Технология проектного обучения как средство развития креативности учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Топчиева В. И., Коньякова Т. Н. Технология проектного обучения как средство развития креативности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S7. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75110.htm.
Аннотация. В статье речь идет о необходимости и особенностях развития креативности учащихся. Автор приводит ряд факторов, указывающих на актуальность развития креативности будущих педагогов, и приводит комплекс педагогических условий, способствующих этому.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Топчиева Вера Ивановна,кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниverasgpi@mail.ru

Коньякова Татьяна Николаевна,магистрант Iгода обучения, направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией»,ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниratnikova_tn@mail.ru

Технология проектного обучения как средство развития креативности учащихся

Аннотация.В статье речь идет о необходимости и особенностях развития креативности учащихся. Автор приводит ряд факторов, указывающих на актуальность развития креативности будущих педагогов,и приводит комплекс педагогических условий, способствующих этому.Ключевые слова:креативность, развитие, педагогическая деятельность, знания, творческая деятельность, проект, результат.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Развитию креативности учащихся имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности. Самым важным в обучении школьников является формирование уних творческого подхода к выполнению учебнотрудовых заданий, развитие самостоятельности в процессе принятия решений, стремление применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.После окончания начальной школы только единицы учащихся могут самостоятельно работать с учебной литературой, находить главное, делать простейшие обобщения и выводы, выполнять творческие задания на уроке. Это объясняется психологическими особенностями детей в этом возрасте, а также изменением системы организацииучебновоспитательного процесса на стыке начальной и основной школы, попадая в которую, ученики испытывают большие трудности. У 30% учащихсяжелание приобрести знания сочетается с отрицательным отношением к учению по причине отсутствия положительной мотивации, недостаточности умений и навыков работы с инструментами на уроке, неразвитости волевых качеств. Школьники быстро утомляются, у них проявляются нарушения эмоционального плана–повышенная обидчивость, плаксивость, беспричинная смена настроения. Психологической причиной является низкий уровень развития навыков саморегуляции.Желание помочь ученикам справиться с более высокими требованиями обучения, которые предъявляются к ним в среднем звене, вооружить их определенными средствами мысленного анализа, способствовать формированию положительной учебной мотивации по предмету, развитию креативности, которая позволит легко адаптироваться к потребностям современной жизни, явилось условием возникновения опыта.Творческая деятельность является основным слагаемым познавательной деятельности. Приобщение учащихся к творческой деятельности должно способствовать развитию у них целого комплекса качеств творческой личности: быстрой обучаемости; умственной активности; смекалки; изобретательности; способности самостоятельнодобывать новые знания и применять их в новых жизненных ситуациях, а также повышает мотивацию к учению. В современной педагогике существуют различные инновационные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Одной из наиболее продуктивных, является технология проектного обучения.Ведущая педагогическая идея опытазаключается в использовании метода проектов в урочной и внеклассной работе для развития креативности школьников и активизации их познавательной деятельности.Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики в развитии креативных способностейшкольников на уроках путем использования метода проектов. Задачи, способствующие достижению данной цели:диагностика познавательных интересов и способностей каждого ученика;постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;формирование у учащихся системы технологических знаний и умений и навыков, необходимых для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности;моделирование в учебном процессе структуры и содержания осваиваемой учащимися технологии;сотрудничество учителя и обучающихсяв процессе обучения;формирование у учеников добросовестного отношения к труду, чувства общественного долга, культуры, инициативности, эстетического вкуса.Основными принципами учебного проектирования являются:опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;возможно большая самостоятельность учащихся;творческая направленность;практическая осуществимость проекта;связь с потребностями общества.Главнейший основополагающий принцип метода проектов–исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.В педагогической деятельности возможноприменение методов стимулирования обучения:создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование. Методы организации учебнопознавательной деятельности:творческое задание, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы,предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную –творческую. Методы контроля:тестирование,дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использование различных форм работы, направленых на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины.Система работы, которая поможет выявить уровень креативности школьников на уроках, научить их творчески мыслить, углублять полученныезнания и применять их в новых жизненных ситуациях включает:предварительную диагностику по выявлению уровня креативности обучающихся;многообразные формы внеклассной работы;индивидуальные консультации с обучающимися;творческую самостоятельную работу самого школьника;участие в олимпиадах и конкурсах творческих проектов;итоговую диагностику;коррекцию своей деятельности.Особого внимания заслуживает изучение школьников, выявление психофизиологических особенностей, интересов, склонностей каждого из них, уровня креативных способностей. Без этого невозможен личностно ориентированный подход к детям при организации их проектной деятельности, без чего, в свою очередь, она не будет успешной и тем более–творческой.Определить этот уровень можно с помощью анкет, наблюдений, бесед, тестов, творческих заданий. Оценку динамикиуровня креативности проводить по результатам выполнения учащимися творческих проектов, сравнивая их с прошлогодними.Известный учительноватор И.П.Волков говорил: «Обучать творческой деятельности –это, по нашему мнению, добиваться создания школьником оригинального продукта: модели, макета, литературного или художественного произведения, «изобретения», идеи решения технической задачи. В процессе творческой деятельности учащиеся должны применять усвоенные ранее знания, умения, навыки, осуществлять их перенос (использовать для разных целей, в разных условиях), комбинировать известные способы деятельности, находить новые пути решения задач».Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков:–«замысел –реализация –рефлексия».На первом этапе ученики выдвигают идею проекта и обосновывают ее. Тематика творческих проектов определяется содержанием обучения в классе и индивидуальными особенностями школьников.Это является одной из проблем проектного обучения, так как часто ученики 5–6хклассоввыбирают тему проекта, которая не соответствует их силам. На этом этапе ученикам можно предложить тематику проектов, подходящую их личностным особенностям и запасу полученных знаний. Необходимое знание и правильные ответы на возникающие вопросы ученикам нужно добывать собственными силами, а лучший способ такого учения –заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта.На стадии реализации проекта или технологическом этапе главной задачей школьников является самостоятельная работа, что предполагает применение необходимых знаний, умений и навыков. На уроках дети должны как можно больше самостоятельно работать головой, думать и делать. Только таким путем они смогут овладеть знаниями, умениями и навыками, научатся не говорить о работе, а работать. Теоретические сведения даются учащимся, главным образом, в форме вводного инструктажа перед работой и в ходе нее. Используются различные методы обучения: наглядные, словесные, практические. Работа учащихся над проектом предполагает допущение множества ошибок, которые они должны научиться вовремя замечать и исправлять, а, следовательно, искать новые пути решения проблемы, развивая при этом воображение и творческое мышление. Результативность опыта. Подготовка учащихся к жизни и труду всегда была важнейшей задачей школы, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовывать свой творческий потенциал.

Список использованной литературы1.Еремина Л. И. Из опыта подготовки студентов в условиях реализации ФГОС высшего профессионального образования // Механизмы осуществления преемственности на всех ступенях системы непрерывного образования в условиях начала реализации стандартов второго поколения: материалы II Всерос. науч.практ. конф. «Преемственность в системе непрерывного образования» / под ред. В. Н. Просвиркина. –М., 2011. –С. 119–123.2.Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. –М.: Академия, 2009. –192 с.3.Поляков С. Д., Ясницкая В. Р., Зимин Э. С. Цели современного воспитания. Личностноориентированное коллективное творческое дело. –Ульяновск,1996. –28с.4.Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в2 т. Т.1. –М.: НИИ школьных технологий, 2006. –816 с.

Vera Topchiyeva,the Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of history and a technique of teaching,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanverasgpi@mail.ruTatyana Konyakova,

undergraduate of the I year of training, direction of preparation: 050100pedagogical education, OOP “Management of the Educational Organization”, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKuban

ratnikova_tn@mail.ruTechnology of design training as development tool of creativity of pupilsAbstract.In article it is about need and features of development of creativity of pupils. The author gives a number of the factors indicating relevance of development of creativity of future teachers and gives a complex of the pedagogical conditions promoting it.Keywords:creativity, development, pedagogical activity, knowledge, creative activity, project, result.

Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани