Case-study как способ формирования профессиональных компетенций специалистов направления подготовки «Социальная работа»
Выпуск:
ART 65572
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калиберда
Е.
И. Case-study как способ формирования профессиональных компетенций специалистов направления подготовки «Социальная работа» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
351–355. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65572.htm.
Аннотация. Данная статья даёт краткую характеристику основных особенностей рассмотрения основ преподавания в высшей школе. Приоритетное направление преподавания – использование интерактивных («деятельностных») методов обучения. В статье выделены характеристики метода кейса (case-study), как одного из «деятельностных», применимо к формированию компетенций студентов направления подготовки «Социальная работа».
Ключевые слова:
компетенции, социальная работа, интерактивные методы обучения, case-study, метод кейса, «деятельностный» метод обучения, преподавание в высшей школе.
Текст статьи
Калиберда Екатерина Игоревна,магистрант факультета социальных технологий, ФГБОУ ВПО «Вятскийгосударственный гуманитарный университет», г. Кировkatrin.kaliberda@yandex.ru
Casestudyкак способ формирования профессиональных компетенций специалистов направления подготовки «Социальная работа»
Аннотация.Данная статья даёт краткую характеристику основных особенностей рассмотрения основ преподавания в высшей школе. Приоритетное направление преподавания –использование интерактивных («деятельностных») методов обучения. В статье выделены характеристики метода кейса (casestudy), как одного из «деятельностных», применимо к формированию компетенций студентов направления подготовки «Социальнаяработа».Ключевые слова:casestudy, метод кейса, компетенции, социальная работа, «деятельностный» метод обучения, интерактивные методы обучения, преподавание в высшей школе.
В настоящее время характерно смещениеприоритетовв сторону практической, прикладной направленности обучения в высшей школе, что продиктовано изменяющейся социальнополитической и экономической ситуацией. Целью высшего профессионального обучения становится подготовка специалистов, обладающих набором компетенций (профессиональных, общепрофессиональных, общекультурных), формируемых в ходе обучения. Компетенция —«способность делать чтолибо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции» [3, с. 12]. В рамках достижения заданной цели произошла закономернаятрансформация форм обучения, применяемых в высшей школе. Акцент в настоящее время делается на «деятельностные» (интерактивные) методы обучения, которые позволяют не только повысить интерес обучающихся к дисциплине, но и сформировать конкретные компетенциии дать возможность применить полученные знания в прикладной деятельности как в рамках учебного занятия, так и в ходе самостоятельной работы.Интерактивные методы (англ. interaction —воздействие друг на друга, взаимодействие) —методы обучения, основанныена взаимодействии обучающихся между собой. Интерактивное обучение предполагает: «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [6, с. 17].
Ю.В. Гущин приходит к выводу, что интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта. [1]Одним из интерактивных методов обучения является метод casestudy(метод кейсов, метод ситуационного обучения). Несмотря на то, что метод casestudy наиболее широко используется в обучении экономике и бизнеснаукам за рубежом, представляется целесообразным применение данногометода в науках гуманитарного цикла, в частности при подготовке специалистов по направлению подготовки «Социальная работа».Оценивая эффективность применения данного метода в рамках освоения дисциплин гуманитарной направленности, следует обратиться к опыту следующих учреждений высшего профессионального образования.ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» широко использует метод ситуационного обучения: в программу магистерской подготовки по направлению Социальная работа включена дисциплина «Сaseтехнологии в социальной работе». Согласно рабочей программе дисциплина призвана сформировать следующие компетенции:способность действовать в нестандартных ситуациях, проявлять инициативу, нести социальную и этическую ответственность запринятые решения;способность к самостоятельному обучению новым методам и технологиям, освоению нового содержания деятельности для повышения эффективности своего труда;способность конструировать и реализовывать технологии оказания социальных услуг;готовность к организации межведомственного взаимодействия и использованию потенциала социальной инфраструктуры по социальному оздоровлению общества. [4]ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет» также уделяет большое внимание использованию метода кейсов:магистранты кафедры медикосоциальной работы в ходе обучения изучают дисциплину «Объектно и субъектноориентированные caseтехнологии в социальной работе».