К вопросу о формировании эмоциональной устойчивости волонтеров социальных программ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терехова Е. И. К вопросу о формировании эмоциональной устойчивости волонтеров социальных программ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75142.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования эмоциональной устойчивости волонтеров социальных программ, обучающихся в высшем учебном заведении.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Терехова Елена Ивановна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскantonterehov@mail.ru

К вопросу о формировании эмоциональной устойчивости волонтеров социальных программ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования эмоциональной устойчивости волонтеров социальных программ, обучающихся в высшем учебном заведении.Ключевые слова: социальная программа, волонтер, личность, эмоциональная устойчивость, профессионально значимые качества, личностные качества.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Социальноэкономические изменения, происходящие в нашем обществе, повлекли за собой возникновение напряженности в обществе, возникновение социальных проблем у различных слоев населения, в связи с этим в рамках решения социальных проблем граждан идет разработка и реализация социальных программ, направленных на решение конкретных социальных проблем.Характеризуя любую социальную программу, мы можем сказать, что любая социальная программа включает в себя систему различных социальных мероприятий, направленных на решение конкретной социальной проблемы. В реализации социальных программ особую роль играют специалисты, осуществляющие реализацию данных программ, это государственные служащие, юристы, социальные работники, социальные педагоги, медицинские работники, педагогипсихологи и другие специалисты и представители общественных и некоммерческих организаций –волонтеры, добровольцы которые вносят весомый вклад в реализацию социальных программ.Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020года рассматривает развитие добровольчества иблаготворительности как одно изприоритетных направлений государственной политики. Согласно ей особое внимание будет уделяться идеи популяризации добровольчества, особенно среди молодежи. На сегодняшний день развитие волонтерского движения является одним из основных направлений молодежной политики Челябинской области. Молодежь участвует в реализации целевых программ по оказанию помощи детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; участвует в реализации программ по оказанию помощи тяжело больным детям, в оказании помощи ветеранам и пожилым людям, помощи людям с ограниченными возможностями, участвует в спортивном волонтерстве, в благотворительных акциях и т.д. Становясь в ряды волонтеров, молодой гражданин берет на себя ответственность за решение определенных социальных проблем, а значит, говоря о личности волонтера, мы должны говорить о том, что волонтер должен обладать определенными личностными качествами, необходимыми для осуществления благотворительной деятельности. Одним из них является эмоциональная устойчивость, которая является важной составляющей эмоциональноволевого компонента психологической подготовленности личности, помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с клиентами, коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму; обеспечивает эффективное развитие других компонентов деятельности –в том числе мотивационного, гностического и оценочного. Значение эмоциональной устойчивости в успешной деятельности волонтера обуславливается ролью эмоций и их влиянием на познавательные процессы, на качество этой деятельности.Существует значительное количество определений понятия «эмоциональная устойчивость».Большинство из них имеют принципиальные различия и не имеют законченной дефиниции. Такое положение в большей степени объясняется тем, что рассматриваемая проблема –сравнительно молодое направление психологии. Ее развитие связано, прежде всего, с запросами практики. Лишь практическая направленность проблемы эмоциональной устойчивости оправдывает исследования, которые по существу игнорируют более детальный анализ этого понятия.Эмоциональная устойчивость –системное качество, приобретаемое человеком и проявляющееся у него в напряженной деятельности в единстве рациональных, эмоциональных и телесных компонентов. Основой единства является переживание –как деятельность, а критериями этого единства –наличие инварианта, высокая сочетаемость и сопряженность рациональных, эмоциональных и телесных проявлений процесса саморегуляции. Целостная система саморегуляции напряженной деятельности включает в себя: эмоциональный опыт, переживаемую цель, совокупность значимых переживаний, условий деятельности, программу эмоциональноисполнительских стереотипов, средства подготовки к ее реализации и реализацию, совокупность критериев успеха –неуспеха, запоминание, а также коррекцию, основанную на эмоциональной оценке и действий оценивания промежуточных результатов (Л.М. Митина [1]).Эмоциональную устойчивость определяют и как результат эмоциональной саморегуляции деятельности и системное качество личности. Суть этого подхода заключается в том, что эмоциональная устойчивость, с одной стороны –результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой –системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вливается в условиях напряженной деятельности. Природа эмоциональной устойчивости состоит в том, что в эмоциогенной ситуации взаимодействия человека с объектом управления она служит регулятором тактики и стратегии выбора действий (В.И. Долгова, Г.Ю.Гольева [2, 3]).В нашем понимании эмоциональная устойчивость –это свойство личности, проявляющееся в стереотипе эмоционального поведения в напряженных условиях деятельности, характеризующееся эмоциональной стабильностью и способствующее сохранению определенной направленности действий, адекватному функционированию человека.Студенчество как социальная группа характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии (В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская [4]).В социальнопсихологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество –социальная общность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе включения студентов в ряды волонтеров социальных программ. Осуществляя волонтерскую деятельность, студентам приходится сталкиваться с проблемами людей попавших в трудную жизненную ситуацию, переживающих такие критические ситуации как стресс, фрустрацию, конфликт, кризис, оказывать им непосредственную психологическую помощь, а значит, студентволонтер должен обладать определенными качествами личности, такими как инициативность, ответственность, терпеливость, эмпатичность, коммуникабельность, сдержанность. Ему должны быть характерны конструктивные способы психологической защиты, устойчивые эмоциональные состояния, умение поставить свои интересы в равное положение с интересами других, понять ценности других лиц, видеть в людях партнеров (В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, Е.