Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Капитанец Д. А. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75009.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ; раскрыта психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Капитанец Дарья Александровна,магистрантфакультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскdaria.89@mail.ru

Психологопедагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология

Анотация. В статье представлен анализ особенностей ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ; раскрыта психологопедагогическаякоррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология.Ключевые слова: ситуативная тревожность, нервнопсихическое напряжение, учебный процесс, тревога, единый государственный экзамен, программа, инновационная технология.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Актуальность исследования проблемы ситуативной тревожности как психического состояния, детерминирующего успешность учебной деятельности выпускников школы, обусловлена важностью эффективного, с одной стороны, и психологически безопасного, с другой стороны, обучения в современной школе. Учебновоспитательный процесс предъявляет психофизиологические требования к школьникам, часто превышающие функциональные возможности организма. Обострились проблемы успешности обучения и психического здоровья детей и подростков.Выпускнику школы для подготовки к итоговым испытаниям требуется повторить, систематизировать и овладеть массивом информации традиционного и инновационного характера, быть компетентным в изучаемом предмете. Все это порождает ситуацию напряженности, интенсивности учебной нагрузки школьника, возникают беспокойность, тревожность, стрессы и другие психические состояния, которые наносят вред психологическому здоровью, создают помехи в результативности процесса обучения. Ситуативная тревожность является одним из таких факторов, влияющим на эффективность учебного процесса и на успеваемость выпускников. В современных условиях интерес представляет коррекция тревожности детей и подростков как фактора дезадаптации личности (Долгова В.И., Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г., Павлова М. А., Гришанова О.С., Филакова Е.М., Шабатина Ю.А.,Долгов П.Т., Крыжановская Н.В.[5, 7, 8, 9]). Однако проблема психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников в период экзаменационных испытаний еще недостаточно изучена. Значимость исследования проблемы объективно вытекает из необходимости разрешения противоречий, существующих в учебновоспитательном процессе общеобразовательной школы и необходимости управления инновационными процессами в образовании по результатам(Долгова В.И., Ткаченко В.А.[2]). Задача школы направлена на здоровьесбережение подрастающего поколения, а ситуация проведения Единого государственного экзамена провоцирует возрастание тревожности у старшеклассников.На выпускников школы, в зависимости от темперамента и ситуации, состояние тревожности может негативно влиять на результаты экзамена.Повышенная тревожность может производить мобилизующее действие, активизировать память,внимание и положительно влиять на результаты экзамена.Методы исследования:1)теоретические –анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез, моделирование, целеполагание, внедрение инновационных технологий «Дерево целей» (В.И. Долгова [1]);2)эмпирические –формирующий эксперимент, включающий констатирующий и формирующий этапы; психодиагностические–психологическое тестирование по методикам «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер –Ю.Л. Ханин), «Методика тревожности и депрессии» (А.Карелин), «Шкала нервнопсихического напряжения» (Т.А. Немчин);3)статистические –оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака (Ткритерий Вилкоксона) (Немов Р.С.[6]).Разработанные психодиагностические и коррекционные программы могут использоваться в практике работы психологических служб образовательных учреждений.В психологопедагогической и методической литературе существуют различные определения тревожности. Большинство исследователей изучают это состояние как ситуативное явление, дифференцированно, и как характеристику личности с учетом динамики переходного состояния. По мнению А.М. Прихожан, тревожность –это эмоциональный дискомфорт, связанный с неблагополучными ожиданиями. Различают тревожность как устойчивое свойство и как эмоциональное состояние, черту личности или темперамента. Ожидание экзаменационных испытаний и связанное с этим нервно–психическое напряжение могут проявляться у выпускников школы в виде разных форм психической активности: как в виде мало обоснованной, диффузной, неопределенной тревоги за исход экзаменационных испытаний, так и, конкретного страха или негативной оценкой, связанной с низким уровнем знаний. В период экзаменационных испытаний (ЕГЭ) тревожность поразному влияет на поведение выпускников школы, оказывая, либо дезорганизующее,либо активизирующее воздействие и поразному влияет на успешность экзаменационных испытаний. Повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия выпускника школы. Решение проблемы ситуативной тревожности выпускников школы относится к числу актуальных и острых задач психологии и ставит психологов перед необходимостью ранней диагностики и коррекции уровня тревожности в период экзаменационных испытаний.Для определения основных направлений и реализации психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников в период экзаменационных испытаний, в исследовании применили метод научного моделирования. Основными этапами моделирования психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников в период экзаменационных испытаний являются постановка цели, построение модели, проверка модели на достоверность, применение и обновление модели. Модель психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников в период экзаменационных испытаний включает диагностический, формирующий, результативный этапы.Любая модель строится на основании совокупности определенных форм, методов, видов и принципов, включает в себя этапы и структурные элементы (Долгова В.И. [1]). Процесс психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников в период экзаменационных испытаний воплощается в смене этапов от диагностического до результативного.Анализ психологопедагогических исследований показал, что критериями тревожности являются реактивная тревожность,нервнопсихическое напряжение, эмоциональный стресс, депрессия. В ходе исследования использовалась система критериев, на основании которых проводилось изучение ситуативной тревожности выпускников школы на этапе констатирующего эксперимента, а также оценка эффективности внедрения программы психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников школы в период экзаменационных испытаний (ЕГЭ).Исследование психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников в период экзаменационных испытаний (ЕГЭ) проводилось нами в несколько этапов (Капитанец Д.А. [3, 4]):На первом, поисковоподготовительном этапе, осуществлялся теоретический анализ методической, психологопедагогической литературы по проблеме исследования; конкретизировались цели, предмет, объект, методы, гипотеза исследования; обосновывались особенности проявления ситуативной тревожности выпускников школы и влияние ситуативной тревожности старшеклассников на успеваемость, обосновывалась модель психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников школы.На втором, диагностикоаналитическомэтапе, продолжалось теоретическое изучение проблемы коррекции ситуативной тревожности выпускников; разрабатывалась программа диагностики ситуативной тревожности выпускников школы, подбирались оптимальные методы и методики для изучения ситуативнойтревожности выпускников; организовывалось исследование ситуативной тревожности старшеклассников; проводилась диагностика и анализировались результаты констатирующего эксперимента.На третьем, формирующем этаперазрабатывалась программа психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников в период экзаменационных испытаний, определялось ее содержание, формы и методы организации, проводилась ее апробация и внедрение.На четвертом, контрольнообобщающем, осуществлялся анализ, теоретическое обоснование и статистическая обработка полученных результатов; осуществлялось сравнение показателей уровня ситуативной тревожности до и после психологопедагогической коррекции; формулировались выводы; обобщались и оформлялись результаты работы.В исследовании принимали участие старшеклассники МБОУ СОШ №137 г. Челябинска, в количестве 48 человек, 20 юношей и 28 девушек. Возраст испытуемых –16–17 лет. Данный возраст относится к юношескому.Сословклассныхруководителей,большинствоучащихсянаурокахвнимательны,проявляютактивностьвполучениизнаний,выполняютдомашнеезадание,занимаютсядополнительно.Средиучениковклассаестьстарательные,способныеребята.Ониспособныаргументировать,обобщать,доказывать положение, делать обоснованные выводы, умозаключения,анализировать,связывать изучаемые явления и факты в систему,умеютсамостоятельноработатьнаурокеивовнеурочноевремя.Ребята с интересом занимаются, творчески подходят к заданиям. Они регулярно участвуют в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах. Со слов педагогов,выпускники подготовлены к сдаче ЕГЭ хорошо, но у некоторых наблюдается волнение, страх, тревожность перед предстоящими экзаменационными испытаниями, что может негативно сказаться на результатах экзамена. Программа психологопедагогической коррекции направлена на формирование умения регулировать свое эмоциональное состояние, обучение приемам саморелаксации, снятия эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях, развитие форм эмоционального поведения и реагирования. Программа состоит из 10 занятий продолжительностью 45 мин., каждое занятие состоит из этапа приветствия, основной и заключительной части. В программе психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников использованы лекция (сообщение информации), беседа групповая и индивидуальная, психологическое консультирование, игротерапия, психогимнастика, релаксационные упражнения.

В заключение реализации программы организуется итоговая дискуссия, в ходе которой должны быть проанализированы суждения о том, что старшеклассникивынесли из занятий, что приобрели, что особенно понравилось, что не понравилось. Подводя итоги, психолог должен подчеркнуть, что эффективность совместно проделанной работы в большей степени зависит от деятельного стремления участников к самосовершенствованию, дальнейшей их активности, от общения в целом.Исследование уровня ситуативной тревожности выпускников проходило по методикам: «Исследование тревожности» (Опросник Ч.Д. Спилбергера –Ю.Л. Ханина), «Тревожность и депрессия», «Шкала нервнопсихического напряжения».Анализ исследования ситуативной тревожности выпускников школы по методике «Исследование тревожности» (Опросник Ч.Д. Спилбергера–Ю.Л. Ханина) показал, что низкий уровень ситуативной тревожности выпускниковсоставляет 27% (13чел.). Они уравновешены, спокойны, сильного напряжения не испытывают, ощущают чувство внутреннего удовлетворения, собственные неудачи их не волнуют. Умеренный уровень ситуативной тревожности наблюдается у 40% (19 чел.) выпускников. Они чувствуют себякомфортно, в критических ситуациях уравновешены,их волнуют возможные неудачи, однако чувствуют себя свободно и им ничего не угрожает, испытывают чувство внутреннего удовлетворения, уверенны в себе,вполне счастливы.Высокий уровень ситуативной тревожности отмечен у 33% (16 чел.) выпускников. Они беспокойны, напряжены, находятся в состоянииневроза.

Рис.1. Распределение уровней ситуативной тревожности выпускников по методике 2740330102030405060708090100НизкийУмеренныйВысокийКолвочеловек, %Уровень тревожности«Исследование тревожности» (Опросник Ч.Д. Спилбергера –Ю.Л. Ханина) на констатирующем этапеПо методике «Тревожность и депрессия» низкий уровень ситуативной тревожности выявлен у 42% старшеклассников (20 чел.).У них проявляется незначительно выраженное состояние дискомфорта, психическая активность адекватна ситуации.

Рис. 2. Распределение уровней ситуативной тревожности выпускников по методике «Тревожность и депрессия» на констатирующем этапе

Средний уровень тревожности наблюдается у 33% выпускников (16 чел.).Данный уровень свидетельствует о хорошем психическом состоянии, готовности действовать в соответствии с условиями ситуации, о значимости ситуации, высокой степени мотивации старшеклассников. Высокий уровень ситуативной тревожности выявлен у 25% старшеклассников (12 чел.). Они испытывают сильный дискомфорт, тревогу, переживают стресс, страх, наблюдается физическое и психическое истощение, вызванное перегрузками и стрессовым состоянием.По методике «Шкала нервнопсихического напряжения» низкий уровень тревожности наблюдается у 37% выпускников школы (18 чел.). Данный уровень характеризуется не значительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием тревоги, дискомфорта. Умеренный уровень тревожности наблюдается у 42% выпускников (20 чел.). Данный уровень характеризуется явно выраженным состоянием дискомфорта, наличием тревоги. Высокий уровень тревожности наблюдается у 21% выпускников школы (10 чел.), что свидетельствует наличие сильного дискомфорта, тревоги, переживанием страха, готовностью овладеть ситуацией (однако зачастую, невозможностью реализовать эту готовность).

Рис. 3.Распределение уровней уровня ситуативной тревожности выпускников по методике 423325020406080100НизкийСреднийВысокийКолво человек, %Уровень тревожности374221020406080100НизкийУмеренныйВысокийКолво человек, %Уровень тревожности«Шкала нервнопсихического напряжения» на констатирующем этапеПри анализе общего уровня тревожности по трем методикам получили следующие результаты. Низкий уровень ситуативной тревожности проявился у 37% выпускников (18 чел.). Старшеклассники проявляют себя в стрессовых ситуациях спокойно, сдержанно и регулируют своюситуативную тревожность, проявляется незначительно выраженное состояние дискомфорта. Умеренный уровень ситуативной тревожности определен у 42% выпускников (20 чел.). Впериод экзаменационных испытаний выпускники испытываютдискомфорт, тревогу, с трудом сохраняют самообладание, но готовы действовать встрессовой ситуации. Высокий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 21% выпускников (10чел.), они испытывают напряжение, беспокойство, нервозность, сильный дискомфорт, переживают страх. «Шкала нервнопсихического напряжения» представлены на рис.13 (Приложение 2, таблица 14).



Рис. 4. Распределение уровней ситуативной тревожности выпускников по методикам «Исследование тревожности» (Опросник Ч.Д. Спилбергера –Ю.Л. Ханина)», «Тревожность и депрессия» и «Шкала нервнопсихического напряжения» на констатирующем этапе

В период экзаменационных испытаний возможно повышение ситуативной тревожности, поэтому экспериментальную группу составили выпускники с высоким, средним, низким уровнем тревожности на добровольной основе.С целью проверки модели на достоверность и эффективность программы психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников в период экзаменационных испытаний, подтверждения гипотизы исследования была проведена повторная диагностика указанного состояния. В процессе психологопедагогической коррекции у выпкскников произошли изменения в уровне ситуативной тревожности.