Наиболее важными компетенциями, формирующимися в процессе обучения данной дисциплине, являются:способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научнопроизводственного профиля своей профессиональной деятельности;способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры);способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по направлениям современной теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования теории и практики социальной работыспособность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социальной работы и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий. [5]Необходимо отметить, что casestudy наряду с формированием профессиональных компетенций социального работника развивает аналитические и коммуникативные способности, т.к.учит студентов решать сложные неструктурированные проблемы. В основе метода кейса —конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. [2]Популярность использования метода ситуационного обучения при подготовке специалистов направления «Социальная работа» обусловлена следующими особенностями данного метода:Метод ориентирован на плюрализм верных решений. Сфера деятельности социального работника предполагает умение специалиста выбирать из множества верных решений подходящее в конкретной жизненной ситуации, сложившейся у клиентов социальной службы. В условияхработы в рамках casestudy акцент обучения переносится на выработку научного знания, на сотворчество студента и преподавателя. Наиболее важным умением является овладение навыком профессиональной деятельности: спектр проблем, лежащих в области профессиональной компетенции очень широк. Метод кейса позволяет расширить круг «знакомых». «Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования». [2]Подводя итог, необходимо отметить основные особенности casestudy: метод ситуационного обучения позволяет применить теоретические знания к решению практических задач, развивает самостоятельность мышления, умение учитывать альтернативную точку зрения, аргументировать собственные умозаключения. С помощью этого метода совершенствуются аналитические и оценочные навыки, появляется способность находить наиболее рациональноерешение поставленной проблемы.
Ссылки на источники1.Гущин, Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012, №2. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20expertov/2012n2a1.pdf2.ДолгоруковА.М. Метод casestudy как современная технология профессиональноориентированного обучения —[Электронный ресурс] —Режим доступа. —URL: http://evolkov.net/case/case.study.html3.Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. —42 с. 4.Информация об образовательной программе магистратуры 39.04.02 Социальная работа: Экономика, право, организация и управление в социальной работе. —URL: http://www.isea.ru/edu/vpo/mag/info.aspx?d=39.04.02.1&y=2015
5.Объектнои субъектноориентированныеCASEтехнологии в социальной работе [Электронный ресурс] : учеб.метод. комплекс дисц. для магист. направления 040400.68 / АмГУ, ФСН ; сост. Т. С. Еремеева. Благовещенск : Издво Амур. гос. Унта,2013.78с.Б. ц. —URL:
http://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/6768.pdf6.Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебнометодическое пособие /С. Б. Ступина. —Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. —52 с.
Casestudyкак способ формирования профессиональных компетенций специалистов направления подготовки «Социальная работа»
Аннотация.Данная статья даёт краткую характеристику основных особенностей рассмотрения основ преподавания в высшей школе. Приоритетное направление преподавания –использование интерактивных («деятельностных») методов обучения. В статье выделены характеристики метода кейса (casestudy), как одного из «деятельностных», применимо к формированию компетенций студентов направления подготовки «Социальнаяработа».Ключевые слова:casestudy, метод кейса, компетенции, социальная работа, «деятельностный» метод обучения, интерактивные методы обучения, преподавание в высшей школе.
В настоящее время характерно смещениеприоритетовв сторону практической, прикладной направленности обучения в высшей школе, что продиктовано изменяющейся социальнополитической и экономической ситуацией. Целью высшего профессионального обучения становится подготовка специалистов, обладающих набором компетенций (профессиональных, общепрофессиональных, общекультурных), формируемых в ходе обучения. Компетенция —«способность делать чтолибо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции» [3, с. 12]. В рамках достижения заданной цели произошла закономернаятрансформация форм обучения, применяемых в высшей школе. Акцент в настоящее время делается на «деятельностные» (интерактивные) методы обучения, которые позволяют не только повысить интерес обучающихся к дисциплине, но и сформировать конкретные компетенциии дать возможность применить полученные знания в прикладной деятельности как в рамках учебного занятия, так и в ходе самостоятельной работы.Интерактивные методы (англ. interaction —воздействие друг на друга, взаимодействие) —методы обучения, основанныена взаимодействии обучающихся между собой. Интерактивное обучение предполагает: «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [6, с. 17].
