К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S7. – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm.
Аннотация. В данной статье изложены некоторые результаты изучения уровня развития творческого воображения первоклассников. Автор задаётся целью поиска современных форм и методов развития креативности младших школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Суняйкина Татьяна Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниpcelkat@mail.ru

Хуторова Анна Сергеевна,магистрант Iгода обучения, направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическоеобразование», ООП «Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниannakhutorova@mail.ru

К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников

Аннотация.В данной статье изложены некоторые результаты изучения уровня развития творческого воображения первоклассников. Автор задаётся целью поиска современных форм и методов развития креативности младших школьников.Ключевые слова:творчество, творческое воображение, шаблон, креативность, первоклассники, уровень развития.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В наше время дети, в отличие от предыдущего поколения,находятся в необычной ситуации сильнейшего информационного и компьютерного влияния. Ребенок XXIвека способен с легкостью овладеть навыками работы с различными электронными новинками,которые нам, взрослым, совсем недавно казалось чудом техники. Действительно, современные средства массовой информации,в том числе компьютерные,многое обеспечивают в прогрессе личности и человечества в целом. Они создают возможности почти безграничного расширения информационного поля, обеспечивают динамику обмена информацией и др. Но,с другой стороны,практически отсутствует контроль в отношении компьютерных средств и содержанияих информации, еевлияния на различные аудитории, что, в конечном счете, зачастую пагубно сказывается на формировании моральнонравственных ценностейподрастающего поколения, может отрицательно влиять на интеллектуальное и творческое развитие личности. Кроме того, мы понимаем, что электронные средства–наряду с предоставленной ребёнку обширной информацией –все же стандартизируют мышление, задают шаблон действий. Развитие же творческой личности требует не стандартного, а творческого ума и действий. Сегодня, как никогда прежде, ощущается потребность в формировании творческой личности. Поэтому, целенаправленная, грамотная, систематическая педагогическая работа по развитию творческого воображения является одной из важнейших задач современного образования.Понятие креативности ныне достаточно активно обсуждается учёными и практиками, такими как К. Роджерс, М. А. Холодная, Ф. Баррон, М. Валлах, Е.Торренс, Дж. Гилфорд, Х. Гейвин, В. Н. Козленко, В. Н. Дружинини и др., которые дают понятие креативности, характеризуют его свойства и особенности. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio –созидание) –это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Х. Гейвин пишет, что под креативностью подразумевается способность получать ценные результаты нестандартным способом. В. Н. Козленко рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?».Важной составной частью креативности многие авторы (С. Л. Рубинштейн, Л.С.Выготский и др.) считают творческое воображение, которое стало предметом нашего исследования. Берём за основу определение Л. С. Выготского, который писал, что воображение «строит какието новые рядыиз прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет самую основу той деятельности, которую мы называем воображением». В современных словарях даются различные толкования понятия воображения: «Воображение (фантазия) –психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте» (В. П. Зинченко, Б.Г.Мещеряков «Большой психологический словарь»). С точки зрения М.В.Гамезо и И.А.Домашенко,воображение–«психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» (Е.П. Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»).Воображение и творчество тесно связано между собой, воображение формируется в процессетворческой деятельности.Объектом нашего исследования является творческое воображение как характеристика креативной личности.Предмет–уровень творческого воображенияпервоклассников.Целью исследования является определение уровня творческого воображенияпервоклассников.Задачи:изучение природы и особенностей творческого воображения первоклассников;определение методов исследования творческого воображения;проведение диагностического исследования, анализ его результатов, т.е.выявление уровня творческого воображения первоклассников, определение направлений для дальнейшей работы по его развитию.В качестве гипотезы: мы взяли предположение о том, что уровень творческого воображения первоклассников низок в связи с недостаточным целенаправленным педагогическим воздействием на его развитие в дошкольном возрасте.Опытноэкспериментальной базой исследования стали два первых класса МБОУ СОШ № 18станицы Ивановской Красноармейского района,обучение в которых осуществляется попрограмме «Школа России».В ходе нашего небольшого диагностического исследования мы применяли методы: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; сравнение, сопоставление; математические;эмпирические: наблюдение; тест «Свободный рисунок» авторов Ю. А. Афонькиной, Л. Ю. Субботиной, Г. А. Урунтасовой.Инструментарием исследования мы избрали именно рисуночный тест, потому что он наиболее доступен для выявления особенностей детей, пока не обладающих техникой чтения и осмыслением текста, навыком письма, а базируется на рисунках, где у большинства детей имеется значительная практика. Помимо того, выразительность рисунка помогает ребёнку проявлять те качества, которые пока он не может выразить словами.Диагностика проводилась в двух первых классах МБОУ СОШ № 18станицы Ивановской Красноармейского района, которые обучаются попрограмме «Школа России», автором данной работы. В начале мы объяснили классу условиявыполнения работы: в течение 4–5 минут придумать и нарисовать чтолибо необычное, новое, интересное. Каждый ребёнок получил лист бумаги, набор карандашей или фломастеров и выполнял работу индивидуально. Ребята были заинтересованы и увлечены работой. Некоторые обратились к учителю: «Что нарисовать?», а другие сразу принялись за работу.После математической, статистической и сравнительноаналитической обработки материалов диагностики мы получили следующие результаты. Условия диагностики предполагали деление детей по уровню творческого воображения на 5 групп:1)10 баллов –очень высокий;2)8–9 баллов –высокий;3)5–7 баллов –средний;4)3–4 балла –низкий;5)0–2 балла –очень низкий.

Рис. 1. Уровень развития творческого воображения школьников 1 «Г» класса

Результаты исследования в 1м «г» классе показали: средняя степень развития творческого воображения составила 4,9 баллов, что является средним, но тяготеющим к низкому, уровню. Ограничен диапазон уровней развития творческого воображения: из пяти вышеназванных показателей присутствуют только три.Причем преобладают учащиеся, относящиеся к среднему: их половина (55,5%)–и низкому: их более трети класса (38,9%)–уровням развития творческого воображения. И только одна ученица (5,5%) показала высокий уровень развития. В 1 «Г» классе в целом средний уровень творческого воображения и равен 4,9 баллов, т.е.это средний уровень, но тяготеющий к низкому. Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу: уровень творческого воображения первоклассников низок–мы посчитали недостаточной диагностику только одного класса и такое же исследование провели в параллельном 1 «в» классе МБОУ СОШ № 18станицы Ивановской. Результаты, хотя и с небольшим отклонением, оказались почти идентичными итогам исследования в 1 «г» классе. Здесь средний уровень развития творческого воображения составил 4,4 балла (напомним, что в 1 «г» классе–4,9 балла), т. е. находится в промежутке между низким и средним уровнем развития. Причем большинство, т. е. половина ребят (54,5%) относятся, как и впараллельном 1 «г» классе (55,5%), к контингенту со средним уровнемтворческого развития, а остальные (45,5%) показывают низкий уровень. Здесь еще более узок диапазон уровней развития творческого воображения. В этом классе нет ни одного учащегося с высоким, очень высоким и низким уровнем творческого развития воображения.

Рис.2.Уровень развития творческого воображения школьников 1 «В» класса

Таким образом, наше предположение о недостаточно высоком уровне творческого развития воображения первоклассников –в исследуемых нами классах МБОУ СОШ № 18станицы Ивановской Красноармейского района–подтвердилось.Исходя из требований общества к личности и объективной необходимости творчески мыслящих и действующих людей для социальноэкономического прогресса нашей страны мы приходим к выводу о необходимости использования потенциала школьного образованияв этом направлении. Ключевой фигурой здесь является педагог, его принципы, цели, формы, методы работы, наличие креативных подходов в осуществлении своей профессиональной миссии.

Список литературы1.Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.–СПб.: Питер, 2009. –448 с.2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.–СПб.:Союз,1997. –96с.3.Материал из Википедии –свободной энциклопедии.–URL: ru.wikipedia.org; https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EE%E1%F0%E0%E6%E5%ED%E8%E54.Библиотека svitk.ru.Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь.–URL: http://svitk.ru/004_book_book/14b/3174_zinhenkobolhoy_psihologiheskiy_slovar.php

Tatyana Sunyaykina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanpcelkat@mail.ruAnna Hutorova,

undergraduate of 1 year of training, direction preparation: 44.04.01 “Pedagogical education”, OOP “Management of the Educational Organization”, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanannakhutorova@mail.ruOn the level of creative imagination first gradersAbstract. In this article some results of studying of a level of development of creative imagination of first graders are stated. The author aims search of modern forms and methods of development of creativity of younger school students.Keywords:creativity, creative imagination, template, creativity, first graders, level of development.

Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани