Формирование профессиональной рефлексии у будущих учителей начальных классов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеева О. В. Формирование профессиональной рефлексии у будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S17. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75231.htm.
Аннотация. В статье рассматривается процесс организации профессиональной рефлексии студентов – будущих учителей начальных классов. Эта рефлексия имеет два уровня: уровень собственного обучения студента и уровень организации обучения. Выделяются этапы и методы организации рефлексии. Предлагается комплекс заданий для активизации рефлексивной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алексеева О. В. Формирование профессиональной рефлексии у будущих учителей начальных классов // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75231. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75231.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75231УДК378.1

Алексеева Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутbaxitova@mail.ru

Формирование профессиональной рефлексии у будущих учителей начальных классов

Аннотация. В статье рассматривается процесс организации профессиональной рефлексии студентов ‬будущих учителей начальных классов. Эта рефлексия имеет два уровня: уровень собственного обучения студента и уровень организации обучения. Выделяются этапы и методы организации рефлексии. Предлагается комплекс заданий для активизации рефлексивной деятельности.Ключевые слова:профессиональная рефлексия, рефлексивная деятельность, методика обучения студентов.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

По этой причине, стратегической целью обучения студентов и учителей должна стать задача не столько сообщения новых знаний, сколько задача развития рефлексивных способностей, от уровня и качества которых и зависит профессиональная компетентность педагога. М. Уоллес[1, с. 8]

Успешное профессиональное становление личности зависит от ее способности адекватно оценивать себя и свою профессиональную деятельность, то есть от того, в какой степени человек способен к рефлексии всех значимых аспектов своей профессионализации. Эффективному развитию профессиональной рефлексии будущих учителей начальных классов может способствовать активизация работы студентов через их субъективное мировосприятие и миропонимание. Данная задача может быть решена путем организации самопознания студентов через рефлексию. Рефлексия играет детерминирующую роль относительно других профессиональных качеств, поэтому учебный процесс в педагогическом вузе должен быть организован так, чтобы уже с первого курса у будущих педагогов рефлексия формировалась специально организованно. Здесь важно разделить два уровня рефлексии: рефлексия по поводу собственного обучения (в позиции «студент») и рефлексия по поводу организации обучения (в позиции «педагог»).В обучении выделяют следующие этапы организации рефлексии [2]:1.Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Эта деятельность должна быть завершена или прекращена. 2.Восстановление последовательности выполненных действий. 3.Изучение составленной последовательности действий с точки зрения её эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных учителем или определяются учеником на основе своих целей. 4.Выявление и формирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов: Алексеева О. В. Формирование профессиональной рефлексии у будущих учителей начальных классов // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75231. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75231.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

предметная продукция деятельности ‬идеи, предложения, выявленные закономерности, ответы на вопросы; способы, которые исследовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности; гипотезы по отношению к будущей деятельности. 5.Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности. Важным фактором, влияющим на эффективность рефлексии, является многообразие её форм, соответствующих возрастным и иным особенностям участников образовательного процесса. Если студенту самостоятельно не удается выйти в рефлексивное пространство, то в таком случае нужен организатор, цель которого ‬помочь студенту осуществить рефлексивный выход, обнаружить собственные ресурсы и дефициты. На основании этогооформляются образовательные (профессиональные) задачи. Формы образовательной рефлексии различны ‬групповые организационные формы (коллективные учебные занятия, которые позволяют, с одной стороны, внести искусственный компонент в формирование рефлексии, ас другой ‬«прожить» студенту роль и «учащегося», и «обучающего») и индивидуальные (устное обсуждение какой либо ситуации; письменное анкетирование; графическое изображение происходящих изменений (самочувствия, уровня познания личной активности, самореализации)) [3]. Для диагностики формирования рефлексии у студентов преподаватель может использовать такие методы, как наблюдение, опрос и анализ продуктов деятельности.Педагогическое сопровождение рефлексивной деятельности студентов может включать в себя помощь студентам в преодолении дидактических затруднений при изучении разделов учебной программы, в выделении главного, принципиально важного, что произошло с ними за рефлексируемый период, в приведении в соответствие целей и результатов деятельности, а также в выработке критериев оценки и самооценки. Можно систематически использовать рефлексию самих студентов, например, в виде устных высказываний, опроса или наблюдений. В данном случае использовать надо как внешнее, так и внутреннее наблюдение. Внешнее наблюдение необходимо для отслеживания поведения (оно должно проводиться преподавателем). Внутреннее наблюдение (или самонаблюдение) ведется самими студентами и фиксируются в самоотчетах. Для задания рамок самонаблюдений студентов на занятиях можно использовать неоконченные предложения: Мне сегодня было трудно... Я предпочитаю действовать... У меня получается делать... Прежде чем я начал сегодня работу... Мои действия на следующем занятии...Варианты неоконченных предложений можно предлагать, по мнению Т.Ф. Илларионовой,в организации учебного процесса в зависимости от учебного занятия, от позиции студента на данном занятии [3].В конце темы или раздела дисциплины можно провести письменную рефлексию учебного труда студентов, в том числе и оценочной деятельности. Во время рефлексии студентам могут помочь следующие вопросы: Что хотели получить? Что получили? В чем совпадения и места разрывов между целью и результатом? В чем причины разрывов? Что делали и как? Чего можно было желать другого? Здесь очень важно, чтобы результаты рефлексии стали основанием для планирования будущей деятельности. При этом преподаватель должен постоянно напоминать будущим учителям, что навыки рефлексивной деятельности формируются в процессе овладения ею и зависят от частоты обращения к ней.Алексеева О. В. Формирование профессиональной рефлексии у будущих учителей начальных классов // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75231. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75231.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

