Ролевая игра как средство подготовки будущих социальных педагогов к реализации технологии создания толерантной образовательной среды

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ковалева А. С. Ролевая игра как средство подготовки будущих социальных педагогов к реализации технологии создания толерантной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S19. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75273.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки будущих социальных педагогов к реализации технологии создания толерантной образовательной среды. Предлагается возможный сценарий ролевой игры, способствующей развитию критического отношения к проблеме толерантности в современном обществе и системе образования.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ковалева А. С. Ролевая игра как средство подготовки будущих социальных педагогов к реализации технологии создания толерантной образовательной среды// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75273. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75273.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75273УДК37.013.42

Ковалева Анна Сергеевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогикиФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,г. Барнаулannaserg1605@mail.ru

Ролевая игра как средство подготовки будущих социальных педагогов к реализации технологии создания толерантной образовательной среды

Аннотация.Статья посвящена вопросам подготовки будущих социальных педагогов к реализации технологии создания толерантной образовательной среды. Предлагается возможный сценарий ролевой игры, способствующей развитию критического отношения к проблеме толерантности в современном обществе и системеобразования.Ключевые слова:ролевая игра, критическое мышление, толерантность, нравственная дилемма. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современная педагогическая наука и практика приблизились к тому моменту, когда возникла потребность в создании и активном применении педагогических технологий, которые обеспечивают развитие личности каждого учащегося, его активности. Обостряется необходимость создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно мог применить их в практической деятельности. Средством обучения обладающим подобным потенциалом является ролевая игра. Именно ролевая игра позволяет совершенствовать подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Студенты легче вникают в суть проблемы, понимают и запоминают материал, развивают способности критического отношения к реальности.Предлагаемый сценарий ролевой игры «Суд над толерантностью» является превентивной мерой в популяризации мероприятий по воспитанию толерантности, которые представляют набор упражнений по развитию стереотипного мышления и одномерного восприятия действительности.Продолжительность ролевой игры один час тридцать минут. Все роли и подготовительные мероприятия, а также проведение игры осуществляется самостоятельно студентами, при координирующей и консультативной поддержке преподавателя.Ролевая игра «Суд над толерантностью»Ведущий: Дамы и господа, мы рады приветствовать Вас на слушанье дела «Толерантность…. Быть или не быть..?!».Прошу высказаться по существу дела всех присутствующих и приступить к рассмотрению дела.Участники высказываются (по желанию) об их понимании сущности толерантности.Ведущий: Прошу поприветствовать сторону защиты и сторону обвинения. Коллегию присяжных призываю серьезно и внимательно рассмотреть материалы, дабы вынести единственно верное решение ‬быть или не быть толерантности в современном мире.Прокурор: Уважаемые присяжные, позвольте призвать к Вашему разуму и привести несколько убедительных доводов относительно невозможности пропаганды Ковалева А. С. Ролевая игра как средство подготовки будущих социальных педагогов к реализации технологии создания толерантной образовательной среды// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75273. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75273.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

толерантности как современной общечеловеческой ценности (приводятся личные доводы и аргументы).Адвокат: Уважаемые присяжные, сторона обвинения представила свое мнение, позвольте и мне высказаться по существу дела (приводятся личные доводы и аргументы, собственное мнение).И теперь, хочу предложить Вам, воспользовавшись известной теорией нахождения предельного смысла, определить,в чем же истинный смысл и ценность толерантности.Упражнение «33 почему»Участникам предлагается последовательно, друг за другом высказаться «Почему толерантность это благо?»Прокурор: Чтож, продолжим искать предельный смысл и ответим на вопрос «Почему толерантность это зло?!Адвокат: Разрешите предложить Вашему вниманию видеоматериалы.Просмотр и обсуждение мультфильма «Баланс»Адвокат:Данный материалдемонстрирует нам, что если человечество не научится договариваться, находить компромисс, жить в балансе, достичь которого можно только посредством толерантности, то именно такая незавидная судьба, как у героев мультфильма,ждет нас с вами в недалеком будущем.Прокурор: Господа присяжные, следствию были представлены и еще одни видеоматериалы. Прошу внимания.Просмотр и обсуждение мультфильма «Адажио»Прокурор: Итак, Вы видите, что всегда человечество будет неоднородно и никогда не научится в своей массеценить благодетель и быть благодарным. И всегда найдется тот один, который попытается принести свет заботы, понимания, нравственности, толерантности, и который, впоследствии, все равно будет загублен самим же обществом и забыт вместе с его ценностями. Обществу свойственны интолерантность, нетерпимость к непохожести, некритичность к другим, что делает все попытки воспитания толерантности бессмысленными.Адвокат: Несмотря на убедительность стороны обвинения, предлагаю Вам вспомнить одну известную притчу «Шесть шляп» и на ее примере, разобрав конфликтную ситуацию, осознать, что альтернативу противоборству всегда есть ‬надо только уметь взглянуть на ситуацию не однобоко. Упражнение «Шесть шляп»Текст притчи: «Жилбылдавнымдавно мастершляпник. Он изготавливал такие шляпы, которые делали людей привлекательными и уверенными. Но когда шляпник умер,шестеро детей получили в наследство эту мастерскую, гдерядом с прочими они обнаружили шесть разноцветных шляп. Подумав, что это чейто заказ они долго ждали хозяинаэтих шляп: шло время, а за ними так никто и не пришел. Тогда решили забрать их себе. Тутто и начали происходить невероятные изменения с новыми хозяевами шляп. Надевший белую шляпу хорошо научился разбираться в фактах и цифрах, легко следил за хроникой событий, однако, все эмоции он утратил навсегда. Надевший черную шляпу стал все подвергать сомнению и критике,видеть во всем недостатки и отрицательные последствия. Владелицакрасной шляпы стала жить во власти эмоций. Она тонко чувствовала происходящее, но не всегда могла своими эмоциями управлять. Владелица желтой шляпы видела в окружающем мире только хорошее, ничто не могло повергнуть в уныние настоящую оптимистку. Владелец зеленой шляпы открыл в себе огромные творческие способности и жил во власти искусства. Владелец синей шляпы приобрел качества исследователя и научился изКовалева А. С. Ролевая игра как средство подготовки будущих социальных педагогов к реализации технологии создания толерантной образовательной среды// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75273. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75273.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

влекать из разных ситуаций жизненные уроки для себя.Когда дети шляпника через несколько лет собрались вместе, они пришли к выводу, что ни одна шляпа не может служить только одному владельцу, а, надевая их попеременноможно несказанно обогатиться, и, прежде всего, не материально, а морально».Конфликтная ситуация для обсуждения: В обычный среднестатистическийклассный коллектив пришел новый ученик. Ученик этот ничем не отличался от своих сверстников, однако имел серьезные нарушения речи и чтения. Весь класс с пониманием относился к этой особенности новичка и лишь один ученик решил высмеять мальчика, и стал делать это регулярно и очень активно. Учительница сделала замечание грубияну. Мальчик пожаловался родителям и те пришли к директору к школы с требованиями наказать учительницу, не соблюдающую профессиональную этику. Участникам предлагается проанализировать эту ситуации с позиции каждой из шести шляп.Адвокат:Возможность взглянуть на ситуацию с разных сторон, найти бесконфликтный выход и есть главный показатель и результат действия толерантности.Прокурор: Ценность проверяется лишь практическим своим воплощением, работой в действии. Предлагаю Вам обсудить еще одну ситуацию.Упражнение «Обсуждение нравственной дилеммы»Участники делятся на 3 группы. Ведущий зачитывает вслух дилемму Гайнца и предлагает 1й группе аргументировать поведение Гайнца; 2й группе ‬поведение аптекаря; 3й группе ‬найти компромиссное решение данной дилеммы.Время для внутригрупповой работыпо выработке общей позиции ‬5‬10 минут. По истечении времени каждой группе предлагается аргументировать позицию своего героя. Остальные группы могут задавать уточняющие вопросы, выдвигать контраргументы.Дилемма ГайнцаВ одной из европейских стран женщина умирала от рака. Существовало единственное в мире лекарство, которое, по мнению врачей,могло ее спасти. Это был препарат радия, незадолго до происходящего открытый аптекарем, живущем в этом же городе. Приготовление лекарства стоило достаточно дорого самому аптекарю, но он просил за него в 10 раз больше реальной себестоимости. Платя 200 долларов за радий, он брал 2 тысячи за небольшую дозу лекарства. Муж больной, Гайнц, обошел всех своих знакомых, занимая у них деньги, но это составило лишь 1 тысячу долларов, т.е.половину требуемой суммы. Он рассказал аптекарю отом, что его жена при смерти и попросил продать лекарство дешевле или отсрочить выплату денег. Аптекарь ответил отказом. «Я создавал это лекарство, ‬заявил он,‬и собираюсь делать из этого деньги». Гайнц, отчаявшись, взломал замок и влез в аптеку для того, чтобы достать лекарство для своей жены.Вопросы для обсуждения:Было ли у Гайнца право или обязанность красть лекарство?Если бы Гайнц не любил свою жену, должен ли он тогда красть лекарство для нее?Предположим, что в аналогичной ситуации находится не жена Гайнца, а совсем чужой ему человек. Должен ли тогда Гайнц красть лекарство?Предположим, что при смерти его любимая собака, должен ли он красть лекарство длянее?Важно ли для человека сделать все, чтобы спасти жизнь другого человека?Воровство ‬это акт противозаконный. Является ли он одновременно безнравственным?Ковалева А. С. Ролевая игра как средство подготовки будущих социальных педагогов к реализации технологии создания толерантной образовательной среды// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75273. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75273.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

Должны ли люди пытаться сделать все от них зависящее, чтобы соблюдать законы?За что Гайнц несет наибольшую ответственность?

Анализ роли и позиции ведущего в процессе обсуждения нравственной дилеммы:1.Обсуждение дилеммы и отслеживание размышления участников по четырем направлениям: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.Вот как выглядят ответы по дилемме Гайнца, служащие индикатором высшей, шестой, ступени морального развития.Выбор.Действие, конечно, само по себе противозаконно. Но с позиций высокой нравственности и под давлением обстоятельств оно оправданно и разумно. Я бы тоже поступил так.Ценность. В основе этого поступка лежит признание человеческой жизни как главной ценности.Распределение социальных ролей.Случись такое с моим другом или просто знакомым, я бы, не задумываясь, сделал то же самое для них.Справедливость.В данном случае справедливость на стороне Гайнца, т.к. аптекарь осквернил высшую ценность ‬жизнь человека.Прокурор: Таким образом, мы с Вами видим призрачность категории «толерантность»‬где она терпимость, понимание, уважение к другим, к их горестям, забота о ближнем….? Сколько ни рассуждай, аптекарь поступил так как считал нужным и не побоялся нарушить все базовые ценности человечества.Ведущий: Слово предоставляются подсудимой.Толерантность: Дамы и господа присяжные, все, что было сказано сейчас здесь в этом зале суда все верно. Но давайте задумаемся о том, от чего же все это зависит, отчего зависит наше поведение и жизнь.Упражнение «Стереотипы»Участникам предлагается объединиться в две группы и проанализировать человека, изображенного на предлагаемом им портере. Одна группа, глядя на незнакомца должна найти аргументы в пользу того, что это хороший человек. Другая группа ‬напротив, приводит доводы, о том, что это плохой человек. Установка дается ведущим. Группы работают в разных помещения. Затем предлагают друг другу результаты своих изысканий. После обмена доказательствами группы демонстрируют друг другу портрет человека, о котором они спорили ‬это был один и тот же человек!Толерантность: Мы видим, что все решают наши стереотипы, предрассудки, установки и убеждения. Отсутствие критичности неизбежно приведет к катастрофе и вымиранию всего человеческого в человеке.

И еще небольшое лирическое отступление.У речки стоял удивительный домик,В том домике жил удивительный Гномик:До пола росла у него борода,А в той бороде проживала Звезда.Не знал ни забот, ни тревог этот Гном.Звезда освещала собою весь дом,И печку топила, и кашу варила,И сказку ему перед сном говорила…И Гном с восхищеньем чесал в бороде,Что было, конечно, приятно Звезде.Кормилась она только крошками хлеба,А ночью гулять улетала на небо.Ковалева А. С. Ролевая игра как средство подготовки будущих социальных педагогов к реализации технологии создания толерантной образовательной среды// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75273. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75273.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Так шли потихоньку года и века…Но кончилась в доме однажды мука.И Гном, распростившись с насиженной печкой,С рассветом отправился в город за речкой.А в городе там не носили бород.

Хаха! Хохохо! ‬стал смеяться народ.Вот чучело! ‬каждый ему говорил.И Гном испугался, и бороду сбрил.И на пол упала его борода.И тут же его закатилась Звезда.У речки теперь есть обычнейший дом.Живет в этом доме обычнейший Гном.Опять отросла у него борода,Но больше к нему не вернулась Звезда. А.Усачев

Ведущий: Господа присяжные заседатели, наше слушание подходит к концу и прошу Вас, перед тем как Вы удалитесь для принятия итогового решения, сформировать и озвучить предварительное мнение коллегии.Упражнение «Синквейн «Толерантность»Участникам предлагается создать поэтическое произведение (синквейн) в общих чертах отражающее их мнение. Алгоритм сочинения синквейна.1 строка ‬тема, 1 слово ‬имя существительное (что?);2 строка ‬описание темы, 2 слова, именаприлагательные (какой?);3 строка ‬описание действия, 3 слова ‬глаголы (что делает?);4 строка ‬фраза из 4 слов, выражение отношения к теме;5 строка ‬1 слово, образ, метафора, философское обобщение темы.Присяжныеудаляются для принятия окончательного решения, возвращаются и озвучивают его.

Anna Kovaleva,Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Altai State Pedagogical University, Barnaul annaserg1605@mail.ruRole play as a means of training future social teachers to implement technology to create a tolerant educational environment Abstract.The article is devoted to the training of future social teachers to implement technology to create a tolerant learning environment.Suggests a possible role play scenario, contributing to the development of a critical attitude to the problem of tolerance in modern society and the educational system.Key words:role play, critical thinking, tolerance, moral dilemma.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ковалева А. С., 2015www.ekoncept.ru