Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции сердечной деятельности у подростков 11–13 лет гимназии № 39 г. Орла

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петракова Т. В., Сысоева Л. А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции сердечной деятельности у подростков 11–13 лет гимназии № 39 г. Орла // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1081–1085. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85217.htm.
Аннотация. Изучены показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции сердечной деятельности у учащихся гимназии № 39 г Орла в возрастном отрезке от 11 до 13 лет. Показано, что у девочек-гимназисток к 13 годам отмечается достоверное снижение частоты сердечных сокращений, повышение пульсового давления, функциональных резервов сердечно-сосудистой системы и усиление парасимпатических влияний на деятельность сердца. У мальчиков указанные изменения носят менее выраженный и закономерный характер. Значения коэффициента экономичности кровообращения указывают на преобладание утомления у учащихся гимназии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петракова Татьяна Владимировна,Учитель биологии и географии, МБОУ гимназия № 39 имени Фридриха Шиллера, г.Орелtv.petrakova@yandex.ru

Сысоева Лидия Алексеевна,Кандидат биологических наук, доцент, кафедра анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г.Орелklidiya.sysoeva@mail.ru

Функциональное состояние сердечнососудистой системы и вегетативной регуляции сердечной деятельности у подростков 1113 летгимназии № 39 г. Орла

Аннотация.Изучены показатели функционального состояния сердечнососудистой системы и вегетативной регуляции сердечной деятельности у учащихся гимназии №39 г Орла в возрастном отрезке от 11 до 13 лет. Показано, что у девочекгимназисток к 13 годам отмечается достоверное снижение частоты сердечных сокращений, повышение пульсового давления, функциональных резервов сердечнососудистой системы и усиление парасимпатических влияний на деятельность сердца. У мальчиков указанные изменения носят менее выраженный и закономерныйхарактер. Значения коэффициента экономичности кровообращения указывают на преобладание утомления у учащихся гимназии. Ключевые слова:сердечнососудистая система, учащиеся, вегетативная регуляция, гимназия, артериальное давление, частота сердечных сокращений.

Современный этап развития общества и системы школьного образования наряду с положительными изменениями характеризуется усилением таких негативных факторов как возрастающая гиподинамия, информационные перегрузки, неудовлетворительная организация питания, антропогенное загрязнение окружающей среды, что не может не отразиться на состоянии здоровья школьников. Неудивительно, что число учащихся с выявленными заболеваниями увеличивается с каждым годом обучения. Так, по данным Министерств образования и здравоохранения РФ, только 4 % выпускников общеобразовательных учреждений можно назвать практически здоровыми, 7080 % учащихся имеют нервнопсихические расстройства более 50 % страдают различными морфофункциональными заболеваниями, 3040 % хронически больны [2].

Организм подростков в силу незавершенности морфофункционального развития является наиболее уязвимым в отношении влияния факторов, связанных как с учебной деятельностью, так и с условиями реализации этой деятельности в конкретном учебном заведении. Однимиз индикаторов адекватности образовательной среды подростков является состояние сердечнососудистой системы. Несмотря на большое количество работ по изучению сердечно сосудистой системы, до настоящего времени нет четких объективных характеристик структурных и функциональных изменений, происходящих в системе кровообращения детей и подростков под влиянием различных видов деятельности. Между тем только на основе детального анализа основных показателей функционального состояния организма возможно проведение мероприятий, направленных на повышение качества здоровья подростков. Целью настоящего исследования явилось изучение функционального состояния сердечнососудистой системы учащихся –младших подростков гимназии №39 г. Орла. Было обследовано 77 учащихся 56 классов (40 девочек и 37 мальчиков) в возрасте 1113 лет. Обследования проводились в начале и в конце 5 и 6 классов.Оценка функционального состояния сердечнососудистой системы проводилась по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического давления (ДАД). На основании полученных базовых гемодинамических показателей математическим путем рассчитывали минутный объем крови (МОК), пульсовое давление (ПД), показатель экономичности работы сердца индекс Робинсона.Измерение АД и ЧСС проводили в одно и то же время в первой половине дня в положении сидя через 510 минут после периода адаптации с помощью тонометра фирмы «Omron».Состояние вегетативной регуляции оценивалось по значениям вегетативного индекса Керде (ВИК). При оценке ВИК учитывали, что положительные значения индекса (выше +15), указывали на преобладание симпатических влияний, а отрицательные (ниже 15) на преобладание парасимпатических влияний. При вегетативном равновесии эйтонии, значения ВИК находились в пределах от 15 до +15.Полученный цифровой материал подвергался статистической обработке с определением достоверности по tкритерию Cтьюдента при уровне значимости Р<0,05. Результаты оценки показателей функционального состояния сердечнососудистойсистемы учащихся в динамике начало 5 –конец 6 классов представлены в таблице 1.

Из представленных результатов видно, что наиболее высокие значения ЧСС определяются в начале 5 класса. При этом у мальчиков они достоверно выше, чем у девочек. В динамике начало –конец 5 класса ЧСС достоверно снижается как у мальчиков, так и у девочек, тогда как в 6 классе отмечаются противоположные достоверные изменения. Наиболее резкое повышение значений ЧСС к концу 6 класса регистрируется у мальчиков, поэтому при сравнении ЧСС в динамике начало 5 конец 6 класса не обнаруживается достоверных изменений. У девочек к концу 6 класса по сравнению с началом 5 класса определяется достоверное снижение показателей ЧСС. Описанные изменения ЧСС происходят в пределах возрастныхнормативных значений (60100 уд/ мин).Показатели САД у мальчиков на протяжении всего срока наблюдений достоверно не изменяются, а также не имеют значимых отличий от показателей девочек. У девочек в динамике наблюдений отмечается постепенное повышение артериального давления, как систолического, так диастолического, в результате к концу 6 класса показатели артериального давления достоверно превосходят значения, регистрируемые в начале 5 класса. Пульсовое давление у мальчиков достоверно не изменяется и не имеет достоверных отличий от показателей пульсового давления у девочек. У школьниц отмечается постепенное повышение пульсового давления, достигающее достоверных значений к концу 6 класса.





Таблица1Средние значения гемодинамических показателей и их производных уучащихся 56 классов гимназии №39 г. ОрлаПоказателимальчикидевочки5 класс6 класс5 класс6 класс

началоконецначалоконецначалоконецначалоконецЧастота сердечных сокращений (уд/мин)

96,9±2,5

88,6±1,6

80,6±1,793,4±6,890,3±2,484,3±2,180,2±1,684,5±1,6Критерий Стьюдента ( t):t1=2,8 , t2=1,8 t3=0,5 t4= 1,9 t5 = 1,6 t6=0,1 t7=1,3t1= 1,9 , t2=1,9 t3=2,0 t4= 1,9 t5 = 1,6 t6=0,1 t7=1,3 Систолическое давление (мм рт. ст.)116,2±4,8114,1±2,9115,6±3,3119,8±2,5109,2±0,9111,1±1,5115,0±1,7119,1±1,8Критерий Стьюдента ( t):t1= 0,4 , t2= 1,0 t3=0,7 t4=1,4 t5 =0,9 t6=0,2 t7=0,5t1= 0,8 , t2=1,7 t3=3,6 t4=1,4 t5 =0,9 t6=0,2 t7=0,5Пульсовое давление (мм. рт. ст.)42,6±6,344,6±2,850,9±4,849,1±1,943,5±2,044,8±1,445,9±1,148,8±1,6Критерий Стьюдента ( t):t1= 0,3 , t2=0,4 t3=1,0 t4=0,1 t5 =0,1 t6=1,0 t7=0,1t1=0,5 , t2=1,5 t3=2,0 t4=0,1 t5 =0,1 t6=1,0 t7=0,1 Систолическийобъем (мл)71,0±6,674,5±2,178,0±3,575,5±1,674,7±1,576,4±1,275,5±1,476,2±1,1Критерий Стьюдента ( t):t1=0,5 , t2= 1,2 t3= 0,7 t4=0,5 t5 =0,8 t6= 1,2 t7=0,4t1=0,9 , t2=0,4 t3=0,9 t4=0,5 t5 =0,8 t6= 1,2 t7=0,4Минутный объем кровообращения (л)6838,2±645,26591,6±183,76463,6±363,06990,3±462,56710,5±190,66434,3±173,36085,8±167,06420,0±133,1Критерий Стьюдента ( t):t1=0,4 , t2= 0,9 t3=0,2 t4=0,2 t5 = 0,6 t6=1,0 t7=1,2t1= 1,1 , t2=1,6 t3=1,3 t4=0,2 t5 = 0,6 t6=1,0 t7=1,2коэффициент выносливости (КВ),29,7±7,520,6±1,517,2±1,119,5±1,622,2±1,319,4±0,817,8±0,518,4±0,8Критерий Стьюдента ( t):t1= 1,2 , t2=1,2 t3=1,3 t4=1,0 t5 = 0,7 t6= 0,8 t7=0,7 t1= 1,8 , t2=0,6 t3= 1,3 t4=1,0 t5 =0,7 t6=0,8 t7=0,7 коэффициент экономичности кровообращения ( КЭК)4127,0±622,63941,8±256,34110,6±456,04566,3±359,43911,0±197,53770,5±143,43696,6±121,44091,3±139,9Критерий Стьюдента ( t):t1=0,3 , t2=0,8 t3=0,6 t4= 0,3 t5 =0,6 t6= 0,9 t7=1,2t1=0,6 , t2=2,1 t3=0,8 t4=0,3 t5 =0,6 t6=0,9 t7=1,2Индекс Робинсона112,9±6,4101,2±3,593,3±3,9112,5±9,298,8±3,593,7±2,791,8±2,099,6±2,5Критерий Стьюдента ( t):t1=1,6 , t2=1,2 t3= 0,3 t4= 0,7 t5 =1,9 t6= 0,3 t7=0,7 t1=1,1 , t2=2,6 t3= 0,4 t5 =1,9 t6= 0,3 t7=0,7 ВИК24,9±5,921,4±1,819,0±3,321,5±3,326,6±2,120,6±2,111,4±4,717,2±1,7

t1=0,6 , t2=0,5 t3= 0,8 t4= 0,4 t5 =0,9 t6= 1,3 t7=1,7 t1=2,0, t2=1,2 t3= 2,3 t4= 0,4 t5 =0,9 t6= 1,3 t7=1,7 Критерий Стьюдента ( t): t1началоконец учебного года 5 класс, ): t2началоконец учебного года 6 класс; ): t3начало 5 классконец 6 класс; ): t4 мальчики –девочки началоучебного года,5 класс): t5 мальчики –девочки конец учебного года,5 класс, t6 мальчики –девочки началоучебного года,6класс; t7 мальчики –девочки конец учебного года,6 класс,

Анализ показателей систолического и минутного объема крови (СОК и МОК) не выявил достоверных изменений в динамике начало 5класса –конец 6 класса, а также не обнаружил достоверных различий между значениями указанных показателей у мальчиков и девочек. При этом средние значения СОК и МОК превышали возрастные нормативные значения, которые согласно литературным данным у детей 1112 лет составляют для СОК 53 мл у мальчиков и 47 мл у девочек, для МОК 4000мл у мальчиков и 3800 мл у девочек [1].Анализ показателей КЭК в целом свидетельствует о развитии утомления практически у всех учащихся на протяжении всего срока наблюдений. Средние значения КЭК в динамике наблюдений колеблются в пределах 39414566 у мальчиков, в пределах 36964091 у девочек и достоверно не изменяются. При этом максимальные значения КЭК как у девочек, так и у мальчиков регистрируются в конце 6 класса, минимальные в конце пятого класса.

Значения коэффициента выносливости ( КВ) как у мальчиков, так и у девочек постепенно снижаются от начала 5 класса к концу 6 класса, что указывает на постепенное повышение функциональных возможностей сердечнососудистой системы подростков. При этом оптимальные значения КВ (16 условных единиц и ниже) регистрируются к концу 6 класса у 38,5% мальчиков и 43,3%девочек , а в начале 5 класса только у 13,7% мальчиков и 22,5% девочек.Важным показателем состояния сердечнососудистой системы является экономичность работы сердца, определяемая как индекс Робинсона или двойное произведение САД и ЧСС. Чем ниже значения индекса в покое, тем выше энергетические возможности сердечнососудистой системы. Процентное распределение школьников по градациям этого показателя представлено в таблице №2.Таблица 2Процентное распределение учащихся гимназии № 39 г. Орла по индексу Робинсона

5 класс6 классОценка индексамальчикидевочкимальчикидевочкиначалоконецначалоконецначалоконецначалоконецНизкий55,5%22,2%21,4%10,7%6,25%37,5%6,8%22,7%Ниже среднего22,2%44,4%39,3%28,6%25%31,25%31,8%34,1%Средний22,3%33,4%17,9%35,7%31,25%18,75%25%34,1%Выше среднего

21,4%25%37,5%12,5%36,4%9,1%Высокий





Из данныхпредставленных в таблице №2 , а также таблицы №1 видно, что в пятом классе девочки имеют более высокие оценки показателя экономичности, достоверно превосходящие значения у мальчиков в конце учебного года. К началу 6 класса показатели индекса Робинсона выравниваются как по значениям, так и по процентному распределению и свидетельствуют о том, что 68,75% мальчиков и 61,4% девочек имеют оценки средние и выше среднего. К концу учебного года экономичность работы сердца снижается, о чем говорит увеличение до 68,75% числа мальчиков и до 58,8% числа девочек с низкой и ниже среднего оценкой данного показателя. При этом у девочек это изменение носит достоверный характер.Анализ показателей вегетативной регуляции сердечной деятельности свидетельствует о том, что у большинства (до 88,9% мальчиков в 5 классе и 79,5% в 6 классе) мальчиков на протяжении всего периода обследования средние значения ВИК превышают значения +15, что говорит о преобладании симпатические влияний. У девочек пятых классов также отмечается преобладание симпатического звена вегетативной регуляции сердечной деятельности. К началу 6 класса средние значения ВИК достоверно снижаются и достигают значений 11,4, что говорит о заметном ослаблении симпатических влияний и преобладании эйтонического типа регуляции сердечной деятельности, который регистрируется у 78,5% девочек. К концу 6 класса симпатические влияния на деятельность сердца вновь повышаются, в результате чего число девочек с эйтонической регуляцией уменьшается до 66,8% , а средние значения ВИК возрастают до 17,2.

Таким образом, полученные данные показывают, что у девочек в возрастном отрезке от 11 до13 лет отмечается достоверное снижение ЧСС, достоверное повышение ПД, постепенное повышение САД, показателей экономичности работы сердца, функциональной выносливости сердечнососудистой системы. Одновременно отмечается повышение парасимпатических влияний на деятельность сердца. У мальчиков возрастные изменения базовых гемодинамических показателей и их производных имели менее выраженный и закономерный характер. Отсутствие или невыраженность описанных в возрастной физиологии закономерностей [3]., возможно, обусловлено тем, что на естественные возрастные морфофункциональные перестройки сердечнососудистой системы накладываются факторы внешней среды, связанные прежде всего с учебной деятельностью в гимназии. Судя по преобладанию симпатических влияний на деятельность сердца, значениям КЭК для большинства учащихся, особенно мальчиков, это воздействие образовательной среды носит стрессорный характер.

Ссылки на источники1.ЕмелинаА.А. Парецкова Г.Ю. Влияние учебной нагрузки на функциональное состояние сердечнососудистой системы старшеклассников.// Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3гоВсероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине (2527 февраля 2012 г., Москва) / Под ред. чл.корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. С.76.2.Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. руководство к практическим занятиям по общей и возрастной физиологии.М.: Просвещение,1990248.3.Тупицын Н.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечнососудистой системы школьников.М.:Педагогика,1985.88с.