Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черевик К. С., Самсонова В. Ю. Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S4. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75079.htm.
Аннотация. Статья посвящена работе педагога, классного руководителя с родителями по вопросу проведения адаптационного периода первоклассников к обучению в школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Черевик Клавдия Степановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. ТаганрогCherevik1958@mail.ru

Самсонова Виктория Юрьевна,студентка IIIкурса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог

Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе»

Аннотация.Статья посвящена работе педагога, классного руководителя с родителямипо вопросу проведения адаптационного периода первоклассников к обучению в школе.Ключевые слова:родительское собрание, адаптация, адаптационный период, возрастные особенности, благоприятные условия, основной фактор развития.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория иметодика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальностьданной проблемы мы видим в том, поступление в школу ‬особый период в жизни ребенка, при котором изменяется уклад его жизни. Ребенок официально становится учеником, но многим еще сложно принять на себя эту роль. Сложно заставить себя сидеть на уроках и слушать учителя. Учеба приобретет значимость позже, а пока ребенку хочется играть не потому, что он ленится или вредничает, а потому, что он психологически еще дошкольник, и основной фактор его развития ‬игра. На этом этапе важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Целесообразность такойформы работы, как родительское собрание, определяется современным положением, в котором для адаптации семилетнего ребёнка взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребёнка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми. Для создания наиболее благоприятных условий адаптации предлагаем рассмотреть сценарий родительского собрания, который может быть использован классным руководителем. Собрание ‬это универсальная форма, которая способствует психологопедагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Родительское собрание сможетактивизировать совместную коллективную деятельность семьи и школы, будет способствовать единению родителей при проведении совместных воспитательных мероприятий, предоставит возможность межличностного общения с семьями, с детьми которых дружит их ребёнок, тем самым поднимет личностный статус собственных детей в глазах учащихся класса. Задачи, которые позволит решитьданное собрание:познакомить родителей с проблемами, возникающими у ребенка в процессе адаптации к школе;расширить представления родителей о новой социальной роли их детей, об особенностях организации жизнедеятельности первоклассников;предложить родителям практические советы и рекомендации по решению проблем адаптации ребенка к школе. Примерный план проведения собрания:I.Родительский практикумв виде игры «Одно чувство на двоих».II.Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребенка к школе.III.Секреты воспитания и обучения первоклассников.IV.Обсуждение вопроса о физиологических аспектах адаптации.V.Подведение итогов собрания.«Быть готовым к школе ‬не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе ‬значит бытьготовым всему этому научиться» (Л.А.Венгер).Блок №1. Эмоциональный настройРодительский практикум в виде игры «Одно чувство на двоих»В первом блокепредлагаем провести игру «Одночувство на двоих», которая является своеобразной альтернативой простому знакомству. Игра позволит снять эмоциональное напряжение, чувство зажатости и сформирует установки на взаимопонимание. В центре стола располагается контейнер с разноцветными модулями, каждый из которых выражает разнообразные чувства, которые может испытывать человек. Как только Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Предлагаем родителям выбрать свой, подходящий по цвету модуль, выражающий эмоциональное состояние. (Светлая гамма модулей ‬положительный настрой, тёмная гамма модулей ‬проблемы в адаптации).Блок № 2. Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школеПоступление в школу ‬решающий момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т. д.Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников [1]. Важнейшим средством социальной адаптации, как отмечают современные ученые, является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности [2].Адаптация‬процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчимэтот процесс всем, прежде всего, нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы, темперамента, черт характера, адаптационных способностей, адекватного опыта [3]. Во втором блоке будет целесообразно рассмотреть следующие вопросы:1.Психологическая готовность к школьному обучению(ребёнок должен обладать такими качествами, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, умение жить в коллективе).2.Обратить внимание родителей на важный показатель‬настроение ребенка.3.Общение со взрослыми и детьми(учить слушать собеседника, не перебивая его; говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубостей).Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях», так писал К. Д. Ушинский. Но никогда не забывайте слова В.А. Караковского: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому» [4]. Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка успешно, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Вашему вниманию предлагаются памятки с негативными/позитивными установками и их последствиями (раздача памяток).Блок № 3. Секреты воспитания и обучения первоклассниковВ третьем блокеродителям предлагаем познакомиться с секретами воспитания и обучения первоклассников:Уделение 30‬40 минут личноговремени для ребенка(играйте с ним в игры, читайте книги, гуляйте, посещайте выставки. Начните собирать коллекцию чегонибудь, посетите на выходных музей, цирк, аттракционы, чтобы ваша связь с ребенком не слабела. Через несколько лет, когда вам захочется пообщаться с ребенком, он может отказаться. Ему важнее будут его друзья, поэтому не упустите время! Как гласит народная мудрость «Недолюбленные дети становятся впоследствии трудными детьми»).Организация режима ребенка(психологи не рекомендуют одновременно с началом обучения в первом классе отдавать ребенка в какуюлибо секцию. Большие нагрузки не оправданы и ребенку придется адаптироваться еще в одном месте).Здоровый сон ребенка(школа отнимает много сил у ребенка, поэтому в период адаптации рекомендуется давать ребенку витамины, больше гулять на свежем воздухе. Если ребенок к вечеру обессилен, может иметь смысл продолжить дневной сон. Общая продолжительность сна должна быть приблизительно 10‬11 часов).Порядок на рабочем места (после школы ребенок долженне меньше 1 часа отдохнуть, а только после этого приступать к урокам. Уроки делать в одном и том же месте, убирая все лишние предметы, отвлекающие ребенка).Вспомним про перерывы (выполняя уроки,нужно делать перерыв каждые 15‬20 минут. Это связано с возрастными особенностями детей‬больше ребенок не сможет сосредоточить свое внимание).Привычки и обязанности (важно сейчас научить ребенка быть самостоятельным в выполнении школьных обязанностей. Покажите, как правильно собирать портфель, где место каждой школьной принадлежности. Расскажите в какой день какие уроки, и что нужно брать с собой. Как нужно вешать форму и где).Блок № 4. Обсуждение вопроса о физиологических аспектах адаптацииВ своем выступлении классному руководителю предлагается сделать акцентына следующих моментах:1.«Критические» периодыв развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка и организм наиболее уязвим [5].2.Сложность статических нагрузок.3.Инертность нервной системы.4.Здоровье ребенка до обучения в школе.5.Адаптация легкой, средней и тяжелой степени[6]. Блок №5. Подведение итогов собранияЧто должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым?В пятом блоке подводим итоги родительского собрания. Родителям следует напомнить, что самая большая ценность в их жизни‬это ребенок. В период адаптации у каждого ребенка будут свои трудности: у одного в отношениях с одноклассниками, у другого в письме, у третьего в чтении. От того как вы родители отреагируют на эти промахи, будет зависеть его самооценка в школьной жизни и общий интерес к учебе. Поэтому сейчас в период адаптации, ребенку необходима помощь и понимание. Также следует придерживаться наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. С этой целью необходимо подготовить памятку для родителей и раздать её на родительском собрании(см. таблицу).

Памятка для родителей «А давайте иначе…»

Негативные установкиПоследствияПозитивные установкиНе ребенок, а беда!Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликтыМоя отрада!У Пети (Маши) как прекрасно все получается!Заниженная самооценка, упрямство, обида на товарищаУ тебя все впереди! Это лишь первые на шаги!Не делай задание без меня, испортишьВыученная беспомощность, избегание ошибокУ тебя все получится хорошо!Распустил(а) нюни!Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативностьМожешь поплакать, и тебе станет легче!Такой же неумеха, как и папаНеадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями Мама и папа ‬пример для подражания!Ох , и рук у тебя нет!Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельностиДавай сделаем вместеи все получится!

Ссылки на источники1.Поговорим о наших детях / под ред. А. Е. Соловьевой.‬М., 2007. ‬С.106.2.Шалова С.Ю. Научноисследовательская работа как средствосоциальной адаптации студентов// Науковедение: интернетжурнал.‬2012.‬№3 (12). ‬URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/1244.pdf(дата обращения: 9.12.2014).3.Хрестоматия по педагогической психологии.‬М., 2005.‬C.44.4.Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»:авторские материалы МОУ «Начальная школа ‬детский сад №52», 2013.‬С.67.5.Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей.‬Донецк: БАО, 2008.‬С.98.6.Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой.‬М., 2011.‬С.102.

Claudia Cherevik,Ph.D., Assistant Professor of pedagogy and psychology of personality,State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, Taganrogcherevik1958@mail.ruVictoria Samsonova,3rd year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy,State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, TaganrogHow to conducta parent meeting on the theme “Adapting firstgraders in the school”Abstract.Statya devoted to the work of the teacher, the class teacher with the parents, the question of the adaptation period for firstgraders to school.Keywords:parentteacher meeting, adaptation, adjustment period, ageappropriate, favorable conditions, the main factor of development.

Рекомендовано к публикации:

Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания