Мастер-класс как средство мотивации педагогов к творческому саморазвитию

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Патрикова Т. С. Мастер-класс как средство мотивации педагогов к творческому саморазвитию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2171–2175. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85435.htm.
Аннотация. В настоящей работе представлены образовательные инновации, используемые в системе повышения квалификации педагогических работников, подходы к развитию внутренней мотивации и творческого потенциала педагогов всех уровней образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Патрикова Татьяна Сергеевна?к.т.н., доцент, ГОУ ДПО ТО«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тулаvaleropatrik86@rambler.ru

Мастеркласс как средство мотивации педагогов к творческому саморазвитию

Аннотация. Внастоящей работе представлены образовательные инновации, используемые в системе повышения квалификации педагогических работников, подходы к развитию внутренней мотивации и творческого потенциала педагогов всех уровней образования.Ключевые слова:компетентностный подход, педагогическая технология, мастеркласс, социо/игровые технологии.

Критическим ресурсом системы образования является человек, то есть без наращивания кадрового потенциала всей системы, включая как руководящих, так и педагогических работников, стабильных результатов ждать не приходится. Определяя человеческий потенциал системы образования, как критический ресурс развития, мы будем рассматривать его следующим образом:сравнение данного ресурса с другими вызывает больше всего вопросов и противоречий, а значит, в данном контексте термин «критический ресурс» носит оценочный характер;критический ресурс стоит понимать, как наиболее значимый и ценный для всей системы. Тот, который позволяет рассматривать данныйтермин с точки зрения объективного положения вещей.Таким образом, стоит констатировать, что идею качества человеческого потенциала в современных реалиях рассматривают как главную характеристику системы образования в целом. Именно от личностных качеств учителя зависит качество выпускников образовательной организации, а от профессиональнозначимых качеств личности руководителя зависит как уже существующая профессиональная компетентность педагога, так и его личностный рост.Современные социальноэкономические нововведения на всех уровнях системы образования призваны в первую очередь стимулировать педагогический корпус к осознанному саморазвитию и проявлению творческого потенциала. Например, внедрение в систему образования механизмов эффективного контракта илиэлементов общественногосударственного управления. Даже декларируемая открытость образования, как одной из важнейших подсистем, так же направлена на обеспечение равных условий для всех педагогов, главная задача которых находиться в постоянном творческом поиске, быстро реагировать на изменения внешних запросов информационнообразовательной среды учебного заведения, и обладать высокой внутренней мотивацией к обеспечению качества образования своих учеников.К сожалению, все перечисленные механизмы в лучшем случае работают на внешнюю мотивацию педагогов. В худшем ‬даже с их помощью не удается «побудить» массового учителя к саморазвитию своей профессиональной компетентности. Причин инертности педагогов множество ‬это и профессиональное выгорание, это и известный консерватизм системы образования в целом, это и неэффективность управленческих кадров. В свете всего вышесказанного, мы в институте повышения квалификации работников образования Тульской области задумались над тем, что может стать универсальным средством, в котором удастся объединить три кита, на которых базируется личность современного эффективного педагога,‬мотивацию, творческий потенциал и саморазвитие (Рис. 1).

Рис. 1. «Три кита» технологии мастеркласса

До недавнего времени среди педагогическихработников существовала подмена понятий. Многие называли мастерклассами те же открытые уроки, которые проводились в рамках региональных педагогических мастерских. Преподаватели нашего института начали давать собственные мастерклассы в рамках курсов повышения квалификации относительно недавно, и сразу же столкнулись с непониманием со стороны учителей. Поэтому большинство мастерклассов начиналось с разъяснения, что из себя представляет технология проведения мастеркласса, после чего можно было переходить к описанию той новой педагогической технологии, которую предлагалось рассмотреть на нем.Свой первый мастеркласса я подготовила и провела в рамках курсов повышения квалификации для экспертов аттестационных комиссий. Так как мастеркласса является одной изсовременных форм аттестации педагогов, экспертам недостаточно знать критерии его оценки, в ходе курсов они должны сами принять участие в настоящем мастерклассе, чтобы потом могли давать объективную оценку педагогическим работникам, выбравшим данную формудля аттестации на первую или высшую квалификационную категорию.Мой мастеркласс назывался «Интерактивное учебное занятие в аспектах ФГОС» и проводила я его в логике технологии модерации. Сразу же выяснилось, что при проведении на курсах повышения квалификации учебного занятия в форме мастеркласса, классический алгоритм технологии мастеркласса, предложенный Г. А. Русских, претерпевает ряд принципиальных изменений (Табл.1).

