Технологии социально-педагогического сопровождения социально-значимой деятельности студенческой молодежи

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шанц Е. А. Технологии социально-педагогического сопровождения социально-значимой деятельности студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S17. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75238.htm.
Аннотация. В статье автором представлен анализ сущностных характеристик социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шанц Е. А. Технологии социальнопедагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75238. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75238.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75238УДК378.37

Шанц Евгения Альфридовна,кандидат педагогических наук, доцентФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутshants.eva@mail.ru

Технологии социальнопедагогического сопровождения социальнозначимой деятельности студенческой молодежи

Аннотация. В статье автором представлен анализ сущностных характеристик социальнопедагогического сопровождения социально значимой деятельностистуденческой молодежи.Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение, социальнопедагогическое сопровождение. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования;теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный этап развития высшего профессионального образования характеризуется сменой подходов к организации педагогической деятельности. Обучение в вузе –это период, когда происходят качественные перемены в жизни студента, влияющие на параметры его социальности как субъекта собственного становления и развития: осуществляются значимые жизненные решения и выборы, усиливаются ценностные аспекты поведения, повышается интерес к социокультурной деятельности (целям, образу жизни, долгу, социальной активности и т.д.). При этом студент как развивающаяся личность нуждается в особо продуманной системе педагогического влияния, что подтверждается многими исследователями (Н. В. Бордовская, Л.А. Барановская, В. Добрынина, Н. А. Игнатов, Т. Кухтевич, Е. А. Климов, А.А. Реан).Идеи модернизации российского образования обуславливают необходимость освоения технологий, формирующих конкурентоспособную, компетентную, гибкую, творческую личность, способную действовать целенаправленно. В этой связи вопросы личностного развития студента и педагогического сопровождения его профессионального становления являются ключевыми в современной педагогической теории и практике высших учебных заведений.В Толковом словаре«сопровождать» трактуется как «следовать вместе, находиться рядом, сопутствовать чемунибудь, производить одновременно, дополнять».Сопровождение, по мнению Л.Н. Харавининой является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования, предусматривающей поддержку развивающейся личности [1].В психологопедагогической литературе и энциклопедических источниках понятие «сопровождение» рассматривается как действие человека в отношении другого; взаимодействие людей в его социальной среде [2, 3]. В последнем значении «сопровождение» этимологически приближается к понятиям «содействие», «супервизия», «фасилитация», «наставничество», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». При этом оказываемая помощь обязательно предполагает максимальную свободу и ответственность личности, которой эта помощь оказывается. Эффективность сопровождения не может быть измерена количественно, но может быть описана качественно через его виды: психологическое, педагогическое, социальное,экономическое и другие; она обеспечивает переход сопровождаемого к более высокому уровню сформированности социальной ответственности.Шанц Е. А. Технологии социальнопедагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75238. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75238.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

В психологопедагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, в основе которого всегда лежит взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.Э.Ф. Зеер выделяет понятие «психологическое сопровождение становления профессионала», которое определяет как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.Понятие «педагогическое сопровождение» определяется исследователями как специфический вид сопровождения, который отражает управляемую сторону процесса развития воспитуемого в системе социального и педагогического взаимодействия с другими людьми, а также как своего рода наставничество и контроль, носящие личностно ориентированный характер. И.А. Липский, трактуя данное понятие как специфическое взаимодействие людей, которое носит педагогическую направленность, подчёркивает, что педагогическое сопровождение осуществляется посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном оформлении.Е.А. Александрова рассматривает педагогическое сопровождение как тип педагогической деятельности, сущность которой выражается, как в превентивном процессе научения студента самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно реагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта. Субъектом педагогического сопровождения выступает как обучающийся, так и сам педагог. По отношению к педагогу данное сопровождение, реализуемое в многообразных формах и технологиях, есть система взаимосвязанных функций, действий, процедур, методов, техник, мероприятий, обеспечивающих оказание ему квалифицированной помощи на протяжении всей его профессиональной карьеры, считают М.Н. Певзнер и О.М. Зайченко. Учёные предлагают осуществлять эту помощь через консультирование, профессиональный тренинг, моделирование, супервизию.Иной точки зрения придерживаются Е.И. Казакова, Л.Г. Тарита, Л.М. Шипицына и др., рассматривающие сопровождение как метод, который обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, в том числе профессиональных [4]. Так, с точки зрения Л.Г. Тариты, сопровождающий не решает за сопровождаемого проблему, а учит его находить (изобретать или заимствовать) наиболее разумные решения, актуальные для другого человека и его самого. По М.В. Шакуровой, педагогическое сопровождение является одним из механизмов длящегося, двустороннего, солидаристического педагогического взаимодействия. Автор выделяет следующие, присущие ему, характеристики: субъектная позиция всех участников взаимодействия; принимаемая и поддерживаемая субъектами совместность и взаимореферентность; многопроектность; схожесть интерпретаций; адаптивность; предоставление сопровождаемому той степени свободы, за которую он может нести ответственность в силу возрастных и индивидуальных особенностей; преимущественное использование «мягких» методов педагогического взаимодействия.Н.М. Борытко и М.А. Валеева под педагогическим сопровождением понимает создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и обладающего таШанц Е. А. Технологии социальнопедагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75238. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75238.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

кими характеристиками, как непрерывность, комплексный характер и опосредованность оказываемой помощи [5, 6].Научное осмысление содержательной и процессуальной сторон педагогического сопровождения показало сложность и неоднозначность понимания данной категории в современной науке. Психологопедагогическими основаниями для реализации в вузе технологии социальнопедагогического сопровождения являются:идеи и концепции личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.); идеи и концепции педагогической поддержки и сопровождения (Е. А. Александрова, О. С. Газман, М. И. Губанова, Н. Б. Крылова, М. И. Рожков, В. И. Слободчиков, Ф. М. Фрумин, Е. А. Цыбина, С. Н. Чистякова, С. Ю. Юсфин и др.); исследования самоопределения личности как социокультурного феномена (И. С. Кон, А. В. Мудрик, Н. Н. Никитина, В. И. Слободчиковидр.). Выбор педагогом того или иного типа деятельности зависит от авторства цели взаимодействия, потребности в нем детей, степени видимой части активности субъектов. Сочетание этих критериев позволило нам разделить типы педагогической деятельности на три блока (Е. А. Александрова):I блок объединяет деятельность педагога в тех ситуациях, когда ребенок неможет самостоятельно справиться с затруднением или же не видит грозящей ему опасности. К этому блоку относятся «опека», «забота», «защита».II блок, наиболее распространенный в России,включает один тип деятельности–«наставничество». III блок характерен для взаимодействия педагогов с теми обучающимися, у которых сформировалась «Яконцепция». В зависимости от нее, обучающийся проявляет ту или иную потребность во взаимодействии с педагогом.К этому блоку относятся такие типы педагогической деятельностикак «помощь», «поддержка», «сопровождение». Осуществляя педагогическое сопровождение, педагог должен ориентироваться на сочетание методов и приемов развития индивидуальных ключевых личностных и профессиональных компетенций обучающегося и его высокой коммуникативной и общей культуры. По мнению М.А. Валеевой,важным условием профессионального становления является разработка и использование принципиально новых технологий обучения, позволяющих проектировать процесс подготовки специалиста как последовательную трансформацию учебной деятельности в профессиональную. Методика преподавания должна строиться таким образом, чтобы будущему специалисту была всегда ясна практическая область применимости получаемых им теоретических знаний [6].В этом смысле позиция А.Б. Гутникова является весьма значимой. Он утверждает, что процесс усвоения знаний связан с развитием познавательных навыков, а их практическое применение основано на использовании навыков действия и участия. Тренинг практических навыков, по мнению исследователя, возможен только через практическую деятельность. В этой связи большую роль автор отводит интерактивным методам обучения, моделированию практических ситуаций на занятиях, включающих механизм «проб и ошибок», и позволяющих освоить навык посредством осмысления собственного опыта. В преподавании различных дисциплин в вузе возможно использование таких интерактивных методов, как: «активное включение» (метод Донахью), «круглый стол», «экспертная оценка», «сократовский метод», «демонстрация», «группы звонка» и др. Одним из самых популярных интерактивных методов обучения и работы в группах является мозговая атака (или мозговой штурм, Шанц Е. А. Технологии социальнопедагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75238. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75238.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

