Проектная деятельность на уроке русского языка как способ обучения сжатому изложению

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алгина Л. Р. Проектная деятельность на уроке русского языка как способ обучения сжатому изложению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2976–2980. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85596.htm.
Аннотация. Предлагаемый материал носит практико-ориентированный характер. Учебный проект осуществляется на уроке русского языка в 9-м классе. Цель проекта – создание памятки «Виды сжатия текста». Задача педагога – организовать групповую деятельность. Последовательное выполнение предложенных заданий позволит обучающимся применить все виды сжатия текста. Обучение сжатому изложению осуществляется на основе деятельностного подхода.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алгина Лидия Радомировна,Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №25; г.Томскalgina.Lidia@yandex.ru

Проектная деятельность на уроке русского языка как способ обучения сжатому изложению

Аннотация.Предлагаемый материал носит практикоориентированный характер. Учебный проект осуществляется на уроке русского языка в 9 классе. Цель проекта —создание Памятки «Виды сжатия текста». Задача педагога —организовать групповую деятельность. Последовательное выполнение предложенных заданий позволит обучающимся применить все виды сжатия текста. Обучение сжатому изложению осуществляется на основе деятельностного подхода.Ключевые слова: содержательное сжатие текста, языковое сжатие текста,диалог с текстом, проектная деятельность, групповая деятельность, предметные компетенции, универсальные учебные действия.

Экзамен по русскому языку требует от выпускника основной школы глубоких теоретических знаний и проверяет сформированность коммуникативных умений: адаптировать текст, вступая с текстом в диалог, и создавать текст на лингвистическую или нравственную тему.

Однако некоторые виды экзаменационной работы вызывают у выпускников основной школы некоторые затруднения. Речь идет о сжатом изложении. Обучающиеся должны выслушать текст объемом в 350 —450 слов и сократить его до 70, сохранив при этом все микротемы прослушанного текста и использовов не менее трех способов сжатия текста. Полную инструкцию к написанию сжатого изложения можно получить в демоверсии экзаменационной работы, а также в сборниках «Тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме» [1].

Современная форма экзамена оставила выпускника один на один с ТСО: текст воспроизводится с помощью аудиооборудования. Такая форма сразу выявляет все недочеты в подготовке к этой творческой работе. Стоит согласиться с Логиновой Н.Е., которая в статье «Технология «Портфель достижений ученика» как средство развития коммуникативной компетентности учащихся»писала, что «для формирования коммуникативной компетентности необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой ученик большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом» [2].

Какую же технологию обучения следует выбрать в этом случае? Как можно добиться хороших результатов и в освоении школьной программы (знания), и в формировании предметных компетенций (умения), в формировании УУД (универсальных учебных действий), и в подготовке к части С для итоговой аттестации?

Если всегда помнить о том, что процесс формирования предметных компетенций —процесс длительный, то стоит согласиться с утверждением, что подготовка к экзамену начинается не ввыпускном классе, а в среднем звене. Отбор материала к каждому уроку будет зависеть от этой перспективной задачи. Учителю необходимо постоянно включать элементы экзаменационной работы в образовательную деятельность: это и знаньевый компонент, заложенный вспецификации, и творческий, основанный на деятельности и жизненном опыте. Такой подход позволит ученику получить «инструмент» —способ действия —и закрепить те мыслительные операции, которые необходимо произвести для решения грамматической или коммуникативной задачи.

Современные ученыеметодисты доказали, что обучающиеся при общей грамотности не умеют точно выбирать нужную информацию, находить главное или нужное в тексте. Так возникла необходимость в рамках ФГОС ввести специальный курс «Смысловое чтение», а учителямсловесникам обратить особое внимание на такой вид речевой деятельности, как сжатие текста в устной и письменной форме.

Методика обучения русскому языку предлагает учителю для обучения элементам сжатия текста использовать следующие виды работы: выборочное изложение, составление плана текста, творческий диктант. Каждый из названных видов работы не является основным в обучении сжатому изложению. Выборочное изложение позволяет проверить насколько хорошо ребята знакомы с такими понятиями, как интерьер, портрет или с типами речи: описание, повествование, рассуждение, так как это может быть заложено в условии задания. Составление плана к тексту позволяет освоить понятие микротемы. Творческий диктант (мы читаем текст по абзацам, а ребята восстанавливают его) не только тренирует память, но и обучает составлению синонимичных грамматических конструкций. Очевидно, что сегодня необходимо больше уделять времени на уроке для выработки навыка сокращения текста.

В формировании этой предметной компетенции и подготовке к сжатому изложению может помочь инструкция. Она может быть представлена как алгоритм действий или как памятка наряду с такими, как «Виды разборов» или «Как готовиться к сочинению по картине», широко представлеными в разнообразных УМК, например, вУМК под редакцией Шмелева А.Д. Но одно дело —получать знания в готовом виде, а другое —создать Памятку на уроке на основе собственного опыта в ходе проектной деятельности.

Предлагаем свой вариант организации учебнопроектной деятельности на уроке русского языка, целью которой стало создание Памятки (продукт проекта) для качественного выполнения такого вида учебной деятельности, как сжатое изложение. Работа над проектом потребует глубокого осмысления текста, диалога учителя и учеников, организации групповой деятельности, поэтому рассчитана на 2 урока.

