Здоровьесберегающая деятельность общественно активной школы как фактор формирования и развития здоровой нации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Прокудин Ю. П., Прокудин А. Ю., Свешникова Л. И., Караваева С. В. Здоровьесберегающая деятельность общественно активной школы как фактор формирования и развития здоровой нации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2971–2975. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85595.htm.
Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема для современного этапа развития образования – это создание здоровьесберегающей среды в условиях школы. Глубоко и всесторонне анализируется деятельность общеобразовательного учреждения по реализации различных форм здоровьесберегающей педагогики в работе с учащимися. Эмпирический материал достаточно наглядно подтверждает эффективность деятельности областных экспериментальной и стажерской площадок, школы-лаборатории инновационного развития по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ПрокудинЮрий Петрович,кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»,

г. Тамбов prokudin68@mail.ru

ПрокудинАлексей Юрьевич,кандидат экономических наук, магистрант направления подготовки «Педагогическое образование», ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», г. Тамбов prokudin68@yandex.ru

СвешниковаЛюдмила Ивановна,директор муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №36, г. Тамбов tschool36@yandex.ru

КараваеваСветлана Викторовна,заместитель директора муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №36, г. Тамбов tschool36@vandex.ru

Здоровьесберегающая деятельность общественноактивной школы

как фактор формирования и развития здоровой нации

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема для современного этапа развития образования это создание здоровьесберегающей среды в условиях школы. Глубоко и всесторонне анализируется деятельность общеобразовательного учреждения по реализации различных форм здоровьесберегающей педагогики в работе с учащимися. Эмпирический материал достаточно наглядно подтверждает эффективность деятельности областных экспериментальной и стажерской площадок, школылаборатории инновационного развития по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.Ключевые слова:учебновоспитательный процесс, здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающиетехнологии,программы «Здоровье школьника», «Школьное питание», мониторинг, оздоровительнореабилитационный центр, диагностический инструментарий.

Здоровье —один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о здоровье, —у нас не будет будущего. Будущее нашей страны —счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми —сделать их здоровыми!

Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший фактор безопасности государства и устойчивого развития общества. Поиск эффективных механизмов оздоровления участников педагогического процесса осуществляется сегодня в рамках медикогигиенического подхода, физической культуры, обеспечения безопасной жизнедеятельности и приобщения детей к здоровому образу жизни. В Концепции модернизации российского образования здоровье ребенка рассматривается не только как цель и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.

Предметом общественной тревоги в последнее время стало отмечающееся резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного здоровья детей. Многие современные исследователи отмечают, что в России в образовательной системе сложилась ситуация, когда условия, средства, методы обучения провоцируют снижение уровня здоровья, развитие хронических заболеваний, интеллектуальной депрессии у учащихся и преподавателей. Об этом красноречиво говорят факты. Например, количество практически здоровых детей, пришедших в школу, составляет около 1215% от общего числа детей школьного возраста, а количество здоровых выпускников всего 5%. За период обучения (111 классы) происходит снижение, в среднем на 18,5%, количества школьников основной группы здоровья. 11% школьников из основной медицинской группы переходят в подготовительную. Наибольшие изменения происходят в медицинской группе: ее количество к 11му классу увеличивается в разы. По данным результатов медицинских осмотров учащихся школ наблюдается тенденция увеличения следующих хронических заболеваний: заболевания желудочнокишечного тракта, внутренних органов (печень, почки, иное), эндокринной системы (желез внутренней секреции), нервной системы, аллергические и кожные заболевания, нарушения осанки, лорзаболевания, нарушения зрения, слуха. Ежегодное снижение числа здоровых детей обусловлено социальными, экономическими, экологическими, генетическими и внутришкольными факторами, оказывающими существенное влияние на рост и развитие детей. Специалисты считают, что 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связанно с тем, что именно в школьные годы происходит интенсивный рост и развитие организма, его биологическое и социальное созревание, формируются мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности, и, все это, на фоне большой эмоциональной ранимости, повышенной чувствительности к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые негативно складываются на росте, развитии и здоровье детей:стрессовая педагогическая тактика;интенсификация учебного процесса;несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;отсутствие системной работыпо формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. В сложившейся ситуации здоровьесберегающая и здоровьеформирующая направленность проводимой модернизации образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.Она требует от специалистов различных областей науки и практики консолидировать усилия по определению уровней состояния здоровья учащихся и их взаимосвязи с объемами учебной нагрузки,разработке и внедрению современных методик и комплексных технологий здоровьеохранных, здоровьеформирующих и оздоровительных технологий, сочетающих в себе получение детьми знаний, выработку практических компетенций и мотивации к формированию культуры здоровья и здорового образа жизни[1].

Такая система обеспечит высокий уровень образования, станет гарантом прав сохранения здоровья школьника и учителя. Формирование здоровьесберегающегообразовательного пространства в МАОУ СОШ №36 города Тамбова осуществляется на основе интегрированного и исследовательского подхода к реализации разработанной системы мер по сохранению здоровья учащихся и обеспечено нормативноправовой базой, включающей основные направления комплексноцелевой Программы «Здоровье школьника», Положения о Школе здоровья и ее Совете, Школьном оздоровительнореабилитационном центре. Разработанная модель управления развития «Школа здоровья» направлена на активизацию деятельности всего педагогического коллектива в реализации здоровьесберегающей педагогики в контексте современной ситуации, представлений проблематики ирешение следующих задач: 1.Сохранить и укрепить здоровье учащихся школы посредством использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе.

2.Создать оптимальные условия для здоровьесберегающей деятельности участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. 3.Активизировать родителей к активному участию в сохранении и укреплении здоровья детей.4.Обеспечить совместное сотрудничество с представителями различных служб и ведомств в здоровьесберегающей деятельности школы. Цели по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующие среды определяются на основе анализа полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, неблагоприятных для него факторах в социуме и использованиядостижений современной педагогической науки и практики. Эмпирический материал, обобщенный нами в ходе изучения проблемы, свидетельствует, что решение задачи здоровьесберегающей педагогики в плане организации режима труда и отдыха учащихся и учителей, создание условий для научных основ школьного курса обеспечивает высокую работоспособность и активность учащихся, как во время учебных занятий, так и во внеурочное время, способствует избежанию фактов утомления и переутомления. МАОУ СОШ №36 города Тамбова выступает как единое образовательное пространство, где активно взаимодействуют педагоги, дети и их родители. В рамках реализации проекта «Школа здоровья: комплексное создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»в МАОУ СОШ №36 создана целостнаясистема, обеспечивающая равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Для обеспечения эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в учебновоспитательный процесс систематически проводятся конкретно направленные тематические педагогические советы, семинарские занятия, методические недели. В школе создана материальная база для проведения мероприятий по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся и работников школы: школьный оздоровительнореабилитационный центр, на базе которого действуют зал ЛФК, тренажерный зал, физиокабинет;

два медицинских кабинета;кабинет стоматолога;дваспортивных зала;современный стадион,оборудованныйволейбольной ибаскетбольной площадкой;

лыжная база.Образовательный процесс школы представлен двумя блоками:учебнопедагогическим;оздоровительновоспитательным. Одним из важнейших условий по сохранению здоровья является рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психологопедагогических условий проведения урока зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Данный подход к уроку направлен на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке, наносящей ущерб здоровью школьников, с одной стороны, и с другой, необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся. Учителя школы тщательно соблюдают соответствие содержания и объёма учебного материала, методов и форм учебнопознавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся. По разработанной инструкции оценивается, как решается проблема сохранения здоровья детей в процессе проведения урока. Инструкция оценки урока по здоровьесберегающим позициям1Степень трудности предмета учтенапри составлениирасписанияДа1

Нет02. Режим проветривания соблюдаетсяДа1

Нет03. Температурный режим соблюдаетсяДа1

Нет04. Продолжительность урока соответствует возрастуДа1

Нет05. Физкультурные паузыЕсть1

Нет06.Стиль общенияАвторитарный0

Либеральный0

Демократичный17. Психотравмирующие ситуации на урокеЕсть0

Нет18. Позиция учителяВзрослый1

Родитель0

Ребенок09. Работоспособность учащихсяОтсутствие1

усталости0

Отмечена усталость

10. Положительный эмоциональный настойДа1

Нет0

Оценка результатов:710 баллов высокий уровень направленности урока на сохранение здоровья учащихся;46 баллов средний уровень;03 балла низкий уровень. Работоспособность учащихся можно определить с помощью корректурной пробы (1 балл дается, если более 50% учащихся не имеют выраженного снижения работоспособности к концу учебного дня). Эмоциональный настрой оценивается в середине урока при помощи методики цветописи (1 балл, если более 60% учащихся свое настроение оценивают как положительное). Критерии удачного, с точки зрения сохранения здоровья учеников урока:•отсутствие усталости у детей и учителя;•положительный эмоциональный настрой;•удовлетворение от сделанной работы и желание ее продолжать. Проектная деятельность в области здоровьесбережения является методом обучения, который используется в формировании культуры здоровья и навыков здорового образа жизни, ориентированным на достижение поставленных целей. Организационнопедагогические условия проведения образовательного процесса составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий [2].

Особое внимание уделяется рациональному составлению расписанияв соответствии с Сан ПиН. Анализ учебной нагрузки по параллелям подтверждает рациональность разработанной организации учебновоспитательного процесса. Каждый учебный год проводится экспертиза расписания и состояния учебных кабинетов[3]. Организация учебных занятий по 6дневной учебной неделе осуществляется в две смены. Продолжительность уроков 45 минут, перемены между уроками 10 минут, большие перемены 20 минут, промежуток между сменами 45 минут. Для учащихся первых классов предусмотрена дополнительная неделя каникул. Учебные занятия начинаются в 8 часовутра. В первую смену учатся 15, 9,10,11 классы; во вторую смену 6,7,8классы. В учебном плане за 20142015 учебный год количество часов, отведённых на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, осталось стабильным по сравнению с предыдущим. Сохраняются элективные предметы: «Младшая медицинская сестра», «Аварийноспасательное дело», «Медицинская подготовка» 10 11е классы В МАОУ СОШ №36 традиционно функционируют профильные классы: химикобиологический, социальногуманитарный, оборонноспортивный (кадетский класс спасателей). Большое внимание уделяется обеспечению условий безопасности участников образовательного процесса, чему способствует выполнение плана комплексных мероприятий МАОУ СОШ №36: школа полностью оборудована автоматической пожарной сигнализацией, установлены круглосуточная тревожная кнопка и видеонаблюдение, вход в школу осуществляется через турникеты. Создан и активно работает штаб по повышению уровня безопасности, которым разработана «Памятка по методике подготовки и проведения плана эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций», утвержден график тренировок по эвакуации обучающихся, персонала и материальных ценностей из здания школы. Ежемесячно членами штаба проводятся теоретические и практические занятия по обучению педагогических работников и обучающихся действиям в чрезвычайных ситуациях. Здоровьесберегающая деятельность МАОУ СОШ №36, направлена на консолидацию усилий педагогов и медицинских работников и включает в себя:систему медикопсихологопедагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников;разработку и реализацию обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек, алкоголизма, употребления психоактивных веществ, профилактике социальнозначимых заболеваний;организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания учащихся;мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей.Уровень организации медицинского обслуживания способствует созданию благоприятных условий для формирования, развития и сохранения здоровья школьников. Структурным подразделением школы,как говорилось ранее, является школьный оздоровительнореабилитационный центр. Реабилитационная и развивающая работа в школьном оздоровительнореабилитационном центре включает два этапа: формирование здоровья учащихся немедикаментозными методами и реабилитация детей с наиболее часто встречающимися «школьными» заболеваниями. Деятельность центра направлена на оздоровление и реабилитацию детей, часто болеющих, имеющих нарушения в носоглотке, функциональные изменения осанки и стопы, органов зрения.Посещение центра осуществляется по утвержденному расписанию, которое не нарушает учебновоспитательного процесса в школе. За 2014 –2015учебный год 98% учащихся школы дважды прошли оздоровительные процедуры в реабилитационном центре. По результатам отчёта о работе видно, что 60% учащихся получили массаж; 85% получили лечение в кабинете ЛФК; 44% лечение ФТЛ. Ежегодные углублённые медицинские осмотры проходят все учащиеся для выявления, в первую очередь, динамики развития и отклонений в состоянии здоровья. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний различного характера включает в себя:профилактические прививки;дополнительную витаминизацию ослабленных и часто болеющих детей в периоды вспышек инфекционных заболеваний;работу летнего оздоровительного лагеря при школе; В школе традиционно проводятся Дни диагностики, регулирования и коррекции по проблемам «Культура потребления медицинских услуг», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Питание и здоровье», «Стресс, способы борьбы со стрессом», «Сон лучшее лекарство». Образовательнооздоровительная работа школы невозможна без психологомедикопедагогического сопровождения. Основными видами деятельности школьной психологопедагогической службы являются диагностическая, коррекционноразвивающая, консультативная, просветительская. В школе разработаны и реализуются программы мониторинга адаптации первых, пятых и десятых классов, мониторинга уровня школьной тревожности, уровня самооценки обучающихся, уровня сформированности образа здоровья и т.д. На основе полученных данных составляются рекомендации классным руководителям, учителямпредметникам, педагогам дополнительного образования, которые выстраивают личностноориентированную парадигму по созданию более благоприятного климата отношений. При выявлении психологических проблем у учащихся осуществляется дальнейшее изучение личностной сферы этих учеников с последующей коррекционной работой. Взаимодействие семьи и школы традиционная форма сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Результативность обучения школьников зависит от того, насколько грамотно будет организована работа. В условиях интенсивной занятости родителей школа решает эту задачу, открыв свои двери и в выходные, и в будние дни до позднего вечера. Палитра предоставляемых возможностей, кроме традиционных родительских собраний, включает:циклы просветительских программ по типу родительского лектория по вопросам детского здоровья;занятия по актуальным вопросам: «Как не заболеть гриппом?», «Как подготовить школьника к летнему отдыху?», «Как с пользой для здоровья загорать и купаться?», «Как готовиться к экзаменам?» и т. п.;консультации школьного врача, других специалистов по вопросам, связанным со здоровьем школьников;предоставление родителям возможности вместе с детьми заниматься в спортивном и тренажерном залах;участие родителей в подготовке и проведении школьных праздников. Дополнительным ресурсом является использование профессиональных возможностей родителей, особенно таких профессий, как врач, психолог, тренер спортивной школы и т.д. Проводимая работа позволяет превратить школу в социокультурный центр микрорайона. Совместная деятельность школы и семьи помогает формировать мотивацию потребности в здоровом образе жизни у учащихся. Профессиональные интересы педагогов и врачей сближают поиск путей создания благоприятных условий для формирования, развития и сохранения здоровья школьников. Плановая санитарнопросветительская деятельность «Школы здоровья» предусматривает:ежемесячный выпуск санбюллетеней;беседы по классам о способах профилактики различных заболеваний, в том числе и по запросам классных руководителей;проведение уроков по основам медицинских знаний в 1011 классах;лекции перед учащимися, родителями, учителями о ЗОЖ. В целях укрепления здоровья, и вовлечения учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом, повышения их двигательной активности в школе ежемесячно проходят Дни и недели здоровья, «Мама, папа и я –спортивная семья», спортивномассовые мероприятия в рамках ассоциации «Спортивные надежды», месячники «За здоровый образ жизни!» и многое другое. В школе открыты секции: легкая атлетика, баскетбол, футбол, кёкусинкайкаратэ и т. д. Начиная с начальных классов, учителя формируютфизическую культуру личности учащихся посредством освоения физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Большое значение придается совместной деятельности учителей физкультурыс учителями начальных классов по освоению на различных интегрированных уроках содержания учебного курса физической культуры. Так как освоение младшими школьниками учебного содержания программного материала требует реализации принципа межпредметных связей, то такой подход позволяет не только формировать у учащихся целостность представлений об изучаемых явлениях, но и проявлять внимание к личности каждого школьника. При работе с учащимися 1011 классов главным для учителя физической культуры является формирование физической культуры личности посредством освоения основ физкультурной деятельности с профессиональноприкладной и оздоровительнокорригирующей направленностью. Особое значение приобретает организация на уроках физической культуры такой деятельности, которая нацеливала бы учащихся на осознанное совершенствование своих физических навыков, коррекцию телосложения и двигательных действий, активное участие в разнообразных самостоятельных и самодеятельных формах физической культуры. Именно в старших классах практикуется проведение уроков с теоретикометодической и консультативной направленностью. В рамках этих занятий учащимися разрабатываются индивидуальные комплексы упражнений различной направленности и осуществляется их непосредственное разучивание, так же отслеживается индивидуальная динамика показателей физического развития и физической подготовленности.Всё это позволяет старшим школьникам определять специфические особенности и возможности своего организма, более целесообразно организовывать самостоятельные занятия. Организуя физическое обучение и воспитание в школе, учителя физической культуры и ОБЖ творчески относятся к организации учебновоспитательного процесса, преломляя свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями школьников и конкретными условиями обучения. Физическая активность учащихся организована в двух направлениях: уроков физической культуры и работы спортивных секций, объединений во внеурочное время («больших» и «малых» форм), которые введены в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения. К примеру, гимнастика до уроков проводится в обе смены на протяжении 510 минут и имеет свое конкретное назначение подготовить ученика к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. На малых переменах в начальной школе проводятся подвижные игры. В определенной системе на уроках учителями и учениками в старших классах организуются физкультминутки, где учитывается специфика конкретного предмета и возрастные особенности детей. В содержание физкультминуток включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке рационального дыхания. На уроках и переменах они вырабатывают у детей умение самостоятельно использовать средства физического воспитания для укрепления здоровья и профилактики заболеваний; формируют чувство ответственности за своё здоровье[4]. В школе действует программа «Ступеньки к олимпийским победам», она является гармоничным дополнением программы «Школы здоровья». В этом году школа заняла третье место в региональном этапе открытого публичного Всероссийского конкурса на лучшую общеобразовательную организацию, развивающую физическую культуру и спорт:«Олимпиада начинается в школе». Для дальнейшего формирования мотивации потребности в здоровом образе жизниу всех участников образовательногопространства мы активно сотрудничаем со Всероссийским молодежным проектом «Беги за мной», в рамках которого проводятся мастер классы по фитнесу, аквааэробике, здоровому питанию, массовые забеги, флешмобы и т.д. В текущем году школа вступила во Всероссийский проект по реализации Всеросийского физкультурноспортивногокомплекса ГТО. Продолжается работа по реализации Программы по профилактике вредных привычек «Молодежь за здоровье нации», проекта «Мы выбираем жизнь», Подпрограммы «Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении», минипроект «Быть здоровым –это модно!». Особое внимание уделяется питанию. Оно является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Прием пищи учащимся в столовой организован в соответствии с графиком, утвержденным директором школы. В течение учебного года осуществляется контроль за организацией и качеством питания, проводятсярегулярные проверки столовой. Медицинской сестрой ежедневно проверяетсякачество приготовленной пищи, а также качество поступающей сырой продукции. Меню на неделю составляется и утверждается Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения. Основанием для недельного меню является примерный набор продуктов для детей школьного возраста, разработанный РАМН с учётомсуточной потребности учеников в пищевых веществах, а также стоимость продуктов. Системное изучение запросов детей и их родителей вносит изменения в недельный состав продуктов и меню. На конец 20142015учебного года насчитывалось 409 учащихся получающих бесплатное питание. За родительскую платув течение года питались около 70% учащихся (в среднем 1650 чел.) через буфетное обслуживание проходит 50 –55% (850 –1100 чел.) учащихся. Системный анализ посещаемости столовой учащимися разных возрастных групп показывает, что горячее питание получают 100% учащихся в начальной школе и 76% основной школе. Процесс педагогического управления детским питанием строится на широкой популяризации горячего питания в школьных и домашних условиях. Сложилась хорошая традиция участия в ней учителей и медицинских работников школьного оздоровительнореабилитационного центра, учащихся и их родителей. Это не только массовые праздники национальной (русской) кухни, Дни сладкоежки, Дни родительской дегустации, Масленица, но и кропотливая работа классных руководителей и родителей, медицинских работников. Достоверную информацию дают мониторинговые исследования об удовлетворённости школьным питанием среди учащихся, родителей и учителей. Во время мониторингов в 20142015учебном году проведены следующие микроисследования:

наблюдение за процессом питания (соблюдение режима питания и санитарно –гигиенических норм);

опросные методы (анкетирование учителей, родителей и школьников, собеседование, консультации). Мониторинговые исследования среди школьников показали, что

85% детей питаются в школьной столовой систематически, остальные –иногда;

80%м опрошенных нравится, как организовано питание школьной столовой; 20% оценивают качество приготовления пищи как хорошее,30% как удовлетворительное;

чаще всего покупается разная выпечка. Мониторинговые исследования среди родителей показали аналогичные результаты:

80% родителей оценивают качество приготовления пищи как хорошее,

20% как отличное; С 10 декабря 2013года у учащихся 14 классов нашей школы, дважды в неделю проводилась выдача бесплатного молока благодаря Федеральной программе "Школьное молоко". Ежегодно проводится комплексная оценка состояния здоровья и физического развития учащихся для составления паспорта здоровья школы. В соответствии с выявленными заболеваниями определяется система медицинских и педагогических мероприятий.

Динамика заболеваемости школьников

Заболевание20122013(%)20132014(%)20142015(%)Органов зрения98,524Органов дыхания232825Органы пищеварения109,910Опорнодвигательный аппарат1918,756

Отмечается значительный рост числа заболеваемости по отдельным патологиям заболевания органов зрения, опорнодвигательной системы, стабильным остается, число заболеваний пищеварительной системы, видна положительная динамика по заболеваниям органов дыхания. За последние три года количество случаев острых заболеваний остается стабильным.Динамика показателей заболеваемости

Период201220132013201420142015Количество случаев острых заболеваний486481475

Стабильным остается количество детей отнесенных к основной группе здоровья.Распределение по группам здоровья

ГодI(%)II(%)III(%)20114,572,123,4201237423201357619

Распределение учащихся по физическому развитию

Группы20122013(%)20132014(%)20142015(%)Основная838285Подготовительная13,61313,6Специальная34,10,4Освобожденные0,40,91

В школе проводится большая работа по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Об этом можно судить по стабильным результатам показателей заболеваемости школьников. Мониторинг здоровья обучающихся, объема усвоенных знаний по формированию культуры здоровья, прочности приобретенных навыков здорового образа жизни выявляет:•изменения в уровне усвоения знаний;•качество образовательного процесса в вопросах формирования культуры здоровья;•результативность применяемых здоровьесберегающих технологий;•уровень образованности школьников в вопросах собственного здоровья, сохранения и увеличения имеющегося потенциала;•сформированностьнавыков здорового образа жизни$•уровень активности учащихся в реализации приобретенных знаний в различных жизненных ситуациях. Реализация диагностирующих программ способствует привлечению внимания школьников к проблеме своего здоровья, учету индивидуальных способностей и возможностей, что является неотъемлемой частью воспитания культуры здоровья. Результаты мониторинга позволяют оценить правильность выбранного пути, используемых программ и методов. Для обобщения результатов экспериментальной деятельности площадки и обмена опытом в школе были проведены: Педагогический совет «Новая школа, новые возможности»; Педагогический совет «Реализация ФГОС и достижениенового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа»; Родительская конференция «Здоровье детей, факторы риска и профилактика заболеваний»; Школьная научнопрактическая конференция «Мир моих открытий», на которой учащиеся представили проекты по проблеме сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни[5]. Учителя школы приняли участие во Всероссийской научнопрактической конференции «Реализация системнодеятельностного подхода в условиях ФГОС», областной научнопрактической конференции «Человек и природа» на базе ТОИПКРО и т.д. В данных мероприятиях приняли участие педагоги школы, врачи городскойполиклиники им. В.Коваля, школьного оздоровительно реабилитационного центра, «Центра здоровья», представители медицинского колледжа и ТГУ им. Г.Р.Державина, родители, учащиеся. Была дана объективная оценка деятельности школы по внедрению здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс в рамках действующей экспериментальной площадки, были предложены перспективы дальнейшей деятельности инновационной площадки. Изданы и подготовлены к печати следующие методические материалы: 1.Комплексноцелевая программа здоровьесбережения всех участников образовательного процесса на 20112014 года «Школа здоровья»; 2.Презентационный альбом «Программа здоровьесбережения всех участников образовательного процесса «Школа здоровья»; 3.Методические рекомендации «Формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасногообраза жизни в условия реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении»;

4.Образовательная программа дополнительного образования детей «Разговор о правильном питании»; 5.Программа развития физической культуры и спорта «Ступеньки к олимпийским победам»; 6.Проект «Беги за мной».В МАОУ СОШ №36 создана целостнаясистема, обеспечивающая равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой, но останавливаться нельзя.Мы считаем, что необходимо дальнейшее совершенствование работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, поиск оптимальных форм, современных инновационных методов, средств,которые позволят не только стабилизировать, но и увеличить положительную динамику показателей по физическому развитии и снижению заболеваемостивсех участников образовательного процесса[6].

Ссылки на источники1.Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии вработе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.2.Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 14 класс. М.: Вако, 2004.3.Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. Метод, реком. /под ред. М.М. Безруких. М., 2002.4.НазаренкоЛ.Д., Оздоровительные основы физических упражнений. М., 2002. 5.Прокудин Ю.П., Интеграция общего и дополнительного образования в условиях современной школы: сущность и опыт реализации //Интеграция формального и неформального образования / под науч. ред. В.А.Горского. М.: УРАО ИСМО, 2011.6.Прокудин Ю.П., Прокудин А.Ю., Филиппова Г.В., Поликарпова Е.Н. Здоровьесберегающая педагогика в практике работы общественно активной школы // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Вып.9. С.207219.