Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S19. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75268.htm.
Аннотация. Статья содержит описание формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций. Рассматривается социальная ситуация развития выпускников. Межведомственное взаимодействие определяется условием успешной социализации. Обозначены основные задачи, определяющие содержание межведомственного взаимодействия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75268. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75268.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75268УДК37.013.42

Гиенко Любовь Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулlyubov.gienko@mail.ru

Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе свыпускниками интернатных организаций

Аннотация. Статья содержит описание формирования профессиональной го­товности будущих социальных педагогов к работе свыпускниками интернатных организаций. Рассматривается социальная ситуация развития выпускников. Межведомственное взаимодействие определяется условием успешной социали­зации. Обозначены основные задачи, определяющие содержание межведомствен­ного взаимодействия.Ключевые слова: компетентностный подход, паттерн, социальная ситуация раз­вития, выпускник интернатной организации, межведомственное взаимодействие.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В процессе модернизации образования в законодательной базе обращается внимание на формирование определенных компетенций обучающихся. Целью опре­деляется их успешная социализация. В данном контексте заслуживает внимания ор­ганизация социальнопедагогической деятельности с выпускниками организаций ин­тернатного типа. Предпочтение отдается формированию субъектной позиции обу­чающихся при реализации компетентностного подхода. В настоящее время исследования саморазвития личности вышли на новый уровень теоретического осмысления и эмпирического изучения. Традиционно выделяют две основные силы, влияющие на ход развития: внут­ренние генетически обусловленные задатки и среда в самом широком смысле сло­ва. Наряду с ними необходимо учитывать и «третий фактор» развития личности, не сводимый ни к «внутреннему», ни к «внешнему»,–это сама личность, её позиция по отношению к своей социальной ситуации и активность [2].Становление этого «третьего фактора», т.е. становление психологических ме­ханизмов самодетерминации, которое переводит саморегуляцию жизнедеятельно­сти на качественно новый уровень; источник личностного развития и его движущие силы смещаются извне вовнутрь. Самодерминация является наиболее ярким проявлением личностной зрелости. Самодетерминируемая личность способна действовать в относительной свободе от заданных условий этой деятельности –как внешних, так и внутренних,–на основе личной автономии, свободы и ответственности, развитых механизмов смысловой ре­гуляции жизнедеятельности.На базе соотношения механизмов свободы и ответственности эмпирически выяв­лены и описаны пути личностного развития. Четыре паттерна –автономный, конформ­ный, импульсивный и симбиотический. В некоторыхисследованиях свобода и ответ­ственность сохранили типообразующую роль в выделении типов личностного развития, но более существенным эмпирическим основанием выделения паттернов выступили параметры «благополучие/неблагополучие» и «адаптация/дезадаптация» [3].Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75268. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75268.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

Социальную ситуацию развития выпускников интернатных организаций можно охарактеризовать как затруднённые условия развития личности, под которыми по­нимается «неоптимальное состояние биологических и/или социальных предпосылок личностного развития, требующее существенно повышенных усилий для решения задач развития и предъявляющее в силу этого повышенные требования к лично­сти». Но осознанно или неосознанно, в обычных или затруднённых условиях любой подросток делает выбор: перейти или не перейти от решения нормативных адапта­ционных задач социальной ситуации развития к постановке и решению не обяза­тельных, но возможных задач личной ситуации развития [2]. При сравнении семейных подростков и подростковсирот обнаруживаются как благополучные, так и не благополучные пути личностного развития.Наиболее психологически зрелый и здоровый автономный паттерн личностного развития является одновременно наиболее устойчивым и воспроизводимым как у выпускников интернатных организаций, так и у семейных подростков. Конформный паттерн личностного развития в чистом виде воспроизводится у выпускников интер­натных организаций; у подростков из семей выделялся похожий на него адаптивный. Это достаточно благополучные траектории личностного развития; их обнаруживают подростки, которые в своей жизни следуют преимущественно предписаниям извне: за них часто решают, как надо поступать и куда надо идти, что именно делать и на что ориентироваться, следуя ожиданиям со стороны микро–и макросоциума.Дезадаптивный паттерн развития также обнаружени у выпускников интернат­ных организаций, и у семейных подростков. Это психологически неблагополучные, отчужденные, пассивные подростки, без собственных смысловых ориентаций, убеж­денные в том, что их действия не на что не повлияют. Они не могут следовать ни своим внутренним ориентирам, ни чужим, внешним, плывя по течению.Импульсивный паттерн наблюдается только у подростков из семей и имеет вполне благополучную картину, он не обнаружен у выпускников интернатных органи­заций. Здесь при неразвитых механизмах детерминации наблюдается достаточно вы­сокая удовлетворенность жизнью. Их благополучие основано на ресурсах социальной поддержки, лишившись которой они испытают большие трудности в адаптации.У выпускников интернатных организаций обнаруживаются как общие с семейны­ми подростками, так и специфические особенности личностного развития и становле­ния механизмов самодетерминации. Однако, выпускники интернатных учреждений имеют негативно окрашенное отношение к отцу и к матери, высокую неудовлетворён­ность своей жизнью, ярко выраженный комплекс выученной беспомощности, не верят в то, что жизнь человека подвластна сознательному контролю. Это позволяет отнести данную категорию подростков к группе риска, с которыми необходима тщательная коррекционноразвивающая социальнопсихолопедагогическая работа по развитию механизмов самодетерминации как ресурсов для достижения в потоке постоянно из­меняющегося мира, дабы предотвратить проявления аддиктивности и девиантности, часто наблюдаемые в социальной группе сирот, вышедших из стен социальных учре­ждений в самостоятельную жизнь. Без такой работы они неминуемо столкнуться с трудностями на пути социализации и вхождения во взрослую жизнь [2].В процессе подготовки будущих социальных педагогов к взаимодействию с вы­пускниками организаций интернатного типа на занятиях изучается опыт работы об­разовательных организаций Алтайского края (см. ниже).В процессе организации социальнопедагогической деятельности на базе Крае­вого государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде­ния «Алтайский политехнический техникум» организация межведомственного взаи­Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75268. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75268.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

модействия рассматривается как инновационная технология развития успешной со­циализации выпускников интернатных учреждений. Межведомственное взаимодействие –это взаимодействие, осуществляемое в целях обеспечения успешной социализации выпускников интернатных учреждений в период их постинтернатной адаптации, между государственными и муниципальными органами и другими социально ориентированными субъектами, достигающими своихцелей посредством определенных профессионально специализированных мер и действий.Межведомственное взаимодействие является условием, без которого социали­зация не может быть успешной. Чтобы построить схему межведомственного взаимо­действия необходимо выстроить модель самого процесса социализации, сформули­ровать результаты данного процесса. И лишь затем определять социальных партне­ров, с которыми учреждение сможет решить задачи успешной социализации и до­стичь определенных результатов.В связи с реализацией компетентностного подхода в системе профессионального образования, основу модели социализации будет составлять набор социальных компе­тенций, обладание которыми позволит субъекту эффективно взаимодействовать с со­циумом и решать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.Компетентностный подход даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение цели образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести обучающиеся в резуль­тате образовательной деятельности. В этом смысле целью является научить обуча­ющегося решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять направления познавательной деятельности, выбирать необходимые источники ин­формации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с други­ми; объяснять явления действительности и др...Необходимость взаимодействия обусловлена следующими условиями: ­создание условий успешной социальной и профессиональной адаптации сирот; ­обеспечение целенапрвленности, согласованности действий педагогов и специалистов; возможность всестороннего, более глубокого изучения детей и полу­чения более объективной информации о ребенке от разных субъектов сопровожде­ния, необходимой для постановки обоснованных задач постинтернатной поддержки сироты; ­взаимное обогащение субъектов постинтернатного сопровождения профес­сиональными идеями, стимулирование их активности и профессионального роста.К субъектам межведомственного взаимодействия в Алтайском крае относятся:­Органы государственной и муниципальной власти: Главное управление об­разования и молодежной политики Алтайского края. Орган опеки и попечительства. Главное управление Алтайского края по социальнойзащите населения и преодоле­нию последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельно­сти. Управление Алтайского края по труду и занятости населения.­Краевые государственные образовательные организации: Краевые государ­ственные бюджетные профессиональные образовательные учреждения. Краевые госу­дарственные образовательные учреждения для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Краевые государственные образовательные учреждения центры ППМС (Рубцовский, Семья+). Учреждения социального обслуживания.Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75268. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75268.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

­Общественные организации и объединения: Краевой общественный совет по социализации выпускников детских домов и опекунских семей (при Главном управлении образования и молодежной политики Алтайского края). Попечительские советы (при каждом интернатном учреждении). Службы социальнопедагогического сопровождения (при каждом КГБОУ профессионального образования). Обществен­ная палата Алтайского края. Алтайское отделение Детского фонда. Юридический центр «Фемида». Детский фонд «Виктория» (г. Москва, на основании соглашения о партнерстве с Администрацией Алтайского края). Корпоративный благотворитель­ный фонд «Картен» (на основе соглашения с главным управлением по образованию; ведут проект «Хочу учиться!»–выдача именных стипендий). Общественная органи­зация «Доброе сердце».Основные задачи, определяющие содержание межведомственного взаимодей­ствия:1.Содействие в решении проблем отношений выпускников интернатных орга­низаций с окружающей средой:­оказание помощи в адаптации к новым жизненным ситуациям, адекватном социальном выборе позиции в новых, ранее неизвестных условиях в виде совмест­ного с воспитанниками анализа новой ситуации, определения их отношения к ней, поиска способов поведения;­коррекция ценностей молодых людей, существенно влияющих на поступки и поведение путем изменения их отношения к окружающему миру, стереотипных для них норм поведения, повышения степени ответственности за свои поступки;­содействие в преодолении личных кризисов, связанных с неадекватной оценкой возникающих ситуаций, жизненными событиями и складывающимися взаи­моотношениями с людьми.2.Коррекция социального опыта через социальное обучение, направленное на приобретение знаний о социальной действительности, способах решения соци­альных проблем, об эталонах взаимодействия с людьми:­формирование и развитие у молодых людей базовых правовых, политиче­ских, психологических и других знаний, необходимых для реализации себя как члена общества и гражданина страны;­знакомство с возможными вариантами социального выбора;­формирование и развитие прогностической готовности к оценке возможных последствий своего социального поведения.3.Создание условий для социального самоопределения (выбора выпускником интернатного учреждения своей социальной роли и социальной позиции на основе целей своей жизни) и включение личности в систему социальных отношений:­функция проживания имитируемой жизненной ситуации посредством созда­ния условий, имитирующих типичные жизненные ситуации;­рефлексивная функция –стимулирование самооценки выпускником интер­натного учреждения решения социальной проблемы и своего проживания в реаль­ной или имитируемой ситуации;­нравственная экспертиза –формирование готовности к оценке социальной действительностина основе интериоризированных нравственных норм;­социальнопедагогическая поддержка –процесс совместного с молодым человеком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий(проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, само­воспитании, общении, образе жизни;Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75268. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75268.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

­социальнопедагогическая помощь выпускнику интернатного учреждения –реальное содействие в преодолении возникающих трудностей.Такимобразом, изучение будущими социальными педагогами опыта социаль­нопедагогической деятельности по успешной социализации выпускников интернат­ных организацийформирует определенные компетенции студентов, позволяющие освободит сирот от последствий депривации и выработать новые позитивные уста­новки по отношению к окружающему миру, к самим себе, научить управлять событи­ями собственной жизни в противовес выученной беспомощности.

Ссылки на источники1.Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ»2014. –URL: http://www.assessor.ru/zakon/273fzzakonobobrazovanii2013/ 2.ЛеонтьевД.А.,СулиминаО.В., Бастракова А.С. Траектория личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростковсирот// Вопросы психологии. –2014. –№ 3.–С. 30–48.3.Осин Е.Н.,ЛеонтьевД.А., Буровихина И.А. Паттерны саморегуляции и психологическое благо­получие в подростковом возрасте // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы II международной научнопрактической конференции. Ч. 2. –Кисловодск: СевКавГТУ, 2009. –С. 266–271.

Lyubov Giyenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,Altai Pedagogical University, Barnaullyubov.gienko@mail.ruFormation of professional readiness offuture social teachers for work with graduates of the residential organizationsAbstract. Article contains the description of formation of professional readiness of future social teachers for work with graduates of the residential organizations. In article the social situation of development of graduates of the residential organizations is considered. Interdepartmental interaction is defined by a condition of successful socialization. The main objectives defining the content of interdepartmental interaction are designated.Keywords: competencebased approach, pattern, situation with social development, graduate of the inhabited organization, interaction between departments.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15

© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Гиенко Л. Н., 2015www.ekoncept.ru