В. Мельник [5, 6]).Эмоциональная устойчивость студентовволонтеров зависит от их способности сдерживать свои чувства в сложных ситуациях. Эта способность напрямую связана со способностью быстро принимать правильное решение в любой жизненной ситуации. Однако необходимо заметить, что эмоциональную устойчивость обуславливают следующие причины: эмоциональная устойчивость не врожденное, а вырабатывающееся в ходе жизни качество, с помощью сознательноорганизованных действий ее можно повысить, она зависит в первую очередь от особенностей личности, совершенства, вида и характера протекания ее мыслительной и практической деятельности.Уровень эмоциональной устойчивости зависит от многих факторов как биологической, так и социальной сущности человека. Эмоциональная устойчивость определяется, с одной стороны, особенностями нервной системы индивидуума и уровнем физического состояния организма, а с другой –особенностями сознания личности, ее интеллектом, мотивационноволевой сферой и сферой высших чувств.Эмоциональная устойчивость –это интегральное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных компонентов психологической деятельности индивида, которое обеспечивает оптимальное, успешное достижение цели деятельности и эффективное социальноролевое поведение в сложной эмотивной обстановкеВ процессе формирования эмоциональной устойчивости необходимо учитывать профессиональнозначимые качества личности. Качества личности представляют собой основу относительно постоянного способа поведения, действия, склонность к типичной реакции на те или иные общественные, производственные и другие ситуации, которые обуславливаются как объективным характером общества, социальной среды, так и интересами отдельной личности, общественными ценностями. Профессиональнозначимые качества определяют профессионализм, который влияет на формирование эмоциональной устойчивости, и в первую очередь это влияние осуществляется через профессиональные знания, профессиональные умения и навыки, формируемые в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов.Формирование эмоциональной устойчивости студентов невозможно без организации комфортной учебной деятельности. Создание условий для комфортного развития личности студента предполагает, сотрудничество всех участников педагогического процессав вузе, способствуют созданию комфортной эмоциональнопсихологической и культурообразующей среды с помощью гуманистического характера взаимодействия «преподаватель –студент», «преподаватель –студенческая группа», «студент –студенческая группа». Условиеорганизации комфортной учебной деятельности студентов реализуется в их учебной и внеучебной деятельности и выражается в системе отношений, создающих психологически комфортную, высоконравственную среду. Обеспечивается взаимодействием преподавателей и студентов во всех структурных учебных подразделениях. Реализации условия организации комфортной учебной деятельности способствует вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс и применения им на практике знаний, четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Этовозможность работать совместно, в сотрудничестве при решении определенных проблем, возможность проявлять творческую инициативу; создание комфортных условий для студентов, разумная и корректная реализация государственно образовательного стандарта [7].Для организации комфортной учебной деятельности студентов следует учитывать следующие положения:ориентация в содержании учебных предметов (особенно психологопедагогического цикла) способствует развитию эмоциональнонравственной сферы личности студентов, что положительно сказывается на формировании у них учебной мотивации и познавательных интересов;целевое ориентирование учебных занятий не только на овладение студентами предметных знаний, уменийи навыков, но и на развитие личности студента, и их эмоциональной устойчивости;дифференцированный подход, предъявление одинаковых требований ко всем студентам, независимо от их индивидуальных, личностных и социокультурных особенностей;специальная работа преподавателей вузов по развитию интеллектуальной, личностной и коммуникативной рефлексии студентов, как фактора формирования познавательных интересов студентов посредством переосмысления своей деятельности, психического состояния и взаимодействия с участниками образовательного процесса.В результате получения теоретических знаний об эмоциональной устойчивости, студенты должны уметь применять их на практике, уметь прогнозировать и управлять эмоциональными состояниями субъектов, предупреждать напряженные эмоциональные ситуации;психологопедагогические знания и умения в области эмоциональной устойчивости должны иметь достаточно общий характер и перспективу применения в дальнейшей деятельности студентов.Одним из элементов в системе работы по эффективному формированию эмоциональной устойчивости студентов является тренинг конструктивного поведения, который должен включать в себя упражнения, направленные на: знакомство с проблемой эмоциональной устойчивости; развитие способов конструктивного поведения, работу сэмпатией, вниманием; развитие умения выражать свои чувства; развитие позитивного отношения к себе; развитие ответственности за свои поступки и т.п.Все выше сказанное дает возможность говорить о том, что в процессе обучения в вузе у студентовволонтеров формируется эмоциональная устойчивость, повышается уровень их самосознания, приобретаются и развиваются профессиональнозначимые качества, необходимые участникам социальных программ.

Ссылки на источники1.Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. –М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2001. –192 с.2.ДолговаВ. И. Simulation of the formation of emotional stability of personality// HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIESMaterials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chief editor–Pavlov V. V.–L., 2013.–С. 67–70. 3.Долгова В. И.,Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. –М.: Издво Перо, 2014.–196 с.4.Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования познавательнопрофессиональной активности у студентов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.–2010.–№1.–С. 71–80.5.Долгова В. И. Особенности эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ // Успехи геронтологии. –2014. –Т. 27. –№ 2. –С. 315–320.6.Рапохин Н. П. Прикладная психология: учеб. пособие. –М.: ФорумИнфра, 2014. –432 с.

Elena Terehova, Candidate for a master's degree faculty of psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskantonterehov@mail.ruOn the formation of emotional stability volunteer social programsAbstract. The paper studies the problem of formation of emotional stability volunteer social programs, students in higher education.Key words:social program, volunteer, personality, emotional stability, professionally significant qualities, personal qualities.

Рекомендованокпубликации:

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск