Инклюзивный подход в образовании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Плотникова О. А., Барнаш А. В., Чаплыгина М. Л. Инклюзивный подход в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2041–2045. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85409.htm.
Аннотация. Современное положение людей с ограниченными возможностями здоровья в России характеризуется низкой социальной активностью. Начиная с детства инвалиды испытывают непреодолимые преграды в получении образования во всех возрастных категориях. Изменить сложившуюся ситуацию может инклюзивный подход. Он тесно связан с созданием доступной среды для людей с ОВЗ. Политика в сфере образования должна опираться на международные и российские законодательные акты, обеспечивающие право получения качественного образования каждым ребенком или подростком, в том числе и с физическими недостатками. Инклюзия в образовательной среде предполагает реформирование российской школы, изменение общественного сознания и консолидации всего общества. Данная статья расширяет диалог в сторону инклюзии и способствует объединению заинтересованных лиц. Приводимая статистика, использование зарубежных источников и научных трудов отечественных авторов позволяют убедить читателя в необходимости инклюзивного подхода.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Барнаш Анна Владимировна,Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентукиannbarnash@yandex.ru

Плотникова Ольга Анатольевна,кандидат философских наук,доцент по кафедре психологии, СевероКавказский Федеральный университет (филиал в г. Пятигорске)Olya.4369437@yandex.ru

Чаплыгина Марина Лазаревна,Старший преподаватель кафедры педагогики, психологииФилиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентукиchaplyginamarina@yandex.ru

Инклюзивный подход в образовании

Аннотация.Современное положение людей с ограниченными возможностями здоровья в России характеризуетсянизкой социальной активностью. Начиная с детства, инвалиды испытывают непреодолимые преграды в получении образования во всех возрастных категориях. Изменить сложившуюся ситуацию может инклюзивный подход. Онтесно связан с созданием доступной среды для людей с ОВЗ. Политика в сфере образования должна опираться на международные и российские законодательные акты, обеспечивающие право получения качественного образования каждым ребенком или подростком, в том числе и с физическими недостатками. Инклюзия в образовательной среде предполагает реформирование российской школы, изменение общественного сознания и консолидации всего общества.Данная статья расширяет диалог в сторону инклюзии и способствует объединению заинтересованных лиц. Приводимая статистика,использование зарубежных источников и научных трудов отечественных авторов, позволяет убедить читателя в необходимости инклюзивного подхода.

Ключевые слова:инклюзивное образование, инклюзия, инвалидность,человек с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда, система образования, школа.

В 1975 г. была принята Декларация ООН о правах инвалидов1, а так же ряд документов в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) таких,как:«Всемирная программа действий в защиту инвалидов»2(1982), Федеральный закон«О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации»(с изменениями на 21 июля 2014 года)3, «Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в России»4и др. Эти нормативные положенияобуславливают необходимость инклюзивного образования в России.Такая системаможет быть создана при условии 1Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml

2Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml

3 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года). Федеральный закон. Профессиональная справочная система «Техэксперт: Охрана труда». Электронный фонд. http://docs.cntd.ru/document/9014513

4ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 14.12.96 N 14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА" ZakonBase.ru http://zakonbase.ru/разработки политики в соответствии с международными документами, обеспечивающими правона уважение и развитие в школьной среде каждого обучающегося, в том числе и с физическими недостатками.По данным зарубежной статистики количество людей с ограниченными возможностями постоянно растет5. Так согласно оценке ВОЗ, отраженной во «Всемирном докладе об инвалидности»6показывает, что 15% населения в мире имеет различные формы инвалидности, из них 24% с большим трудом функционируют. Эксперты в области здравоохранения связывают увеличение численности людей с ОВЗ с процессами старения населения, а также с ростом «распространенности таких хронических состояний, как диабет, сердечнососудистыеболезни, рак и психические расстройства»7. Однако статистические показания в России говорят о том, что количество инвалидов постоянно снижается8, их количество в нашей стране меньше, чем в развитых Европейских государствах. Снижение этих показателей в статистике России могут говорить о том, что инвалиды не регистрируют своё право, оставаясь без государственного социального обеспечения. Одной из причин такого положения инвалидов является низкая социальная активность и низкий образовательный уровень, в том числе и в правовой сфере. Слабое представление о собственных правах и сложность процедуры получения социальной поддержки увеличивает степень удручающей беззащитности человека с ОВЗ. Еще более печальное положение удетей и подростков. Это связано не только с тем, то дети и их родители испытывают сложности со стороны бюрократических инстанций и порой недоступнойправовой поддержки, но и с тем, что ребенку сложно оценить свое состояние здоровья, а врачу своевременно поставить диагноз, благодаря которому ребенок сможет пользоваться государственной поддержкой и социальными льготами. В этих случаях только внимательное и заботливое отношение к детям со стороны профессионалов, в том числе и тех, кто занят воспитанием и обучением может помочь выявить отклонения в развитии и способствовать своевременному лечению и реабилитации.В современном обществе возрастает потребностьв специалистах, которые могут выстраивать адекватное взаимодействие со всеми людьми без исключения, ив создании необходимых условий для интеграции и реабилитации людей с ОВЗ. Требуется изменение существующих государственных и общественных систем в сторону инклюзивно подхода. Обеспечение преобразовательных процессов зависит от научноисследовательской работы, которая создает методологическую базу для направления деятельности всех государственных и общественных структур и от системы образования, которая должна обеспечить как кадрами, так и интегративным первичным звеном в социализации и обучении самих инвалидов.Термин «инклюзия» сегоднячаще звучит в образовательном пространстве. Речь идет о процессе увеличения степени активности всех граждан в общественной жизни, в том числе и тех, кто по какимто причинам имеет трудности в физическом развитии. Образовательная среда призвана обеспечитьравноправное участие всех детей и взрослых без ограничения в академической и общественной жизни. Понятие «инклюзивное образование» требует дополнительного разъяснениядля того, чтобы и работники образования, и правительственные и неправительственные организации, 5One billion people disabled, first global report finds./ 2015 Guardian News and Media Limited or its affiliated companies. All rights reserved. http://www.theguardian.com/society/2011/jun/09/billionpeopledisabledreport

6Всемирный доклад об инвалидности. ВОЗ 2015 http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ 7Всемирный доклад об инвалидности: обращение к читателям. ВОЗ 2015 http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/

8Положение инвалидов. // 1999 2015 Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/и лица, разрабатывающие политику образования, имели общее дискурсивное поле для партнерского взаимодействия и диалога. Международное сообщество трактует понятие «инклюзия» как активное включение в общественную жизнь. Это понятие значительно шире,чем только процесс интеграции.При инклюзивном подходе в образовательной средеучащиеся школы и их родители начинают воспринимать детей и подростков с ограниченными возможностями как равных членов общества9. Взгляды людей с ОВЗ становятся важными для окружающих, и более того у них появляется возможность получать образование не разлучаясь с семьейкак при коррекционном специализированном подходе. Инклюзия может так же рассматриваться и как неотъемлемый как элемент механизма защиты прав человека, как процессобучения всех икак способсоздания школы для всех10.Инклюзивное образование приведет к отказуот специализированных школ или к снижениюих количества.Рассмотрение вопросов, связанных с инклюзией в образовании на данном этапе развития общества в сторонуподдержки людей с особыми потребностями и слабым здоровьем, требуетпроведения информационно

разъяснительной работы и обсуждения на самых разных уровнях взаимодействия общественных структур от городского до национального. Вектор долгосрочной политикиэкономического и социального развития должен так же учитыватьнеобходимость инклюзивного образования. А для гарантии права на образование всех, в том числе и инвалидов необходиммногосекторальный и совместный подход при согласованных действиях, как специалистов, так и простых граждан. Очень важным становиться формирование общественного сознания и поддержание общественностью политики в области инклюзивного образования. Только в случае изменения общественного мнения в отношении инвалидов, а так же принятиеконкретных мерпосозданию доступной и безопасно толерантной средыпоявляется возможностьинклюзивности детей и взрослых.Исследователи в области инклюзии отмечают, что ментальная составляющая социума по отношению к ассимиляции детейинвалидов находит отражение в общественном мнении, которое транслирует нейтральную или пассивносочувственную позицию: «Проблемы таких детей рассматриваются окружающими, скорее, с точки зрения их ущербности, чем ущербности среды, не обеспечивающей в достаточной мере им равные с другими детьми возможности. Для большинства окружающих в отношении этих детей типична пассивная толерантность»11. Негативное отношение к инвалидам, основанное на предубеждениях и предрассудках, либо на низкой культуре, которая имеет место в обществе, значительно влияет на инклюзию детей в образовательные учреждения и в общественную жизнь в целом.Поэтому инклюзивное образование рассматривается сегодня,не только как процесс укрепления системы образования для всех, но и как самое эффективное средство преодоления дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное образование создает благоприятную среду для построения инклюзивного общества. Качество образования в школах, где способны дать образование каждому должно быть высоким. Инклюзивное образование,по утверждению ученых «должно учитывать потребности бедных и уязвимых слоев населения, 9Проблемы инклюзивного образования. С.А. Котова //Электронный журнал об образовании. Издательство «Аккредитация в образовании» http://www.akvobr.ru/problemy_inkluzivnogo_obrazovania.html 10Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран. /Под ред. Эсси Кесялахти, Сай Вяюрюнен. Отчет подготовлен в рамках проекта «Школа для всех –развитие инклюзивного образования», финансируемого ЕС (Программа Коларктик ИЕСП ПС). Издательский Центр Лапландского Университета Рованиеми 2013 –133 с. С.14, 18 http://www.ulapland.fi/loader.aspx?id=190be694bd374a689393dd0ac13bec0511Городова Т.В. Управление формированием реабилитационного пространства детей с ограниченными возможностями в регионе. /Автореферат. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/upravlenieformirovaniemreabilitatsionnogoprostranstvadeteisogranichennymivozmozhnosty#ixzz3R2DU5j4Xвключая работающих детей, жителей отдаленных сельских районов и кочевников, этнические и лингвистические меньшинства, детей, молодых людей и взрослых, оказавшихся затронутыми конфликтами, ВИЧ и СПИДом, жертвами голода или имеющих плохое состояние здоровья, а также инвалидов или лиц с особыми образовательными потребностями»12. Это требует проведение реформ в образовательной системев направлениик инклюзивности инфраструктурной и социальной среды.Важно понимать, что проблемы интеграции детей и подростков в общество разрешима в условиях создания комплексной инфраструктуры учреждений, обеспечивающих доступность среды кобразовательнымуслугам. Помимо физического пространства возрастает потребность и в наличии квалифицированных кадров, системы информационноаналитического и методического обеспечения. Подготовка общества к взаимодействию людей с ОВЗ и государственных структур и институтов, общественных организаций, работодателей и простых граждан является необходимым условием их реабилитации и интеграции.Повышение уровня компетенций специалистов, работающих с инвалидами, является актуальной задачей инклюзивного образования. Для решения этих задач требуются средства, в том числе и материальные. Однако самой распространенной проблемой в образовательной политике является отсутствие финансовых стимулов и доступной среды13.Дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в обучении во всех возрастных категориях. Инклюзия детей с инвалидностью в учебный процесс потребует изменения системы образования и школ. Создание инклюзивной учебной среды должно быть направлено на помощь детям в обучении и реализацию их потенциала. В образовательных системах необходимо применять личностноориентированные технологии, построенные на гибкости учебных планов и программ, подборе эффективных педагогических техник, методических материалов, стимулирующих развитие и социальную адаптацию. Принципы инклюзии рекомендовано14включить в программы подготовки учителей, социальных и медицинских работников. Просветительская деятельность образовательных, социальных, медицинских центров должна быть направлена на повышение информированности и осведомленности общества в целом о проблемах инвалидности. Необходимо предусмотреть дополнительную подготовку руководителей предприятий по организации труда людей с ограниченными возможностями, разработки для них методического материала.Содействие инклюзивностипроисходит при поощрении эмпатического отношения, обсуждении образовательных и социальных задач, расширении механизмов управления в общественном и государственном пространстве. Многое зависит от «…готовности и возможностей правительств принять политические решения в пользу бедных слоев населения, решения проблем, связанных с обеспечением справедливого расходования государственных средств на цели образования, развития межсекторальных связей и подхода к инклюзивному образованию как к одному из элементов обучения на протяжении всей жизни»15. 12 Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. / Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7, place de Fontenoy 75325 Paris 07 SP France. ЮНЕСКО 2009 г. –36 с. С.8 http://radugapc.mskobr.ru/files/71/inklobr.pdf

13Всемирный доклад об инвалидности: резюме. ВОЗ 2015 http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/14Всемирный доклад об инвалидности: резюме. ВОЗ 2015 http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/15Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. / Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7,place de Fontenoy 75325 Paris 07 SP France. ЮНЕСКО 2009 г. –36 с. С.7 http://radugapc.mskobr.ru/files/71/inklobr.pdfИнклюзивный подход предполагает с одной стороны обеспечение всеобщего доступа к образованию для всех детей, подростков и молодежи, а так же и взрослых. С другой стороны возникает необходимость выявления барьеров на пути доступа к образовательным услугам, исследование сдерживающих факторов в социуме в обеспечении равных возможностей обучения, а также определение ресурсов для преодоления преград. Данныйподход связан с изменениями в структурах и стратегиях системы образования, основанных на убеждении в том, что школа призвана обеспечить образованием всех без исключения. Школе предстоит разрабатывать способы обучения и воспитания, которые должны подходят под потребностиотдельных групп учащихся.

Инклюзивная системаобразованияпредполагает иныетребования к администрации и педагогическим коллективам и высокий уровень ответственности. Требуется гораздо большей вариативности учебнометодический аппарат: учебные планы и программы, разнообразные учебники и методические материалы. Для инклюзивного образования необходимо наладить систему переподготовки педагогических кадров. Учитель инклюзивной школы –это специалист иного типа. Его гуманистические ценностии идеалы способны подготовить к полноценному включению во все виды общественной жизни человека с ОВЗ. Педагоги должны овладеть социальными и личностными, общенаучными и общепедагогическими, инструментальными и профессиональными компетентностями, обеспечивающими подлинное, активное включение детей и подростков в образовательный процесс, оптимальное усвоение учащимися образовательных программ. Особая миссия педагогических работников предполагает наличие умения решать социальнореабилитационные и коррекционные задачи в педагогическом процессе16.В образовательном пространственеобходимо разработать новые гуманитарные технологии взаимодействия и принципы коммуникации. Педагогам придется учитывать рекомендации коллег и разного профиля специалистов. Совместное и долгосрочное сотрудничество участников педагогического процесса должно быть направленно на реализацию интересов ребенка и его развития17. Это предполагает и высокий уровень требований к учителю инклюзивной школы, прежде всего,к таким характеристикам его личности,как высокий уровень профессиональной социальной адаптированностии гибкости, рефлексивностии надежностии др. Особое значение имеет толерантность и эмпатияпедагога. Эти качества обеспечивают высокий уровень перцепции в общении с детьми и взрослыми с ОВЗ.Интеграция перечисленных компетенций определяетпрофессиональноличностную готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья18.Полезным для развития в России инклюзивного образовательного пространства может оказаться опыт зарубежных стран, в которых сложились уже традиции и технология включения инвалидов в общественную жизнь. Теория и практика инклюзивного образования в таких странах как Канада, Великобритания и США реализуется эффективная организация обучения и развития инвалидов. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта позволяет находить ответы на возникающие вопросы не только педагогического и социального плана, но и философского, психологического и т.д.19. 16Проблемы инклюзивного образования. С.А. Котова //Электронный журнал об образовании. Издательство «Аккредитация в образовании» http://www.akvobr.ru/problemy_inkluzivnogo_obrazovania.html17Проблемы инклюзивного образования. С.А. Котова //Электронный журнал об образовании. Издательство «Аккредитация в образовании» http://www.akvobr.ru/problemy_inkluzivnogo_obrazovania.html18Макарова И. А. Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения [Текст] / И. А. Макарова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). —Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. —С. 129132. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/96/4289/19 Мельник. Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада (Канада, США, Великобритания) и России. /Автореферат. Мельник. Ю.В. г. Ставрополь. –2012 г. Учет зарубежного опыта позволяет расширить понимание инклюзивного подхода к образованию20. Важную роль играет реформирование общественного сознания, за которым следует разработка политики и конкретных мероприятий по реализации значимыхприоритетов и ценностей. Понятия и принципыдолжны иметь четкую и понятную всем формулировку. Данный подход предусматриваетряд важных условий.Вопервых, потребуется реструктуризациякультуры образования, адаптациянорм и правил учреждениядля гибкости в работе с многообразием ученического коллектива, в сторону уменьшения исключенности и повышая вовлеченность каждого ученика во все аспекты школьной жизни.Вовторых, подверженность риску девиантного поведения и маргинализации детейи подростков должнасохранять ихправо на обучение и участие в воспитательнообразовательном процессе.Втретьих, основной функцией школы становиться реализация учебного процесса в реально существующих социальнокультурных условиях, а не формальный подход для выгодной статистики показателей.Вчетвертых, инклюзивный подход в образовании возможен в систематической и планомерной битве слюбыми видами эксклюзии или дискриминации.Впятых, для продвижения инклюзии необходимо иметь руководство (общественных лидеров, старших сотрудников) стремящихся на всех уровнях практики, во всех учреждениях, работающих с детьми обеспечить четкостью и планомерностью в работе.Потребуется и мониторинг включенности каждого в образовательный и процесс и достижений всех учащихся21.Таким образом, инклюзивный подход, предполагает принятие конкретных мер, зависит от согласованности действий лиц ответственных за разработку политики инклюзии и работающими в образовании и в других сферах общества. Движение в направлении к инклюзивности является процессом сложным, требует времени, ресурсов и консолидации общества.

Ссылки на источники1.Всемирный доклад об инвалидности. ВОЗ 2015 [Текст]– [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ 2.Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года.[Текст]– [Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml

3.Городова Т.В. Управление формированием реабилитационного пространства детей с ограниченными возможностями в регионе.[Текст] /Автореферат.Городова Т.В. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat – [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.dissercat.com/content/upravlenieformirovaniemreabilitatsionnogo4.Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года. [Текст]– [Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml5.Макарова И. А. Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения [Текст] / И. А. Макарова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). —Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. —С. 129132. – [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/96/4289/6.Мельник. Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада (Канада, США, Великобритания) и России. [Текст] /Автореферат. Мельник. Ю.В. г. Ставрополь. –2012 г. http://www.dissercat.com/content/sravnitelnyianalizobshchegoinklyuzivnogoobrazovaniyavstranakhzapadakanadasshavelik20Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран. /Под ред. Эсси Кесялахти, Сай Вяюрюнен. Отчет подготовлен в рамках проекта «Школа для всех –развитие инклюзивного образования», финансируемого ЕС (Программа Коларктик ИЕСП ПС). Издательский Центр Лапландского Университета Рованиеми 2013 –133 с. С.16 –17. http://www.ulapland.fi/loader.aspx?id=190be694bd374a689393dd0ac13bec0521Developing inclusive education systems: how can we move policies forward? Mel Ainscow and Susie Miles, University of Manchester, UK (Chapter prepared for a book in Spanish to be edited by Climent Gine et al, 2009) http://www.edu.am/DownloadFile/66engMel_Ainscow.pdf– [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.dissercat.com/content/sravnitelnyianalizobshchegoinklyuzivnogoobrazovaniyavstranakhzapadakanadasshavelik7.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года). Федеральный закон. [Текст] //Профессиональная справочная система «Техэксперт: Охрана труда». – [Электронный фонд] –Режим доступа. –URL:http://docs.cntd.ru/document/9014513

8.ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНТРУДАРФ от 14.12.96 N 14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА" [Текст] //ZakonBase.ru – [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://zakonbase.ru/9.Положение инвалидов. [Текст] // 1999 2015 Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/10.Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран. [Текст] /Под ред. Эсси Кесялахти, Сай Вяюрюнен. Отчет подготовлен в рамках проекта «Школа для всех –развитие инклюзивного образования», финансируемого ЕС (Программа Коларктик ИЕСП ПС). Издательский Центр Лапландского Университета Рованиеми 2013 –133 с. – [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.ulapland.fi/loader.aspx?id=190be694bd374a689393dd0ac13bec0511.Проблемы инклюзивного образования. С.А. Котова [Текст] //Электронный журнал об образовании. Издательство «Аккредитация в образовании».– [Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.akvobr.ru/problemy_inkluzivnogo_obrazovania.html12.Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования.[Текст]/ Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7, place de Fontenoy 75325 Paris 07 SP France. ЮНЕСКО 2009 г. –36 с. С.7 –

[Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL: http://radugapc.mskobr.ru/files/71/inklobr.pdf13.Developing inclusive education systems: how can we move policies forward? Mel Ainscow and Susie Miles, University of Manchester, UK (Chapter prepared for a book in Spanish to be edited by Climent Gine et al, 2009) http://www.edu.am/DownloadFile/66engMel_Ainscow.pdf14.One billion people disabled, first global report finds./ 2015 Guardian News and Media Limited or its affiliated companies. All rights reserved. http://www.theguardian.com/society/2011/jun/09/billionpeopledisabledreport