Воспитание у детей 6–7 лет положительного отношения к труду и творчеству посредством проектной деятельности в условиях стандартизации
Выпуск:
ART 85434
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова
Н.
В.,
Ратманова
Ю.
А. Воспитание у детей 6–7 лет положительного отношения к труду и творчеству посредством проектной деятельности в условиях стандартизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2166–2170. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85434.htm.
Аннотация. В статье раскрываются актуальность и особенности воспитания положительного отноешения к трудовой деятельности и творчеству у детей старшего дошкольного возраста в условиях стандартизации. Авторами обобщен опыт работы детских садов по использованию проектной деятельности в решении данной задачи.
Ключевые слова:
творчество, воспитание, стандарт, дошкольник, трудовая деятельность, стандартизация, положительное отношение
Похожие статьи
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru
Ратманова Юлия Александровна,студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск
Воспитание у детей 67лет положительного отношения к труду и творчеству посредством проектной деятельности в условиях стандартизации
Аннотация.В статье раскрывается актуальность и особенности воспитанияположительного отноешения к трудовой деятельности и творчеству у детей старшегодошкольного возрастав условиях стандартизации.Авторами обобщен опыт работы детских садов по использованию проектной деятельности в решении данной задачи.Ключевые слова:трудовая деятельность, творчество, стандарт, стандартизация, дошкольник,воспитание, положительное отношение
Процесс стандартизации дошкольного образованияв России осуществлялся поэтапно. Вначале Министерством образования РФ были утверждены «Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ»(1996 г.), которые должны были действовать до введения федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) дошкольного образования и состояли из трех основных компонентов: требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ; требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; требований к среде развития ребенка. В соответствии с Приказом Министерства и образования РФ № 655 (2009г.)и изменениями в Федеральном законе «Об образовании» в сфере дошкольного образования устанавливался не ФГОС, а только две группы федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, состоящей из обязательной части и части формируемой участниками образовательного процессаи условиям ее реализации. И только в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ (2013г.)№ 1155 впервые за 150 лет развития дошкольного образования в стране с 1 января 2014 г. началось постепенное введение ФГОС[1, 2429;23]. В настоящее время детские садыфункционируют в рамках переходного периода до полного введения ФГОС дошкольного образования. Делается попытка преобразовать некогда единую систему общественного дошкольного воспитания в подлинную систему дошкольного образованиякак полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии. В условиях развития стандартизацииимодернизации дошкольного образования важное место занимает сложный педагогически организованный процесс, направленный на воспитание положительного отношения к труду и творчествуи т. д. Старший дошкольный возраст сензитивный период для приобщения детей к трудовой, продуктивной и творческой деятельности. В это время ребенок находится награнице между старшим дошкольньным и младшим школьным возрастом. Его поведение заметно меняется, ребенок уже четко усвоил социальные нормы и правила поведения, он становится менее импульсивным, может сдерживать свои побуждения, отстаивать свое мнение и убеждения перед детьми и взрослыми, приходить на помощь друзьям, справедливо распределять роли в игре[45].В соответствии с приказом № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»[6]в современных программах предусматриваетсяразвитие личности, приобщение к трудовой деятельности и развитие детского творчества. К примеру, при освоении образовательной области «Труд» предусмотрено формированиеположительного отношения к труду,развитие трудовой деятельности,воспитание ценностного отношения к собственному трудуидругих людей, а также кего результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Содержание образовательной области «Познание»направлено на формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Содержание образовательной области «Художественное творчество»направлено на воспитание интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)и детского творчества. Согласно Федеральным государственным требованиям итоговыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка: любознательный, активный, эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;уребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельностии т. д.[6].Согласно ФГОС [7 ]содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В частности, социальнокоммуникативное развитие направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестваи пр. Познавательное развитие предполагает становление сознания,развитие воображения и творческой активности.Художественноэстетическое развитие предусматриваетразвитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства,реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.).В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования предусматривает не требования к уровню освоения программ, а целевые ориентиры образования детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Применительно к нашей теме следует акцентировать внимание на следующих ориентирах: ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, способен выбирать себе род занятийиучастников по совместной деятельности;дошкольник обладает установкой положительного отношения к разным видам трудаиразвитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельностии т. д.Учитывая представленные в ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры, следует подчеркнуть, что процесс воспитания положительного отношения к различным видам труда и творчества в период дошкольного детства сложный и многоэтапный. Важнымикритериями положительного отношения к труду и творчеству у детей старшего дошкольного возраста являются:ребенок имеет представление о разных видах труда и творчества; ему нравится принимать участие в трудовой и творческой деятельности; ребёнок стремиться участвоватьв трудовой и творческой деятельности, способен придумывать и включать чтото новое в свою работу, проявляетиположительное отношение к полученному результату и удовлетворение от успехов в процессе труда и творчества; дошкольник проявляет активность в трудовой и творческой деятельности.Эффектинымсредством,содействующим решению этой задачи,является проектная деятельность.Поскольку ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, поэтому проектноисследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада и стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Учеными доказано, что проектная деятельность направлена на активное иличностнозначимое познание культурноисторического наследия в логике расширяющихся границ освоенияребенком
различных видов деятельности. Научнотеоретические основой использования проектной деятельности в дошкольном образовании являются работы Е. Н. Беловой[8], Н. Е Вераксы[9], Е. С. Евдокимовой[10], Л. С. Кисевой [11], М. Б. Чуриловой[12], В области дошкольного образования проект этоспециальноорганизованныйпедагогом ивыполняемыйдетьмикомплексдействий,направленных наразрешение проблемнойситуациии завершающихся созданием творческогопродукта.Проектная деятельностьв воспитательнообразовательном процессе современного детского сада осуществляется как сотрудничество все участники педагогического процесса[13]. Как правило, в деятельности детских садовиспользуютсяследующие типы проектов: 1) исследовательскотворческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей); 2) игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят вобраз персонажей народной сказки и решают посвоему поставленные проблемы);3) информационнопрактикоориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д. В свою очередь они могут классифицироваться по составу участников, целевой установке, тематике, срокам реализации и т.д.Основной целью внедрения проектного метода в детских садахявляется развитие свободной творческой и трудолюбивой личности ребёнка,которое определяется современными задачамиразвития и воспитания детей. Припланированиипроектнойдеятельности,педагогуследуетпомнитьо трехэтапах в развитиипроектнойдеятельностиудетейдошкольноговозраста.Первыйэтапподражательскоисполнительский(3,5–5 лет).Наэтом этапедети участвуявпроектевыполняютдействия попрямомупредложениювзрослогоили путёмподражанияему.
Второйэтап–развивающий(5–6лет). Вэтомвозрастедетипринимают проблему,уточняютцель,способнывыбратьнеобходимые средствадлядостижениярезультатадеятельности.Онинетолькопроявляютготовностьучаствоватьв проектах,предложенныхвзрослым,ноисамостоятельно находятпроблемы.Третийэтап–творческий(67лет).Взросломуоченьважнонаэтом этапе развиватьи поддерживатьтворческуюактивностьдетей, создаватьусловиядля самостоятельногоопределения детьмицелии содержанияпредстоящейдеятельности,выбораспособовработынад проектоми возможностиорганизовать её[14].
В настоящее время накоплен значительный опыт приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельностиитворчеству, содействующие воспитанию положительного отношения к данным видам деятельности.Так в детском саду № 2591 «Сказка», п. Новыйв СергиевоПосадском районе Московской области для воспитания положительного отношения к труду был реализован проект «Злаки», в процессе выполнения которого дети наблюдали за озимой рожьюи ухаживализа ней, а также вместе с воспитателями выращивали, пшеницу, рожь и овес, сеяли, ухаживали и собирали урожай.
Все участники пректаполучали удовольствие от трудовой деятельностии стали бережнее относиться к хлебу[15].В детском саду № 2374 г. Москвы педагогиразработали флешкарты по ознакомлению детей с народной культурой. Флэшкарта это анимационный фотоальбом, в котором может быть отражен последовательность действий педагога и ребенка, по созданию изделия того или иного промысла, его эстетическая оценка, процесс посещениямузея. По содержанию флэшкарты могут быть самыми разнообразными и позволяют осуществлять виртуальную экскурсию, например на завод производства гжельской керамики. После просмотра флэшкарты дошкольники предлагаю представить себя в роли мастеров народных промыслов. Проектная деятельность с использованием таких технологий, на наш взгляд, является перспективной и вызывает большой интересимного положительных эмоций у детей[16]. С целью ранней профориентации, приобщенияк ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитияинтереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения в МБДОУ «Детский сад №129» Череповец осуществлялипроект «Карусель профессий» в рамках общегогородского проекта «Знай наших! Детские сады» («Путешествие в мир профессий»). В процессе реализации проекта использовалисьразнообразныее виды работ, которые содействовали воспитаниюположительного отношения к труду и творчеству:интерактивные выставки и презентации «Как огромен мир профессий», конкурсы презентаций «Папа, мама, я –профессиональная семья», недели знакомства с профессиями сотрудников детского сада в занимательной форме («Серпантин профессий»), конкурсы детских рисунков и поделок «Вернисаж профессий», встречи с ветеранами труда (бабушки и дедушки воспитанников, акцент на трудовые династии), с выпускниками детского сада, которые работают на предприятиях и в учреждениях города, экскурсии, театрализованные постановки создание детских портфолио, отражающих склонности, интересы ребенка, его достижения), создание передвижных выставок: «Какие профессии нам встречаются по дороге в детский сад», «Знакомьтесь, мой папа шофер!», «Разрешите представить, моя мама повар».Особое внимание уделялосьигрекак основному виду деятельности дошкольникови созданию атрибутов для организации сюжетноролевых игр, отражающих наиболее значимые профессии для нашего города (металлургические, строительные, работников химической промышленности, профессии, обеспечивающие безопасность города, такие как пожарный и др.)[17].В МДОУ «Сланцевский детский сад№22»Ленинградской области осуществлялся проект «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых. «Медицинский работник» С целью формированиязнаний детей дошкольного возраста о труде взрослых,развитиянавыков самостоятельной продуктивной и исследовательской деятельности, формированиянавыков коллективной и индивидуальной деятельностив рамках проектной деятельности проводились сериязанятий с детьми, родителями, педагогами:экскурсия в медицинский кабинет;чтение сказки К. И. Чуковский «Доктор Айболит» (инсценировка отрывков), целевая прогулка в поликлинику; изготовление альбома «Кто наслечит»;сюжетноролевая игра «Поликлиника», «Больница»;музыкальный досуг «Все работы хороши, выбирай на вкус»;детские минипроекты «Кем я хочу стать?»;сочинение сказки по теме;выпуск газеты «Устами малышей»;отражение темы деятельности в центрах активности (настольных игр, центр литературы, центр творчества); изготовление подарков к дню Медицинского работника и пр. [18].В МБДОУ детский сад «Берёзка»комбинированного вида г.Костомукша сцелью расширенияи обобщения представленийдетей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, развитияинтереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работыреализовывался проект«Все профессии нужны, все профессии важны».В процессе выполнения прокта проводились разнообразные виды работ, которые содействовали воспитанию положительного отношения к труду и творчеству: мастеркласс «Наши пироги для мам», «Юные изобретатели», конструктивная деятельность «Юные архитекторы», Чтениехудожественнойлитературы(«Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях), «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа милиционер» С. Михалков и пр.), «РаскраскиПрофессии», сюжетноролевая игра «Поликлиника», «Больница»; музыкальный досуг «Все работы хороши, выбирай на вкус»; детские минипроекты «Кем я хочу стать?»; сочинение сказки по теме; выпуск газеты «Устами малышей»; отражение темы деятельности в центрах активности (настольных игр, центр литературы, центр творчества); изготовление подарков к дню Медицинского работникаи пр.[19].В МАДОУ центр развития ребенка детский сад №31 Краснодарского края организуют художественнотворческий проект «Мир в моём окне». С целью
научить детей и родителей вместе работать над созданием художественного произведения;познакомить участников проекта с новыми техниками и художественными приёмами работы, раскрыть творческий потенциал и индивидуальность каждого участника, дать возможность понять и почувствовать, что ты –часть социумасоздавался многоэтажныйдом. Участники проекта создавали изображение своего окна, интервьюирование художника, монтаж своего окна на большом полотне и обсуждение картины и пр. [20].Итак, проектная деятельность помогает углубить представление детей о мире профессий, трудовой и творческой деятельности и, несомненно, содействует воспитанию положительного отношения к этой работе.При реализации проектной деятельности следует создавать комплекс психолого–педагогических условий (учет принципов личностноориентированной педагогики, деятельностного подхода; использование апробированных научнометодических материалов); организацию предметно–развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетноролевых и дидактическихигр, нетрадиционное оборудование;сотрудничество всех субъектов воспитательно –образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей), соблюдение педагогических принципов (принцип воспитывающего обучения,
научности, доступности,осознанностии пр.).
Ссылки на источники1.Кондрашова, Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В.Кондрашова // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.htm.3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/4.Кондрашова, Н. В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовнонравственном воспитании детей / Н.В.Кондрашова // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. С. 221229 [Электронный ресурс ]. Режим доступа : http://www.hsesonline.ru/Actual.html5.Кондрашова Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2012. –№ 7 (81). URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.htm.7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/8.Белова, E.H. К вопросу об использовании метода проектов вДОУ/ E. H. Белова, С.Ю.Чурбакова др.// Проблемыдошкольногообразования на современном этапе: Выпуск б.Часть I / Сост. О.В.Дыбина, O.A. Еник. Тольятти: Форум, 2008. С. 67 73.9.Вераска, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А.Н.Веракса.М. : Мозаикасинтез, 2010112 с.10.Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстведетскогосада: Опыт творческого проектирования / Е. С. Евдокимова. Волгоград: Перемена, 2001. —83 с.11.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.сост.: Л. C.Киселева, Т.А.Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. 3е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 96 с.12.Чурилова, М. Б. Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры / М. Б. Чурилова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской науч.практ. конференции; в 3 ч. / редкол. : Н. Е. Разенкова (отв. ред.). –Новокузнецк. –КузГПА, 2011. С.148149. 13.Проектная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа:http:// refleader.ru/jgeqasjgebew.html14.
Организация проектной деятельности в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа:Источник:http://refleader.ru/jgeqasjgebew.html15.Проект «Злаки» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/proektzlaki.html16.Детский сад №2374 г. Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://detsadimsk.ru/main/detskijsad2374 17.Проект «Карусель профессий» в рамках общегогородского проекта «Знай наших! Детские сады» («Путешествие в мир профессий») [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://d11185.edu35.ru/attachments/article/142/Педпроект %20на%20базе%20ДОУ%20%20Карусель%20профессий.docx18.
Проект «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых. «Медицинский работник» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam. ru/detskijsad/proektkvartalaoznakomleniedoshkolnikovstrudomvzroslyhmedicinskiirabotnik.html19.
Проект«Все профессии нужны, все профессии важны» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/proektvseprofesinuzhnyvseprofesivazhnyvpodgotovitelnoigrupe.html20.
Художественнотворческий проект «Мир в моём окне» [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestvenotvorcheskiiproektmirvmomokne.ht
Ратманова Юлия Александровна,студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск
Воспитание у детей 67лет положительного отношения к труду и творчеству посредством проектной деятельности в условиях стандартизации
Аннотация.В статье раскрывается актуальность и особенности воспитанияположительного отноешения к трудовой деятельности и творчеству у детей старшегодошкольного возрастав условиях стандартизации.Авторами обобщен опыт работы детских садов по использованию проектной деятельности в решении данной задачи.Ключевые слова:трудовая деятельность, творчество, стандарт, стандартизация, дошкольник,воспитание, положительное отношение
Процесс стандартизации дошкольного образованияв России осуществлялся поэтапно. Вначале Министерством образования РФ были утверждены «Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ»(1996 г.), которые должны были действовать до введения федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) дошкольного образования и состояли из трех основных компонентов: требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ; требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; требований к среде развития ребенка. В соответствии с Приказом Министерства и образования РФ № 655 (2009г.)и изменениями в Федеральном законе «Об образовании» в сфере дошкольного образования устанавливался не ФГОС, а только две группы федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, состоящей из обязательной части и части формируемой участниками образовательного процессаи условиям ее реализации. И только в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ (2013г.)№ 1155 впервые за 150 лет развития дошкольного образования в стране с 1 января 2014 г. началось постепенное введение ФГОС[1, 2429;23]. В настоящее время детские садыфункционируют в рамках переходного периода до полного введения ФГОС дошкольного образования. Делается попытка преобразовать некогда единую систему общественного дошкольного воспитания в подлинную систему дошкольного образованиякак полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии. В условиях развития стандартизацииимодернизации дошкольного образования важное место занимает сложный педагогически организованный процесс, направленный на воспитание положительного отношения к труду и творчествуи т. д. Старший дошкольный возраст сензитивный период для приобщения детей к трудовой, продуктивной и творческой деятельности. В это время ребенок находится награнице между старшим дошкольньным и младшим школьным возрастом. Его поведение заметно меняется, ребенок уже четко усвоил социальные нормы и правила поведения, он становится менее импульсивным, может сдерживать свои побуждения, отстаивать свое мнение и убеждения перед детьми и взрослыми, приходить на помощь друзьям, справедливо распределять роли в игре[45].В соответствии с приказом № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»[6]в современных программах предусматриваетсяразвитие личности, приобщение к трудовой деятельности и развитие детского творчества. К примеру, при освоении образовательной области «Труд» предусмотрено формированиеположительного отношения к труду,развитие трудовой деятельности,воспитание ценностного отношения к собственному трудуидругих людей, а также кего результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Содержание образовательной области «Познание»направлено на формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Содержание образовательной области «Художественное творчество»направлено на воспитание интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)и детского творчества. Согласно Федеральным государственным требованиям итоговыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка: любознательный, активный, эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;уребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельностии т. д.[6].Согласно ФГОС [7 ]содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В частности, социальнокоммуникативное развитие направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестваи пр. Познавательное развитие предполагает становление сознания,развитие воображения и творческой активности.Художественноэстетическое развитие предусматриваетразвитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства,реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.).В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования предусматривает не требования к уровню освоения программ, а целевые ориентиры образования детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Применительно к нашей теме следует акцентировать внимание на следующих ориентирах: ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, способен выбирать себе род занятийиучастников по совместной деятельности;дошкольник обладает установкой положительного отношения к разным видам трудаиразвитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельностии т. д.Учитывая представленные в ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры, следует подчеркнуть, что процесс воспитания положительного отношения к различным видам труда и творчества в период дошкольного детства сложный и многоэтапный. Важнымикритериями положительного отношения к труду и творчеству у детей старшего дошкольного возраста являются:ребенок имеет представление о разных видах труда и творчества; ему нравится принимать участие в трудовой и творческой деятельности; ребёнок стремиться участвоватьв трудовой и творческой деятельности, способен придумывать и включать чтото новое в свою работу, проявляетиположительное отношение к полученному результату и удовлетворение от успехов в процессе труда и творчества; дошкольник проявляет активность в трудовой и творческой деятельности.Эффектинымсредством,содействующим решению этой задачи,является проектная деятельность.Поскольку ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, поэтому проектноисследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада и стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Учеными доказано, что проектная деятельность направлена на активное иличностнозначимое познание культурноисторического наследия в логике расширяющихся границ освоенияребенком
различных видов деятельности. Научнотеоретические основой использования проектной деятельности в дошкольном образовании являются работы Е. Н. Беловой[8], Н. Е Вераксы[9], Е. С. Евдокимовой[10], Л. С. Кисевой [11], М. Б. Чуриловой[12], В области дошкольного образования проект этоспециальноорганизованныйпедагогом ивыполняемыйдетьмикомплексдействий,направленных наразрешение проблемнойситуациии завершающихся созданием творческогопродукта.Проектная деятельностьв воспитательнообразовательном процессе современного детского сада осуществляется как сотрудничество все участники педагогического процесса[13]. Как правило, в деятельности детских садовиспользуютсяследующие типы проектов: 1) исследовательскотворческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей); 2) игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят вобраз персонажей народной сказки и решают посвоему поставленные проблемы);3) информационнопрактикоориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д. В свою очередь они могут классифицироваться по составу участников, целевой установке, тематике, срокам реализации и т.д.Основной целью внедрения проектного метода в детских садахявляется развитие свободной творческой и трудолюбивой личности ребёнка,которое определяется современными задачамиразвития и воспитания детей. Припланированиипроектнойдеятельности,педагогуследуетпомнитьо трехэтапах в развитиипроектнойдеятельностиудетейдошкольноговозраста.Первыйэтапподражательскоисполнительский(3,5–5 лет).Наэтом этапедети участвуявпроектевыполняютдействия попрямомупредложениювзрослогоили путёмподражанияему.
