Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филиппова А. Р. Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S17. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75237.htm.
Аннотация. В статье раскрываются педагогические основы формирования аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста. В частности, описываются методические подходы использования познавательно-исследовательской деятельности в формировании аргументативных умений у детей старшего до-школьного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Филиппова А. Р. Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательноисследовательской деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75237. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75237.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75237УДК373.21

Филиппова Аксана Равильевна,ассистент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. СургутFilippov1976@yandex.ru

Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательноисследовательской деятельности

Аннотация.В статье раскрываются педагогические основы формирования аргументативныхумений у детей старшего дошкольного возраста. В частности, описываются методические подходы использования познавательноисследовательской деятельности в формировании аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова:аргументация, аргументативные умения, способы развития аргументативных умений, познавательноисследовательская деятельность, дети старшего дошкольного возраста.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современной практике идет поиск путей активизации процесса развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей на всех этапах образования. Особый интерес представляет дошкольный период детства–время, когда в ребенке закладываются базовые способности к познанию, общению и деятельности.Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющегосвое мнение и умеющего отстаивать его –является приоритетной задачей современного дошкольного образования.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основными целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования является ребенок, способный договариваться, учитывающий интересы и чувства других людей, умеющий выражать и отстаивать собственную позицию по разным вопросам. Кроме того, в примерных общеобразовательных программах все чаще появляется задача создания развивающей речевой среды, способствующей формированию умения детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Приведенные умения являются ключевыми в речеведческом плане и являются показателем развития аргументативной культуры.Аргументация, по мнению Н.В. Брюшинкина, это коммуникация, в процессе которой некоторое лицо сознательно производит изменение в системе убеждений другого лица путем приведения достаточных для этого оснований [3].И.В. Хоменко рассматривает аргументацию как деятельность участников спора по защите своей точки зрения, в результате которой предполагается устранение расхождения во мнениях спорщиков [9].Н.С. Валгина такжевыделяет тексты «аргументирующего типа», которые представляют информацию в виде определения или объяснения, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения (рассуждения) [4]. Филиппова А. Р. Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательноисследовательской деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75237. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75237.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

Наиболее полно и детально, на наш взгляд, данное понятие рассматривается Г.А. Брутяном: «Аргументация –это способ рассуждения, в процессе которого выдвигаются некоторые положения в качестве доказываемого тезиса; рассматриваются доводы в пользу его системности и возможные противоположные доводы; дается оценка основаниям и тезису доказательства, равно как и основаниям к тезису опровержения; опровергается антитезис, доказывается тезис, создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса» [2].По нашему мнению, аргументация –это интеллектуальнокоммуникативная деятельность (процесс), основанная на выполнении коммуникативных действий по созданию текста (высказывания) или его фрагментов, направленных на объяснение, доказательство той или иной точки зрения и на убеждение коммуниканта. Соответственно, аргументация может рассматриваться в разных аспектах: а) как совокупность аргументов; б) кактекст –результат речевой (аргументативной) деятельности (т.е. аргументативный текст); в) как процедуру доказательства –убеждения (аргументативный дискурс).Как известно, аргументирующая речь состоит из тезиса–утверждение, формулирующее доказываемую идею, предлагающее определенное толкование фактов и аргументов (доводов) –утверждений, с помощью которых обосновывается истинность тезиса и которые обладают доказательной силой для тех, кому адресована аргументация.Для того чтобы аргументация была успешной, необходимо овладеть умениями, которые соотносятся с элементами аргументативного текста: тезисом, аргументами, способом и приемами доказательства, выводом.Н.И. Махновская, рассматривая методику обучения аргументированию, выделяет следующие аргументативные умения обучающихся:четко формулировать тезис;отбирать языковые средства, возможные речевые клише для введения тезиса в соответствии с тональностью и стилем общения;подбирать аргументы в связи с ситуацией общения;приводить аргументы согласно логическим правилам;приводить развернутые и сжатые аргументы;вводить аргументы в структуру текста, используя речевые стратегии (клише), соответствующие тональности общения и индивидуальному стилю общения;выбирать языковые средства для убеждения оппонента согласно ситуации общения;противостоять возможным ошибкам и уловкам при выдвижении аргументов;выбирать способ доказательства в соответствии с коммуникативным намерением, индивидуальным стилем автора речи, с ситуацией общения;соотносить выбранный способ доказательства с тезисом и системой выдвигаемых аргументов;подводить аргументативный текст к заключению;подбирать языковые средства, в том числе речевые стереотипы, помогающие сделать вывод в соответствии с коммуникативным намерением и индивидуальным стилем говорящего;связывать вывод с основным тезисом [6].Возникает вопрос:возможно ли формирование аргументативных умений у детей дошкольного возраста? Существуют разные точки зрения. По мнению зарубежных психологов (Ж.Пиаже, В.Штерн), ребенок дошкольного возраста не готов к логическому Филиппова А. Р. Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательноисследовательской деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75237. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75237.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

рассуждению. Но, в тоже время, отмечается довольно раннее внимание детей к установлению причинности явлений и процессов окружающего мира. В пятьшесть лет мышление ребенка способно протекать в форме сравнительно развитого суждения.Исследуя природу возникновения рассуждений, П.П. Блонский указывал следующие причины малоупотребительности, алогичности и узости высказываний данного типа у дошкольников: доверчивость, послушность детей, недостаточность опыта, знаний, правильного обучения. По мнению ученого, доверчивость маленьких детей общеизвестна. Ею легко объясняются, почему им не нужны доказательства: они верят и без них. Если я верю, мне не нужно доказательство.Первоначальные детские рассуждения П.П.Блонский называет объяснениямиразъяснениями. Их дополняют телеологические объяснения (имеющие определенную цель, назначение) или утилитарные (акцентируют внимание на значении, употреблении чеголибо человеком). Дети дают казуальные объяснения только в том случае, если их побуждают вопросами. Следует отметить, что детские объяснения не постоянны, ребенок дает то одно объяснение, то другое. Это явление получило название –множественность объяснений. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляется причинное «почему»и казуальное «потому что». Для детей 6–7лет характерно то, что, высказав предположение, они считают его окончательным. По проведенным П.П. Блонским исследовании отмечается, чтобы продвинуть детей дальше в своих высказываниях, необходима постановка стимулирующего вопроса. На такие вопросы дети, как правило, реагируют гипотетическими суждениями (если бы...то...) [1]. Особенности детских рассуждений позволяют исследователям выделять следующие умения,которые возможно сформировать у детей дошкольного возраста:умение обследовать предметы, вычленять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов;умение отбирать аргументы для доказательства;умение устанавливать разнообразные причинноследственные связи;владеть навыками анализа,синтеза, сравнения, обобщения;умение использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно», «вопервых», «вовторых») [8].Аргументирующая речь является самым сложным видом высказывания. Ее сложность определяется необходимостью соблюдения баланса между задачами объяснить, доказать, убедить и эмоциональными, этическими, коммуникативными правилами и нормами. Поэтому, в содержание аргументативных умений детей старшего дошкольного возраста входят коммуникативные качества речи, такие как логичность, точность, выразительность, уместность, которые могут служить основанием доказательства правоты говорящего и усиливают аргументирующую функцию высказывания [5]. Одним из условий формирования аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служитьпознавательноисследовательская деятельность детей.Дошкольный период детства –это время, когда закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает самостоятельные открытия, обнаруживает много нового, увлекательного, интересного в окружающем мире. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активный познавательный интерес к достаточно широкому кругу природных и социальных объектов. Филиппова А. Р. Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательноисследовательской деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75237. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75237.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

Вместе с тем у части детей отмечается стереотипизация познавательных действий, снижение исследовательской активности, интеллектуальная пассивность, стремление получить от взрослого готовые ответы на возникающие вопросы.Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые и проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной и научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира. Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх, детских минипроектах и т.д.Структура поисковой деятельности очень близка по своему содержанию аргументирующей речи: принятиеот взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи; анализ ее условий; выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи; отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи; непосредственная проверка выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности; анализ полученных фактов и формулирование выводов; обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследовательского поиска [7].Обучение аргументативным высказываниям целесообразно начинать с опорой на наглядный материал или предметные действия, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе.Для этого можно использовать следующие упражнения:выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в соответствии с сюжетом и объяснение своих действий;выделение нелогичных ситуаций, изображенных на картинке с объяснением: бывает или не бывает в действительности;классификация картинок по родам (видам), содержанию в играх «Убери лишнее» и аргументация своих действий;обсуждение героя литературного произведения с выделением положительных и отрицательных качеств личности, поступков и их мотивов;составление высказываний рассуждений на заданную тему: «Почему ялюблю осень», «Для чего мы учимся», «Кого можно назвать другом» и др.Для формирования умения выдвигать гипотезы, предположения можно предложить детям следующие познавательные задачи:ПлатьетрансформерНеобходимый материал: три отреза ткани прямоугольнойформы. Один из них –с двумя прорезями для рук, второй –без видимых изменений с приложением лентыпояска, третий –без изменений. Размер определяется относительно модели: для взрослого, ребенка или куклы. Вопрос: «Как бы ты использовал эту ткань для создания необычной одежды?»ПирогиПостановка задачи: «Испекли один большой пирог и десять маленьких пирожков из такого же количества теста. Где пищи больше?» Дети рассуждают, моделируют ситуацию из пластилина, обосновывают свою точку зрения и приходят к выводу: «Кто прав?».Предметы ближайшего окруженияФилиппова А. Р. Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательноисследовательской деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75237. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75237.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Постановка задачи: «Перечисли предметы ближайшего окружения, которые можно, но нежелательно делить на равные и неравные части. Докажи свою точку зрения».В мире цифр, букв и знаков

Задача –увидеть в картине, витраже, орнаменте различные знаки. Установка педагога: «Экспериментируй со знаками и получи свои изображения, объясни их назначение» [7].Выдвижение гипотез, обсуждение, проверка предположений, аргументирование собственной точки зрения возможно при организации познавательноисследовательской деятельности с использованием художественной литературы. Предварительно педагог отбирает произведения с занимательным сюжетом, в котором присутствует определенная загадка, интрига, недосказанность. Это и есть мотивация исследования. Дети включаются в сюжет и с первой минуты обдумывают способы спасения героя, разгадывания тайны, исправления чейто ошибки, восстановления справедливости и т.д. Прервав чтение текста на определенном моменте, педагог организует обсуждение с детьми, выдвижение и проверку выдвинутых гипотез. Например, при чтении рассказа Ф. Блехер «Обида Пети» педагог может задать следующие вопросы для обсуждения: «Должен ли был обидеться Петя и заплакать? Докажите, так это или не так. Что он должен был предпринять, чтобы проверить, поровну ли ягод?» и т.д.Словесные дидактические, сюжетноролевые игры также являются способом формирования аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Например, в игре «Аргументация» один из играющих выбирает из набора (не менее 20 штук) любую предметную картинку. Внимательно, никому не показывая, рассматривает ее, переворачивает изображением вниз и задает участникам игры вопрос: «На что это похоже?» Каждый играющий предлагает свой вариант ответа. После того как будут заслушаны все ответы, водящий показывает картинку и предлагает защитить свои предположения.Допустим, один ребенок сказал, что изображенный на картинке предмет похож на огурец; второй –что похож на дверь; третий предположилсходство с луной и т.п. Предъявляется картинка с изображением, например, книги. В качестве доказательства может выступать следующая аргументация: «Как в огурце много зернышек, так и в книге много страниц»; «Дверь можно открыть и книгу тоже»; «Луна освещает ночью путь, а книга –путь к познанию» и т.д.В процессе создания и анализа ситуации «С праздником 8 Марта» сначала педагог предлагает детям рассказать, как они поздравляли мам с праздником. Затем воспитатель просит внимательно послушать следующее поздравление и ответить, кому из героев сказки «Приключение Буратино» оно адресовано и почему: «Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а также сохранитьдружбу старых друзей –Буратино и Пьеро». Далее педагог просит обосновать каждый ответ, объяснить, почему ребенок так считает, то есть аргументировать свою позицию.Кроме того, в групповой комнате может «неожиданно» появиться гость –попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше аргументов. При этом, воспитатель может на детские аргументы отвечать контраргументами.Таким образом, формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного должно осуществляться постепенно, последовательно в условиях системаФилиппова А. Р. Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательноисследовательской деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75237. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75237.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

тического обучения в разных видах детских деятельности с использованием содержания из разных образовательных областей. Успешная организация познавательноисследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста внесет продуктивный вклад в решение задач развития аргументативной речи детей в ДОО.

Ссылки на источники1.Блонский П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей // Вопросы психологии. –1964.–№3.2.Брутян Г.А. Аргументация. –Ереван: Издво АН АрмССР, 1984. –105с.3.Брюшинкин Н.В. Логика. –Изд. 3е, испр., доп. –М., 2003. –334 с.4.Валгина М.С. Теория текста: учеб.пособие для вузов. –М.: Логос, 2003. –280с.5.Лашкова Л.Л. Воспитание культуры речи у детей дошкольного возрастасредствами народной педагогики: монография / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. унт». –Екатеринбург, 2006. –140 с.6.МахновскаяН.И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в высшей и средней школе:монография: материалы исследования: в 2 ч. –Ч. 1.–М.: Прометей, 2004. –254 с.7.Развитие познавательноисследовательских умений у старших дошкольников /авт.сост.: З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012. –160с.8.СтародубоваН.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ.учрежд. высш. проф. образования. –5е изд., стер. –М.: Изд.центр «Академия», 2012. –256с.9.Хоменко И.В. Логика. Теория и практика аргументации. Учебник и практикум: учеб.для бакалавров. –3е изд., испр. и доп. –М.: Издво «Юрайт», 2014. –327с.

Aksana Filippova,

Assistant of the chair of theory and methods of preschool and primary education,Surgut State Pedagogical University, SurgutFilippov1976@yandex.ruFormation of persuasive argumentativny abilities at children of the advanced preschool age in informative and research activityAbstract.Pedagogical bases of formation of persuasive abilities at children of the advanced preschool age are revealed in the article. In particular, methodical approaches of use of informative and research activity in formation of the persuasive abilities at children of the advanced preschool age are described.Keywords:argumentation, persuasive abilities, ways of development of persuasive abilities, informative and research activity, children of the advanced preschool age.

Рекомендованокпубликации:

Лашковой Л. Л., докторомпедагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication13.03.15ОпубликованаPublished17.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Филиппова А. Р., 2015www.ekoncept.ru