Таблица 1Алгоритм проведение мастеркласса

Алгоритм технологии мастеркласса,предложенный Г. А. РусскихАлгоритм проведения мастерклассов в системе повышения квалификации учителей1й шаг.Презентация педагогического опыта учителямастера.

Минилекцияо той технологии, по которой проводится мастеркласс2й шаг.Представление системы уроков.БлицопросУчастникам мастеркласса по итогам прослушанного материала предлагается ответить на вопрос, для какого типа урока подходит данная технология.

3й шаг.Имитационная игра.

Учебное занятие, выстроенное в соответствии со структурой урока, которуюпредлагается использовать по данной технологии4й шаг.Моделирование.

Групповое моделирование(работа в малых группах)5й шаг.Рефлексия.

Дискуссия по результатам совместной деятельности учителямастера и слушателей.Рефлексия с использованием АМО(активных методов обучения)Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал учительученик под руководством учителямастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.Результатом совместной деятельности является универсальная технологическая карта урока, не привязанная к конкретному предмету.

При этом мастеркласспо технологии модерации, будучи первым таким занятием, был максимально прост в исполнении, и спроектирован таким образом, что участвовать в нем могло любое количество слушателей. Аудитория разбивалась на малые группы по четырепять человек, что обеспечивало эффективность усвоения учебного материала.Стоит отметить, что во всех методических рекомендациях, которые можно найти по проведению мастерклассов, разработчики особо отмечают тот факт, что педагогмастер только тогда имеет моральное право давать мастеркласс, если попробовал ту или иную педагогическую технологию на практике и получил положительные результаты. В случае с педагогами системы дополнительного профессионального образования далеко не всегда есть возможность опробовать технологию на обучающихся. Зато у нас есть слушатели ‬наши педагогически работники, чей опытмы призваны обобщать и распространять. При этом рядовой учитель, прекрасно владеющий какойто педагогической технологией и,применяющий ее на уроках с обучающимися, далеко не всегда готов провести не открытый урок (с детьми), а мастеркласс (со взрослыми). В этом ключе представляется весьма продуктивным творческий союз такого педагога с преподавателем курсов повышения квалификации, последний изначально ориентирован на взрослую аудиторию и владеет андрогогическими технологиями (технологии обучения взрослых).Технологию модерации я начала использовать, совмещая основную работу в институтеповышения квалификации с преподаванием у студентов колледжа. Поэтому написать технологическую карту мастеркласса по данной технологии и реализовать ее «в живую», было относительно легко. Поэтому вдвойне интересно было спроектировать мастеркласс по такой технологии, которую удалось использовать в обучении студентов только пару раз. Для второго своего мастеркласса я выбрала социо/игровые технологии. Чтобы хотя бы немного упростить себе задачу, решила в этот раз ограничить число участников ‬не более 20 человек. К тому же, зная, что «играть» готовы далеко не все педагоги, выбрала совершенно особую целевую аудиторию. При нашем институте повышения квалификации действует Ассоциация молодых педагогов, для которых проводятся адресные курсы повышения квалификации. Поэтому мастеркласс, спроектированный в логике социо/игровых технологий,проводился по теме «Современные педагогические технологии»(Табл. 2) и прошел успешно, потому чтомолодые учителя охотно шли на контакт не только с преподавателем курсов повышения квалификации, но и друг с другом.



Таблица 2Технологическая карта мастеркласса

Технологическая карта мастерклассаТемаСовременные педагогическиетехнологииТип занятияОткрытие нового знанияТехнология построения занятия с педагогамиСоцио/игровые технологииМатериальнотехническое оснащение: интерактивная доска, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал, ватманы для выполнения группового задания, маркеры и цветные карандашиЦель: развитие профессиональной компетентности педагоговЗадачи: познакомить педагогов с современные педагогическими технологиями, развить навыки проектирования учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОСОсновные понятия:ФГОС, технология, современная педагогическая технология, методика, смешанные технологии, перевернутый урок, социо/игровые технологии, технология модерации, технология развития критического мышленияФормы работы: фронтальная, работа в минигруппах, индивидуальнаяХод мастерклассаВремяМетоды и приемыСодержание деятельности1.Завязка10 мин.Разрезанная открыткаРаспределение по командам. Участникам практикума предлагается вытащить «из веера» фрагмент открытки, на обратной стороне которой написано одно слово: «царь», «царевич», «сапожник», «портной», «черная метка». Необходимо верно сложить открытку, так образуются команды. После чего педагогведущий читает считалочку:На златом крыльце сидели:Царь ‬всем капитан;Царевич ‬посол других стран;Сапожник ‬помощник;Портной ‬удалой.Кто ты будешь такой?После чего объясняет функции каждого из персонажей.Капитаны участвуют в конкурсе капитанов и осуществляют общую руководящую функцию, царевичами в какойто момент команды обменяются, потом те снова вернуться «из посольства», чтобы помочь своей команде на завершающем этапе. Сапожник выполняет роль первого помощника, а портной, как самый смелый портняжка первым вызывается к доске, чтобы представлять всему честному собранию наработки своей команды. В случае если команда решает откорректировать распределение ролей, разрешается одним членам команды зачеркнуть на своем фрагменте открытки полученную случайным образом роль и сверху написать другую.1 мин.В поисках словаПедагогведущий:Ищем буквыпод столами, на столах,стулья двигаем и не путаемся в словах.Нужно найти приклеенные к мебели буквы и сложить называние своей команды, не перепутав их.Команды всего четыре: ФГОС, ЭОР, АМО, ПСПлюс, те, кто получили «черную метку». Они становятся командой экспертов. Их название зашифровано с помощью ребуса на трех карточках:

