Традиции и современные тенденции в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста индустрии гостеприимства в условиях дальнейшего развития рыночной экономики в эпоху кризисных трансформаций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернышев А. В. Традиции и современные тенденции в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста индустрии гостеприимства в условиях дальнейшего развития рыночной экономики в эпоху кризисных трансформаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2136–2140. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85428.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются определенные аспекты необходимости качественного улучшения практической подготовки будущих специалистов индустрии гостеприимства в условиях глобальной экономической турбулентности. Автор анализирует, опираясь на большой практический опыт, имеющиеся недостатки в деятельности высших учебных заведений, специализирующихся на подготовке специалистов для работы в турфирмах и гостиничных предприятиях. В статье даются конкретные рекомендации по налаживанию и укреплению дальнейшего взаимодействия профессорско-преподавательского состава вузов с менеджментом турфирм и гостиниц в современных условиях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чернышев Андрей Валентинович,Доктор экономических наук, профессор кафедры теории и практики рыночной экономики, Гуманитарный институт, г. Москваavchernyshev@hotmail.com

Традиции и современные тенденции в процессе

профессиональной подготовки будущего специалиста индустрии гостеприимства в условиях дальнейшего развития рыночной экономики в эпоху кризисных трансформаций

Аннотация.В статье рассматриваются определенные аспектынеобходимости качественного улучшения практической подготовки будущих специалистов индустрии гостеприимства в условиях глобальной экономической турбулентности. Автор анализирует, опираясь на большой практический опыт, имеющиеся недостатки вдеятельности высших учебных заведений, специализирующихся на подготовке специалистов для работы в турфирмахи гостиничных предприятиях. В статье даются конкретные рекомендации по налаживанию и укреплению дальнейшего взаимодействия профессорскопреподавательского состава вузов с менеджментом турфирм и гостиницв современных условиях.Ключевые слова:индустрия гостеприимства, экономика, менеджмент, практика, кризис, сотрудничество, гостиница, турфирма, планирование.

В современный период дальнейшего развития рыночной экономики в условиях глобальной экономической турбулентности важнейшее значение приобретаетпрактическая подготовка будущих специалистов, которых готовят в российских учебных заведенияхдля работы в турфирмах и гостиницах. Нет необходимости подробно останавливаться на значении и роли туризма в мировой экономике, постоянном поступательном развитии международного туризма, росте числа путешественников. Дальнейшему совершенствованию индустрии гостеприимства в Российской Федерации уделяется особое внимание, принята ГосударственнаяпрограммаРоссийскойФедерации«Развитиекультурыитуризма»на2013–2020годы».В столице РФ успешно реализуется Государственная программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 20122018 годы».Однако в последнее время общие проблемы, связанные со снижением темпов национального экономического развития в условиях новых вызовов глобальной экономики, коснулись и предприятий туристскогостиничной индустрии.Отметим сокращение доли инвестиций в ВВП, темпов роста валовой добавленной стоимости, рост долговой нагрузки многих отраслей, недостаточное количество свободных производственных мощностей, неблагоприятные демографические тенденции, чрезмерное участие государства в экономике, низкуюконкуренцию, снижение предпринимательской инициативы. Достаточно резкое инепрогнозируемое снижение цен на нефть в короткий временной период в определенной степени становится важным и определяющим фактором торможения российской экономики. Помимо имеющегося объективного и ранее предсказуемого рядом ведущих экспертов постепенного структурногозамедлениянациональной экономикипоявилисьдополнительные причины, негативно сказавшиеся в целом на ухудшении экономической ситуации.