Ю.В. Гущин приходит к выводу, что интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта. [1]Одним из интерактивных методов обучения является метод casestudy(метод кейсов, метод ситуационного обучения). Несмотря на то, что метод casestudy наиболее широко используется в обучении экономике и бизнеснаукам за рубежом, представляется целесообразным применение данногометода в науках гуманитарного цикла, в частности при подготовке специалистов по направлению подготовки «Социальная работа».Оценивая эффективность применения данного метода в рамках освоения дисциплин гуманитарной направленности, следует обратиться к опыту следующих учреждений высшего профессионального образования.ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» широко использует метод ситуационного обучения: в программу магистерской подготовки по направлению Социальная работа включена дисциплина «Сaseтехнологии в социальной работе». Согласно рабочей программе дисциплина призвана сформировать следующие компетенции:способность действовать в нестандартных ситуациях, проявлять инициативу, нести социальную и этическую ответственность запринятые решения;способность к самостоятельному обучению новым методам и технологиям, освоению нового содержания деятельности для повышения эффективности своего труда;способность конструировать и реализовывать технологии оказания социальных услуг;готовность к организации межведомственного взаимодействия и использованию потенциала социальной инфраструктуры по социальному оздоровлению общества. [4]ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет» также уделяет большое внимание использованию метода кейсов:магистранты кафедры медикосоциальной работы в ходе обучения изучают дисциплину «Объектно и субъектноориентированные caseтехнологии в социальной работе».Наиболее важными компетенциями, формирующимися в процессе обучения данной дисциплине, являются:способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научнопроизводственного профиля своей профессиональной деятельности;способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры);способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по направлениям современной теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования теории и практики социальной работыспособность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социальной работы и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий. [5]Необходимо отметить, что casestudy наряду с формированием профессиональных компетенций социального работника развивает аналитические и коммуникативные способности, т.к.учит студентов решать сложные неструктурированные проблемы. В основе метода кейса —конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. [2]Популярность использования метода ситуационного обучения при подготовке специалистов направления «Социальная работа» обусловлена следующими особенностями данного метода:Метод ориентирован на плюрализм верных решений. Сфера деятельности социального работника предполагает умение специалиста выбирать из множества верных решений подходящее в конкретной жизненной ситуации, сложившейся у клиентов социальной службы. В условияхработы в рамках casestudy акцент обучения переносится на выработку научного знания, на сотворчество студента и преподавателя. Наиболее важным умением является овладение навыком профессиональной деятельности: спектр проблем, лежащих в области профессиональной компетенции очень широк. Метод кейса позволяет расширить круг «знакомых». «Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования». [2]Подводя итог, необходимо отметить основные особенности casestudy: метод ситуационного обучения позволяет применить теоретические знания к решению практических задач, развивает самостоятельность мышления, умение учитывать альтернативную точку зрения, аргументировать собственные умозаключения. С помощью этого метода совершенствуются аналитические и оценочные навыки, появляется способность находить наиболее рациональноерешение поставленной проблемы.
Ссылки на источники1.Гущин, Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012, №2. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20expertov/2012n2a1.pdf2.ДолгоруковА.М. Метод casestudy как современная технология профессиональноориентированного обучения —[Электронный ресурс] —Режим доступа. —URL: http://evolkov.net/case/case.study.html3.Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. —42 с. 4.Информация об образовательной программе магистратуры 39.04.02 Социальная работа: Экономика, право, организация и управление в социальной работе. —URL: http://www.isea.ru/edu/vpo/mag/info.aspx?d=39.04.02.1&y=2015
5.Объектнои субъектноориентированныеCASEтехнологии в социальной работе [Электронный ресурс] : учеб.метод. комплекс дисц. для магист. направления 040400.68 / АмГУ, ФСН ; сост. Т. С. Еремеева. Благовещенск : Издво Амур. гос. Унта,2013.78с.Б. ц. —URL:
http://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/6768.pdf6.Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебнометодическое пособие /С. Б. Ступина. —Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. —52 с.