Праздничный потенциал социально-культурного развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Опарин Г. А. Праздничный потенциал социально-культурного развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2676–2680. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85536.htm.
Аннотация. В статье на основе типологии календарных праздников исследуется смысло-содержательная направленность современной праздничной культуры, базовые функции и основная цель – социально-культурное развитие общества и личности. На основе изучения праздников установлена взаимосвязь всемирных и международных календарных праздников, дней и событий с социальными проблемами глобального масштаба, решение которых требует привлечения внимания и вовлечения людей в практические социально значимые действия. Определены основные субъекты, возможности и сферы праздничного культуротворчества на основе сочетания традиций и инноваций, глобальных, федеральных и региональных особенностей социокультурного развития.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Опарин Геннадий Алексеевич,Кандидат педагогических наук, доцент, Самарского Государственного института культуры,г. Самараoparinga@bk.ru

Праздничный потенциал социальнокультурного развития

Аннотация.В статье, на основе типологии календарных праздников, исследуется смыслосодержательная направленность современной праздничной культуры, базовые функции и основная цель –социальнокультурное развитие общества и личности. На основе изучения праздников,установлена взаимосвязь всемирных и международных календарныхпраздников,дней и событий,ссоциальнымипроблемамиглобального масштаба, решение которых требует привлечения внимания и вовлечения людей в практические социальнозначимые действия.Определены основные субъекты, возможности и сферы праздничного культуротворчества, на основе сочетания традиций и инноваций, глобальных, федеральных и региональных особенностей социокультурного развития.Ключевые слова:культура, праздник, социальнокультурная деятельность,развитие,коммуникация, календарь, культуротворчество.

Изменения,происходящие всовременномпраздничном календаре,вызывают различные оценки и отношения в обществе.В средствах массовой информации обсуждают место и значение, содержание и формы проведения,как историческисложившихся, так и относительно новых,включённых в календарьпраздников. Современное праздничное культуротворчество осуществляется во всемирном, международном,федеральном, региональном и институциональноми индивидуальном масштабах. Решения о Всемирных и международных праздникахпринимаются международными организациями ООН и ЮНЕСКО.Праздничная культура Российской Федерации законодательно регулируется государством через систему календарных праздников, событий,памятных и знаменательных дат. Общегосударственные праздники утверждаются законодательно и определяются Трудовымкодексом РФ, УказамиПрезидента РФ, Федеральным

законом

"О днях воинской славы и памятных датах России", Постановлениями правительства Российской федерации.Региональные праздники проводятся по решению органов власти субъектов Российской Федерации, в частностиобластным правительством и губернской думойобласти. Основное внимание в официальных нормативноправовых актах уделяется определению даты проведения мероприятий, вопросам историкокультурного обоснования календарных праздников и памятных дат, соблюдению трудового законодательства и источникам финансирования праздничных мероприятий. «Праздник

в традиционной,светской и религиозной традиции

временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального,предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как нечто институцализированное (даже если оно носит импровизационный характер).Праздник в культурологи рассматривается как институт культуры, выступающий как общественное событие торжественного характера, изъятое из повседневности и проводимое в свободное от работы время»[1, с. 392393].

Праздничная культура является подсистемой культуры общества. Праздничный календарь формировался и видоизменялся на протяжении столетий. В разные исторические периоды, на формирование праздничной культуры,оказывали влияние различные исторические процессы и события.В праздникахпостсоветской России,ужепроизошли значительные изменения, продиктованные процессами в общественнополитическойэкономической и духовной жизни общества. Календарь составляет структурносодержательную основу для проведениясистемыпраздничных действий, акций, мероприятий, организации событий.Начавшиеся в девяностые годы трансформации праздничной культуры России продолжаются, приобретая новыеконфигурации.Сохранение и продолжение праздников в изменившихся условиях –проявление преемственности культурных традиций,в которых присутствуютпрошедшие проверку временем атрибуты, символы и ритуальные действия,выражающие сущность, и на социальном уровне,вызывающие ответную реакцию и отношение людей. Ценности и смыслы, закодированные в праздничных действиях, транслируются в общество наиболее эффективно при наличии специфических атрибутов и символов, соответствующих содержанию праздника. Процесс отбора основных элементов и обретениезначимого статуса праздничного действа происходит постепенно, на протяжении длительного времени.Новые праздники, санкционированные государством, постепенно обретаютспецифическиформы,адекватно выражающие содержание. Социальный резонанс праздника определяетсясоциокультурным статусом и качеством подготовки и проведения праздничного действа,с одной стороны, а с другой сторонызнаниями, отношениями и действиями людей в сфере праздничной культуры. Праздничная культура общества и личности формируется в течение длительного времени в процессе праздничного творчества организаторов и участников праздничных мероприятий.

Успешные и плодотворные теоретические и прикладные исследованияпраздничной культуры,в разные времена,поведённыеразличными авторами,способствуютглубокому и всестороннему осмыслению праздничной культуры. Современные социокультурные процессыпорождают новые проблемы,требующие изучения.

Теоретическая проблема современной праздничной культурысостоит в противоречии междуценностнонормативными представлениями и отношениями в системе праздничной культуры с одной стороны,и современными жизненными и социальнокультурными инновациями в праздничном календаре,требующими смыслосодержательной интерпретации и определения места и предназначения новых праздников в структуре праздничной культуры общества.

Технологическаяпроблема состоитв противоречии между социальнокультурным предназначением календарных праздников и дней, с одной стороны и современной практикой проведения праздничных программ не в полной мере

реализующих социокультурный потенциал для социальнокультурного развития людей и общества.Методическая проблема состоитвпрактической рассогласованности междусоциальнокультурными целямизначительной части новых календарных праздников и дней,с одной стороны,ине разработанностью практически эффективных социальнокультурныхсредств, методов, и приёмов обеспечения праздничной социокультурной коммуникации используемыхдля их достижения. Классификация праздниковнаправлена на выявление содержания, и объединениена этом основании в

группы,для определенияконцептуальных оснований, социальнокультурного предназначенияи практического воплощения в процессе подготовки и проведения праздничных программ.

В современной России на федеральном уровне официально установлено 127праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дат [2].

Основные общегосударственные праздники,законодательно утвержденыТрудовым кодексом РФ как нерабочие дни.

Социальнополитические праздники: День России;День согласияи примирения.

Военнопатриотические: День Победы;День защитника отечества.Гражданскопатриотические праздники: День России; День народного единства.Праздники социальнокультурной направленности: Новый год, Международный женский день;Праздник весны и труда.Религиозные праздники:Рождество Христово

не государственный праздник, нозаконодательноявляется не рабочим днём.

К законодательно утверждённым государственным праздникам относятся общероссийскиепраздничные дни, профессиональные праздники ипамятныедни.На основе содержания все праздники разделены на группы и сопровождаются отдельными примерами.

Социальнополитические: День памяти и скорби (22 июня), День государственного флага Российской Федерации (22 августа);«День Конституции Российской Федерации» (12 декабря)и другие.

Профессиональные праздники и праздники различных родов войск: День работника культуры (25 марта);День сухопутных войск (1 октября)и другие.

Праздники социальнокультурнойи художественноэстетической направленности: День кино(27 августа);День русского языка. Пушкинский день России (6 июня);День славянской письменности и культуры (24 мая);Общероссийский день библиотек (27мая)и другие.Социально ориентированные праздники:День студента (25 января);День пожилых людей (1 октября);

День матери (последнее воскресенье ноября)и другие.Религиозныепраздники:Памятная дата РоссииДень крещения Руси (28 июля).В праздничном календаре России множество знаменательных дат, которые по статусу,официально,неявляются государственными,не отмечаются массово, но имеют значение какотечественные и зарубежныекультурноисторические события,связанные ссоциально значимыми явлениями, фактами,жизнью и деятельностью выдающихся личностей, которые внесли заметный вклад в социальное и культурное развитие общества.В праздничном календаре находят отражение различные стороны жизни и деятельности обществаи людей: политика, исторические события, труд и профессии, армия, семья, женщины, мужчины, дети, пожилые и молодые люди, здоровье, природа, культура и искусство.Праздники по содержанию,формам проведенияи особенностям социальной коммуникации являются естественным продолжением процесса жизнедеятельности людей, ситуативно наполненного соответствующим содержанием.Имитационнаядеидеологизация праздничной культуры приводит к отрицанию смыслосодержательного наполнения праздников и утверждению рекреационногедонистической доминанты. Социально организованный отдых и развлечения это форма социальнокультурной деятельности, которая в яркой и эмоционально привлекательной праздничной деятельности,формирует социально значимые ценностные представления людей. Содержание и развлечение не противоречат друг другу, а взаимодополняют и органично удовлетворяют социальные и индивидуальные потребности людей.На практике,взависимости от содержания, праздничных мероприятийприменяются различные методы эмоционального воздействия,и далеко не всегда они могут быть развлекательноувеселительными.Использование трагических, драматических, торжественныхи развлекательных элементов в праздничных программах,определяется содержанием календарного события и целью проведениямероприятия. Постановка и проведение праздниковэтоцеленаправленная деятельность,осуществляемая на основе алгоритма,с высокой степенью вероятностиприводящая к запланированному результату–социальнокультурному развитию общества и личности.

Функции праздника определяются на основе субъектносубъектных отношений общества иличности. Государство и общество формируют праздничный календарь,исходя из значимых социальных явлений и событий, выполняют нормативную функцию.Личность как субъект праздничного действа удовлетворяет потребность в компенсации, восполнении впечатлений недостающих в повседневной жизнедеятельности. Отсюда компенсаторная функция праздника.

Основные функции праздников: нормативная и компенсаторнаяявляются базовыми,в которых содержатся и из которых произрастают частные функции, определяемые методом анализа сущностных функций. По решению ООН и ЮНЕСКО в мире отмечают «Всемирные и международные дни»,которые в Россииотмечаютсяпо решению государственныхобщественных,коммерческих организацийи отдельных социальных групп. Не являясь, по статусу (в подавляющем большинстве) государственными, всемирные и международные дни постепенно входят в российское культурное пространство. Некоторые из них имеют давнюю историю, но большинство появилось совсем недавно. Они отличаются большимколичеством,разнообразием и содержанием[3].Основное предназначение «Всемирных и международных дней»

привлечение вниманиялюдейразных странк планетарным явлениям и проблемам,

формирование отношений и побуждение к действиям, способствующим позитивным изменениям в жизни общества.

Содержательная типология позволяет определитьследующиеосновные группывсемирных и международных дней.

Дни социальной поддержки и защиты представителей слабых социальных групп общества:больных; инвалидов; слепых;глухих.Дни культуры общенияи взаимоотношений:спасибо; объятий;друзей; улыбки;приветствий.Природоохранныедни:Земли; леса; моря;рек.Дни защиты животных:тигров; полярных медведей; морских млекопитающих;китови дельфинов.Дни художественной культуры:кино;театра; музыки; танца;поэзии.Профессиональныепраздники: днитаксиста; секретаря;бармена; повара;акушерки.Дни гастрономических радостей: днишоколада;торта; чая; сока; молока;яйца.Правозащитные дни:защиты прав потребителей;борьбы за права инвалидов.Дни учреждений культуры:музеев; парков;библиотек;планетариев.Дни самоограничений: дниотказа от автомобиля; курения; мяса;Интернета; покупок;бумаги.Дни особых достиженийи общественнозначимых явлений: день авиации и космонавтики;день религии.

Дни памяти: День Памяти и примирения, посвященные памяти жертв Второй мировой войны; Освобождения узников фашистских лагерей.Дни международных связей: Международный день солидарности молодёжи; Всемирный день породнённых городов.Дни особенных людей:деньлевшей; блондинок.Дни эстетической культуры: день красоты.Спортивные: Олимпийский день; день футбола; шахмат.Дни отдельных социальных групп:

молодёжи; женщин; мужчин;детей.Дни приятных мелочей, получивших широкое распространение: День рождения «Смайлика»; День соломинки для коктейля.Календарь всемирных и международных праздников (дней) отражает многие глобальные проблемы современной жизни. Значительное внимание уделяется социальной поддержкеслабых социальных групп, экологии, культуре взаимоотношений, защите животных, культуре и искусству.Некоторые всемирные и международные праздники (дни) законодательно включены в официальный список государственных праздников Российской Федерации. Большая часть празднуется по свободному выборуразличных организацийи желанию людей,вне зависимости от статуса праздника. Информация о международных и зарубежных праздниках распространяется посредствоммассовой информации, печати, и личного общения. Тематическое разнообразие календарных событий предполагает вариативность в конструировании форм проведения мероприятий.Основные элементыпразднования заимствуются,и,в творчески переработанных вариантах воплощаются в России.Особенность международного календаря состоит в том, что наряду с праздничной ориентацией значительной части календарных событий, в его структуре присутствуют такиедни, которыене вполне совпадают страдиционнымипредставлениямопраздничном поводе,праздничностии праздности:Всемирный день больного (11 февраля); Международный день поддержки жертв преступлений (22 февраля); Всемирный день защиты прав потребителей (15 марта) и некоторые другие календарные события не получили пока широкого распространения в нашей стране. Основное предназначение таких «дней» состоит в воздействии на общество и социальные институты с целью совершенствования деятельности в различных сферах и направлениях.Подобныедни ориентируют людей не на потребление праздника, одним из главных элементов которого является банкет (фуршет, застолье), а практические социальнозначимыеакции и материальнопреобразовательныедействия,основанные на мотивированном энтузиазме.

Праздник «День земли» в России имеет давнюю традицию.Обратимся к информационным ресурсам,кратко изложив самое главное.Международный день МатериЗемли был установлен на 63й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 22 апреля 2009 года. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.В разных странах организуются самые разнообразные мероприятия и акции,конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев. В России традиционно Международный день Земли считается днем общественных организаций, которые проводят в этот день различные экологические мероприятия и акции. В этот день все желающие могут принять участие в благоустройстве иозеленении своих дворов и улиц[3].В СССР 22 апреля проводили ленинский коммунистический субботник в честь дня рождения В.И.Ленина. Советская традиция приобрелановое содержание, международный статус и получилановый импульс. Активное включение в праздничную культуру России всемирных и международных календарных событий созидательного характера может существенно разнообразить программы праздничных мероприятий и расширять функции праздников. Религиозные праздники в России проходят в соответствии с законодательством и классифицируются на основании религий представленных в нашей стране. Праздники подразделяются на христианские, мусульманские, буддистские, иудейские, индуистские.Религия оказывает влияние на жизнь общества, и праздники становятся заметными значимымявлением духовной жизни в стране.Народные праздники классифицируются по национальному(этническому)признаку. Россия многонациональная страна. Народная праздничная культурав процессе исторического развития изменялась под влияние многих факторов. Зародившись и развиваясь в русле языческих верований,испытала на себе заметноевлияние православия на Руси, что привело к взаимопроникновениюязыческих и христианских праздников, при доминирующей роли православия. Развитиегосударственности ицивилизации, изменение условий жизни и характера трудовой деятельности способствовало размываниюнародныхпраздничных традиций.Традиции составляют основу народной культуры.У разных народов Росси,территориально близких друг другу,впраздниках наблюдаются общие,по содержанию,элементы праздничной обрядности и символики, что закономерно длякультурного развития этносов.В России двадцать первого века народные праздники занимаютпочётное место. В национальных,и смешанных по национальному признаку регионах, ежегодно проводят праздники:русские, татары, мордва, чуваши, марийцы,удмурты, башкиры, буряты,коми, ханты, якуты, чеченцы, евреи и все другие коренные и не коренные народы России.Организациейпраздников в многонациональных регионахРоссии занимаются национальнокультурные объединения при поддержкеобщественных организаций,администрации и профессиональных работников культуры.

С 80х годов ХХ века принято проводить региональные праздники.Правительство Самарской области ежегодно постановлением утверждает «Перечень праздничных дней, профессиональных и памятных дат, мероприятия по подготовке и проведению которых финансируется за счёт областного бюджета». В 2014 году запланировано провести 51 мероприятие.В списке показано количество мероприятий типологизированных по содержанию.Профессиональные праздники (26).Социальноориентированные праздники(9). Военнопатриотическиепраздники (7). Гражданскопатриотические праздники(5). Социальнокультурные праздники (3). Физкультурные праздники (1)

В Самарской области на заседании Самарской Губернской Думы 28 октября 2014 года принят закон Самарской области «О памятных датах Самарской области»[4].Этотзаконопроект разработан с учетом предложений общественных организаций и мнений экспертов в области истории Самарской области, определяет памятные даты региона с учётом сложившихся исторических традиций в их проведении.В ранге закона предложено установить восемь особых для самарского региона дат: День Самарской губернии –13 января; День памяти сотрудников органов внутренних дел Самарской области, погибших при исполнении служебных обязанностей –10 февраля; День открытия губернского земельного собрания 12 марта; День Самарского знамени –18 мая; День самарской символики 17 июля; День особо охраняемых природных территорий в Самарской области –19августа; День народов и национальных культур Самарского края 12 сентября; День памяти военногопарада в городе Куйбышеве 7 ноября1941года. Праздничный календарь Самарской области формируется на основе федеральных и региональных нормативноправовых актов о праздничных днях, профессиональных праздниках и памятных датах Индивидуальноличностные и семейные праздники связанныс важными событиями в жизни человека или семьи: дни рождения, окончание школы,свадьба,юбилей и другие,проводятся как в узком кругу близких людей, так и в формах социальнокультурных мероприятий. Вручение аттестатов об окончании школы, посвящение в студенты, чествование многодетных семей организуют институционально в образовательных и социальнокультурных учреждениях. Современное социокультурное праздничное творчество многосубъектно. Государство через праздничный календарь и социальные институты привносит в общество праздники, которые становятся реальным воплощением социальной культурной политики. Многочисленные и разнообразные социальные институты, реализующие социальную культурную политику, осуществляют практическую деятельность по разработке проектов и технологий реализации. Праздники проводятся в масштабах страны, области, города, сельского поселения; в образовательных учреждениях, трудовых коллективах,учреждениях социальной защиты,культурыи досуга;в общественныхи религиозныхорганизациях, в семьях и в дружеских компаниях. Особое влияние на формирование праздничной культуры оказывают средства массовой информации, распространяющиеинформацию о праздниках,транслирующиепраздничные программы,ориентирующих людей и работников культуры в калейдоскопе праздничных событий.Подготовка и проведение праздничных программ –творческий процесс, основанный на сочетании национальных культурных традиций и современных социальнополитических, социальнокультурныхи социальнопсихологических процессах происходящих в государстве и обществе. Общественно политические праздники: «День России», «День Государственного флага Российской Федерации», «День народного единства», «День согласия и примирения», «День Конституции РоссийскойФедерации», являются важнейшими государственными праздниками, установленными в постсоветской России. Новые социальнополитические праздники постепенно обретают свои конфигурации. В праздничные сценарии комбинировано включают стандартныекомпонентыи действия: шествия, митинги, возложения цветов, выступления артистов, выставки, народные гуляния. В оформлении используютстандартную атрибутику:флаги, транспаранты, шары, цветы. Содержание праздника транслируется, в основном, вербальными средствами коммуникации. Театрализованные представления, концерты и исторические реконструкции, в некоторой степени, расширяют диапазон форм и методов вовлечения участников в праздничное действо. Резерв эффективности влияния праздников на культуру состоит в творческом исследовании, осмыслении, разработке и практическом применении неповторимых символических элементов, атрибутов и действий, присущих каждому конкретному празднику, что будет формировать традицию и составлять уникальную смыслосодержательную основу празднества. Ритуальнообрядовые, символические, знаковые, игровые элементы и действия присутствуют в исторически сложившихся праздниках Новый год Масленица, Сабантуй, и других, которые, претерпев историкокультурные трансформации, сохраняют самобытность и привлекательностьдля людей. Современные, новые праздники могут обрести неповторимые черты и особую привлекательность, если будут использованы, основанные на историкокультурных материалах, фактах, образах и действиях, яркие сюжетные элементы, символы и атрибутика, для вовлечения людей в праздничную коммуникацию с использованием разнообразных средств взаимодействия.

Праздничные мероприятия государственного уровня инициируются, организуются, финансируются и проводятсяпод непосредственным руководством специалистов министерств, департаментов, отделовкультуры.Практическую, творческую работу по написанию сценариев, разработке и воплощению замысла праздничной программы осуществляют участники режиссёрскопостановочной группы. В подготовке и проведении праздничных программ широко используются технологии социальнокультурного проектирования, что позволяет целенаправленно осуществлять работу в соответствии с представленным и утверждённым проектом, ориентированным на достижение социально значимых результатов.Подготовку и проведение праздников в образовательных,социальных, культурнопросветительных, клубных и аналогичных муниципальных учреждениях осуществляют,исходя из ресурсных возможностей,которыми располагают эти организации с привлечением кучастиюспециалистов иактивистов социальнокультурной деятельности.

Праздничные агентства предлагают и проводят различные праздники по заказу клиентов: свадьбы, юбилеи, корпоративные мероприятия.Заказать и провести праздник имеет право каждый человек или группа людей в соответствиис собственными желаниями и возможностями. В культурнодосуговой сфере сформировалась своеобразная праздничная индустрия, ориентированная на удовлетворение потребностей людей и общества.Праздничная культура является важнейшей составной частью культуры общества. Многообразие календарных праздников, знаменательных дат, событий и дней образует целостную картину мира праздничной культурыРоссии. В праздниках заложен социальнокультурный потенциалэффективного влияния на культурное развитие,через разработку и практическую реализациюсоциальнокультурных проектов,оптимально сочетающихцели, задачи,содержание, средства, формы, методы, ресурсы,условия подготовки и проведения праздников,на основе творческого применения традиционных и инновационных подходов к созданию праздничных социальнокультурных произведений.

Ссылки на источники1. Хоруженко К.М.Праздник //Культурология: энциклопедический словарь. –РостовнаДону, 1977 –640 с. 2. Праздничные (нерабочие) дни профессиональные праздники и памятные дни //Материал подготовлен специалистами консультант плюс.–URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19238/?frame=1

[Дата обращения 15.04. 2015].3.Международныепраздники.–URL: http://www.calend.ru/holidays/wholeworld/

[Дата обращения 10.04.2015].4.

45 заседание Самарской Губернской Думы // Интернетпортал Самарской Губернской Думы. URL: http://pda.samgd.ru/main/140216/

[Дата обращения08.04.2015].