374221020406080100НизкийУмеренныйВысокийКолво человек, %Уровень тревожности Рис. 5. Распределение уровней ситуативной тревожности по трем методикам до и после коррекции

Анализ сводных результатов уровня ситуативной тревожности старшеклассников по методикам: «Исследование тревожности» (Опросник Ч.Д. Спилбергера –Ю.Л. Ханина)», «Тревожность и депрессия» и «Шкала нервнопсихического напряжения» показал, что низкий уровень ситуативной тревожности увеличился на 12% и проявился у 39% выпускников(19 чел.). Выпускникиумеют регулировать свою ситуативную тревожность, ведутсебя в стрессовых ситуациях сдержанно с незначительно выраженным состоянием дискомфорта. Умеренный уровень ситуативной тревожности увеличился на 4% и выявлен у 46% выпкскников(22 чел.). Умеренный уровень тревожности изменился после коррекции за счет увеличения показателей низкого уровня на 2% (1 чел.) и снижения показателей высокого уровня ситуативной тревожности на 4% (2 чел.).Умеренный уровень тревожности характеризуется как допустимый. Высокий уровень ситуативной тревожностипосле коррекции уменьшился на 6% и выявлен у 15% выпкскников(7 чел.), они попрежнему испытывают беспокойство, напряжение, сильный дискомфорт, нервозность и даже страх.Для подтверждения различий в результатах эмпирического исследования уровня ситуативной тревожности использовался критерий ТВилкоксона. Полученное эмпирическое значение Tэмпнаходится в зоне значимости.Обобщая результаты, полученные по всем методикам после коррекции можно констатировать, что уровень ситуативной тревожности выпускников школыизменился. Существенныеизменения произошли в умеренном уровне ситуативной тревожности за счет уменьшения количества выпускниковс низким и высоким уровнем ситуативной тревожности. Если анализировать результаты в баллах низкого и высокого уровня ситуативной тревожности, то здесьтак же произошли изменения. У некоторых выпускниковс низким уровнем ситуативной тревожности баллы по результатам диагностики повысились, но попрежнему остаются в пределах низкого уровня. Увыпускниковс высоким уровнем ситуативной тревожности наблюдается тенденция к снижению показателей в баллах, но еще не достигает оптимального умеренного уровня ситуативной тревожности. В результате проведения исследования даны рекомендации родителям, педагогам и выпускникам по коррекции и профилактике ситуативной тревожности в период 37422139461505101520253035404550НизкийУмеренныйВысокийКолво человек, %Уровень тревожностиДо коррекцииПосле коррекцииэкзаменационных испытаний. Разработана и реализована технологическая карта внедрения результатов исследования в учебновоспитателный процесс образовательного учреждения. Технологическая карта включает 7 этапов внедрения: целеполагание внедрения инновационной технологии; формирование положительной психологической установки на внедрение; изучение предмета внедрения; опережающее (пробное) освоение предмета внедрения; фронтальное освоение предмета внедрения; совершенствование работы над темой; распространение передового опыта освоения внедрения.Выводы:Проведенное исследование позволило выявить теоретические ориентиры для разработки «Дерева целей» всего исследования, спроектировать модель психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников в период экзаменационных испытаний (ЕГЭ).Доказана возможность применения модели психолого –педагогической коррекции ситуативной тревожности выпускников в период экзаменационных испытаний (ЕГЭ). Разработана и реализована технологическаякарта внедрения результатов исследования в учебно –воспитателный процесс образовательного учреждения. Цели исследования достигнуты, поставленные задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Ссылки на источники1.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. –Март 2014, ART 2176.–CПб., 2014 г. –URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm2.Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. №8. С. 89103.3.Капитанец Д.А. Влияние психического здоровья старшеклассников на результаты Единого Государственного Экзамена // Международная конференция посвященная развитию междисциплинарных исследований / Донецк: Центр научных публикаций, 2013.С. 117121.4.Капитанец Д.А. Нервнопсихическое напряжение как фактор успешности экзаменационных испытаний выпускников школ // Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития: сборник статей/ отв. ред. И.В. Завгородняя, О.П. Макушина.–Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2013.–С. 146151.5.Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г.Психофизиологические особенности реакции организма человека на эмоциональное напряжение во время экзамена: монография –Челябинск: Издво Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010. –207 с.6.Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. вузов в 3 кн.–3е изд. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.–М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.–632 с.7.Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г., Павлова М. А., Гришанова О.С.«Психологопедагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности»–Волгоград: Учитель, 2009. 8.Гришанова О.С., Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. http://festival.1september.ru /articles/569551/9.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. унт"; [сост.: Долгова В.И., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В.]. –Челябинск: ЧГПУ, 2008.

Darya Capitanes,

graduate student in the Psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskdaria.89@mail.ruPsychologicalpedagogical correction situational anxiety graduates of the school as an innovative technologyAbstract. The article presents the analysis of the features of situational Trevorness older students in preparing for the exam, explains the psychologicalpedagogical correction situational anxiety graduates of the school as in innovative technology.Key words: situational anxiety, mental stress, learning process, anxiety, unified state exam, the program, innovation technology.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук