Теоретические основы интеграции в образовательном процессе современной начальной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сизганова Е. Ю. Теоретические основы интеграции в образовательном процессе современной начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2061–2065. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85413.htm.
Аннотация. В данной статье раскрываются теоретические основы интегративного подхода в современном начальном образовании. Охарактеризовано проблемное поле развития отечественного начального образования, обоснована актуальность интеграции в образовательном процессе школы. Рассматриваются различные подходы к пониманию педагогической интеграции, узловые вопросы реализации интегративного подхода в современной образовательной ситуации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сизганова Елена Юрьевна,кандидат педагогических наук, доцент, ОГТИ (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск,sizganov@.rambler.ru

Теоретические основы интеграции в образовательном процессесовременной начальной школы

Аннотация.В данной статье раскрываются теоретические основы интегративного подхода в современном начальном образовании. Охарактеризовано проблемное поле развития отечественного начального образования, обоснована актуальность интеграции в образовательном процессешколы. Рассматриваются различные подходы к пониманию педагогической интеграции, узловые вопросы реализации интегративного подхода в современной образовательной ситуации.Ключевые слова:интеграция, педагогическая интеграция, интегративный подход, межпредметные связи, метапредметные результаты обучения, универсальные учебные действия.

Современное образование находится в состоянии постоянного реформирования. Реформы характеризуютсяне простоизменением форм и способов педагогического взаимодействия сучащимся, но и глубокими преобразованиями, требующими трансформации в общественном сознании и сознании педагога. Нельзя не отметитьвсе нарастающуюбюрократизациюобразования как государственной сферы, нерешенные проблемыреализации требований федеральных образовательных стандартов различных уровней. Много вопросов возникает в связи с введением понятия инклюзивногообразования, построением индивидуальнойобразовательной траектории учащегося, установлением сетевого взаимодействия образовательных организаций.На сегодняшний день все эти проблемы остаются важными и наиболее обсуждаемыми, требующими правильных управленческих и методических решений. Однако при кажущейся новизне предлагаемого учителям начальной школы разнообразия и вариативности в построении образовательного процесса недостает научной обоснованности и ориентированности начального образования на потребности современности. Создание единого информационного пространства на основе глобальной интернетсетидало толчок для пересечения и объединения многих сфер человеческой деятельности, что неизбежно влечет за собой изменение социальных и межличностных отношений. Отметим также, что современный мир находится в глубоком политическом и экономическом кризисе, что порождает необходимость для индивида адаптироваться и реализовыватьсяв различных жизненных ситуациях. Например, в такой ситуации как потеря работы, вызывающей необходимость расширения профессиональной сферы, что в свою очередь требует сформированности учеловека адекватного и целостного восприятия мира.В связи с этим следует отметить также актуальность идеи образования устойчивого развития, педагогическая особенность которого выражается в «интегрированном, естественнонаучно –гуманитарно технологическом характере» [1,15]. Обозначая проблему противоположности предметной структуры содержания, традиционно дифференцированной по предметным областям и учебным предметам, Дзятковская Е.Н. дает характеристику общекультурных идей устойчивого развития, реализациякоторых в школе требует взаимодействия учебных предметов, рассматривая при этом разные виды взаимодействия: межпредметные, метапредметныеи транспредметные.Современное начальное образование может быть построено на основе интеграции знаний о развитии окружающего мира и общества у младшего школьника. Знания, приобретенные детьми на различных учебных предметах, как правило взаимосвязаны и при условии правильной реализации складываются в целостную картину в сознании ребенка. Однако, увеличение потоков информации, обрушиваемой на современного школьника, обостряет вопрос о формировании у детей оптимальных комплексов знаний и способов деятельности, призванных обеспечить универсальность его образования.

При этом начальному образованию отводится определяющая роль в развитии у учащихся способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решениипознавательныхзадач, мотивов познавательной деятельности, формировании приемов учебной деятельности, основ целостного восприятия мира.Необходимость интегративного подхода подчеркивается нацеленностью современного начального образования на метапредметность и формирование универсальныхучебных действий младшего школьника.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования метапредметные результаты освоения обучающимися программы начального общего образованиярассматриваются как «освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями», отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами[2,5].Крометого указывается, что содержание начального образования должно строится на основе программыформирования универсальных учебных действий у обучающихся. В составе основных видов универсальных учебных действий, выделяют личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Для нас важно подчеркнуть интегративный характер таких универсальных учебных действий как:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;

определение значимости информации;

понимание и адекватная оценка информации;

постановкаи формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.Таким образом, мы видим изменение вектора образования отрепродуктивного усвоения предметных знаний и умениймладшими школьниками кформированию у ребенка умения и потребности учиться на основе целостного восприятия окружающей действительности.Остановимся на современном понимании процесса интеграции. В «Философском энциклопедическом словаре» интеграциярассматривается как сторона процесса развития, связанная с объединением вцелоеразнородных частей и элементов [3]. Подчеркивается, что процессы интеграции могут иметьместокак в рамках уже сложившейся системы в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов. Интеграция может рассматриваться как интегрированность, то естьнекоторыйрезультат процесса интеграции,состояниеупорядоченного функционирования частей целого.В свою очередь, Клепиков В.Н. рассматривает педагогическую интеграцию как «механизм, технологию, метод, прием, результатили состояние, в зависимости от конкретных образовательных целей, обстоятельств и условий» [4,3].Он отмечает необходимость интеграционных процессов для актуализации психологического и физического потенциала развития ребенка, для получения результата образования в виде целостного жизненного феномена. При этом как пример интеграции различных знаний он приводит построение образовательного процесса в школе диалога культур.Рассматривая основы интегративного подхода в образованииможно предположить, что возникновение вопроса об осуществлении интеграции в педагогическом процессе связано с делением философиикак базовой науки на отдельные научные направления, что повлекло за собой искусственную дифференциацию и дальнейшее нарушение естественных связей между предметами и явлениями реального мира в преподавании учебных предметов.Основы интегративного подхода вобразовании заложены Я.А.Коменским (идея объединения учебной информации с учетом принципа природосообразности), И.Ф.Гербартом(идея межпредметных связей в обучении с опорой на ассоциативный опыт учащихся), К.Д.Ушинским (комплексной системы обучения на основе ассоциирующего учебного предмета «Родной язык»). Они видели интеграцию в образовании как необходимость, проявившуюся в желании отразить взаимосвязи реального мира в учебном процессе, соединить изучаемые предметы и явления в единую неразрывную цепь, что, в свою очередь, должно было обеспечить гармоничное развитие личностиребенка.В отечественной педагогике комплексная система обучения складывалась в теории и практике в противовес разобщенности и обособленности учебных предметов, в которых связи между отдельными фрагментами учебного материала строились на формальнологической основе.Поиски центральной идеи интегрированной системы обучения, вокруг которой мог бы группироваться весь изучаемый материал, велись и в начале XXвека и в период становления школы после 1917 года. При этом имели место различные уровни интеграции от полной интеграции в начальной школе, до интеграции на уровне раздела ряда предметов в 5 7 классах. Наряду с интеграцией на базе содержания и структуры образования осуществлялосьинтегрирование на основе интеллектуальных умений.Это выражалось в стремлении организовать изучение всех учебных предметов единым базовым методом, имеющим исследовательскую направленность (Дальтонплан, метод проектов), заимствованным у западнойпрагматической педагогики[5]. Всвязи с критикой комплексной системы обучения в 30е годы XXотечественной школе прочно утвердилась так называемая предметная система, что привело к иному пониманию интеграции в образованиикак объединении в одном синтезирующем курсе элементов различных учебных предметов для раскрытия смежныхтем и проблем. Координация же предусматривала согласование учебных программ по родственным предметам в трактовке общих понятий во время их изучения, то, что было названо осуществлением межпредметных связей в процессе обучения, что должно было способствовать интеграции знанийу школьников.Важно подчеркнуть, что положенный сегодня в основу стандарта начального образования системнодеятельностныйподход рассматривался в отечественной школе в50е годыдвадцатого века. Именно интеграция и рассматривалась тогда Б.Г.Ананьевымс позиции системного подхода к процессу обучения. По мнению Клепикова В.Н. межпредметная интеграция, предполагающая соотнесение содержания учебных программ с целью рационализации процесса обучения, не стала основополагающим подходом в связи с трудоемкостью и технической сложностью реализации процесса [4]Между тем многими отечественными психологами отмечалось стремление и способность человека к целостному восприятию феномена мира и своего места в нем через усвоение понятий, концепций и теорий различных областей наук.Как правило,межпредметная связь определялась как полифункциональная педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебновоспитательного процесса в школе. При этом предполагалось, что эта категория имеет комплексную педагогическую природу, это означает, что установление межпредметных связей ведет к качественной перестройке не только в содержании, но и в системе методов и организационных форм. Из вышесказанного следует, что интеграцияобучения исторически рассматривалась через призму межпредметности, но не с точки зрения системности и целостности изучения предмета. Сегодня интегративный подход в образовании рассмотрен с точки зрения теоретической и практической педагогики, интеграцииидифференциации научного знания.Анализируя подходы к пониманию интеграции Е.Н. Пузанковаи Н.В. Бочкова выделяют следующие аспекты интегративного подхода в образовании [6]: интегративные процессы в образовании, влияющие на развитие педагогической науки, а также на интеграцию ее функций (З.А. Малькова, Н. Д. Никандров, Б.С. Гершунский и др.); отражение в обучении процессов интеграции, происходящих в науке (А.П. Беляева, И.Д.Зверев, В.Н. Максимова и др.); интегративные процессы в передовом педагогическом опыте и их влияние на решение проблемы гармонизации обучения (Г.Ф. Федорец); устранение многопредметности и повышение эффективности учебновоспитательного процесса посредством интеграции учебных предметов (Ю.И. Дик, А.А. Пинский, В.В. Усанов); методология, теория и методика интегративного подхода (М. Пак); интеграция и стратегии педагогического образования (А.Л. Валицкая).При этом авторы предлагают различные основания для построения определений педагогической интеграции [6]:–высшая форма взаимосвязи (разделов образования, этапов образования), которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность –монообъект, новая структура, новые функции вступающих в связь объектов (основание для определения специфических характеристик интеграции как высшей формы взаимосвязи); –высшая форма выражения единства целей, принципов содержания, форм организации процесса обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направленная на интенсификацию системы подготовки учащихся (основание для определения –содержание образования); –создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов нескольких разделов подготовки учащихся (основание для определения понятия –укрупненные педагогические единицы). Как следствие данного подхода «педагогическая интеграция в самом широком значении слова –это процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративнопедагогической деятельности»[6]. В контексте проблем интеграции в образовании следует отметить точку зрения Панферова В.Н. Он считает, что посколькуучебная дисциплина, понимаетсякак более узкое понятие по отношению к понятию «научная дисциплина», а, следовательно, она не отражаетсути понятия интеграции как объединения частей в нечто целое,возникает проблема межпредметного синтеза отраслевых научных знаний в учебных дисциплинах. [7]

Мы остановимся на понимании интегративного подхода в образовании как методологической основы для научно и логически оправданного объединения разрозненных на сегодняшний день комплексов и единиц знаний из различных областей наук, отражающего сквозное содержание образования и направленного на формирование целостной структуры личности учащегося.Говоря об интеграции в начальном образовании нельзя не подчеркнуть выявленные нашими психологами и педагогами особенности развития современного младшего школьника, такие как: стремление познать мир, активное развитие познавательных процессов на фоне увлеченности виртуальной реальностью, угасанияфеномена детства и познавательной мотивации. Однако именно в начальной школе в связи с ведущей интегрирующей ролью учителя реализация данного подхода наиболее реальна.

Суть интегративного подхода на основе различных интерпретаций в целом понятна, потому и нет особой необходимости доказывать важность данного подхода в образовании. Трудность состоит не в понимании, а в реализации подхода на практике. Тем и сложна интеграция, что технически трудноосуществима.

В настоящее время в начальном образовании используется рядобразовательныхпрограмм, каждая из которых имеетсвои особенности, хотяв целом программы основаны на традиционном и развивающем подходах к обучению школьника (в нашем регионе наиболее распространены традиционные программы «Школа России», «Школа 2010», «Гармония», «Перспектива»;развивающая программа Л. В. Занкова). Важно ответить на вопрос каковы интегративные связи в структуре и содержании той или иной образовательной программы начальной школы, хотя анализ данных программ показал, что все они так или иначе ориентированы на соблюдение принципа природосообразности, что подразумевает целостность построения учебного материала.Межпредметные связитакжеможно реализовать в процессе объединения материала различных учебных предметов винтегративномуроке, либо интегрировать методыобучения (например, использовать проектный или исследовательский методыобучения). Однако для такого объединениянеобходимо научное обоснование, чтобы не свести все к простому механическому соединению разрозненных элементов. Возможно, есть необходимость в изменениитрадиционнойклассноурочной системы,направленность наинтеграцию с реальной жизнью ребенка. Сложность состоит также и втом,чтобы найти основание для создания комплексов или малых структурных единиц учебной информации и деятельностикак целостного феномена, а не искусственного суммирования лоскутного одеяла познания.Возьмем,к примеру,так называемыекомплексные контрольные работы, предлагаемые учителям как способ комплексной или интегрированнойоценки достижений учащихся, оценки умения учиться. На наш взгляд, вопрос с построением и реализацией межпредметныхсвязейв процессе обучения в этом ракурсе наиболее понятен. Вопрос же создания сквозного содержания образования, направленного на формирование целостной структуры личности учащегося остается актуальным и сегодня.

Ссылки на источники1.Дзятковская, Е.Н. Образование для устойчивого развития: взаимодействие учебных предметов [Текст]/Е.Н.Дзятковская. // Педагогика. №6. –2014. С. 1321.2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ МинобрнаукиРФ от 06.10.09 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»[Электронный ресурс]–сайт Министерства образования и науки РФ.Режим доступа.

http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/[Дата обращения 17.04.2015].3.Философский энциклопедический словарь[Текст]—М.: Советская энциклопедия./Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов, 1983.4.Клепиков, В.Н. Интеграционные процессы в современном образовании [Текст] / В.Н.Клепиков //Школьные технологии.2014.№5.с.3145.Сизганова, Е.Ю. Основы интегративного подхода в современном образовании[Электронный ресурс]/Е.Ю.Сизганова//Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научнометодической конференции; Оренбургский гос. унт.Оренбург: ОГУ, 2015.1 электрон. опт. диск (CDROM).99,5 Мб ISBN978574101180.6.Пузанкова, Е.Н. и др. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики [Электронный ресурс]/ Е.Н. Пузанкова, Н.В. Бочкова //Образование и общество Научный, информационноаналитический журнал–Режим доступа.

http://www.jeducation.ru/

[Дата обращения 16.04.2015].

7.Панферов, В. Н. Интегративный подход в образовании [Электронный ресурс] / В.Н.Панферов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2003. №6.–Режим доступа. http://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyypodhodvobrazovanii [Дата обращения 14.04.2015].