Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75281.htm.
Аннотация. В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятияхс детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75281. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75281.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75281УДК376.37

Коробченко Татьяна Васильевна,

учительлогопед ГБОУ ШИ № 8 Пушкинского района СанктПетербурга, г. СанктПетербургc513bm@mail.ru

Розова Юлия Евгеньевна,учительлогопед ГБОУшколаинтернат№ 8 Пушкинского районаСанктПетербурга, г. СанктПетербургyulya.rozova@mail.ru

Использование интерактивной доскина логопедических занятияхс детьми с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация.В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителялогопеда.Ключевые слова:интерактивная доска, логопедическая работа, современные электронные образовательные ресурсы в логопедической работе, информационноразвивающие технологии.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационноразвивающих технологий в своей практике [1].Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися. Интерактивная доска (ИД) –полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектацииИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.Интерактивная доска(англ. interactive whiteboard)представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьюКоробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятияхс детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75281. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75281.htm. –ISSN 2304120X. 2

тер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются всоответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации. Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски. Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или перо (стилус, ручка) интерактивной доски работает как мышь. Интерактивные доски активно используются в учебных классах школ в качестве средства компьютерной поддержки урока,а на логопедических занятиях [2].Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет: повысить качество обучения детей с ОВЗ;развивать высшиепсихические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;обеспечить психологический комфорт на занятиях.При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные, навыки, зрительнопространственные отношения. Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что учитель и ученики расширяют границы привычного, поднимая процесс обучения и преподавания на качественно новый уровень. С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать свои достижения, осознанно ставить перед собой новые задачи. Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой позволит создать у детей с особыми образовательными потребностями первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо и для будущей трудовой деятельности. Благодаря информационным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формированияполноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека [2, 3].На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью была создана информационнопрактическая база, включающая разнообразные компьютерные программы (приложения на электронных носителях к учебникам УМК «Школа России» по русскому языку, математике, окружающему миру, обучению грамоте, литературному чтению), развивающие и обучающие игры (Серия развивающих игр интерактивного портала «Мерсибо», «Искатель», «Приключения Гарфильда», «Приключения Кузи» идр.) авторские научные и практические мультимедийные презентации. Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятияхс детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75281. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75281.htm. –ISSN 2304120X. 3

У детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи –трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционноразвивающей компьютерной среды. Общение с компьютеромвызываетуучеников коррекционной школы интерес, сначала как игровая, а затем и как учебнаядеятельность [4, 5].Мультимедийные технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы. Их активное применение в учебном процессе способствует повышению эффективности усвоения знаний, делая процесс обучения более продуктивным и интересным.то комплекс информационнокоммуникативных средств и программ, посредством которых обеспечивается передача информации и создание единого информационного поля [7].Мультмедийные технологии в образовании включают в себя различные аудио, видео, игровые технологии, посредством которых осуществляется процесс преподавания и аттестации знаний учащихся. В их число входят мультимедийные презентации–удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ интерактивной доски. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятияи запоминания информации с помощью ярких образов –это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями. Использование мультимедийных презентаций в коррекционноразвивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости. Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятияхс детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75281. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75281.htm. –ISSN 2304120X. 4

Нами были разработаны различные авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетикофонематических процессов («В царстве Снежной королевы», «Приключения Алисы», «В поисках сокровищ», «Играем с Буратино», «Преступление» и др.), развитию лексикограмматического строя речи («Имя существительное», «Исправь ошибки», «Собираем урожай. Овощи. Фрукты», «Когда это бывает? Времена года» и др.).Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционноразвивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Особо хочется отметитьпринцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результатыдеятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия. Использованиена логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителялогопеда.

Ссылки на источники1.Логинова Е.А., Елецкая О.В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации //Современные научные исследования и инновации. –2011. –№ 5. –С. 37.2.Википедия. Интерактивная доска. –URL: https://ru.wikipedia.org/3.Кадочникова Н. К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед. –2012.–№1.4.Пышненко А.Э. Использование интерактивной доски «Smart Board» при организации и проведении письменных проверочных работ на логопедических занятиях с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.–URL:http://www.eduago.ru5.Резцова М.М.Использование информационнокоммуникационных технологий в коррекционноразвивающей работе учителялогопеда.–URL: http://festival.1september.ru6.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков: сб.материалов науч.практ.конф.с междунар.участием. –СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. –URL: http://nsportal.ru/node/89365 7.Мультимедийныетехнологиивобразовании.–URL:http://studynote.ru/studgid/

Tatyana Korobchenko,

teacherlogopedist, Public budgetary educational institution boarding school №8 of Pushkin district of St.Petersburg, St. Petersburgc513bm@mail.ruYulia Rozova,

teacherlogopedist, Public budgetary educational institution boarding school №8 of Pushkin district of St.Petersburg, St. Petersburgyulya.rozova@mail.ruThe use of interactive boards in speech therapy sessions with children with disabilitiesКоробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятияхс детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75281. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75281.htm. –ISSN 2304120X. 5

Abstract.Recently in logopedic work occupies a special place interactive whiteboard. Use for speech therapy lessons interactive whiteboard allows you to optimize the educational process, to individualize the education of children with speech violations that promotes a positive state of children in the course of employment, significantly increases the efficiency of the teacherspeech therapist.Keywords:Interactive whiteboard, speech therapy job, modern electronic educational resources in logopedic work, information and educational technology.

Рекомендованокпубликации:

ЕлецкойО.В., кандидатомпедагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished04.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Коробченко Т. В., Розова Ю. Е.,2015www.ekoncept.ru