Интерактивное обучение социальных педагогов-бакалавров
Выпуск:
ART 75272
УДК
37.013.42
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Свиридов
А.
Н. Интерактивное обучение социальных педагогов-бакалавров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S19. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75272.htm.
Аннотация. В статье дан сравнительный анализ моделей обучения в вузе. Определены специфика интерактивной модели, ее возможности для реализации субъектности как преподавателя, так и студента, достижения нормативных требований ФГОС. Показана методика проведения лекционных занятий на основе интерактивного подхода к обучению.
Ключевые слова:
интерактивные формы обучения, субъектность, модели обучения, интерактивная лекция для бакалавров
Текст статьи
Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75272. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75272.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1
ART75272УДК37.013.42
Свиридов Александр Николаевич,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогикиФГБОУВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулsviridan@list.ru
Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров
Аннотация.Встатьедансравнительныйанализмоделейобученияввузе.Определеныспецификаинтерактивноймодели,еевозможностидляреализациисубъектностикакпреподавателя,такистудента,достижениянормативныхтребованийФГОС.Показанаметодикапроведениялекционныхзанятийнаосновеинтерактивногоподходакобучению.Ключевые слова: субъектность, интерактивныеформыобучения,моделиобучения,интерактивнаялекциядлябакалавров.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
ФГОС высшего образования определяет, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование вучебном процессе активных иинтерактивных форм проведения занятий» [4].Поэтому освоение и развитие интерактивных форм обучения–одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов всовременном вузе.Как определяет Б.М.БимБад: «Интерактивноеобучение (отангл.interation–взаимодействие) –обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [2,c.107].В процессе интерактивного обучения принципиально меняется тип взаимоотношений преподавателя и студента. Можно утверждать, что только интерактивное обучение дает возможность и студенту и преподавателю реализовать их подлинную субъектность.Сравним модели обучения и взаимоотношений преподавателя и студента по критерию «субъектность». При «пассивном» обучении субъектом (активным носителем) обучения является педагог, а студент–объект процесса преподавания (рис.1).
Рис. 1. Модель «пассивного» обучения студентовНа рис.1 наглядно продемонстрировано доминирование «преподавания» над «учением» в едином процессе обучения.
Преподаватель(субъект образовательного процесса)Студент(объект обучения)Студент(объект воспитания)
Студент(объект социального воздействия)
Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75272. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75272.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
Рассмотрим модель «активного» обучения, в которой студент уже выступает в роли субъекта, но процесс обучения попрежнему выстраивает преподаватель (рис.2).
Рис.2. Модель «активного» обучения студентов
На рис.2 отражено взаимодействие каждого отдельного студента и преподавателя. Студент получает «субъектность» и относительную самостоятельность, но все рычаги управления процессом «учения» попрежнему у преподавателя. Получается какбы «регламентированная активность» студента в обучении, а его субъектность –фрагментарна.Интерактивная модель обучения разрешает противоречия, связанные с субъектностью студента, которые имеют место в первой и второй модели. Рассмотрим теоретические посылы проектирования интерактивной моделиобразования студента. На понятийном уровне«интерактивный» («Inter»–это взаимный, «act»–действовать)–означает взаимодействовать, находиться врежиме беседы, диалога скемлибо (другой человек) или с чемлибо (машина, компьютер). Интерактивное обучение представляет из себя, прежде всего, диалоговое обучение, входе которого осуществляется взаимодействие не только между студентом ипреподавателем, но и между самими студентами. Данная модель позволяет учесть других участников образовательного процесса как его субъектов, что обогащает процесс учения. В этой модели появляется и еще одно новое качество –социальная направленность обучения, так как и сверстники и образовательная среда начинают в полную силу действовать как факторы социализации, поскольку появляется возможность субъектного самоопределения каждого студента и студенческой группы (рис.3).
Рис.3. Интерактивная модель обучения студентов
Преподаватель(субъект образовательного процесса)Студент(субъект обучения)Студент(субъект межличностных коммуникацийобучения)Студент(субъект воспитания)Преподаватель(субъект образовательного процесса)Студент(субъект учения, учащийся)Студент(субъект межличностных интеракций)Студент(субъект социальных коммуникацийобучения)Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75272. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75272.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
Как видим из рис.3, интерактивная модель обучения включает субъектность студента не только в рамках коммуникаций с преподавателем, но и создает пространство многовариантных социальных коммуникаций, позволяющих реализовывать многообразные технологии, методы и формы интерактивного обучения.Необходимость межсубъектного общения студентов в процессе интерактивного обучения отмечают многие исследователи: Е. И. Сорокина, Л. Н. Маковкина, М.О.Колобова[3],Гура В.В., Турик Л.А., Терновая И.П.[8],Е. А. Реутова [6].Интерактивное обучение относится к инновационным образовательным технологиям. Учебный процесс при данном типе обучения организуется с учетом включенности в процесс учения всех без исключения студентов группы. Совместная деятельность означает, что в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, каждый вносит свой социальный опыт и личностный вклад. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется метод проектов, ролевые игры, осуществляется работа с документами и разнообразнымиисточниками информации[9]. В модели интерактивного обучения усложняется работа преподавателя, так как он здесь выступает не в традиционной роли «транслятора» знаний, а в роли «медиатора», «посредника», «тьютора», «эдвайзера». Все это требует от преподавателя иной субъектности, чем в традиционной модели: выход за рамки «знаниевой», «информационной» парадигмы обучения в сферу индивидуальных траекторий и маршрутовсамообучения, самовоспитания и саморазвития каждого студента [1]. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится обеспечение организационнопедагогических условий для реализации субъектности студентов иих познавательных инициатив [5].Задачами интерактивных технологий обучения являются: пробуждение уобучающихся устойчивого интереса к учению; повышение эффективности усвоения учебного материала; самостоятельный поиск путей ивариантов решения поставленной учебной задачи;нахождение собственного варианта иобоснование своего решения;установление взаимодействия между студентами, обучение технологии «работать вкоманде», проявлять терпимость клюбой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; формирование жизненных ипрофессиональных навыков;выход каждого студента на уровень осознанной компетентности.Анализ вузовского опыта внедрения ФГОС позволяет систематизировать интерактивные методы обучения (см. таблицу).
Систематизация интерактивных методов обучения
Неигровые интерактивные методыИгровые интерактивные методы1.Анализ конкретных ситуаций (casestudy)Деловая учебная игра2.Методы кооперативного обученияОрганизационнодеятельностная игра
3.Мастер классРолевая игра4.Ситуационный анализПсихологический тренинг5.Метод проектовСПТ6.ПортфолиоИгровые занятия на машинных моделях (искусственные образовательные среды, компьютерные деловые игры)7.Семинар в диалоговом режиме (семинардиалог)Игровое проектирование 8.Вузовские, межвузовские видеотелеконференцииДискуссия
Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75272. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75272.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
9.Проведение форумовМозговойштурм, брейнринг,10.Компьютерные симуляцииКруглый стол) n11.Компьютерное моделированиеГрупповые дискуссии12.Презентации на основе современных мультимедийных средствДиспут13.Интерактивные лекцииСимпозиум14.Лекция прессконференцияДебаты15.Бинарная лекция (лекция вдвоем);Игровые ситуации16.Лекция с заранее запланированными ошибками
17.Лекция с разбором конкретных ситуаций
18.Лекцияконсультация
19.Проблемная лекция
20.Эвристическая беседа
21.Коллоквиум
Следует отметить, что в поле ФГОС традиционные методы и формы обучения приобретают инновационное содержание и мобильность. Прежде всего, это касаетсятакой традиционной формы преподавания как лекция.В учебном процессе всовременных вузах применяются различные виды лекций: информационная, проблемная, лекциявизуализация, сприменением мультимедийного оборудования (наглядные материалы, слайды, презентации), лекциядиалог, лекцияпресс конференция и др. При чтении лекций всовременных условиях является абсолютно необходимым применение мультимедиа проекторов.Интерактивная лекция –выступление преподавателя перед большой аудиторией с применением активных форм обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. Лекцияпрессконференция–проводится как научнопрактическоезанятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов по 510 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и организует формулировку основных выводов.Лекция вдвоем (бинарная лекция)–это разновидность ведения лекции в форме диалога или дискуссии двух преподавателей по научной проблеме. Эффективность данной формы повышается, если происходит демонстрация культуры дискуссии, вовлечение студентов в обсуждение проблемы. Проблемная лекция–новое знание вводится через актуализацию и проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.Лекция с заранее запланированными ошибками–рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок. В практике подготовки студентов–бакалавров социальных педагогов АлтГПУдавно положительно зарекомендовали себя «тренинг личностного роста социального педагога», «коммуникативный тренинг», «тренинг общения» [7, с. 371].Тренинг (англ. training от train –обучать, воспитывать) –метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75272. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75272.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
Тренинг –форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Социальнопсихологический тренинг (СПТ) направлен на формирование профессиональных компетенций социальных педагогов, смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Основная цель социальнопсихологического тренинга –повышение компетентности в общении. Таким образом, для подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых кэффективной профессиональной деятельности необходимо широко применять различные инновационные, втом числе иинтерактивные технологии обучения.
Ссылки на источники1.Александрова Е.А.Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития //Народное образование.–2014.–№9.–С. 180–187.2.БимБадБ.М.Педагогическийэнциклопедическийсловарь.–М.,2002.–С.107.3.Гура В.В., Турик Л.А., Терновая И.П. и др. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов / подред. В.В. Гуры. –Таганрог: Издво Таганрог.гос. пед. инта, 2010. –108 с.4.Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ»2014. –URL: http://www.assessor.ru/zakon/273fzzakonobobrazovanii2013/ 5.ЛеонтьевД.А.,Сулимина О. В., Бастракова А. С. Траектория личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростковсирот// Вопросы психологии. –2014. –№ 3. –С. 30–48.6.Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза(методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). –Новосибирск: ИздвоНГАУ, 2012.7.Свиридов А. Н. Тренинг личностного роста в подготовке социальных педагогов // Модернизация профессиональнопедагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт : сб. материалов междунар. науч.практ. конф. –Барнаул: АлтГПА, 2014. –С. 371–373.8.Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н., КолобоваМ. О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий // Теория ипрактика образования всовременном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.СанктПетербург,май 2013 г.).–СПб.: Реноме, 2013. –С. 167–169.9.Шаталова Е.А., Свиридов А.Н. Инновационный потенциал кураторства в социальнопедагогическом пространстве вуза // Модернизация профессиональнопедагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: сб. материалов международ. науч.практ. конф. –Барнаул: АлтГПА, 2014. –С. 220–222.
Alexander Sviridov,Ph.D., professor, Altai State Pedagogical University, Department of Pedagogy, Barnaul
sviridan@list.ruInteractive training social workers Abstract.This article presents a comparative analysis of models of training in high school. Specificity interactive model, its ability to implement the subjectivity of both teachers and students to achieve regulatory compliance GEF. The technique of holding lectures on the basis of an interactive approach to learning. Keywords:subjectivity, interactive forms of education, training models, interactive lecture for bachelors.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15
© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Свиридов А. Н.,2015www.ekoncept.ru
ART75272УДК37.013.42
Свиридов Александр Николаевич,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогикиФГБОУВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулsviridan@list.ru
Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров
Аннотация.Встатьедансравнительныйанализмоделейобученияввузе.Определеныспецификаинтерактивноймодели,еевозможностидляреализациисубъектностикакпреподавателя,такистудента,достижениянормативныхтребованийФГОС.Показанаметодикапроведениялекционныхзанятийнаосновеинтерактивногоподходакобучению.Ключевые слова: субъектность, интерактивныеформыобучения,моделиобучения,интерактивнаялекциядлябакалавров.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
ФГОС высшего образования определяет, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование вучебном процессе активных иинтерактивных форм проведения занятий» [4].Поэтому освоение и развитие интерактивных форм обучения–одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов всовременном вузе.Как определяет Б.М.БимБад: «Интерактивноеобучение (отангл.interation–взаимодействие) –обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [2,c.107].В процессе интерактивного обучения принципиально меняется тип взаимоотношений преподавателя и студента. Можно утверждать, что только интерактивное обучение дает возможность и студенту и преподавателю реализовать их подлинную субъектность.Сравним модели обучения и взаимоотношений преподавателя и студента по критерию «субъектность». При «пассивном» обучении субъектом (активным носителем) обучения является педагог, а студент–объект процесса преподавания (рис.1).
Рис. 1. Модель «пассивного» обучения студентовНа рис.1 наглядно продемонстрировано доминирование «преподавания» над «учением» в едином процессе обучения.
Преподаватель(субъект образовательного процесса)Студент(объект обучения)Студент(объект воспитания)
Студент(объект социального воздействия)
Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75272. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75272.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
Рассмотрим модель «активного» обучения, в которой студент уже выступает в роли субъекта, но процесс обучения попрежнему выстраивает преподаватель (рис.2).
Рис.2. Модель «активного» обучения студентов
На рис.2 отражено взаимодействие каждого отдельного студента и преподавателя. Студент получает «субъектность» и относительную самостоятельность, но все рычаги управления процессом «учения» попрежнему у преподавателя. Получается какбы «регламентированная активность» студента в обучении, а его субъектность –фрагментарна.Интерактивная модель обучения разрешает противоречия, связанные с субъектностью студента, которые имеют место в первой и второй модели. Рассмотрим теоретические посылы проектирования интерактивной моделиобразования студента. На понятийном уровне«интерактивный» («Inter»–это взаимный, «act»–действовать)–означает взаимодействовать, находиться врежиме беседы, диалога скемлибо (другой человек) или с чемлибо (машина, компьютер). Интерактивное обучение представляет из себя, прежде всего, диалоговое обучение, входе которого осуществляется взаимодействие не только между студентом ипреподавателем, но и между самими студентами. Данная модель позволяет учесть других участников образовательного процесса как его субъектов, что обогащает процесс учения. В этой модели появляется и еще одно новое качество –социальная направленность обучения, так как и сверстники и образовательная среда начинают в полную силу действовать как факторы социализации, поскольку появляется возможность субъектного самоопределения каждого студента и студенческой группы (рис.3).
Рис.3. Интерактивная модель обучения студентов
Преподаватель(субъект образовательного процесса)Студент(субъект обучения)Студент(субъект межличностных коммуникацийобучения)Студент(субъект воспитания)Преподаватель(субъект образовательного процесса)Студент(субъект учения, учащийся)Студент(субъект межличностных интеракций)Студент(субъект социальных коммуникацийобучения)Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75272. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75272.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
Как видим из рис.3, интерактивная модель обучения включает субъектность студента не только в рамках коммуникаций с преподавателем, но и создает пространство многовариантных социальных коммуникаций, позволяющих реализовывать многообразные технологии, методы и формы интерактивного обучения.Необходимость межсубъектного общения студентов в процессе интерактивного обучения отмечают многие исследователи: Е. И. Сорокина, Л. Н. Маковкина, М.О.Колобова[3],Гура В.В., Турик Л.А., Терновая И.П.[8],Е. А. Реутова [6].Интерактивное обучение относится к инновационным образовательным технологиям. Учебный процесс при данном типе обучения организуется с учетом включенности в процесс учения всех без исключения студентов группы. Совместная деятельность означает, что в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, каждый вносит свой социальный опыт и личностный вклад. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется метод проектов, ролевые игры, осуществляется работа с документами и разнообразнымиисточниками информации[9]. В модели интерактивного обучения усложняется работа преподавателя, так как он здесь выступает не в традиционной роли «транслятора» знаний, а в роли «медиатора», «посредника», «тьютора», «эдвайзера». Все это требует от преподавателя иной субъектности, чем в традиционной модели: выход за рамки «знаниевой», «информационной» парадигмы обучения в сферу индивидуальных траекторий и маршрутовсамообучения, самовоспитания и саморазвития каждого студента [1]. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится обеспечение организационнопедагогических условий для реализации субъектности студентов иих познавательных инициатив [5].Задачами интерактивных технологий обучения являются: пробуждение уобучающихся устойчивого интереса к учению; повышение эффективности усвоения учебного материала; самостоятельный поиск путей ивариантов решения поставленной учебной задачи;нахождение собственного варианта иобоснование своего решения;установление взаимодействия между студентами, обучение технологии «работать вкоманде», проявлять терпимость клюбой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; формирование жизненных ипрофессиональных навыков;выход каждого студента на уровень осознанной компетентности.Анализ вузовского опыта внедрения ФГОС позволяет систематизировать интерактивные методы обучения (см. таблицу).
Систематизация интерактивных методов обучения
Неигровые интерактивные методыИгровые интерактивные методы1.Анализ конкретных ситуаций (casestudy)Деловая учебная игра2.Методы кооперативного обученияОрганизационнодеятельностная игра
3.Мастер классРолевая игра4.Ситуационный анализПсихологический тренинг5.Метод проектовСПТ6.ПортфолиоИгровые занятия на машинных моделях (искусственные образовательные среды, компьютерные деловые игры)7.Семинар в диалоговом режиме (семинардиалог)Игровое проектирование 8.Вузовские, межвузовские видеотелеконференцииДискуссия
Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75272. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75272.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
9.Проведение форумовМозговойштурм, брейнринг,10.Компьютерные симуляцииКруглый стол) n11.Компьютерное моделированиеГрупповые дискуссии12.Презентации на основе современных мультимедийных средствДиспут13.Интерактивные лекцииСимпозиум14.Лекция прессконференцияДебаты15.Бинарная лекция (лекция вдвоем);Игровые ситуации16.Лекция с заранее запланированными ошибками
17.Лекция с разбором конкретных ситуаций
18.Лекцияконсультация
19.Проблемная лекция
20.Эвристическая беседа
21.Коллоквиум
Следует отметить, что в поле ФГОС традиционные методы и формы обучения приобретают инновационное содержание и мобильность. Прежде всего, это касаетсятакой традиционной формы преподавания как лекция.В учебном процессе всовременных вузах применяются различные виды лекций: информационная, проблемная, лекциявизуализация, сприменением мультимедийного оборудования (наглядные материалы, слайды, презентации), лекциядиалог, лекцияпресс конференция и др. При чтении лекций всовременных условиях является абсолютно необходимым применение мультимедиа проекторов.Интерактивная лекция –выступление преподавателя перед большой аудиторией с применением активных форм обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. Лекцияпрессконференция–проводится как научнопрактическоезанятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов по 510 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и организует формулировку основных выводов.Лекция вдвоем (бинарная лекция)–это разновидность ведения лекции в форме диалога или дискуссии двух преподавателей по научной проблеме. Эффективность данной формы повышается, если происходит демонстрация культуры дискуссии, вовлечение студентов в обсуждение проблемы. Проблемная лекция–новое знание вводится через актуализацию и проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.Лекция с заранее запланированными ошибками–рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок. В практике подготовки студентов–бакалавров социальных педагогов АлтГПУдавно положительно зарекомендовали себя «тренинг личностного роста социального педагога», «коммуникативный тренинг», «тренинг общения» [7, с. 371].Тренинг (англ. training от train –обучать, воспитывать) –метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагоговбакалавров// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75272. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75272.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
Тренинг –форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Социальнопсихологический тренинг (СПТ) направлен на формирование профессиональных компетенций социальных педагогов, смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Основная цель социальнопсихологического тренинга –повышение компетентности в общении. Таким образом, для подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых кэффективной профессиональной деятельности необходимо широко применять различные инновационные, втом числе иинтерактивные технологии обучения.
Ссылки на источники1.Александрова Е.А.Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития //Народное образование.–2014.–№9.–С. 180–187.2.БимБадБ.М.Педагогическийэнциклопедическийсловарь.–М.,2002.–С.107.3.Гура В.В., Турик Л.А., Терновая И.П. и др. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов / подред. В.В. Гуры. –Таганрог: Издво Таганрог.гос. пед. инта, 2010. –108 с.4.Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ»2014. –URL: http://www.assessor.ru/zakon/273fzzakonobobrazovanii2013/ 5.ЛеонтьевД.А.,Сулимина О. В., Бастракова А. С. Траектория личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростковсирот// Вопросы психологии. –2014. –№ 3. –С. 30–48.6.Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза(методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). –Новосибирск: ИздвоНГАУ, 2012.7.Свиридов А. Н. Тренинг личностного роста в подготовке социальных педагогов // Модернизация профессиональнопедагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт : сб. материалов междунар. науч.практ. конф. –Барнаул: АлтГПА, 2014. –С. 371–373.8.Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н., КолобоваМ. О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий // Теория ипрактика образования всовременном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.СанктПетербург,май 2013 г.).–СПб.: Реноме, 2013. –С. 167–169.9.Шаталова Е.А., Свиридов А.Н. Инновационный потенциал кураторства в социальнопедагогическом пространстве вуза // Модернизация профессиональнопедагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: сб. материалов международ. науч.практ. конф. –Барнаул: АлтГПА, 2014. –С. 220–222.
Alexander Sviridov,Ph.D., professor, Altai State Pedagogical University, Department of Pedagogy, Barnaul
sviridan@list.ruInteractive training social workers Abstract.This article presents a comparative analysis of models of training in high school. Specificity interactive model, its ability to implement the subjectivity of both teachers and students to achieve regulatory compliance GEF. The technique of holding lectures on the basis of an interactive approach to learning. Keywords:subjectivity, interactive forms of education, training models, interactive lecture for bachelors.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15
© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Свиридов А. Н.,2015www.ekoncept.ru