Влияние занятий физкультурой и спортом на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень здоровья школьников 7–8-х классов гимназии №39 г. Орла

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петракова Т. В. Влияние занятий физкультурой и спортом на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень здоровья школьников 7–8-х классов гимназии №39 г. Орла // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1241–1245. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96165.htm.
Аннотация. Изучены показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы у учащихся гимназии № 39 г. Орла в возрастном отрезке от 12 до 14 лет. Показано, что учащиеся, занимающиеся спортом, имеют более оптимальный режим сердечной деятельности, о чем говорят достоверно более низкие по сравнению с нетренированными школьниками значения ЧСС, а также отсутствие школьников с повышенным артериальным давлением. Занятия спортом улучшают вегетативную регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы, что способствует состоянию тренированности организма. У учащихся, особенно мальчиков, не занимающихся спортом, на деятельность сердечно-сосудистой системы больше влияет симпатическая система.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петракова Татьяна Владимировна,Учитель биологии и географии, гимназия №39 имени Фридриха Шиллера

Влияние занятий физкультурой и спортомна функциональное состояние сердечнососудистой системы и уровень здоровья школьников 78 классов гимназии №39 г. Орла

Аннотация.Изучены показатели функционального состояния сердечнососудистой системы у учащихся гимназии №39 г Орла в возрастном отрезке от12 до 14 лет. Показано, что учащиеся, занимающиеся спортом, имеют более оптимальный режим сердечной деятельности,о чем говорит достоверно более низкие по сравнению с нетренированными школьниками, значения ЧСС, а также отсутствие школьников с повышенным артериальным давлением.Занятия спортом улучшают вегетативнуюрегуляцию деятельности сердечнососудистой системы, что способствует состоянию тренированности организма. У учащихся, особенно мальчиков, не занимающихся спортом, на деятельность сердечнососудистой системы больше влияет симпатическая система.Ключевые слова: сердечнососудистая система, школьники, занятия физкультурой, гимназия, артериальное давление, частота сердечных сокращений.

В

мировом

сообществе,

обеспечение

высоких

показателей

здоровья

детей

и

подростков

является

важной

государственной

и

общественной

проблемой.

Здоровье

формируется

под

влиянием

комплекса

природных

и

техногенных

экологических,

а

также

социальноэкономических

факторов

среды

жизнедеятельности.

Доказано,

что

состояние

здоровья

детей

и

подростков

определяется

его

адаптационными

возможностями,

которые

находятся

в

зависимости

от

биологических

факторов

(наследственность,

возраст,

пол)

и

условий

среды

(питание,

двигательная

активность,

социальное

благополучие,

образ

жизни).Здоровье

детей

и

подростков

в

значительной

мере

зависит

от

образа

жизни.

Здоровый

образ

жизни

определяет,

так

называемая,

«здоровая»

модель

поведения,

которая

для

соответствующих,

конкретных

условий

уменьшает

риск

возникновения

заболевания.

К

проявлениям

здорового

образа

жизни

традиционно

относятся:

отказ

от

курения

и

злоупотребления

алкоголем,

рациональное

питание,

двигательная

активность,

включая

занятие

физкультурой

(зарядкой)

и

спортом,

соблюдение

режима

дня

и

т.

д.

Наиболее значимым фактором, способствующим развитию заболеваний и ухудшению состояния здоровья, на взгляд большинства исследователей является гипокинезия. Эта проблема особенно актуальна для учащихся инновационных школ и классов, так как именно ученики этих классов имеют неблагоприятную динамику здоровья и отличаются низким уровнем физической подготовленности. В свою очередь, это делает весьма актуальной разработку системы мероприятий, направленных на улучшение ситуации как в системе образования в целом, так и на индивидуальном уровне. Ведущая роль в сохранении и укреплении здоровья отводится физкультурнооздоровительным мероприятиям. В настоящее время имеется немало различных физкультурнооздоровительных программ, методик и двигательных режимов, направленных на повышение двигательной активности и улучшение состояние здоровья школьников. В связи с этим возникает необходимость оценки эффективности уроков физической культуры и системы физкультурноспортивных занятий в условиях реальной школы. Одним из индикаторов адекватности и эффективности проводимых мероприятий является состояние сердечнососудистой системы. Несмотря на большое количество работ по изучению сердечно сосудистой системы, до настоящего времени нет четких объективных характеристик структурных и функциональных изменений, происходящих в системе кровообращения детей и подростков под влиянием различных видов деятельности. Между тем только на основе детального анализа основных показателей функционального состояния организма возможно проведение мероприятий, направленных на повышение качества здоровья подростков. Настоящее исследование является частью научноисследовательской работы по изучению влияния регулярных занятий физической культурой и спортом на деятельность сердечнососудистой системы школьников, гимназии №39 г.Орла. В обследовании приняли участие 60 учащихся 7х и 8х классов в возрасте1214 лет. Выбор этого возраста для исследования обусловлен тем, что данный подростковый период является одним из самых сложных и наиболеечувствительным к неблагоприятным факторам. В значительной мере специфика этого возраста определяется биологическим фактором –процессом полового созревания. С учетом литературных данных, для получения сопоставимых результатов обследование проводилось в конце второй четверти 20152016 уч.года. Время обследования выбиралось так, чтобы исключить влияние процессов, связанных с адаптацией к учебному процессу.Обследуемые были разделены на 2 группы:1я группа, условно обозначаемая как тренированные школьники (30 школьников: 15 мальчиков и 15 девочек) объединяет подростков, которые помимо 3х разовых занятий физической культурой на уроках регулярно занимаются различными видами спорта в спортивных секциях; 2я группа (30 школьников: 15 мальчиков и 15 девочек ), условно обозначаемая как группа не тренированных школьников, объединяет подростков, которые занимаются физической культурой на уроках.В рамках нашего исследования в соответствии с задачами был использован комплекс методов, позволяющих дать оценку уровня здоровья и показателей сердечнососудистой системы школьников 7х и 8х классов гимназии №39 г. Орла. Были использованы следующие методики: определение антропометрических показателей (рост, вес), определение ЧСС, измерение артериального давления (систолического и диастолического) с использованием тонометра, подсчет коэффициентов, характеризующих сердечнососудистую систему: пульсовое давление, индекс Кердо, индекс Робинсона, определение индивидуального уровня физического здоровья по Е.А.Пироговой.Физическая культура и спорт традиционно считаются эффективными средствами укрепления здоровья. В своем исследовании мы решили проверить насколько занятия физической культурой на уроках и занятия в спортивных секциях помогают укреплять здоровье школьников нашей гимназии №39 г. Орла. Особое внимание мы обратили на состояние сердечнососудистой системы.Это обусловлено тем, что повышенное артериальное давление и сопровождающие его головные боли все чаще и чаще регистрируются у школьников и студентов (АртюнинаГ.П., ИгнатьковаС.А., 2004). Для оценки состояния сердечнососудистой системы мы использовали комплекс показателей, характеризующих ее состояние и функциональные резервы. Это базовые показатели –артериальное давление систолическое и диастолическое,ЧСС. Для оценки функциональных резервов вычисляли индекс Робинсона. Для оценки регуляции сердечной деятельности определяли вегетативный индекс (ВИ). Сравнение этих показателей проводили между двумя группами 1я занимающиеся спортом, 2я –посещающие только уроки физической культуры. Учитывая, что 78 классы –это возраст полового созревания сравнение проводили отдельно между мальчиками и девочками.Результаты оценки показателейдеятельности сердечнососудистой системы и уровня физического здоровья у обследуемых мальчиковподростков представлены в таблице 1.Таблица 1.Средние значения показателей функционального состояния сердечнососудистой системы и уровня здоровья умальчиковподростков

Показатели 1я группа 2я группа Частота сердечных сокращений (уд/мин)82,1±3,691,6±3,7Критерий Стьюдента1,9Систолическое давление (мм рт. ст.)117,5±4,8121,8±5,0Критерий Стьюдента0,6Диастолическое давление (мм рт.ст.)67,9±1,573,8±1,7Критерий Стьюдента2,6Индекс Кердо15,5±4,117,9±3,4Критерий Стьюдента0,5Индекс Робинсона95,0±3,6110,5±5,0Критерий Стьюдента2,5ИУФЗ0,97±0,030,8±0,03Критерий Стьюдента2,8

Как видно из таблицы 1, мальчики 1й группы, занимающиеся спортом, отличаются достоверно более низкими значениями ЧСС. Это указывает на то, что сердце этих школьников работает в более оптимальном режиме и больше отдыхает, чем у мальчиков 2й группы, которые занимаются только на уроках физической культуры. Результаты оценки индекса Робинсона показывают, что мальчики 1й группы имеют достоверно более низкие значения данного показателя, что говорит о более высоких функциональных резервах сердечнососудистой системы. Сравнивая значения данного показателя с табличными, мы установили, что у 33% мальчиков значения индекса Робинсона соответствовали оценке отлично, у 25% оценке хорошо, у 46% оценке средние и у 6% оценке плохие. У мальчиков 2й группы отличные оценки индекса Робинсона совсем не определялись, хорошие оценки регистрировались у 32% , плохие у 65%, и у 2% очень плохие.

Результаты оценки показателей деятельности сердечнососудистой системы и уровня физического здоровья у обследуемых мальчиковподростков представлены в таблице 2.Таблица 2.Средние значения показателей функционального состояния сердечнососудистой системы и уровня здоровья у девочек подростков

Показатели 1я группа 2я группа Частота сердечных сокращений (уд/мин)79,3±1,888,7±3,6Критерий Стьюдента2,4Систолическое давление (мм рт. ст.)106,5±2,7112,8±2,7Критерий Стьюдента1,7Диастолическое давление (мм рт.ст.)66,6±1,965,9±2,5Критерий Стьюдента0,2Индекс Кердо15,3±3,323,9±4,2Критерий Стьюдента1,6Индекс Робинсона84,3±2,693,7±7,8Критерий Стьюдента1,1ИУФЗ1,0±0,020,9±0,03Критерий Стьюдента2,6

Как видно из таблицы 2, девочки 1й группы, занимающиеся спортом, отличаются достоверно более низкими значениями ЧСС. Полученные значения ЧСС так же, как у мальчиков мы сравнили также с возрастными нормативами ЧСС. В 1й группе число девочек с ЧСС, соответствующей возрастной норме составило 85%,тогда как во 2й группе нормальные значения ЧСС отмечались только у 67%. Результаты оценки индекса Робинсона показывают, что девочки 1й группы имеют более низкие значения данного показателя.. Сравнивая значения данного показателя с табличными, мы установили, что у 37% девочек значения индекса Робинсона соответствовали оценке отлично, у 38% оценке хорошо, у 25%оценке средние. У девочек 2й группы отличные оценки индекса Робинсона определялись у 13%, хорошие оценки регистрировались у 48% , плохие у 39%, При оценке вегетативного индекса мы установили, что у 88% девочек 1й группы значения данного показателя находятся в пределах от15до + 15, что оценивается как показатель тренированности организмаи указывает на то, что в равной степени на деятельность сердечнососудистой системы в покое влияют парасимпатическая и симпатическая нервная система. Во 2й группе число таких школьниц не превысило 37%.В своем исследовании мы хотели также выяснить на кого, мальчиков или девочек занятия физической культурой и спортом оказывают большее влияние. Для этого нами было проведено сравнение показателей деятельностисердечнососудистой системы между мальчиками и девочками 1 группы и мальчиками и девочками 2й группы. Результаты сравнения отражены в таблицах 3 и 4.Таблица 3Сравнительная оценка показателей сердечнососудистой системы мальчиков и девочек, занимающихсяспортом.

Показатели школьников 78 классовмальчики Девочки Частота сердечных сокращений (уд/мин)82,1±3,679,3±1,8Критерий Стьюдента0,7Систолическое давление (мм рт. ст.)117,±4,8106,5±2,7Критерий Стьюдента2,0Диастолическое давление (мм рт.ст.)67,9±1,566,6±1,9Критерий Стьюдента0,6Индекс Кердо15,5±4,115,3±3,3Критерий Стьюдента0,1Индекс Робинсона95,0±3,684,3±2,6Критерий Стьюдента2,4ИУФЗ0,97±0,031,0±0,02Критерий Стьюдента0,86

Сравнение показателей сердечной деятельности мальчиков и девочек, занимающихся спортом, показывает, что девочки имеют достоверно более низкие значения систолического артериального давления, которые не выходят за пределы возрастной нормы. Более интересными на наш взгляд являются результаты сравнения индекса Робинсона. У девочек этот показатель достоверно меньше, чем у мальчиков. Это значит, что занятия спортом в большей степени способствуют формированию функциональных резервов сердечнососудистой системы у девочек, чем у мальчиков.Таблица 4Сравнительная оценка показателей сердечнососудистой системы мальчиков и девочек, не занимающихся спортом.

Показатели школьников 78 классовмальчики Девочки Частота сердечных сокращений (уд/мин)91,6±3,788,7±3,6Критерий Стьюдента0,6Систолическое давление (мм рт. ст.)121,8±5,0112,8±2,7Критерий Стьюдента1,6Диастолическое давление (мм рт.ст.)73,8±1,765,9±2,5Критерий Стьюдента2,6Индекс Кердо17,9±3,423,9±4,2Критерий Стьюдента1,1Индекс Робинсона110,5±5,093,7±7,8Критерий Стьюдента1,8ИУФЗ0,9±0,030,9±0,03Критерий Стьюдента1,1

Сравнение результатовпредставленных в таблице 4 показывает, что так же , как и в 1й группе девочки по сравнению с мальчиками имеют более низкие значения артериального давления и достоверно более низкие значения индекса Робинсона.Анализ процентного распределения мальчиков 1й группы по уровню здоровья показал, что у 86,7% определяется высокий уровень здоровья ( рис.1).

Как видно на рисунке 2 у нетренированных школьников также преобладают высокие значения уровня здоровья, которые определяются у 72%, то есть на 14,7% реже, чем в 1 –й группе.Уровень физического развития Выше среднегоВысокийРис2.Процентное распределение нетренированных школьников (мальчиков) по уровню физического здоровья

Как видно из рисунка 3 все 100% обследуемых спортсменок имели высокий уровень физического здоровья. Среди девочек, не занимающихся спортом высокий уровень определялся только у 72%, т.е на 28% меньше.

Рис 3.Процентное распределение тренированных девочек по уровню физического здоровья

Таким образом, результаты оценки уровня здоровья показывают, что мальчики и девочки, занимающиеся спортом, имеют достоверно более высокий уровень физического здоровья и почти у всех из них (у 100% девочек и 86,7% мальчиков) регистрируются значения с оценкой высокий уровень. Во второй группе, как среди мальчиков, так и девочек такой результат выявляется у 72%, то есть реже, а среди мальчиков у 12% уровень здоровья оценивается как средний. Результатыпроведенного сравнения показали, что мальчикии девочки, занимающиеся спортом, имеют достоверно более низкие значения ЧСС, индекса Робинсона. Это говорит о том, что сердце этих школьников работает в более экономичном режиме и имеет более высокие функциональные резервы, чем у учащихся , которые незанимаются спортом. При анализе показателей артериального давления мы выявили, что у некоторых мальчиков (12%) , не занимающихся спортом, выявляются повышенные значения артериального давления. Значения АД у них превышали 120/80 мм.рт. столба и достигали 127135/78. У всех остальных обследуемых значения АД находились в пределах нормы.Вегетативный индекс у 78% мальчиков и 88%девочек, занимающихся спортом, находился в пределах от15до + 15,что оценивается как показатель тренированности организма и указывает, на то, что деятельность сердца Уровень физического развитияСреднийВыше среднегоВысокий100%Уровень физического развитияВысокийрегулируется и симпатической и парасимпатической системой. Во 2й группе число таких учащихся не превысило 35%, то есть у большей половины обследуемых сердечная деятельность в покое регулируется симпатическойнервной системой, которая обычно подключается при стрессе.Сравнение показателей уровня здоровья показало, что мальчики и девочки, занимающиеся спортом, имеют достоверно более высокий уровень физического здоровья и почти у всех из них (у 100% девочек и 86,7% мальчиков) регистрируются значения с оценкой высокий уровень. Во второй группе, как среди мальчиков, так и девочек такой результат выявляется у 72%, то есть реже, а среди мальчиков у 12% уровень здоровья оценивается как средний.Полученные нами результаты показывают, что занятия спортом оказывают более эффективное влияние на сердечнососудистую систему и уровень здоровья учащихся.Выводы:1.Учащиеся, занимающиеся спортом, имеют более оптимальный режим сердечной деятельности, о чем говорит достоверно более низкие по сравнению с нетренированными школьниками, значения ЧСС, а также отсутствие школьников с повышенным артериальным давлением.2. Занятия спортом способствуют повышению функциональных резервов сердечнососудистой системы, о чем говорит более высокий процент школьников с отличными оценками индекса Робинсона (32% против 0% в группе , не занимающихся спортом.3. Занятия спортом улучшают вегетативную регуляцию деятельности сердечнососудистой системы, что способствует состоянию тренированности организма. У учащихся, особенно мальчиков, не занимающихся спортом , на деятельность сердечнососудистой системы больше влияет симпатическая система.4. Учащиеся, занимающиеся спортом, имеют достоверно более высокий уровень физического здоровья.5. Занятия спортом в сочетании с уроками физической культурой оказывают более эффективное влияние на деятельность сердечнососудистой системы и уровень здоровья учащихся подросткового возраста.

Ссылки на источники1.Айзман Р.И. РубановичВ.Б. Возрастные изменения морфофункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 1014 лет с разным уровнем двигательной активности // Физиология человека.. –1994. –т.20. –№ 3. –с.136.2.Безруких М.Н. Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 1316 лет под влиянием учебных занятий // Физиология человека.–1989.–Т.15.–с.8588.3.Сысоева Л.А., Гоголевский Е.И. Оценка эффективности занятий физической культурой в лицее № 22 г. Орла// Актуальные проблемы культуры здоровья. –Воронеж, 2002.