При проведении лекций в вузе практически всегда преподаватели не организуют обратную связь со студентами для выяснения (уточнения), что же все таки обучающийся из услышанного «присвоил», т.е. этот вид занятий выключен из процесса формирования рефлексивного самосознания бакалавров. Проблема обычно решалась просто ‬контрольные вопросы или опрос (письменный или устный в разной форме на семинарских занятиях). Поэтому остается вопрос, а что будущий студент не заучил ‬потому что так надо (нужно хорошо ответить и получить высокие баллы в рейтинг по занятию), а перевел в свой опыт? Для решенияэтой проблемы, как нам кажется, было бы хорошо использовать следующие вопросы, на которые студенты отвечают дома, или в день прохождения лекции, или на следующий день [4]: 1.Какую, на Ваш взгляд, проблему выдвинул лектор и почему?2.Задумывались ли Вы об этой проблеме раньше? Считаете ли Вы ее актуальной? Объясните, почему.3.Что нового для себя Вы открыли, прочитав конспект лекции?4.Какие идеи или мысли при прочтении лекции произвели на Вас наибольшее впечатление и почему?5.С какими идеями, высказанными в лекции, Вы не можете согласиться? Сформулируйте свою позицию и аргументируйте ее.6.Какие выводы для себя Вы можете сделать, изучив материал лекции?7.Какие из мыслей лекции Вам могут пригодиться в дальнейшем? Почему?8.Что бы Вы рассказали своим товарищам об этой лекции? Почему Вам думается, что это их заинтересует?9.О чем не сказал лектор?10.Не появилось ли у Вас желания продолжить изучение данной тематики?Рефлексия ‬деятельностная, содержательная, коммуникативная, личностная ‬обеспечивает появление новообразований при профессиональной подготовке будущих учителей, если осуществляется переход от объективированного изучения неких ситуаций к объективносубъективному (личностноценностному) обучению.Практика организации занятий в вузе показала, что формирование рефлексивных умений происходит последовательно: от усвоения бакалаврами педагогики теоретических знаний по дисциплине и овладения предметнопрактическими действиями рефлексии допроектирования будущей профессиональной деятельности (например, проектирование уроков, проблемных ситуаций). Такая последовательность формирования рефлексивных умений помогает будущим учителям начальных классов овладевать способами действий по развитию учебной рефлексии в единстве с развитием профессиональной рефлексии, при этом формируя собственную профессиональную (педагогическую) позицию. Включение студентов в рефлексивную деятельность должно проходить в процессе изучения всех курсов, а не только в рамках отдельной дисциплины. На различных этапах семинарских занятий рефлексивную деятельность студентов нужно проводить при различных видах учебной деятельности, используя различные организационные формы обучения с применением и традиционных, и новых информационнокоммуникационных технологий (например, при создании ментальных карт).При изучении дисциплины «Психологопедагогические теории и технологии начального образования» на втором курсе бакалаврам, обучающимся по профилю «Начальное образование», предлагается комплекс заданий, нацеленный на формирование умений по коммуникативной, личностной, интеллектуальной и кооперативной рефлексии, используются такие методы рефлексивного обучения, как диагноАлексеева О. В. Формирование профессиональной рефлексии у будущих учителей начальных классов // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75231. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75231.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

стикоаналитические, нарративные, графические и интерактивные. Вот примеры таких заданий:1.Напишите эссе (500 знаков) на основе своих размышлений по ключевым проблемам обучения младших школьников.2.Напишите аналитическое сочинение, опираясь на вопросы [5, с. 82].Насколько хорошо я понял и усвоил данную тему?Какую информацию было проще понять и запомнить?Какой из вопросов темы усвоен хуже других?Почему мне было сложно разобраться именно в этом вопросе? Каковы причины непонимания, незнания?Что показалось наиболее интересным, значимым в теме?Как материал темы связан с моей будущей профессиональной деятельностью?С какими другими областями знаний (учебными дисциплинами) связана данная тема? В чём проявляется эта связь?3.Сформулируйте свое личностное и профессиональнопедагогическое приращение при изучении темы «…». Определите основные задачи своего дальнейшего личностнопрофессионального самосовершенствования.4.Отразите свое понимание теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, сложившееся у Вас в ходе изучения данной темы. Сформулируйте свое понимание роли данной теории в обеспечении качества образования младших школьников. 5.На основе изучения темы «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина ‬В.В. Давыдова» и анализа собственной подготовки самоопределитесь по отношению к рассмотренным подходам. Для этого ответьте на вопросы:Что для меня означает «умение выполнять учебное задание» и «научить выполнять учебное задание»?6.Выделите и запишите в тетрадь Ваши знания, умения и навыки, способности и компетентности (с точки зрения будущего учителя начальных классов), связанные с изучением темы «…», дайте им самооценку в выбранной Вами форме.7.На основе изученного материала и своих размышлений напишите небольшое эссе по проблеме темы «…».8.Какие изменения в понимании организации образовательной деятельности учащихся начальных классов произошли у Вас в ходе изучения вопроса о формировании учебной деятельности у детей младшего школьного возраста? Какие возникли трудности, противоречия? Как Вы пытались (предполагаете) их решить?9.Какие из изученных типовобучения Вам понравились более всего и почему? Какие из них Вы хотели бы применить в своей профессиональной педагогической деятельности и почему?10.Где и в каких из предложенных ситуаций при изучении темы «…», Вы чувствовали себя в роли ученика, учителя илинаблюдателя? Какие примеры образовательных ситуаций можно извлечь в этих случаях? 11.Проанализируйте свои ощущения, трудности и проблемы, возникающие при собственной рефлексии во время выполнения заданий семинарских занятий при изучении темы «…». Можете ли их классифицировать, какие они: преодолимые или непреодолимые? 12.Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению тем дисциплины в виде рефлексивного дневника. Для этого сформулируйте ответы на вопросы после проведения каждого семинарского занятия: 1)Что произошло? Алексеева О. В. Формирование профессиональной рефлексии у будущих учителей начальных классов // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75231. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75231.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

2)Какие эмоции я испытывал при этом? Почему?3)Что мне понравилось на занятии? Почему? Что мне не понравилось? Почему?4)Что эта ситуация дала мне для личного развития?? 5)Какой вывод для себя могу сделать в плане моей профессиональной деятельности? Сформулируйте пожелания: а) себе; б) сокурсникам; в) преподавателю. 13.Задания, цель которых состоит в формировании ценностных ориентиров профессиональной деятельности, в развитии умения руководствоваться аксиологическим компонентом компетенции в будущей профессиональной деятельности. Например: «Один учитель считает, что традиционный тип обучения наиболее подходит начальной школе, так как его несомненным достоинством является возможность за короткое время передать большой объеминформации. Другому учителю кажется, что наилучших результатов можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения, но он не может это объяснить. Кто из учителей прав? Убедите учителя в его правоте».14.Преподаватель (или студент) бросает кубик Блума, на гранях которого написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Возможны два режима использования данного приёма: преподаватель задаёт соответствующие вопросы или студенты формулируют вопросы.15.Разделитесь на группы. Постройте ментальную карту по теме «…» Группы меняются своими ментальными картами. (Например, первая группа передает свою карту второй группе, та ‬третьей и т.д., последняя группа передает карту первой группе). Представитель от группы должен восстановить по ментальной карте другой группы содержание темы.16.В конце семинарского занятия ответьте на вопросы.1)Что нового для себя я открыл, посетив занятие?2)Какая идея или мысль на занятии произвела на меня наибольшее впечатление? Почему?3)С какими идеями, высказанными на занятии, я не могу согласиться? Почему?4)Какие выводы для себя я могу сделать, поучаствовав в занятии?5)Какие из мыслей или материалов занятия мне могут пригодиться в дальнейшем? Почему?6)Что бы я рассказал своим товарищам об этом занятии? Почему? [6]17.Заполните таблицу после доклада с презентационными материалами ваших одногруппников по теме «…». Обсудите результаты выполнения задания в вашей группе.

