна,магистрант факультета социальных технологий, ФГБОУ ВПО «Вятскийгосударственный гуманитарный университет», г. Кировkatrin.kaliberda@yandex.ru

Casestudyкак способ формирования профессиональных компетенций специалистов направления подготовки «Социальная работа»

Аннотация.Данная статья даёт краткую характеристику основных особенностей рассмотрения основ преподавания в высшей школе. Приоритетное направление преподавания –использование интерактивных («деятельностных») методов обучения. В статье выделены характеристики метода кейса (casestudy), как одного из «деятельностных», применимо к формированию компетенций студентов направления подготовки «Социальнаяработа».Ключевые слова:casestudy, метод кейса, компетенции, социальная работа, «деятельностный» метод обучения, интерактивные методы обучения, преподавание в высшей школе.

В настоящее время характерно смещениеприоритетовв сторону практической, прикладной направленности обучения в высшей школе, что продиктовано изменяющейся социальнополитической и экономической ситуацией. Целью высшего профессионального обучения становится подготовка специалистов, обладающих набором компетенций (профессиональных, общепрофессиональных, общекультурных), формируемых в ходе обучения. Компетенция —«способность делать чтолибо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции» [3, с. 12]. В рамках достижения заданной цели произошла закономернаятрансформация форм обучения, применяемых в высшей школе. Акцент в настоящее время делается на «деятельностные» (интерактивные) методы обучения, которые позволяют не только повысить интерес обучающихся к дисциплине, но и сформировать конкретные компетенциии дать возможность применить полученные знания в прикладной деятельности как в рамках учебного занятия, так и в ходе самостоятельной работы.Интерактивные методы (англ. interaction —воздействие друг на друга, взаимодействие) —методы обучения, основанныена взаимодействии обучающихся между собой. Интерактивное обучение предполагает: «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [6, с. 17].

Ю.В. Гущин приходит к выводу, что интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта. [1]Одним из интерактивных методов обучения является метод casestudy(метод кейсов, метод ситуационного обучения). Несмотря на то, что метод casestudy наиболее широко используется в обучении экономике и бизнеснаукам за рубежом, представляется целесообразным применение данногометода в науках гуманитарного цикла, в частности при подготовке специалистов по направлению подготовки «Социальная работа».Оценивая эффективность применения данного метода в рамках освоения дисциплин гуманитарной направленности, следует обратиться к опыту следующих учреждений высшего профессионального образования.ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» широко использует метод ситуационного обучения: в программу магистерской подготовки по направлению Социальная работа включена дисциплина «Сaseтехнологии в социальной работе». Согласно рабочей программе дисциплина призвана сформировать следующие компетенции:способность действовать в нестандартных ситуациях, проявлять инициативу, нести социальную и этическую ответственность запринятые решения;способность к самостоятельному обучению новым методам и технологиям, освоению нового содержания деятельности для повышения эффективности своего труда;способность конструировать и реализовывать технологии оказания социальных услуг;готовность к организации межведомственного взаимодействия и использованию потенциала социальной инфраструктуры по социальному оздоровлению общества. [4]ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет» также уделяет большое внимание использованию метода кейсов:магистранты кафедры медикосоциальной работы в ходе обучения изучают дисциплину «Объектно и субъектноориентированные caseтехнологии в социальной работе».Наиболее важными компетенциями, формирующимися в процессе обучения данной дисциплине, являются:способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научнопроизводственного профиля своей профессиональной деятельности;способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры);способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по направлениям современной теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования теории и практики социальной работыспособность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социальной работы и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий. [5]Необходимо отметить, что casestudy наряду с формированием профессиональных компетенций социального работника развивает аналитические и коммуникативные способности, т.к.учит студентов решать сложные неструктурированные проблемы. В основе метода кейса —конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. [2]Популярность использования метода ситуационного обучения при подготовке специалистов направления «Социальная работа» обусловлена следующими особенностями данного метода:Метод ориентирован на плюрализм верных решений. Сфера деятельности социального работника предполагает умение специалиста выбирать из множества верных решений подходящее в конкретной жизненной ситуации, сложившейся у клиентов социальной службы. В условияхработы в рамках casestudy акцент обучения переносится на выработку научного знания, на сотворчество студента и преподавателя. Наиболее важным умением является овладение навыком профессиональной деятельности: спектр проблем, лежащих в области профессиональной компетенции очень широк. Метод кейса позволяет расширить круг «знакомых». «Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования». [2]Подводя итог, необходимо отметить основные особенности casestudy: метод ситуационного обучения позволяет применить теоретические знания к решению практических задач, развивает самостоятельность мышления, умение учитывать альтернативную точку зрения, аргументировать собственные умозаключения. С помощью этого метода совершенствуются аналитические и оценочные навыки, появляется способность находить наиболее рациональноерешение поставленной проблемы.

Ссылки на источники1.Гущин, Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012, №2. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20expertov/2012n2a1.pdf2.ДолгоруковА.М. Метод casestudy как современная технология профессиональноориентированного обучения —[Электронный ресурс] —Режим доступа. —URL: http://evolkov.net/case/case.study.html3.Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. —42 с. 4.Информация об образовательной программе магистратуры 39.04.02 Социальная работа: Экономика, право, организация и управление в социальной работе. —URL: http://www.isea.ru/edu/vpo/mag/info.aspx?d=39.04.02.1&y=2015

5.Объектнои субъектноориентированныеCASEтехнологии в социальной работе [Электронный ресурс] : учеб.метод. комплекс дисц. для магист. направления 040400.68 / АмГУ, ФСН ; сост. Т. С. Еремеева. Благовещенск : Издво Амур. гос. Унта,2013.78с.Б. ц. —URL:

http://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/6768.pdf6.Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебнометодическое пособие /С. Б. Ступина. —Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. —52 с.