5 мин.АкростихПедагогведущий:Раз, два, триДля каждой буквы слово подбериХ1 ’’’ТЫНужно составить такой девиз, чтобы каждая буква из названия команды означалакакоето слово.2 мин.Создаем среду обитанияПедагогведущий:А теперь все вместеОпределимся, как сесть быКомандам предлагается организовать свое рабочее место.2 мин.СчиталкаЭкспертам предлагается разделиться на две группы «Скептики» и «Оптимисты» с помощью детской считалочки:Айны, деву,Рики, факи,Торба, ерба.Он Дэсмаки,Дэус, дэус,Касматэус,Бакс!2.Основное действие3 мин.Промазал!Педагогведущий:Капитанам путь далекВыйдитека все впередГлаза завяжите и за всех решите:Какую пед. технологию выберете, не подглядите.Капитаны выходят к интерактивной доске и произвольно выбирают одну из нарисованных на слайде фигур, при нажатии на нее стилусом, та «открывается» и дает возможноть прочитать написанное внутри слово. Если написано «Промазал!» и звучит соответствующее звуковое сопровождение (звук из компьютерной игры «Worms»), капитан меняется с другим членом команды и тот в свою очередь тоже выбирает фигуру, и так до тех пор, пока не откроется доставшаяся команде пед. технология.Всего предлагаемых командам технологий четыре:1.Технология модерации;2.Технология развития критического мышления3.Социо/игровые технологии обучения;4.Технология перевернутого урока 20 мин.Работа в малых группах сменного состава с большим неструктурированным кейсомПеред началом работы в другую команду уходят «царевичи». Они так же принимают активное участие в работе «чужой» для себя команды над совместным проектом и только на заключительном этапе возвращаются обратно в свою команду. Командам, которым выпали технология модерации технология развития критического мышления и социо/игровые технологии в качестве большого неструктурированного кейса выдаются книги:1.Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий/Авт.сост. О. А. Уваровская. Волгоград: Учитель, 2014. 254 с.2.Букатов В. М., Ершова А. С., Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения/ Издво: Школьная лига, 2013. 256 с.3.Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебнометодическое пособие/Издво:КАРО, 2013г.. 144 с.Для команды, которой выпал «перевернутый урок», который является одним из самых известных смешанных технологий (традиционная технология смешана с дистанционными технологиями обучения) предлагается самим добыть информацию. Для этого им предоставляется компьютер с выходом в интернет, так как любой учитель, решивший связать свою профессиональную деятельность с данной технологией, должен уметь быстро ориентироваться в сетевом пространстве.После того, как все дидактические средства розданы, команды получаютодно задание для всех.Составьте краткий рассказ о педагогической технологии, используя следующие опорные элементы:Дайте определение технологии в 10 слов (если слов больше или меньше, эксперты должны будут наложить на команду штрафные баллы);«Три кита» педагогической технологии или три золотых правила;Я мог бы влюбиться в данную технологию за…;Я мог бы возненавидеть данную технологию за…;Изюминкой нашей технологии является…;Проект урока по данной технологии.После этого «портняжки» представляют командный проект на суд общественности. Царевичи кратко конспектируют все то, о чем рассказывает «портняжка» из их команды после чего возвращаются от команды соперника, чтобы принять участие в последнем этапе группового задания.10 мин.Ожившие моделиУчастники команды «оживляют» проект урока по доставшейся им технологии. На подготовку выделяется 45 мин., после чего проект урока должен ожить.30 мин.Экспертная оценка_____Проводится параллельно с предыдущим этапомВ это время эксперты совместно вырабатывают системы экспертной оценки работы команд, сочиняют перечень критериев. После чего разделяются на два лагеря ‬Скептики и Оптимисты, и производят оценку представленных командами рассказов о педагогически технологиях. Затем делают экспрессанализ работы каждой команды3.Кульминация5 мин.Самоанализ педагогаПедагогведущий производит самоанализ учебного занятия, объясняет, что все оно было спроектировано в соответствии с идеями социо/игровых технологий. Объясняет, почему остановил свой выбор именно на этой педагогической технологии. Какие приемы, на его взгляд, показались более удачными, какие не удались? Представляет на суд общественности свое понимание таблицыбабочки социоигрового стиля обучения. Объясняет, что самым сложным, осознать, что у урока по социо/игровым технологиям, несмотря на всю размытость и нелинейность структуры, то же есть своего рода алгоритм. И раз мы говорим о театрализации учебного действия, то и алгоритм этот схож с действием театральным. Поэтому этапами такого урока могут выглядеть так: ЗавязкаОсновное действиеКульминацияРазвязка.А это значит, что в таком уроке всегда должна быть своя интрига. В нашем случае это такойна первый взгляд пропущенный этап, как целеполагание.4.Развязка5 мин.РефлексияПедагогведущий напоминает, что в начале занятия команды с помощью приема «Акростих» должны были сочинить свой девиз. Обращает внимание на то, что урок, спроектированный в логике социо/игровых технологий может иметь нелинейную структуру. Поэтому этап рефлексии в данном конкретном случае предполагается совместить с целеполаганием. Девиз команды ‬это и есть цель, ведь подбирая слова под название команды, участники использовали самые лестные и амбициозные определения и эпитеты в свой адрес. Да, цель высока, и не всегда с первого раза достижима. И все же, коечто мы сегодня с Вами достигли. Так ли это?

В заключениехотелось бы дать несколько рекомендаций тем, кто так же находиться в поиске эффективных форм проведения занятий с педагогами, в целях развития ихпрофессиональной компетенции и повышения мотивации к качественному и творческому исполнению должностных обязанностей.

При проведении мастеркласса:1.Будьте готовы к неожиданностям.2.Не настаивайте, если ктото из участников отказывается быть активным.3.Максимально кратко формулируйте задание на этапе самостоятельной работы. Даже если вас не так поняли, результат групповой деятельности может вас удивить.4.Радуйтесь, если после озвучивания задания, начинают задавать уточняющие вопросы.5.Не уставайте подмечать даже самые незначительные успехи, не жалейте

Ссылки на источники1. Мастеркласс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии. ФГОС. Под ред. Гринин Л. Е., Перепелкина А. В., Волгоград: Учитель, 2014 г. 277 с.2. Патрикова Т. С. Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с новыми образовательными стандартами // Концепт. ‬2014. ‬Современные научные исследования. Выпуск 2. ‬ART 54640. ‬URL: http://ekoncept.ru/2014/54640.htm. ‬Гос. рег. Эл NoФС 7749965. ‬ISSN2304120X.3. Патрикова Т. С. Интерактивное учебное занятие: технология модерации// Издательский дом МЦФЭР Журнал «Справочник заместителя директора школы» №3, 2015. ‬с. 8289