Среди них можно выделить геополитические факторы, связанные с событиями на Украине:отсутствие доступа к международным рынкам капитала, отток капиталаиз страны, высокая инфляция, рост цен, увеличение тарифов монополий,ограничение импорта, снижение номинальных и реальных доходов, покупательной способности населения, недоступность кредитования. Эксперты отмечают, что растет число безработных в стране, работу ищут те, кто уже предупрежден о сокращении или же опасается, что его сократят. Существенное уменьшение реальных доходов населения и повышение цен прямым образом сказались на резком снижении потребительскогоспроса, которыйв последние годы был основным драйвером экономического роста.По данным исследования, проведенного независимым исследовательским агентством Ipsos по заказу сайта TripAdvisor, урезать расходы на поездки в 2015 году планируют 26% россиян, в первую очередь в связи с финансовыми обстоятельствами. При этом 44% россиян, планирующих экономить, заявили, что отправятся в менее дорогие страны, четверть респондентов ответили, что в этом году их выбор падет на страну с более выгодным обменным курсом.Российские путешественники отметили, что в 2013 году они потратили на путешествия в среднем 213,6 тыс. руб., в 2014 году эта сумма упала до 204,8 тыс. рублей. В этом году снижение бюджетов продолжится до средней цифры в 180 тыс. руб., таким образом, сокращение составит 12%. В 2015 году россияне планируют совершить на 9% меньше поездок за границу, чем годом ранее[1].Ухудшение экономической ситуации в стране, повлиявшеена мотивацию россиян в экономии на путешествиях, значительноеи объективноепадениеспроса на туристические поездки, в свою очередь, повлеклимассовое банкротство туркомпаний.По итогам 2014 года в России работало 4,3тыс. туроператоров, что на 7,2% меньше, чем в 2013 году, сообщил Ростуризм. Это самый низкий показатель с 2010 года (с этого времени ведомство собирает отраслевую статистику). Среди туроператоров, работающих в сфере выездного и въездного туризма, годовое сокращение составило 24,6% —до 1,7тыс. компаний. То, что сокращение количества туроператоров продолжится, косвенно подтверждается первыми итогами 2015 года. Согласно приказам Ростуризма, с начала текущего года из федерального реестра туроператоров было исключено 266 компаний [2].Как мы полагаем, некоторые владельцы и топменеджеры турфирм, увлеченные постоянно растущим потокомтуристов, оформляющих поездки за рубеж и в регионы России, не смогли вовремя оценить количественные и качественные изменения, проходящиев экономике страны, связанные с общим ослаблением мирового экономического роста. Погоня за клиентом, стремление занятьнаиболее выгодную рыночную позицию, желание постоянно увеличивать прибыль своих компаний, использование устаревших парадигм управления, личные амбиции и т.д., все эти причины, на наш взгляд, привели к банкротству ряда российских турфирм, серьезным материальным и моральным потерям сотен тысяч туристов[3].В 2014 году приостановили свою деятельность компании«Верса», «Южный крест», «Солвекстурне», «ИнтАэр», «Тибет», «Лабиринт», «Нева», «Идеал тур», «Экспотур», «Роза ветров. Мир»,«Нордик Стар», «Ветер странствий», «Море солнца», «Атлас», «Ривьера», «Сибтур»,ООО «Верса», «Агентство 1001»и др. Вапреле 2015г. туроператор ROYAL ISRAEL(ООО «Туристическая корпорация «Роял»)заявил о невозможности исполнения своих обязательств перед туристами, об этом сообщила компания «Либертистрахование», где были оформлены его финансовые гарантии [4].Ассоциация «Турпомощь»вывозила изза рубежа тысячи российских туристов, которых выселяли из отелей, ранее оплаченных ими через турфирмы. Страховые компании, где была застрахована деятельность турфирм, не смоглив полном объеме компенсировать туристам материальные и моральные потери. Многие туркомпании были широко известны на рынке, где они долго и достаточно успешно работали, имели репутацию серьезных и надежных партнеров. Кризис не обошел стороной гостиничный рынок, весь прошлый год московские отели были вынуждены отчаянно бороться за клиентов. Как следует из подготовленного JLL обзора гостиничного рынка Москвы за 2014 год, стоимость проживания в столичных отелях по сравнению с 2013 годом снизилась на 2,57% в зависимости от ценового сегмента. Исключением стали гостиницы уровня пять звезд, где стоимость проживания