банк идей), которая применяется с целью выдвижения различных вариантов решения проблемы, «атакуя» ее одновременно с разных сторон. Эффективным методом привлечения внимания студентов к определенной проблеме, важной информации является направляемая дискуссия. Данный метод позволяет выявить различные взгляды относительно противоречивых вопросов, формирует навыки высказывания собственного мнения и выслушивания иных, развивает логическое мышление.Одним из актуальных сегодня интерактивных методов является комплексноаналитическое моделирование. Использование данного метода призвано способствовать сокращению количества и уровня критическихошибок в практической профессиональной деятельности, увеличению ее эффективности.Особое внимание должно уделяться творческим заданиям, носящим проблемный характер и требующим от студентов творческого подхода. Использование творческих проблемных заданий способствует созданию атмосферы делового заинтересованного общения всех субъектов занятия, мотивируя студентов на их выполнение. Перспективным для применения на практических и лабораторных занятиях является метод обсуждения конкретных ситуаций (кейсов). Таким образом, интенсифицировать образовательный процесс в вузе можно посредством включения в него различных интерактивных методов обучения, причем они могут быть похожими, включать в себя несколько методов, либо представлять собой измененный вариант одного метода. Но общим для них является то, что при их использовании студент занимает позицию активного субъекта, творческого исследователя, способного к совместной конструктивной работе по достижению цели.В этой связи сопровождение приобретает организационнопедагогические функции и, следовательно, можно говорить о нём как об организационнопедагогическом сопровождении.В последнее время появился ряд диссертационных работ, в которых предметом исследования выступает педагогическое или организационнопедагогическое сопровождение, рассматриваемое на концептуальном и технологическом уровнях.Важным условием формирования образовательной и профессиональной направленности личности студента, его социальной позиции и нравственных ориентиров, неотъемлемой частью качественной подготовки специалиста является создание педагогически комфортной образовательной среды.Интересна в этом плане позиция А.А. Ергазиной, основанная на идее гуманизма, что чем шире доступ, обеспечиваемый средой, к общекультурному достоянию, чем больше возможностей она предоставляет для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для формирования опыта деятельности.И.Г. Шендрик утверждает, что среда, в которой находится человек, должна рассматриваться как основа для его изменения, обеспечивая его как инвариантными условиями относительно константного существования, так и средствами их преобразования. Применительно к образовательной среде подобное утверждение связано с поиском элементов ее составляющих, благодаря которым может проявиться специфически человеческая часть среды обитания субъекта.А.В. Вишнякова выделяет три базовых структурных компонента образовательной среды: пространственнопредметный, социальный и психодидактический. Автор представляет и характеристические свойства образовательной среды: векторность, интерактивность, целостность, многоаспектность, универсальность, открытость, обширность. Исследователем формулируются общие принципы организации образовательной среды в личностноориентированном направлении, а именно: Шанц Е. А. Технологии социальнопедагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75238. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75238.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

1)природосообразность: учет закономерностей природного развития, укрепление физического и психического здоровья; 2)культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни в контексте культуры; 3)жизнетворчество: включение в решение реальных проблем коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;4)индивидуальнотворческий подход: удовлетворение интересов и потребностей в разнообразных видах творческой деятельности;5)сотрудничество, объединение целей, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремлённость в будущее и взаимная поддержка.По Т.В. Менгу,образовательная среда вуза является таким окружением или «осубъектированным пространством», в котором создаются условия для формирования личности, в частности профессионального становления студента. Образовательная среда должна содействовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей, развитию уже проявившихся способностей и личности обучающегося, всех сфер психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовнонравственной) в соответствии с индивидуальными особенностями.Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию студентами своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию творческих способностей, саморазвитию, профессиональному становлению. Особенно важным является формирование субъектных качеств личности, её самоутверждение и стремление к самосовершенствованию. Педагогический и социальнопедагогический процесс представляет собой, с этой точки зрения, взаимодействие двух равноправных субъектов, партнеров, где педагог и обучающийся –«идущие вместе», а не «ведущий и ведомый». Именно субъектсубъектными отношениями характеризуется технология сопровождения, в этом ее сущностная черта, в отличие от помощи и поддержки. У обеих сторон происходит в результате взаимодействия формирование определенного опыта, формируется рефлексивная позиция, происходит взаимоподдержка и взаимостимулирование.Таким образом, особенностью социальнопедагогического сопровождения является специфическая позиция педагога и целью этого сопровождения, как и всей социальнопедагогической деятельности, является оказание помощи в процессе социализации.Кроме того, акцент в социальнопедагогическом сопровождении должен делаться не на изменении позиции субъекта, а на стимулировании естественного развития, реализации потребности в саморазвитии.В соответствии с чем, целью социальнопедагогического сопровождения является формирование у молодых людей культуры социального служения как важного фактора саморазвития личности, формирования ее социальнозначимых качеств, готовности к выполнению социальнополезной деятельности. Социальнопедагогическое сопровождение социальнозначимой деятельности студентов, на наш взгляд, позволяет решить целый рад задач, среди которых:выявление и развитие у обучающихся гуманности, милосердия, человеколюбия и сострадания;развитие социальной активности молодых людей, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;привлечение социальных служб и общественных организаций к социальнозначимой деятельности;Шанц Е. А. Технологии социальнопедагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75238. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75238.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

обобщение и распространение опыта социальнопсихологического сопровождения.Таким образом, мы полагаем, что социальнопедагогическое сопровождение социальнозначимой деятельности студентов представляет собой организованный социальнопедагогический процесс, предполагающий комплекс целенаправленных педагогических действий, ориентирующих молодых людейна социальнозначимую деятельность; прогнозирующий проблемы и трудности студента в данном виде деятельности; оказывающий содействие в их предупреждении и преодолении. Условиями реализации данной технологии с целью личностного и профессионального развития студентов вуза на наш взгляд, являются:насыщение социальнообразовательного пространства вуза аксиологическими смыслами социально ответственного отношения студента не только к учебнопрофессиональной деятельности, но и к общественной;педагогическое сопровождение участия студентов в социальных практиках (социальные и благотворительные акции, фандрайзинг и спонсоринг, организация и осуществление социальнокультурной деятельности и пр.);создание системы стимулирования мотивации и поощрения социальнозначимой деятельности студентов вуза.

Ссылки на источники1.Харавинина Л.Н. Модель сопровождения профессиональноличностного развития молодого преподавателя //Ярославский педагогический вестник. –Ярославль, 2010. –№ 1. –С. 104–107.2.Кузьмина Т.А.Психологопедагогические подходы к понятию «педагогическое сопровождение»// Естественноматематическое образование: проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.практ. конф., 25 ноября2010 г. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. инт.–Шадринск: ШГПИ, 2010.–С. 155–160.

3.МанузинаЕ.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования//Вестник ТГПУ. –Тобольск, 2011. –№ 1(103). –С.109–112.4.Шипицына Л.М. Психологопедагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. –М.: «Владос», 2003. –528 с.5.БорыткоН.М. Система профессионального воспитания в вузе: учебметод. пособие /под ред. Н.К.Сергеева.–М.: АПК и ППРО, 2005.–250 с.6.ВалееваМ.А. Педагогическое сопровождение профессионального сопровождения студента вуза // Известия самарского научного центра Российской академии наук. –Самара, 2009. –Т. 114(3).–С.589–593.

Evgenia Shants,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,Surgut State Pedagogical University, Surgutshants.eva@mail.ruTechnology sociopedagogical support socially significant activities of studentsAbstract.In this paper theauthor presents an analysis of the essential characteristics of the sociopedagogical support of socially significant activities of students.Keywords: support, social and educational support.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication13.03.15ОпубликованаPublished17.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Шанц Е. А., 2015www.ekoncept.ru