Ключевые моменты доклада (презентации)Что вызвало интерес?Проанализируйте, почему именно это вызвало интерес?



18.Заполните таблицу «Знаю ‬Узнал ‬Хочу узнать» (автор Донна Огл) [7]. При заполнении таблицы каждый работает индивидуально. Затем объединяются в группы по 4‬6 человек и вопросы «Хочу узнать» группируют по категориям. Последние предъявляют преподавателю, озвучивая категории, о которых бы они хотели узнать подробнее.Алексеева О. В. Формирование профессиональной рефлексии у будущих учителей начальных классов // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75231. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75231.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

На коллективных занятиях, например, семинарских, все студенты ‬прежде всего педагоги. Функция обучения становится для них главной, а рефлексия ‬основополагающей в формировании профессиональных способностей.Конечно, далеко не всегда можно использовать предложенную схемуорганизации рефлексивной работы студентов полностью. Но можно систематически применять отдельные её элементы. Именно с этой целью мы и постарались представить максимально расширенный её вариант.Перефразируя автора рефлексивной педагогики М. Уоллеса (Wallace, M.) [8, с.25], мы можем сказать, что формируемые компетенции на занятиях в педагогическом вузе становятся источником профессионального роста будущего учителя начальных классов только в том случае, если они становятся объектом структурированного анализа. Неотрефлексированная учебная деятельность бакалавра бесполезна и со временем ведет не к его профессиональному развитию, а к профессиональной стагнации. По этой причине много времени при изучении курса «Психологопедагогические теории и технологии начального образования» отводится таким заданиям, в ходе выполнения которых студенты не только получают новые знаний, но и развивают свои рефлексивные способности, от уровня и качества которых и зависит их профессиональная компетентность как педагогов.

Ссылки на источники1.Wallace M. Training Foreign Language Teachers. ‬Cambridge University Press, 1991.‬180 p.2.Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. ‬М.: Академия, 2007. ‬С. 290.3.Илларионова Т.Ф. Коллективные учебные занятия как способ развития рефлексии будущих педагогов // Сибирский учитель. ‬2006. ‬№2.‬С. 20‬23. 4.Актовые лекции. ‬URL: http://pedinnovatika.jimdo.com/%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8/5.Голубева М.В. Рефлексивное обучение активномуотношениюкпознанию//Образовательные технологии. ‬2011.‬№2. ‬С. 78‬86.6.Учим не мыслям‬учим мыслить. ‬URL: http://pedinnovatika.jimdo.com/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/7.OgleD.M. KWL: A teaching model that develops active reading of expository text //The Reading Teacher. ‬1989. ‬Vol. 39. ‬P.564‬570.8.WallaceM. Action research: How to do it // Paper presented at the 2nd international conference of the Malaysian English language teaching association, 24‬27 May 2007 (mimeo).

OlgaAlekseeva,

PhDinEducationScience,AssistantProfessor,SurgutStatePedagogicalUniversity,Surgutbaxitova@mail.ru

Formation of professional reflectionin future primary school teachersAbstract.The article deals with the process of organizing professional reflection of students ‬future primary school teachers. This reflection has two levels: the level of the student's own learning and the level of training organization. Distinguished stages andmethods of reflection. Proposed a set of tasks to activate reflective activity.Keywords:professional reflection, reflective activities, methods of teaching students.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication13.03.15ОпубликованаPublished17.04.15

© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Алексеева О. В., 2015www.ekoncept.ru