Полный текст статьи
Печать

В последнее время в системе образования идет процесс модернизации, связанный с переходом на новые образовательные стандарты, изменениями требований государства к результатам работы образовательных организаций, стремлениям педагогических коллективов к позитивным изменениям. Данные тренды послужили мотивом к анализу ситуаций к разработке программы формирования креативных способностей учащихся в процессе изучения географии [1]. ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования – формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. На базе МАОУ СОШ № 4 имени Героя Советского Союза Ф. А. Лузана города Абинска Краснодарского края проведен констатирующий этап эксперимента: диагностика уровня креативности учащихся 7‑х классов в количестве 44 человек. В ходе проведения эксперимента были использованы образная батарея Е. Торренса и Опросник креативности Дж. Рензулли.

Определяя образную креативность и уровень креативности, получены следующие результаты.


 

Уровень креативности учащихся

 

Уровень креативности

Сумма баллов

Выраженность в процентах

7 «В»

7 «Г»

Очень высокий

40–34

0

0

Высокий

33–27

13,6

0

Нормальный, средний

26–21

18,2

13,6

Низкий

20–16

36,4

40,9

Очень низкий

15–10

31,8

45,5

 

Анализируя данные констатирующего этапа эксперимента: диагностики образной креативности и опросника креативности учащихся 7-х классов МАОУ СОШ № 4 имени Героя Советского Союза Ф. А. Лузана города Абинска Краснодарского края можно прийти к заключению, что ученики обладают низким уровнем креативности. Следует отметить, что стремительные изменения в социуме и образовании требуют готовности учащегося к проявлению креативности в условиях неопределенности, постоянной необходимости самостоятельного инновационного поиска. Результаты исследований продемонстрировали слабое проявление креативности.

Возникает необходимость качественного обновления и совершенствования подготовки учащихся в направлении формирования их способности к саморазвитию, активизации творческих способностей. Результаты исследования послужили мотивом к созданию программы формирования креативности учащихся в процессе изучения дисциплины география [1].

Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя этапы, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом [2].

Логика построения уроков обусловлена целью: сделать процесс обучения подлинно развивающим. Мотивационная аранжировка уроков состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. К концу каждого цикла учебной работы у школьников активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы. Таким образом, складывается укрупненный алгоритм проведения креативного урока. Каждый креативный урок представляется информационной картой. Информационная карта креативного урока состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Пробуждение (5 минут)

Для активизации познавательной активности учащихся следует представить необычные предметы или объекты, порождающие их воображение. Система встреч с необыкновенными предметами, разгадывание способов их создания – позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности школьников. На данном этапе цель пробудить учащихся, заинтересовать, заинтриговать. Например, при знакомстве с наукой географией в начале урока показать ученикам два предмета: горсть земли и шариковую ручку, задав вопрос: как эти объекты могут быть связаны. Изучая тему «От плоской Земли к земному шару», можно представить следующие предметы: черепаху, фигурки слонов и макет горы. Перед изучением темы «Путешественники древности» сообщить, что на уроке каждый учащийся подержит в руках солнечный камень и твердую медузу (янтарь и лёд). При изучении темы «Часовые пояса» представить классу необычные часы, по циферблату которых под стеклом ползает паучок. Когда тема урока будет связана с морскими путешествиями, можно показать бутылку со встроенным внутрь ее кораблем с огромными мачтами. Объекты должны обладать какой-то тайной, красотой решения. Это могут быть короткие фокусы на основе физических эффектов, в том числе и оптических, голографических, эффекте магнетизма.

Этап 2. Движение (20 минут)

Использование в практике учебных занятий креативных технологий: ассоциативного мышления, дискуссии, метода фокальных объектов, мозгового штурма, а также их различного сочетания. Это позволит дать толчок к размышлениям, неожиданным для учеников направлениям мышления. Происходит это за счет перехода от логики к случайному поиску объектов, признаков, понятий и их необычному комбинированию, способствуя развитию креативности [2].

Следует учитывать, что для достижения благоприятного результата важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению.

Возможности должны включать ранние опыты, располагающие ученика быть интеллектуально активным и заинтересованным в самостоятельном решении собственных проблем, в восприятии всего лучшего в окружающих, в восприятии себя как уверенного человека.

Индивидуальность может, как способствовать усилению влияния первых двух факторов, так и затруднять формирование способностей. Важным условием является то, что окружающий мир был благоприятным фоном для становления креативной личности [2].

Этап 3. Разгрузка (5 минут)

В качестве разгрузки используются психорегулирующие упражнения и аутогенная тренировка, обеспечивающая релаксацию, эмоциональную разгрузку. Основным механизмом аутогенной тренировки и психорегулирующих упражнений является самовнушение необходимых состояний с помощью соответствующих формул и образов на фоне мышечной и психической релаксации. Например, упражнения: «Место покоя», «Полный потенциал», «Список удовольствий» и т. д. Обучая учащихся использованию самовнушения как мощного рычага управления собой, обеспечивается их успех в учебной и творческой деятельности, общении и поведении.

С учащимися 5–6-х классов можно использовать игры: спортивно-эмоциональ­ные, танцы-импровизации, театрализацию. Танцы под весёлую музыку, позволяющие ученику импровизировать движения. Театрализация – это своеобразная смехотерапия.

Психологические и физиологические исследования показывают тесную связь между напряженной умственной и эмоциональной нагрузкой и напряжением скелетной мускулатуры, вегетативными сдвигами.

Поддержание оптимального функционального состояния мозга осуществляется, кроме того, и путем регулирования, выходящего из мозга эффекторного потока нервных импульсов. При помощи механизма саморегуляции обеспечивается дополнительное переключение центрального возбуждения на периферию, прежде всего скелетную мускулатуру, и тем самым ослабление нервного напряжения [3, с. 107].

Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств.

Этап 4. Незаконченное дело (5 минут)

Данный этап является адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком [3, с. 237]. Здесь предлагается дорисовать 5 незаконченных фигур. Согласно законам гештальт-психологии, порождающих у тестируемого желание завершить их простейшим и наиболее логичным путем. Поэтому для того, чтобы создать оригинальный рисунок, учащийся должен противостоять естественному стремлению, воздерживаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру. Все 5 незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку определенные устойчивые образы. На определенной странице нарисованы пять незаконченных фигур. Следует добавить к ним дополнительные линии, чтобы получился интересный предмет или история, связанная с темой урока. Учащиеся должны постараться нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме них самих. Также учащиеся могут придумать интересные названия для каждого рисунка. На выполнение задания отводится 5 минут.

Ускоренная обработка данного задания предполагает оценку 5 показателей: Беглость, Оригинальность, Разработанность, Абстрактность названия и Сопротивление замыканию. Беглость раскрывает способность человека создавать большое количество осмысленных идей, оригинальность подразумевает способность давать необычные, уникальные ответы, требующие творческой силы, а разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи. Абстрактность отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму. Показатель Сопротивление замыканию отражает способность избегать стереотипов и длительное время оставаться открытым для разнообразной входящей информации при поиске решения. Все это показатели образной креативности. Обязательным условием является то, что незаконченные фигуры должны быть связаны с темой урока. Задание основано на креативной технологии развития ассоциативного мышления. Креативная технология «Ассоциативная карта (англ. Mind map)» – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем (рисунков).

Этап 5. Рефлексия (5 минут)

Последним этапом в структуре креативного урока является рефлексия. На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке. Один из вариантов качественной и эмоциональной оценки урока – учащимся предлагается закрыть глаза. Далее учитель просит поднять руки тех, кому понравился урок, затем тех, кому урок не понравился. Все это делается с закрытыми глазами. Однако даже примитивная оценка урока позволяет учителю внести необходимые коррективы в содержание урока и методику его проведения. Важность интеллектуальной активности ученика и усилий по регуляции собственной активности отмечается как главное условие пробуждения и роста способностей.

Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия в школьном возрасте проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую надо решать, и как оценка своих ресурсов: могу ли я данную задачу решить.

В данном компоненте урока предусмотрены развитие навыков качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности, рецензирование, дискутирование, индивидуальное и коллективное планирование знаний.

Программа раскрывает практическую деятельность учителя, требует овладения креативными технологиями. Условием успешной реализации программы является креативное мышление самих педагогов, креативная образовательная среда и адекватное управление образовательной организацией.