Второйэтап–развивающий(5–6лет). Вэтомвозрастедетипринимают проблему,уточняютцель,способнывыбратьнеобходимые средствадлядостижениярезультатадеятельности.Онинетолькопроявляютготовностьучаствоватьв проектах,предложенныхвзрослым,ноисамостоятельно находятпроблемы.Третийэтап–творческий(67лет).Взросломуоченьважнонаэтом этапе развиватьи поддерживатьтворческуюактивностьдетей, создаватьусловиядля самостоятельногоопределения детьмицелии содержанияпредстоящейдеятельности,выбораспособовработынад проектоми возможностиорганизовать её[14].
В настоящее время накоплен значительный опыт приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельностиитворчеству, содействующие воспитанию положительного отношения к данным видам деятельности.Так в детском саду № 2591 «Сказка», п. Новыйв СергиевоПосадском районе Московской области для воспитания положительного отношения к труду был реализован проект «Злаки», в процессе выполнения которого дети наблюдали за озимой рожьюи ухаживализа ней, а также вместе с воспитателями выращивали, пшеницу, рожь и овес, сеяли, ухаживали и собирали урожай.
Все участники пректаполучали удовольствие от трудовой деятельностии стали бережнее относиться к хлебу[15].В детском саду № 2374 г. Москвы педагогиразработали флешкарты по ознакомлению детей с народной культурой. Флэшкарта это анимационный фотоальбом, в котором может быть отражен последовательность действий педагога и ребенка, по созданию изделия того или иного промысла, его эстетическая оценка, процесс посещениямузея. По содержанию флэшкарты могут быть самыми разнообразными и позволяют осуществлять виртуальную экскурсию, например на завод производства гжельской керамики. После просмотра флэшкарты дошкольники предлагаю представить себя в роли мастеров народных промыслов. Проектная деятельность с использованием таких технологий, на наш взгляд, является перспективной и вызывает большой интересимного положительных эмоций у детей[16]. С целью ранней профориентации, приобщенияк ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитияинтереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения в МБДОУ «Детский сад №129» Череповец осуществлялипроект «Карусель профессий» в рамках общегогородского проекта «Знай наших! Детские сады» («Путешествие в мир профессий»). В процессе реализации проекта использовалисьразнообразныее виды работ, которые содействовали воспитаниюположительного отношения к труду и творчеству:интерактивные выставки и презентации «Как огромен мир профессий», конкурсы презентаций «Папа, мама, я –профессиональная семья», недели знакомства с профессиями сотрудников детского сада в занимательной форме («Серпантин профессий»), конкурсы детских рисунков и поделок «Вернисаж профессий», встречи с ветеранами труда (бабушки и дедушки воспитанников, акцент на трудовые династии), с выпускниками детского сада, которые работают на предприятиях и в учреждениях города, экскурсии, театрализованные постановки создание детских портфолио, отражающих склонности, интересы ребенка, его достижения), создание передвижных выставок: «Какие профессии нам встречаются по дороге в детский сад», «Знакомьтесь, мой папа шофер!», «Разрешите представить, моя мама повар».Особое внимание уделялосьигрекак основному виду деятельности дошкольникови созданию атрибутов для организации сюжетноролевых игр, отражающих наиболее значимые профессии для нашего города (металлургические, строительные, работников химической промышленности, профессии, обеспечивающие безопасность города, такие как пожарный и др.)[17].В МДОУ «Сланцевский детский сад№22»Ленинградской области осуществлялся проект «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых. «Медицинский работник» С целью формированиязнаний детей дошкольного возраста о труде взрослых,развитиянавыков самостоятельной продуктивной и исследовательской деятельности, формированиянавыков коллективной и индивидуальной деятельностив рамках проектной деятельности проводились сериязанятий с детьми, родителями, педагогами:экскурсия в медицинский кабинет;чтение сказки К. И. Чуковский «Доктор Айболит» (инсценировка отрывков), целевая прогулка в поликлинику; изготовление альбома «Кто наслечит»;сюжетноролевая игра «Поликлиника», «Больница»;музыкальный досуг «Все работы хороши, выбирай на вкус»;детские минипроекты «Кем я хочу стать?»;сочинение сказки по теме;выпуск газеты «Устами малышей»;отражение темы деятельности в центрах активности (настольных игр, центр литературы, центр творчества); изготовление подарков к дню Медицинского работника и пр. [18].В МБДОУ детский сад «Берёзка»комбинированного вида г.Костомукша сцелью расширенияи обобщения представленийдетей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, развитияинтереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работыреализовывался проект«Все профессии нужны, все профессии важны».В процессе выполнения прокта проводились разнообразные виды работ, которые содействовали воспитанию положительного отношения к труду и творчеству: мастеркласс «Наши пироги для мам», «Юные изобретатели», конструктивная деятельность «Юные архитекторы», Чтениехудожественнойлитературы(«Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях), «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа милиционер» С. Михалков и пр.), «РаскраскиПрофессии», сюжетноролевая игра «Поликлиника», «Больница»; музыкальный досуг «Все работы хороши, выбирай на вкус»; детские минипроекты «Кем я хочу стать?»; сочинение сказки по теме; выпуск газеты «Устами малышей»; отражение темы деятельности в центрах активности (настольных игр, центр литературы, центр творчества); изготовление подарков к дню Медицинского работникаи пр.[19].В МАДОУ центр развития ребенка детский сад №31 Краснодарского края организуют художественнотворческий проект «Мир в моём окне». С целью
научить детей и родителей вместе работать над созданием художественного произведения;познакомить участников проекта с новыми техниками и художественными приёмами работы, раскрыть творческий потенциал и индивидуальность каждого участника, дать возможность понять и почувствовать, что ты –часть социумасоздавался многоэтажныйдом. Участники проекта создавали изображение своего окна, интервьюирование художника, монтаж своего окна на большом полотне и обсуждение картины и пр. [20].Итак, проектная деятельность помогает углубить представление детей о мире профессий, трудовой и творческой деятельности и, несомненно, содействует воспитанию положительного отношения к этой работе.При реализации проектной деятельности следует создавать комплекс психолого–педагогических условий (учет принципов личностноориентированной педагогики, деятельностного подхода; использование апробированных научнометодических материалов); организацию предметно–развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетноролевых и дидактическихигр, нетрадиционное оборудование;сотрудничество всех субъектов воспитательно –образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей), соблюдение педагогических принципов (принцип воспитывающего обучения,
научности, доступности,осознанностии пр.).
Ссылки на источники1.Кондрашова, Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В.Кондрашова // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.htm.3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/4.Кондрашова, Н. В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовнонравственном воспитании детей / Н.В.Кондрашова // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. С. 221229 [Электронный ресурс ]. Режим доступа : http://www.hsesonline.ru/Actual.html5.Кондрашова Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2012. –№ 7 (81). URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.htm.7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/8.Белова, E.H. К вопросу об использовании метода проектов вДОУ/ E. H. Белова, С.Ю.Чурбакова др.// Проблемыдошкольногообразования на современном этапе: Выпуск б.Часть I / Сост. О.В.Дыбина, O.A. Еник. Тольятти: Форум, 2008. С. 67 73.9.Вераска, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А.Н.Веракса.М. : Мозаикасинтез, 2010112 с.10.Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстведетскогосада: Опыт творческого проектирования / Е. С. Евдокимова. Волгоград: Перемена, 2001. —83 с.11.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.сост.: Л. C.Киселева, Т.А.Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. 3е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 96 с.12.Чурилова, М. Б. Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры / М. Б. Чурилова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской науч.практ. конференции; в 3 ч. / редкол. : Н. Е. Разенкова (отв. ред.). –Новокузнецк. –КузГПА, 2011. С.148149. 13.Проектная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа:http:// refleader.ru/jgeqasjgebew.html14.
Организация проектной деятельности в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа:Источник:http://refleader.ru/jgeqasjgebew.html15.Проект «Злаки» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/proektzlaki.html16.Детский сад №2374 г. Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://detsadimsk.ru/main/detskijsad2374 17.Проект «Карусель профессий» в рамках общегогородского проекта «Знай наших! Детские сады» («Путешествие в мир профессий») [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://d11185.edu35.ru/attachments/article/142/Педпроект %20на%20базе%20ДОУ%20%20Карусель%20профессий.docx18.
Проект «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых. «Медицинский работник» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam. ru/detskijsad/proektkvartalaoznakomleniedoshkolnikovstrudomvzroslyhmedicinskiirabotnik.html19.
Проект«Все профессии нужны, все профессии важны» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/proektvseprofesinuzhnyvseprofesivazhnyvpodgotovitelnoigrupe.html20.
Художественнотворческий проект «Мир в моём окне» [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestvenotvorcheskiiproektmirvmomokne.ht