выросла на 2%, до 10 тыс. руб. в сутки. Но это отразилось на их загрузке, которая за год упала на 9% —до 59%, что стало самым существенным снижением на гостиничном рынке[5]. Не ставя перед собой задачиподробно проанализировать причины массового банкротства отечественных турфирм, автор статьи хотел остановиться на вопросах адаптации высшей школы к имеющимся особенностямсовременной рыночной экономики, понять, насколько профессорскопреподавательский состав учебных заведений, учитываяжестокие реалии эпохи кризисных трансформаций, сумел перестроиться в плане практической подготовки студентов. В данном контексте хотел затронуть такой аспект, как взаимодействие профильных учебных заведений с предприятиями и организациями индустрии гостеприимства, менеджментом, т.е. потенциальными работодателями. Сегодня,с весьма большой долей уверенности,можно констатировать, что во многих столичных учебных заведениях сложилась сильная теоретическая база для подготовки студентов. Ряд вузов наладил взаимовыгодные связи с зарубежными профильными учебными заведениями, проходит обмен студентами во время практики. Однако изменение концептуальных подходов к подготовке специалистов для работы в туристскогостиничной индустрии требуют создания целостной системы непрерывного многоуровневого образования, начиная с первых курсов института: сначалапрохождение практики в двух, трехзвездочных гостиницах, затем –стажировка в отелях более высокого класса, а после окончания учебы –трудоустройство и закрепление молодого специалиста на производстве. О необходимости проведения работы в данном направлении свидетельствует постоянная потребность туристскогостиничного комплекса в новой генерации работников. Правительство Москвы, принимая во внимание перспективы развития туристскогостиничного комплекса города, значительное количество учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для индустрии гостеприимства, постоянно уделяетособое внимание вопросу повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, работающих в отрасли.В соответствии с Распоряжениями Мэра Москвы «Об укреплении материальной базы системы подготовки кадров для гостиничнотуристского комплекса г. Москвы» и «Об усилении роли профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов гостиничнотуристского комплекса г. Москвы» был создан единственный в РФ Городской учебный центр переподготовки и повышения квалификации специалистов гостиничнотуристского комплекса Москвы.15 января 2003 г. было принято Распоряжение Правительства Москвы «О создании Государственного унитарного предприятия города Москвы «Учебнотренинговая гостиница».В Распоряжении отмечалось, что основным направлением деятельности учебнотренинговой гостиницы является подготовка специалистов для гостиничных и туристских организаций города Москвы по учебным программам, обеспечивающим систематическую подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников применительно к характеру их трудовой деятельности и должностному уровню и в соответствии с государственными образовательными стандартами.На базе учебнотренинговой гостиницы проходили практику студенты многочисленных профильных учебных заведений, готовящих кадры для индустрии гостеприимства.Автор статьи достаточно часто,в силу своей должности генерального директора учебнотренинговой гостиницы, а затем топменеджера крупнейшего российского гостиничного предприятия,принимал участие в различных научнопрактических конференциях, «круглых столах», семинарах, диспутах и т.п., где обсуждались вопросы сотрудничества вузов с гостиницами и турфирмами. Могу отметить, что взаимная критика, как правило, звучала с обеих сторон: вузы критиковали предприятия индустрии гостеприимства за формальную организацию практики студентов, отсутствие реального интереса к будущим кадрам, незаинтересованность работодателей в расширении контактов с преподавателями. В свою очередь, менеджеры аргументированоговорили о слабой подготовке студентов, определенной оторванности теоретических знаний, преподаваемых в вузе, от суровой реальной действительности. Более того, иногда стороны, принимавшие участие в затянувшейся дискуссии, забывали о намеренияхдостичь оптимального взаимоприемлемогорешения, а начинали достаточно активно обсуждать проблему, лежащую на поверхности. Это отсутствие умногих преподавателей вузов опыта работы в турфирмах или гостиницах. Зачастую преподаватель обучает работе в индустрии гостеприимства, опираясь на знания, полученные из чтения учебной литературы, или на свой личный опыт туриста.Не секрет, что среди преподавателей вузов достаточно большое количество лиц пожилого возраста. Многие из них, имеющие ученую степень, защищали диссертации в очень далекое время по проблемам научного коммунизма, истмата и диамата. В современный период они преподают менеджмент, маркетинг, экономику, правовое регулирование и т.д. Следует отметить, что в силу различных причин заработная плата преподавателей не оченьвысокая, поэтому вполне понятно, что не все из них могут позволить себе отдыхать в отелях высокой классности. Поэтому в основном личные впечатления об индустрии гостеприимства у многих базируется на основе посещенных бюджетных отелей в Египте, Турции, Словакии, Болгарии и т.п. Высококлассные зарубежные отели с отработанными до мелочей корпоративными международными стандартами обслуживания туристов остаются без должного внимания ряда преподавателей вузов. На мой взгляд, достаточно сложно профессионально и убедительно раскрывать тему учебного курса, о которой имеешь лишь теоретическое представление. Например, полагаю, что нужны личные практические знания при преподавании такого раздела учебной программы, как«Видыдеятельности туристской индустрии», где необходимо подробно остановиться на таких темах, как:операторская и агентская деятельности (операторские и агентскиеуслуги);гостиничная деятельность (гостиничные услуги);ресторанная деятельность (услуги общественного питания);экскурсионная деятельность (экскурсионные услуги);транспортное обслуживание.Отмечу, что достаточно большое количество преподавателей не уделяет должного внимания своей профессиональной переподготовке, повышению квалификации, не участвует в работе заочных научнопрактических конференций.В этом автор статьи убеждался, взаимодействуя с преподавателями при организации студенческой практики в гостиницах и во время работы зав. кафедрой «Гостиничное дело» в одном из московских вузов. Конечно, можно пытаться оправдываться, что сравнительно небольшая зарплата заставляет многих преподавателей работать сразу в нескольких вузах, читая лекции и проводя семинарские занятия. Поэтому у них не хватает времени на самоподготовку, научную деятельность. После чтения данных строкможет возникнуть мысль о том,насколько автор прав, делая такие выводы, может быть, давая рекомендации по вопросам улучшения практической подготовки будущих специалистов индустрии гостеприимства, он тоже является только теоретиком. В туристскогостиничной индустрии Москвы автор проработал более 18 лет, входил в состав Советов директоров гостиниц различной звездности, в период с 2011 –2015гг. принял участие в работе 12 научнопрактических конференций, выпустил десятки монографий, учебников, методических пособий по различным проблемам индустрии гостеприимства. Поэтому, давая конкретные рекомендации по дальнейшему качественному улучшению практической подготовки будущих специалистов, предполагающих в будущем работать в турфирмах и гостиницах, автор опирается на большой личный опыт.Работаяв гостиницах Москвы различной организационноправовой формы на топменеджерских должностях, автор большое внимание уделял расширению и укреплению связей с профильными учебными заведениями, готовящими кадры для индустрии гостеприимства.С учетом многолетних контактов с профессорскопреподавательским составом, на мой взгляд, можно рекомендовать учебным заведениям шире закреплять взаимоотношения с гостиницами путемзаключением комплексных договоров о сотрудничестве. Это очень важно, т.к. деятельность любой компании в современных российских условиях оценивается по достигнутым конечным результатам, выполнению намеченных планов собственного развития, занятию определенной ниши на рынке услуг, взаимоотношениям с конкурентами, наличию потенциала на дальнейшее совершенствование и перспективу, возможностям гибко, оперативно и адекватно реагировать на изменяющиеся экономические и правовые условия в стране[6].Как было отмеченовыше, в российской индустрии гостеприимства происходят значительные количественные и качественные изменения, связанные с работой турфирм и гостиниц в условиях риска и неопределенности. Полагаем, что в периодглобальной экономической турбулентностиважное значение приобретает определенная модернизация обучения, соответствующая реалиям сегодняшнегодня.Достаточно тесно общаясь со студентами, обучающимися на факультетах туризма и гостиничного дела, автор статьи неоднократно слышал от них, что знания, получаемые ими в вузах, не в полной мере соответствуют требованиям современной индустрии гостеприимства. Не секрет, что многие студенты, обучаясь в вузах, одновременно успешно работают в турфирмах и гостиницах. По сведениям портала для молодых специалистов Career.ru(проект компании HeadHunter), студентов, совмещающих учебу с работой, насчитывается более70%.Учащиеся дневного отделения, как и следовало ожидать, чаще всего либо работают вечером (36%), либо выбирают сменный график (24%). Порядка 10% студентов предпочитают работать дома. Согласно исследованиям другого портала –Superjob.ru, средний стаж работы специалиста с высшим образованием в возрасте 2123 лет на сегодняшний день составляет 1,4 года, что говорит о том, что среднестатистический выпускник начинает работать уже с 34го курса[7].Зачастую студенты понимают, что преподаваемый им в вузе учебный материал слабо интегрирован в практическую деятельность гостиниц и турфирм, не в полной мере соответствуют будущей работе по специальности, запросам рынка труда и требованиям работодателей. Тесно и плодотворно сотрудничая с сотрудниками предприятийтуристскогостиничной индустрии, профессорскопреподавательский состав будет иметь уникальную возможность быть сопричастным с их работой в очень сложный экономический период. Это позволит обучать с учетом современных требованийи вызовов российской и мировой экономики, максимально погружаться в профессиональную среду, формировать у студентов необходимые навыки и специфические компетенции, требующиеся на рынке труда, способствовать определенному изменению образа мышленияучащихся, что, несомненно, будет помогатьим в дальнейшейсравнительно быстрой адаптации на производстве.Именно тогда можно будет говорить о достижении молодежью определенного профессионального и личностного успеха. То есть практической задачей в современный период должно стать максимальное сращивание учебного заведения с бизнессредой, туркомпаниями и гостиницами. От способности учебных заведений не на словах, а на деле перестраиваться под современные экономические и социальные реалии будет зависеть, в конечном счете, успешная реализация долгосрочной программы подготовки молодых специалистов. Полагаем, что в условиях развития рыночной экономики в эпоху кризисных трансформацийдоговоры о сотрудничестве, заключаемые учебными заведениями с гостиницами, будут способствовать качественному закреплениюу студентов учебного материала, получениюдополнительной информации от специалистовпрактиковво время проведения ознакомительных занятий, детального знакомства с инфраструктурой типового гостиничного предприятия и функциональными обязанностями персонала, овладенияпрактическими методами, навыками и приемами ряда гостиничных профессий. Договора о сотрудничестве носят взаимовыгодный характер, приносят реальную пользу для гостиницы и учебного заведения. Полагаем, что в данных договорах могут быть, например, следующие пункты:организация практики для студентов на базе гостиницыпо следующим направлениям: ознакомительная, учебная, производственная и преддипломная;назначение квалифицированных специалистов –наставников в профильных подразделениях гостиницы для руководства практикой студентов;предоставление студентам институтастатистического и документального материала по производственной деятельности гостиницы для подготовки курсовых и дипломных работ;оказание помощи студентам в подготовке материалов для научных работ, выступлений на студенческих и межвузовских научнопрактических конференциях, публикаций в профессиональных СМИ;проведение мастерклассов для студентов;организация встреч администрации и сотрудников гостиницыс руководством, профессорскопреподавательским составом институтапо актуальным проблемам туристскогостиничной индустрии;проведение консультационных, обзорных занятий, мастерклассов для преподавателей института с целью повышения их профессиональной подготовки;проведение презентаций профессий в гостинице для студентов и профессорскопреподавательского состава института;совместная работа с преподавателями института по составлению программ практики для студентов;информирование преподавателей институтао прохождении студентами практики;доработка тестов для повышения качества итогового контроля по итогам прохождения практики студентами;участие сотрудников гостиницы в работе экзаменационных комиссий в институте;апробация на базе гостиницынаучных исследований, авторских методикв индустрии гостеприимства преподавателей и аспирантов института;участие в работе вузовских научнопрактических конференций, научнометодических советов, «круглых столов»по проблемам индустрии гостеприимства;ознакомление студентов и преподавателей института с методикой и спецификой работы специалистов гостиницына стендах во время проведения профессиональных отраслевых выставок;оказание помощи администрации института в организации работы студентов в летний период в гостиницес заключением гражданскоправовых договоров возмездного оказания услуг на объемы работ; содействие трудоустройству выпускников института в гостиницу при наличии вакантных мест;формирование банка данных студентоввыпускников института для последующего трудоустройства в гостиницу;оказание консультационной и методической помощи при создании в институте специализированных учебных классов, лабораторий, экспозиций;привлечение профессорскопреподавательского состава института для занятий по повышению квалификации и переподготовки сотрудников гостиницы;участие в работе экспертных советов института при обсуждении научноисследовательских и опытноконструкторских работ в области индустрии гостеприимства;формирование учебного плана для проведения занятий профессорскопреподавательским составом института по повышению квалификации и переподготовки сотрудников гостиницы;проведение профессорскопреподавательским составом института в соответствии с учебным планом лекционных, семинарских, практических занятий с сотрудниками гостиницы;ознакомление сотрудников гостиницы с имеющейся современной учебнометодической литературой, документацией, правовой базой по проблемам туристскогостиничной индустрии;предоставление сотрудникам гостиницы необходимойметодическойи учебнойлитературыпо проблемам индустрии гостеприимства.Несомненно, что данный примерный список пунктов договора о сотрудничестве может быть значительно расширен и дополнен новыми пунктами, учитывающими специфику учебного заведения. Автор полагает, что заключение договора о сотрудничествемежду гостиницей и учебным заведением, будет способствовать стратегическомукомплексномувзаимодействию,укреплениюдолгосрочных взаимовыгодных связей, обеспечениюкачественной подготовки, переподготовки и повышениюквалификации специалистов индустрии гостеприимства, формированиюкадрового потенциала для туристскогостиничного комплекса, модернизации развитияпрактического образования студентов.Это особенно важно в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста индустрии гостеприимства в условиях развития рыночной экономики в эпоху кризисных трансформаций.

Ссылки на источники1.URL:http://www.finmarket.ru/main/article/3966455 [дата обращения 13.03.2015].2.МерцаловаА. Туроператоры попали под сокращение. Компании не выдержали кризиса/А.Мерцалова//Коммерсантъ. –2015. –3 февраля. С.12.3.Чернышев А.В. О некоторых тенденциях и перспективах развития современной российской индустрии гостеприимства в условиях ухудшения мировой экономической конъюнктуры. Сборник научных трудов по итогам международной научнопрактической конференции«О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента».–Красноярск. 2014. С.31.4.

«Коммерсантъ». –2015. 13 апреля. С.7.

5.ГеращенкоЕ, МерцаловаА.

Отельеры теряют гостей/Е.Геращенко, А.Мерцалова//Коммерсантъ. –2015. –30 января. С.10.6.Чернышев А.В. Организационноуправленческие подходы к формированию корпоративной предпринимательской среды в гостиничном комплексе РФ: теоретикометодологический аспект. Монография/А.В. Чернышев.–Москва: ДПК Пресс, 2013. –С. 273. 7.

Колтунова О. Чем моложе, тем дешевле. Почему работодатели предпочитают студентов/О.Колтунова//Гудок.Пятница. Еженедельный выпуск. №23. –2014.С. 6.