Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полтавская Е. А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75013.htm.
Аннотация. В статье раскрыта модель развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры; прошли качественную апробацию и могут быть рекомендованы к широкому практическому применению разработанная модель и подобранные методы развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Полтавская Елена Алексеевна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскpoltava_88@mail.ru

Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры

Аннотация. В статье раскрыта модель развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры; прошли качественную апробацию и могут быть рекомендованы к широкому практическому применению разработанная модель и подобранные методы развития произвольной памяти у детеймладшего школьного возраста в процессе дидактической игры.Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, произвольная память, дидактическая игра, модель.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Проблема формирования произвольной памяти младших школьников в процесседидактической игры становится центральной для профессиональнопедагогической деятельности потому, что умение выстраивать межличностные отношения в процессе решения школьных задач с учителями, со сверстниками является основной из составляющих школьного успеха.Память–сложный психическийпроцесс, состоящий из нескольких частных процессов связанных другс другом.Память позволяет человеку накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти.Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этойфункциинемыслим.Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов.Работаянад тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.Развитие памяти в младшем школьном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных сорганизациейиобработкойзапоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Это лишь доказывает несомненную важность изучения проблем, связанных с развитием произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры.Методы исследования:1.Теоретические –анализ психологопедагогической литературы, обобщение, «дерево целей» (В.И. Долгова, [7]), моделирование (В.И. Долгова, [7]).2.Эмпирические –наблюдение, анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент; 3.Психодиагностические –методика «Заучивание 10 слов»,изучениезрительнойпамятипометодикеД.Векслера,методика «Да и Нет».4.Статистические–метод статистической обработки данных критерий Вилкоксона.Методологическую основу исследования:составили методы программноцелевого планирования в соответствии с технологией «Дерево целей» (В.И. Долгова).Теоретической основой исследованияявились понимание филогенетического развития памяти по П.П. Блонскому [2]; культурноисторическая теория происхождения высших психических функций человекаЛ.С. Выготского [4, 5]; теории этапов возрастного развития (Д.Б.Эльконин, [10]).В психологопедагогической литературе вопросы развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры рассматриваются в различных аспектах. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности–воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.Отвечают несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них разделение памяти по времени сохранения материала, другое по доминирующему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную, а иногда и промежуточный вариант оперативную, память. Во втором случае говорят о двигательной (память движений), зрительной, слуховой, словеснологической (смысл события, логика доказательства и т.п.), эмоциональной (переживания) памяти. В культурноисторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С. Выготским считается, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. Мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить дляребенка раннего возраста –значит вспоминать... Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.Решающие события в жизни человека, изменяющие отношении между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему удержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить –значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить –значит понять, осмыслить, сообразить». Младший школьный возраст –качественно своеобразный этап развития ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной –согласно периодизации Д.Б.Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребенка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.Происходит функциональное совершенствование мозга –развивается аналитикосистематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя попрежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. В контексте данных положений на основе анализа научных исследований по проблемам моделирования нами разработана модель, направленная на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры.Модель развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры включает в себя три блока: диагностический, коррекционный и блок проверки эффективности результатов (В.И.Долгова, В.А.Ткаченко,8]).Анализ и обобщение результатов научных исследований указывает на возможность использования с целью развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры подобной модели (А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина, Г.И.Вергелес, О.В.Груздева, В.И.Долгова, Н.В.Цветкова[1, 3, 6, 9]). Исследование развития произвольной памятиу детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры, проходило в четыре этапа.1.Поисковоподготовительный этап. На данном этапе реализован теоретический обзор литературы по проблеме развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры, определены возрастные особенности у детей младшего школьного возраста, подобраны методики диагностики развития произвольной памяти для данной категории детей.2.Опытноэкспериментальный этап. Определение общей стратегии обследования и анализ продуктов деятельности подростка; проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений. 3.Формирующий этап. Цель данного этапа –развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры посредством программы развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры, направленной на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры.4.Контрольнообобщающий этап –это заключительный этап исследовательской работы. Он включает в себя обработку совокупности полученных данных, постановка психологического диагноза, составление условно –вариантного прогноза и разработка рекомендаций для программы развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры.Для реализации целей диагностики степени психологопедагогического развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процесседидактической игры нами использовалась методика «10 слов», предназначениемкоторойявляется определение объема произвольного запоминания словесного материала.ИзучениезрительнойпамятипометодикеД.Векслера,чтопозволяет исследовать зрительную память,а также произвольную память у детей младшего школьного возраста.Третьейвыбранной методикой «Да и Нет». Целью данной методики является определение произвольности памяти.Для анализа динамики развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры был выбран критерий Т. Вилкоксона, выбор метода обосновывается следующим:–данный критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых;–он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, т.е.он позволяет определить эффективность воздействия даже при наличии небольших изменений и/или –как в нашем случае –при небольшом разбеге баллов оценок, определённых в методике диагностики;–критерий применим на относительно небольшой выборке –в нашем случае это 10 детей (при минимально возможном количестве испытуемых, прошедших измерения в двух условиях –5 человек).Основные требования, которым должны отвечать научно обоснованные методы психодиагностики: валидность, надежность, однозначность и точностьОписанные методики были использованы на констатирующем и контрольных этапах исследования.Полученные результаты исследования в ходе констатирующего эксперимента представлены в табл.1.

Большинство испытуемых (40% –15 испытуемых) по результатам исследования трех методик имеют высокий уровень коррекции межличностных отношений. Также имеются испытуемые, которые показали низкий (30% –5 испытуемых) и средний (30% –5 испытуемых) уровни коррекции межличностных отношений. Исходя из результатов своего исследования и анализа результатов других исследователей (В.И.Долгова, Н. В.Цветкова [9]) испытуемым, имеющим низкий и средний уровни необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня межличностных отношений. Таблица 1Развитиепроизвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры» (констатирующий эксперимент)

Методика исследованияРазвитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры(20 человек), %НизкийСреднийВысокийМетодика «10 слов»15

75

10

ИзучениезрительнойпамятипометодикеД.Векслера15

70

15

Методика «Да и нет»10

0

90

Итого, общий результат по трем методикам, %14

48

38

Результаты проведенного исследования показывают необходимость коррекционноразвивающих занятий с испытуемыми для развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры.Для развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры мы провели программу развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры.Данная программа была апробирована МКОУОктябрьской НОШ с декабря 2012г. по май 2013 г. В формирующей стадии эксперимента принимали участие 20детей младшего школьного возраста. Игрыупражнения на развитие произвольной памяти проводились 2 раза в неделю и были рассчитаны на месяц, продолжительностью 40 минут.В основе коррекционноразвивающей программы лежат следующие задачи:

–Разработать серию дидактических игр, направленных на развитие произвольной слуховой и зрительной памяти;–Провести серию дидактических игр, направленных на развитие произвольной слуховой и зрительной памяти;–Установление дружеской атмосферы среди младших школьников;–Создатьпрограммы, позволяющей наиболее раскрыть познавательную деятельность детей.Коррекционная программа состояла из десяти занятий.Полученные результаты контрольного этапа исследования представлены в табл.2. Таблица 2Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста» (контрольный эксперимент)

Методика исследованияРазвитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста (20 человек), %НизкийСреднийВысокийМетодика «10 слов»0

90

10

ИзучениезрительнойпамятипометодикеД.Векслера5

80

15

Методика«Да и нет»0

10

90

Итого общий результат по трем методикам, %2

60

38

Следует отметить, что количество детей с высоким уровнем готовности к школе после проведения программы не изменилось, количество детей перешедших с низкого на средний уровень развития произвольной памяти составляет 12%. Эти результаты подтверждают эффективность разработанной нами модели и программы по формированию готовности детей к обучению в школе.О степени надежности результатов (по развитию произвольной памяти) свидетельствуют значения Ткритерия Вилкоксона, полученного при сопоставлении данных констатирующего эксперимента и контрольного эксперимента:Tэмп. = 38, полученные показатели попали в зону значимости, т.е.различияпроизошедшие имеют значения. Другими словами, количество и интенсивность сдвигов в сторону их увеличенияпревышает тенденцию сохранения их на прежнем уровне. То есть коррекционнопрофилактическая работа со старшими школьниками далазначительный эффект.Полученные результаты ни в коей мере не говорят о прекращении работы. Наоборот, работы следуетпродолжать в виде комплексаразвивающих и поддерживающих мероприятий.После проведения коррекционной работы и обработки результатов, проведена работа с родителями и учителями, разработаны рекомендации.Полученные результаты диссертационного исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать ряд выводов.Выводы:1.Проведенный анализ педагогической и психологической литературы позволил нам определиться с подходами к пониманию учебной деятельности, выявить характеризующие ее особенности, вычленить основные ее составляющие. Мы уточнили понятие « развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста» и выделили основные компоненты2.На основе деятельностного, личностно ориентированного, системного подходов была разработана модель развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста. 3.Развитиепроизвольной памяти у детей младшего школьного возраста в школьном образовательном учреждении становится эффективнее при использовании дидактических игр4.Как показал контрольный этап исследования, внедрение программы развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры показало существенное повышение уровня произвольной памяти, что подтверждено методом статистической обработки полученных данных с помощью Ткритерия Вилкоксона. Прошли апробацию и могут быть рекомендованы к широкому практическому применению подобранные нами методы развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры.Результаты исследования дают основание сделать вывод об эффектинвости внедрения нашей программы. Однако, выполненная работа не исчерпывает всех проблем процесса развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры. Разработанные нами подходы могут служить основанием для продолжения исследования по этой проблеме с использованием материалов других предпосылок учебной деятельности.

Ссылки на источники1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.–4е изд., стер. –М.: Ось89, 2006. –272 с.2.Блонский П.П. Память и мышление.–М.Л., Соцэкгиз, 1935. 214 с.3.Вергелес Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей.–СПб.: Издво Рос. Гос. пед. унта, 2000. –158 с.4.ВыготскийЛ.С. Лекции по психологии. –СПб.: Союз, 1997 –144с.5.Выготский Л.С. Педагогическая психология/Лев Выготский под ред. В.В.Давыдова. –М.: АСЕ: Астрель: Люкс, 2005. –671с.6.Груздева О.В. Детская практическая психология.–Красноярск: РИО ГОУ КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.7.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. –Март 2014, ART 2176.–CПб., 2014г. –URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm8.Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. №8. С. 89103.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.10.Эльконин Д.Б. Психология игры. –М.: Педагогика, 1993.–249c.

Elena Poltavskaja,graduate student in the Psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskpoltava_88@mail.ruThe modeling of the development of arbitrary memory in children of primary school age in the process of didactic gamesAbstract. The article considers the development model arbitrary memory in children of primary school age in the process of didactic games; have been quality tested and can be recommended for wide practical application of the developed model and selected methods for the development of arbitrary memory in children of primary school age in the process of educational games.Key words:children of primary school age, an arbitrary memory, ditakticheskoe game model.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук