Психолого-педагогическая коррекция страхов старших школьников с деструктивными детско-родительскими отношениями

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полетаева Д. А. Психолого-педагогическая коррекция страхов старших школьников с деструктивными детско-родительскими отношениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75135.htm.
Аннотация. В статье представлены способы решения проблемы коррекции страха старших дошкольников с деструктивными детско-родительскими отношениями, приведены данные констатирующего и формирующего эксперимента.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Полетаева Дарья Александровна,магистрант факультета психологииФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. ЧелябинскPol_dashutka@mail.ru

Психологопедагогическая коррекция страхов старших школьников с деструктивными детскородительскими отношениями

Аннотация. Встатье представлены способы решения проблемы коррекции страха старших дошкольников с деструктивными детскородительскими отношениями, приведены данные констатирующего и формирующего эксперимента. Ключевые слова: страх, детскородительские отношения, деструктивные детскородительские отношения, психологопедагогическая коррекция.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В настоящее время все чаще стали обращаться родители за помощью к психологам, чьи дети переживают разнообразные страхи и тревожность, иногда проявляя повышенную возбудимость. Детские страхи являются возрастной особенностью и носят временный характер. Но бывает так, что они не проходят, сохраняясь длительное время, мешают и тяжело переживаются ребенком. Причиной этому может быть нервное истощение малыша, неумение родителей проявить эмпатию, эмоциональная неустойчивость членов семьи (В. И.Долгова [1]), конфликтное поведение, нарушение детскородительских отношений Деструктивное отношение родителей приводит к возникновению страхов, тревожности и невротизации детей (В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Кондратьева, О.А. Шумакова[2]).Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы психологопедагогической коррекции страхов старших дошкольников воспитывающихся в семьях с деструктивными детскородительскими отношениями.Далее мы декомпозировали эту цель согласно рекомендациям В.И.Долговой по трем этапам [3]).1.Поисковоподготовителный этап: теоретическое изучение психологопедагогической литературы, подбор методик. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме исследования, определение особенностей младшего дошкольного возраста. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.2.Опытноэкспериментальный этап: проведение методик, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы.3.Контрольнообобщающий этап: повторная диагностика, анализ результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы tкритерий Стьюдента и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.В ходе исследования были использованы следующие методыи методики:1.Теоретические: анализ литературы, обобщение, моделирование.2.Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой);детский апперцептивныйтест (CAT) Л. Беллак, С Беллак;тестопросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин.3.Методы обработки данных, математикостатистического анализа: tкритерий Стьюдента (для связанных и несвязанных выборок); коэффициент ранговойкорреляции Спирмена. Для обработки данных была использована программа «SPSS 17.0 for WINDOWS».Эмпирическая база и выборка исследования:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 147 г. Челябинска. Висследовании принимали участие 57 детей и 57 родителей. Возраст детей от 5 до 8 лет. Общее количество испытуемых 114 человек.В исследовании использованы следующие понятия:Страх –эмоция переживания угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх проявляется в значительных физиологических изменениях и в тенденции к защите (избеганию опасности или агрессии). В случае неопределенности источника опасности возникают состояния тревоги [4, c. 55].Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.Детскородительские отношения –это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок–родители») и сверху вниз (диада «родители–ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [5, c. 34].Наиболее распространенная классификация типов родительского отношения представлена в работах А.Я. Варги [6, c. 37]. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Автор выделяет следующие типы родительского отношения: «отвержение», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «инфантилизация». Как благоприятный тип родительского отношения выделяется «кооперация».Деструктивные детскородительские отношения–система взаимоотношений (дети–родители–прародители), характеризующаяся непоследовательностью и противоречивостью; включающая устойчивые отрицательные чувства родителей по отношению к детям, детей по отношению к родителям, родителей по отношению к прародителям; неадекватное восприятие и непонимание членами семьи друг друга, что порождает совокупность взаимных конфликтных поведенческих откликов [7,c. 6].Психологопедагогическая коррекция –это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей,основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье [8, c.6]. Разработанная модель психологопедагогической коррекции старших дошкольников с деструктивными детскородительскими отношениями состоит из четырех блоков и построена с учетом требований процессов психологопедагогического моделирования (В. И. Долгова, В. К. Шаяхметова [9]).Цель исследования –теоретически обосновать и экспериментально проверить программу коррекции страха. Цель далее декомпозируется на его задачи по каждому блоку модели.Теоретический блок: включает в себя сбор и анализ литературных источников по проблеме исследования, подбор методик соответствующих теме, содержанию исследования и возрасту воспитанников. Диагностический блок: представлял собой проведение диагностики с помощью методик –методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), детский апперцептивный тест (САТ Л.Беллак, С.Беллак) и тестопросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин.По результатам диагностики учащиеся были разделены на две группы. Дети экспериментальной группы приняли участие в формирующем блоке.Формирующий блок: включал этапы реализации программы коррекции страхов старших дошкольников воспитывающихся в семьях с деструктивными детскородительскими отношениями.Аналитический блок включал в себя: проведение повторной диагностики по методикам–методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), детский апперцептивный тест (САТ Л.Беллак, С.Беллак) и тестопросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин, обработка результатов с помощью tкритерий Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции Спирмена [10, c. 152].Результатом психологопедагогической коррекции старших дошкольников с деструктивными детскородительскими отношениями является: снижение количества и уровня выраженности страхов.В исследовании приняли участие воспитанники МБДОУ ДС № 147 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 57 детей и 57 родителей. Возраст детей от 5 до 8 лет. Общее количество испытуемых 114 человек.По методике «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) было выявлено, что низкий уровень количества страхов у 8, 77% (5 человек), ниже среднего уровня количества страхов у 56,14% (32 человека), средний уровень количества страхов у детей старшего дошкольного 8, 77% (5 человек), выше среднего уровень количества страхов у 10, 53% (6 человек), и высокий уровень количества страхов у 15,79% (9 человек).По методике детский апперцептивный тест(CAT) Л. Беллак, С Беллак было выявлено, что низкий уровень выраженности страхов у детей дошкольного возраста 43,9% (25 человек), ниже среднего уровня страхов у детей дошкольного возраста 29,8% (17 человек), средний уровень страхов у детей дошкольного возраста 12,3% (7 человек), выше среднего уровня страхов у детей дошкольного возраста 10,5% (6 человек) и высокий уровень страхов у детей дошкольного возраста 3,5% (2 человека). По методике тестопросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В.Столин было выявлено, что: по шкале «Принятие/отвержение» –низкий уровень 7,1% (4 человека), средний уровень 92, 9% (53 человека) ив высокий уровень 0%; по шкале «Кооперация»–низкий уровень 0%, средний уровень 10,5% (6 человек), высокий уровень 89,5% (51 человек); по шкале «Симбиоз»–низкий уровень 64,9% (37 человек), средний уровень 26,3% (15 человек), высокий уровень 8,8% (5человек); по шкале «Контроль»–низкий уровень 64,9% (37 человек), средний уровень 35,1% (20 человек), высокий уровень 0%; по шкале «Отношение к неудачам ребенка»низкий уровень 87,7% (50 человек), средний уровень 7,1% (4 человека), высокий уровень 5,2% (3 человека).Методом математической статистики –метод ранговой корреляции Спирмена подтвердили гипотезу исследования, что старшие дошкольники воспитывающиеся в семьях с деструктивными детскородительскими отношениями характеризуются негативными проявлениями как: высокий уровень количества и выраженности страхов.Статистический анализ привел к выводу об отсутствии значимых достоверных отличий между показателями экспериментальной и контрольной группой на этапе первичной диагностики.Программа коррекции страхов старших дошкольников с деструктивными детскородительскими отношениями рассчитана на детей от 5 до 7 лет, которая состоит из51 занятия, где важное направление занимает снижение уровня страхов, нейтрализация эмоциональноотрицательных переживаний, и совершенствование умения у детей передачи своего эмоционального состояния. Эффективность программы заключается в снижении уровня и количества страхов у детей старшего дошкольного возраста с деструктивными детскородительскими отношениями.После реализации программы была проведена повторная диагностика уровня страхов по методикам: выявление детских страхов «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) и детского апперцептивного тест (CAT) Л. Беллак, С Беллак.Результаты экспериментальной группы до и после эксперимента по методике «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой): высокий уровень снизился с 50% (5 человек) до 10% (1 человека); выше среднего уровень изменился с 10% (1человека) до 20% (2 человека); средний уровень снизился с 40% (4 человека) до 30% (3 человека); ниже среднего уровень был 0% стал 30%; и низкий уровень с 0% изменился до 10% (1человека).Результаты экспериментальной группы до и после эксперимента по методике детского апперцептивного тест (CAT) Л. Беллак, С Беллак: высокий уровень снизился с 10% (1 человек) до 0%; выше средний уровень с 30% (3 человека) до 0%; средний уровень увеличился с 10% (1 человек) до50% (5 человек); уровень ниже среднего с 40% (4 человека) снизился до 30% (3 человека); низкий уровень увеличился с 10% (1человек) до 20% (2 человека).Выводы:Для успешной психологопедагогической коррекции страхов будет необходимо: разработать модельпсихологопедагогической коррекции старших дошкольник воспитывающихся в семьях с деструктивными детскородительскими отношениями, характеризующуюяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков.реализовать целенаправленную программируемую деятельность по психологопедагогической коррекции на основе субъектсубъектного взаимодействия со старшими дошкольниками.По нашим результатам различия между средними показателями уровня страхов экспериментальной группы до и после реализации программы, также с контрольной группой значимы, т.е. уровень количества и выраженности страхов экспериментальной группы изменился в результате реализации программы психологопедагогической коррекции.

Ссылки на источники1.ДолговаВ. И. Simulation of the formation of emotional stability of personality// HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES:Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chief editor–Pavlov V. V.–L., 2013.–С. 67–70.2.ДолговаВ. И. Системныеинновационныетехнологиицелеполагания// GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES:Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05–November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05–November 12, 2012). Chief editor–Pavlov V. V.–L., 2013. –С. 41–45.3.Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Кондратьева О. А., Шумакова О. А. Психологопедагогическое сопровождение детскородительских отношений (монография). –М.: Буки Веди, 2012. –152 с.4.Гарбузов В., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение.–Л., 2006. –351 с.5.Ждакаева Е.И. Психологические средства коррекции деструктивных детскородительских отношений: дис.канд. психол. наук., 2009. –169 с.6.Варга А.Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. –СПб.: Питер, 2001. –278 с.7.Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учеб.пособие. –Череповец: ЧГУ, 2002.–150 с.8.Скотарева Е.М. Психологопедагогическая коррекция: теоретикометодологический аспект : учеб. пособие для студ. психол. спец. –Саратов: Изд. центр «Наука», 2010. –72 с.9.Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессиональноважных качеств: монография.–Челябинск: Издво РЕКПОЛ, 2009. –314 с.10.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. –СПб.: Речь, 2010.–350 с.

DaryaPoletaeva,Undergraduate,Chelyabinsk State Pedagogical University, ChelyabinskPol_dashutka@mail.ruPsychopedagogical correction fears older students with destructive parentchild relationshipAbstract.The article considers the problem of correction of fear older preschoolers with disruptive childparent relationship, data and ascertaining the formative experiment.Key words: fear, parentchild relationships, destructive parentchild relationship, psychological and pedagogical correction.

Рекомендовано к публикации:

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск