Развитие анализа у учащихся в процессе учебной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новиков П. В. Развитие анализа у учащихся в процессе учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 636–640. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85128.htm.
Аннотация. Рассмотрена психологическая характеристика анализа как мыслительного действия. Отмечается, что развитие анализа у учащихся тесно связано с тем, какое его определение берется в качестве теоретической основы: формально-эмпирическое или содержательно-теоретическое. Описаны характеристики формального и содержательного анализа. Показаны условия, способствующие развитию содержательного анализа у учащихся в классной работе. Приводятся разработанные автором задания, позволяющие развивать и диагностировать аналитические способности учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новиков Петр Васильевич,кандидат психологических наук, профессор кафедры социальноэкономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», г. Саранск, Республика Мордовияpet68713266@yandex.ru

Развитие анализа у учащихся в процессе учебной деятельности

Аннотация. Рассмотрена психологическая характеристика анализа как мыслительного действия. Отмечается, что развитие анализа у учащихся тесно связано с тем, какое его определение берется в качестве теоретической основы: формальноэмпирическое или содержательнотеоретическое. Описаны характеристики формального и содержательного анализа. Показаны условия, способствующиеразвитию содержательного анализа у учащихся в классной работе. Приводятся разработанныеавтором задания, позволяющие развивать и диагностировать аналитические способности учащихся. Ключевые слова:инновационное мышление, эмпирическое и теоретическое мышление, содержательный и формальный анализ, условия развития анализа, развивающие задания.

В процессе обучения и воспитания учащихсяособое внимание уделяется развитию интеллектуального компонентав целостнойструктуре личности.В то жевремяпедагогическая практика показывает, что фундаментальные способности учащихся общеобразовательных школ развиваютсяне достаточно эффективно. Ярким примером этого является снижение среднего тестового балла за ЕГЭ в 2014 годупо сравнению с результатами в 2013 году. Например, средний балл ЕГЭ по математике уменьшился с 50 баллов в 2013 году до 40 баллов в 2014 году, по физике ‬с 55 баллов до46 баллов, по химии ‬с 69 до 56, по информатике ‬с 63 до 57. Хорошо известно, что изучение данных предметовтребует от обучающегося развитых «логических способностей», к которым,прежде всего,относится мышление. Среди интеллектуальных способностей именно мышление является основным компонентом. Развитое мышление влияет и на развитие других познавательных способностей (памяти, восприятия, внимания и др.). В настоящее время много говорится и пишется о развитии инновационного мышления человека (в школе, в вузе, на производстве). Инновационное мышление представляет собой совокупность интеллектуальныхи творческих процессов,позволяющих эффективно решать учебные, профессиональные,социальноэкономические и политическиезадачи, объективно возникающиев постоянно изменяющемся мире. Такое мышление является одним из определяющих компонентов инновационной деятельности личности. Основы инновационного мышления необходимо закладывать в школе, так как этот возраст очень благоприятный для формирования фундаментальных новообразований личности. Чем старше человек, тем сложнее у него формировать новое восприятие, нестандартное мышление, креативное поведение[1].Несмотря на то, что проблема развития инновационного мышления в нашей стране всесторонне обсуждается последние 710 лет, тем не менее,результатына практике (в образовании, промышленности)очень «слабые». Инновационное мышление у учащегося само по себе не появится. Нужны качественные, коренные измененияпрежде всего внутри личности, которые заставят человека думать поновому, видеть новое в привычном, поступать не стандартно.Важнейшим компонентом мышления является анализ как мыслительное действие. Эффективное мышление ‬это прежде всего результат развитых мыслительных действий анализа, абстрагирования, планирования, рефлексии и др. Для того чтобы учителюэффективно развивать конкретные мыслительные действияу учащихся необходимо хорошо знатьих психологическую характеристику.Психологическое исследование анализа и соответственно его развитие тесно связаны с тем, какое его определение берется в качестве теоретической основы: формальноэмпирическое, рассматривающее сущность анализа с позиции формальной логики, или содержательнотеоретическое, связанное с диалектической логикой. Для такого выбора в первую очередь имеет значение то, с какой позиции рассматривается мыслительная деятельность человека в целом, а именно; каков типмышления,вкоторый как составная часть включено действие анализа.В современной логике и психологии выделены два существенно разных типа мышления: эмпирическое и теоретическое. Различение рассудка и разума было предложено еще Г. Гегелем [2].Характеристика данных типов мышления наиболее полно представлена в работах Давыдова В. В. и его учеников [3].Главной функцией эмпирического мышления является выделение родовидовых связей предметов и объединение их в различные классы и категории. Эмпирическое мышление функционирует на основе законов традиционной формальной логики и не способно проникнуть во внутреннюю природу предметов и явлений.Теоретическое мышление не останавливается на внешнем сходстве или различии предметов и явлений, а постигает их внутреннюю природу, сущность. Основная цель теоретического мышления состоит в объяснении происхождения рассматриваемой системы, т.е. в доказательстве того, почему и как ее частные свойства и особенности возникли на основе исходной «клеточки».Специфические особенности характеризуемых типов мышления отчетливо обнаруживаются при решении ряда однотипных задач. Пользуясь эмпирическим способом, человек каждую последующую задачу решает путем проб и ошибок как относительно самостоятельную и новую. При теоретическом способе решения анализусловий и требований одной задачи данного класса позволяет человеку выявить общий принцип решения всех задач этого класса и затем сразу правильно решать остальные задачи.Отдельные мыслительные действия абстрагирование, анализ, синтез, обобщение которые входят в состав описанных двух глобальных и резко отличающихся друг от друга типов мышления, хотя и могут носить одно и то же названиеи выполнять сходные задачи, при всей их внешней схожести тоже приобретают разные качественные характеристики.Поскольку измножества таких мыслительных действий нас интересует только действиеанализа,рассмотримегосуществующиевиды.Рассудочноэмпирическое мышление обслуживается формальным анализом, а теоретическому мышлению соответствуетсодержательный анализ.Анализ с точки зрения формальной логики ‬«это выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, свойств, связей, отношений, это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты»[4]т.е. это выделение в объектах любых его сторон, вне зависимости от их связей и значения для выявления его внутренней структуры. Такое вычленение,каких бы то ни было частей можно признать только как простейшую форму анализа, которая бесспорно, существует в мыслительной деятельности человека, однако к которой все богатство аналитических приемов развитого человеческого мышления не сводится.Анализ с точки зрения диалектической логики должен быть определен как «выделение всеобщего», сущность которого состоитв сведении различных понятий к «абстрактному единству»[5].Сточки зрения формального анализа любое расчленение может быть признано совершением действия анализа.Главным недостатком такого анализа является отсутствие качественного определения выделяемых в объектах моментов. С позициидиалектической логики и теоретического мышления отмечается, что подлинный анализ связан с выделением всеобщей абстрактной сущности.Изучение содержательного анализа в основном проводится в рамках концепциитеоретического обобщения и мышления В. В. Давыдова, в которой действие анализа вместе с рефлексией и внутренним планом действия представляют собой три основных компонента процесса теоретического мышления[3].Психологические особенности анализа как основы теоретического обобщения можно описать так:1.Главной целью анализа является поиск исходного отношения изучаемогопредмета, которое лежит в основе способа его происхождения и построения;2.Анализ включает в себя три главных составляющих (составноструктурную функциональную, генетическую), определяющих его специфическую направленность на выявление в изучаемом предмете соответствующих отношений;3.Важным условием успешности анализа является умение планировать свои действияи рассматривать их особенности.

4.Анализ представляет собой двухсторонний переход мысли от гипотезы, о характере исходного отношения объекта к ее проверке, и обратно; этот переход осуществляется до тех пор, пока достоверность гипотезы не устанавливается в ряде разновидностей построения объекта[6].Идея Л. С. Выготского о двух видах анализа («по элементам» и «по единицам»)[7]показывает, чтовообще всякий анализ, независимо от тойконкретноспецифической области и материала, к которому он применяется, может быть двух видов расчленяющий материал на случайные, не связанные друг с другом элементы, и построенный на выявлении единиц, в которых отдельные элементы выступают в неразрывном единстве, имеют определенное качественное своеобразие.Первый вид анализа можно назвать формальным, второй ‬содержательным, или теоретическим.Главное отличие формального расчленения от содержательного анализа состоит в том, что в ходе осуществления содержательного анализа в первую очередь выявляются качественные(содержательные) свойства целостного объекта, тогда как всякого рода их количественные выражения играют подчиненную роль, а переход к количественному выражению выделенных испытуемыми в ходе анализа признаков целостных объектов осуществляется через первоочередное определение их качественного своеобразия.Способ формального расчленения объектов начинаетсяс оперирования количественным выражением объекта в целом или теми его признаками, выявление которых не требуетникакихспециальных действий, то есть они заданы наглядно. Лишь после окончания этих операций человек обращает внимание на качественные особенности того, что у него получилось. Но это наблюдается лишь в лучшем случае, чаще всего до выявления качественного своеобразия дело вообще не доходит.

Ориентировка на качественные особенности материала, зачастую присутствующих в объекте в относительно скрытом, завуалированном виде, отход от наглядно разделенныхв самом внешнем виде объекта элементови есть «анализ по единицам», а оперирование и разделение объекта на части по его наглядно выраженным частям ‬«анализ по элементам».При осуществлении содержательного анализаиспытуемый оперирует достаточно сложными по своей структуре единицами, каждая из которых является совокупностью элементов, придающей ей ее качественное своеобразие, а при формальном расчленении ‬только с отдельными, не связанными друг с другом качественно элементами.Понятие «единицы»является для нас конкретизацией категории «генетически исходные отношения» [8].Содержательный анализ ‬это сложная по своей структуре система действий человека по исследованию целостных объектовразличного происхождения.Традиционно понятие анализа связывается с расчленяющим моментом в мышлении человека, сама этимология слова «анализ»указывает на «расчленение»как главное содержание этого понятия[9]. Но сам факт выделения человеком в объекте какихлибо моментов, неважно каких и неважно каким способом, содержательным анализом не является.Главным в отделении содержательного анализа от формального расчлененияявляется то, что именно человеком выделяется в целостных объектах,каким образом это делается, на какие свойства целостных объектов человек при этом ориентируется,как формулирует при этом цели своих действий.Целью содержательного анализа являетсявыявление и использование таких моментов целостныхобъектов, знание которых приводит к выделению всеобщих принципов их происхождения и строения, к возможности созданияновых объектов той же предметной области, к которой относится исследуемый объект. Таким образом, мырассматриваем содержательный анализ как мыслительное действие человека, направленное на выявление и выделениев целостном объекте некоторого генетически исходного отношения[10].

Актуальная задача, стоящая перед педагогом в школе, заключается в создании в классной работе условий, способствующих в большей степени формированию способности выделять в задачах существенные отношения,понимать принципы их решения. Перечислим некоторые виды учебной работы в классе, помогающие развивать аналитические способности учащихся.Целесообразнопредлагать школьникам задачи (в частности на уроках математики), в которых отсутствует часть необходимых данных, или, наоборот, имеются ненужные данные. Причем это может касаться только условия или только требования задачи, а также условия и требования вместе.

Полезно также, чтобы привлечь внимание учащихсяк строению задач, условиепревращать в ее требование, и наоборот. Такую работу лучше всего проводитьформе коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований какойнибудь задачи.Можно практиковать самостоятельное составление учащимисязадач с целью придумать заданияс недостающими и избыточными данными. Это поможет учащимся понять необходимость одного типа данных для построения проблемной ситуации инеобязательность данных другого типа. Имеет смысл производить превращение обычных задач в задачи с недостающими или избыточными данными, и наоборот.Все это должно способствовать формированию у учащихсяумения детально и последовательно разбираться в материале и “устройстве” разных решаемых ими задач. Важное значение,для формирования понимания, связанного с выделением в условиях задач существенных отношений, имеет исследование учеником правил, которые усваиваются в классе. Здесь целесообразно рассмотреть условия и способы получения правил, возможные следствия из него, особенности применения в разных условиях, а также связь с другими.Кроме отмеченных видов учебной работы полезно проводить с детьми работу по проверке задач, когда им предлагаетсянесколько задач, одни из которых составлены правильно, а другие ‬нет.Учащиесядолжны найти задачи, которые составлены неверно, указать, в чем ошибка, и предложить способ ее исправления[11]. Главное в организации отмеченных видов учебной работы в том, чтобы заинтересовать всех школьников, вовлечь каждого учащегося. Тогда даже самый слабый ученик сможет те или иные задачи решать, понимая принцип их построения.Поэтому перед учителем стоит важная задача ‬формирование учебной (внутренней) мотивации учащихся. Личность человека представляет собой целостное образование и невозможно эффективно развивать интеллектуальные способности при отсутствии соответствующих мотивов. Изменение мотивационной сферы учащихся, повышение их активности в учебновоспитательном процессе ‬одна из первостепенных задач образовательного учреждения, связанная с развитием субъектности личности.При разработке и проведении развивающих, нестандартных заданий необходимо учитывать следующие требования:вопервых, необходимо обеспечить «принятие»учащимися поставленной задачи. Для этого разрабатывается специальная вводная беседа, которая облегчает вхождение школьников в проблему, понимание ее смысла.Вовторых, поскольку существенным показателем развития мышления детей является различная степень их самостоятельности при нахождении обобщенных способов решения новых задач, то необходимо определять не только зону актуального развития мыслительного действия учащихся, но изону их ближайшего развития. С этой целью разрабатывается серия вспомогательных задач, которые последовательно предъявляются учащимся в том случае, если они не могут решить основную задачу [12].

Для развития содержательного анализа в классной работе автором разработанряд развивающихзаданий:«Расшифруй письмо», «Большое и маленькое»(на грамматическом материале), «Продолжи ряды», «Гаражи» (на математическом материале),«Площади»(на геометрическом материале)и др.[13].На примере данных заданий можно разработать целую серию задач по развитию анализа у учащихся.В качестве примера рассмотрим задания «Расшифруй письмо» и «Большое и маленькое»(для учащихся младших классов).Задание «Расшифруй письмо».Учащимся раздаются бланки с шестью задачами (количествозадач можно менять). Каждая задача представляет собой зашифрованное предложение (пословицы, известные поговорки и др.) Учитель дает следующую инструкцию: «Ребята, Вам надо разгадать шесть зашифрованных посланий, которыесостоят из букв.Для составления понятных слов нужно использовать все буквы, данные в каждой задаче. Нельзя добавлять в слова другие буквы, нельзя заменять одни буквы другими».Бланк к заданию «Расшифруй письмо»:1.ЗБЕКРУЗБЕГНО,АТРИСУЕ.2.ОКТВСЛЕОКТОПАДРОВ.3.ЕВСАЗООДНОГ,НОДИАЗХВСЕ.4.ЖПРОМЕХСЛЕПЫИЙКРИВОКВОЖА.5.НКЛИМКЛИНОТВЫШИБАЮ.6.ОЧТУОДНОМОТЯЖК,ОТМГУРТООЛЕГК.Первые задачи в задании, как правило, наиболее простые, слова состоят из 3х, 4х букв, а последующие задачи усложняются за счет большего количества букв в словах и менее известных школьникам выражений.Ученик может решать все задачи, как новые, не выделяя общего способа построения, решая их методом проб и ошибок. Как правило, первые задачи школьникрешает методом подбора, и если он не обнаруживает и не фиксирует способих решения, последующие задачи вызывают у него затруднения, некоторые остаются нерешенными.Анализ или способность анализировать условия задач ‬основной компонент теоретического мышления, характеризующий его своеобразие как содержательного подхода к проблемной ситуации. Смысл действия анализа заключается в том, что учащийся, рассматривая условия задачи, выделяет в них существенные отношения данных, т.е. такие отношения, от которых зависит успешное решение и предложенной задачи, и всех подобных (родственных) ей.Теоретический способ решения проявляется в том, что ученик может в ходе решения какойто задачи выявить и зафиксировать общий способ их решения, который состоит в том, что в каждом слове первая буква ставится в конец. Найдя общий способ, школьник достаточно быстро расшифровывает все выражения. Нахождение общего способа решения задач сопровождается у детей характерными эмоциональными реакциями.В данном задании применяется самый легкий способ «шифровки» слов. При групповом применении подобныхзаданийнеобходимо последние дветри задачи (предложения) строить из слов, неизвестных или малоизвестных школьникам. В этом случае решение этих последних задач будет возможным только при условии выделения общего способа решения.Задание “БОЛЬШОЕ И МАЛЕНЬКОЕ”Учащимся раздаются бланки с текстом “Большое и маленькое”, в которых пропущены слова и дается следующая инструкция: “В тексте пропущены слова. Ваша задача вписать вместо точек слова. Но это будут не любые слова, которые вы можете придумать. В текст необходимо вставить «нужные»слова. Ключ к разгадке находится в названии текста и в первом абзаце. Внимательно прочитайте первый абзац, подумайте и впишите вместо точек нужные слова”.Бланк к заданию «Большое и маленькое».В одном большом городе, на самой маленькой улице, посредине большого прекрасного сада, стоял маленький дом. В этом маленьком доме, в большой светлой комнате жил маленький старичок. С ним жили большая собака, маленькая рыжая белочка, большой разноцветный попугай и маленькая белая мышка.… собака очень любила … старичка. Большой разноцветный попугай очень сильно любил воровать … разноцветные пуговицы. А большая головка сыра, которая стояла в кладовке, все время привлекала внимание … белой мышки. Вбольшом дворе, где стоял маленькийдом, на большом дереве любила прыгать … рыжая белочка.А что любил старичок?Маленький старичок любил по вечерам читать вслух… книжку с картинками.Когда приходил вечер, собака, белочка, попугай и белая мышка собирались вокруг своего хозяина послушать сказки, и тогда сразу становилось понятно, что в этом маленьком домике живет … дружба.Многие учащиесяпытаются угадать ответ, вписывая любые слова, которые подходят по смыслу. При этом они не стремятся анализировать, разобраться в первой части текста, которая, по сути дела, есть правило, пользуясь которым, можно найти нужные слова.Для того чтобы решить данную задачу, необходимо провести анализ первой части текста для выделения существенного отношения, которым является чередование “большое и маленькое”. После прилагательного “большое” всегда идет прилагательное “маленькое”.В тексте встречается семь пропусков слов. «Подсказка» по четырем словам (большаясобака, маленькийстаричок, маленькаябелая мышка, маленькая рыжая белочка) дается в первом абзаце. Другие три пропуска (маленькие разноцветные пуговицы, большая книжка, большаядружба) можно правильно заполнить,только выделивсущественное отношение данных, установив, что после большого (чегото) всегда идет маленькое. В зависимости от того, насколько велико количество видов задач, успешно решенных, учащимсяполезно оказывать разную помощь. Детям, успешно решившим большую часть представленных видов задач, целесообразно предлагать задания, связанные с составлением новых задач, родственных по принципу построения тем, которые они успешно решили. При этом следует варьировать творческие задания: придумать задачу, которая как можно более не похожа на задачу ‬образец, но построена по единому с ней принципу, придумать задачу, которая была бы сложнее, например, содержала бы больше данных, чем образец, или придумать задачу, которая была бы проще, чем задача ‬образец, и т.д.При любых конкретных творческих заданиях смысл самостоятельного составления задач заключается в том, чтобы учащийсяактивно использовал понятый им принцип, применял его как средство достижения новых целей. Такая работа способствует углублению понимания условий задач и подготавливает учащегосяк проведению содержательного анализа при выполнении заданий новых видов. Необходимо подчеркнуть, что интеллектуальные способности проявляются наиболее ярко тогда, когда учащийся сталкивается с новой, нестандартной задачей. Сама процедура решения необычных задач является к тому же хорошим диагностическим методом. Наши исследования[14]показывают, что в процессе решения творческих задач у учащихся часто проявляется инерционность мышления, неспособность применить новый способ решения; отсутствие умения проанализировать задачу, не умение абстрагироваться от несущественного, не способность планировать свои действия, трудности свыделением, фиксациейсвоегоспособарешения и др.В заключении необходимо отметить, что эффективное развитие мыслительных способностей учащихся невозможно без качественной психологической подготовки педагога. Поэтому важным направлением в современном образовании становится принципиально иная по содержанию и форме психологическая подготовка учителя. Очевидно, что педагогдолжен уже не только уметь решать задачи предметного обучения, но и владеть технологиями интеллектуального, социального и личностного развития учащихся, формирования у них соответствующих способностей.

Ссылки на источники1.Новиков, П.В. Формирование современного специалиста дляинновационной экономики / П.В. Новиков //Финансовые и правовые проблемы функционирования предприятий в современных условиях;материалы Междунар. науч.практ. конф. (17 декабря 2010 г., г. Саранск): в 2 ч.; Саран. кооп. инт РУК. ‬Саранск, 2010. ‬Ч.2. ‬С. 96102.

2.Гегель,Г. В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. ‬М.: Мысль, 1974. ‬Т.1. ‬452 с.

3.Давыдов, В.В.Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. ‬544 с.4.Общая психология /под ред.А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.

С. 323 ‬333.5.Ильенков,Э. В.Диалектическая логика/ Э.В. Ильенков.

М.: Политиздат,1984.

С. 8 ‬32.

6.Носатов,В. Т.Психологическая характеристика анализа как основы теоретического обобщения/ В.Т. Носатов// Вопросы психологии.

1978.№4.

С. 46 ‬53.7.Выготский,Л. С.Мышление и речь. Собр. соч.: В 6т. / Л.С.Выготский. М.:Педагогика,1982. ‬Т. 2. С. 13 ‬22.8.Гончаров,В. С.Психологические особенности связи поиска решения задач с типом мышления:автореф.дисс. …канд.психол.наук/ ГончаровВладимир Сергеевич.

Москва,1981. 16 с.9.Бирюков,Б. В.Анализ/ Б.В. Бирюков// БСЭ.Гл. ред. А.М. Прохоров.

М.: Советская энциклопедия, 1970. ‬Т.1. ‬С 554. 10.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.240 с.11.

Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте/ А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. Петрозаводск, 1982. ‬180 с.12.

Новиков,П.В. Мышление школьника:учебное пособие/ П.В. Новиков;Мордов. гос. пед. инт. ‬Саранск,2000. ‬152 с. 13.

Там же.14.Новиков, П.В. Особенности аналитической деятельности младших школьников/ П.В. Новиков // Детский практический психолог; Мордов. гос. пед. инт.Саранск, 2003.‬Вып. 2. С. 3540.