Урок 1. Очень часто в экзаменационных материалах представлен текст из публицистики или научнопопулярной литературы. Именно поэтому стоит работать по текстам Д.С.Лихачева из сборника «Письма о добром и прекрасном» [3]. Кроме того, эти тексты носят воспитательный характер, способствуют формированию нравственных качеств у подростков. В ходе постановки целей и задач, определения вида урока и форм деятельности сообщаем и о том, что на первом уроке мы, в основном, будем работать над содержанием текста, а на втором уроке —над языком текста. Это позволит в дальнейшем увидеть, что сжатие текста может быть двух видов: содержательное и языковое.

Упражнение 1. Внимательно прочитайте текст, выполните задания к тексту и ответьте на вопросы.Выделите маркером ту часть текста или те предложения, которые отвечают на вопрос заголовка «Что объединяет людей». Спишите то, что выделили, в тетрадь. Получился ли у вас текст? Можно ли сказать, что вы выполнили сжатие текста? Обсудите в группе результат и сформулируйте первое положение Памятки «Виды сжатия текста».Д.С.Лихачев ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

(1)Этажи заботы. (2)Забота скрепляет отношения между людьми. (3)Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.(4)Проследите жизнь человека.

(5)Человек рождается, и первая забота о нем –матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» –к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

(6)Чувство заботы одругом появляется очень рано, особенно у девочек. (7)Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. (8)Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. (9)Ягоды, грибы любят собирать и девочки. (10)И ведь собирают онине только для себя, а на всю семью. (11)Несут домой, заготавливают на зиму.

(12)Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую –не только о семье, но и о школе, куда поместила их заботародительская, о своем селе, городе и стране…

(13)Забота ширится и становится все более альтруистичной. (14)За заботу о себе дети платят заботой о старикахродителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. (15)И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.(16)Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

(17)Забота –объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком набудущее. (18)Это не само чувство –это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. (19)Человек должен быть заботлив. (20)Незаботливый или беззаботный человек –скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

(21)Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. (22)В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). (23)Чувство сострадания (или чтото близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. (24)В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. (25)Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

(26)Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».

(27)Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. (28)Исправить человечество нельзя, исправить себя –просто. (29)Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. (30)Вот почему нужно начинать с себя.

(31)Добро не может быть глупо. (32)Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». (33)Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. (34)Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. (35)Тем добро и хорошо.

Упражнение 2. Составьте план прочитанного текста. Ответьте на вопросы: Получился ли у вас текст? Можно ли сказать, что вы выполнили сжатие текста? Обсудите в группе результат и сформулируйте второе положение Памятки «Виды сжатия текста».

В ходе работы происходит осмысление понятия «содержательное» сжатие и формулируются следующие положения Памятки:Сжатие текста —это исключение второстепенной информации. 1. Содержательное сжатие:а) разделение информации на главную и второстепенную;б) свертывание исходной информации за счет обобщения, т.е. перевод частного в общее.

Урок 2. Продолжаем работать с текстом Д.С.Лихачева «Что объединяет людей»

Упражнение 3. В предложениях 6 —11 исключите уточнения. Перестройте предложения данного абзаца таким образом, чтобы в них не было однородных членов предложения. Обсудите в группе результат и ответьте на вопросы: Какие виды деятельности вы выполнили? Что вы предприняли, чтобы упростить конструкции предложений?

Упражнение 4.Устраните вводные конструкции в предложениях 21 —25. В предложениях с однородными членами замените их словами или словосочетениями с обобщающим значением. Обсудите в группе результат и ответьте на вопросы: Всегда ли возможно подобная замена? Чего следует избегать при подобной замене? Каким правилом следует руководствоваться при перестройке предложений чужого текста.

Упражнение 5. Замените сложные предложения 5, 12, 32 простыми. Обсудите в группе результат и ответьте на вопрос: Удалось ли сохранить содержание текста при такой перестройке предложений.

Упражнение 6.На основе проделанной работы сформулируйте правила языкового сжатия текста.

Итогом работы становится вторая частьПамятки «Виды сжатия текста»:2. Языковое сжатие:а) однородные члены объединяются в обобщающее наименование;б) фрагмент предложения заменяется синонимичным выражением;в) предложение или его часть заменяются указательным или определительным местоимением с обобщающим значением;г) сложное предложение заменяется простым;д) исключаются повторы; фрагменты предложения; одного или нескольких синонимов;е) несколько предложений сливаются в одно.

Завершая работу, мы сообщаем, что приемы сжатия получили следующие названия: исключение, упрощение, обобщение, и задаем вопрос (рефлексия): Где кроме экзамена по русскому языку может пригодиться умение сокращать текст?

В копилке педагогического опыта у каждого учителя, несомненно, много интересных находок. Чем интересен данный опыт? Он позволяет нам быстрее освоить новые требования ФГОС и строить уроки на основе деятельностного подхода.

Ссылки на источники1.ГИА2011 : Экзамен в новой форме : Русский язык : 9й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. М.: АСТ: Астрель, 2011. 89с. (Федеральный институт педагогических измерений).2.Логинова Н.Е. Технология «Портфель достижений ученика» как средство развития коммуникативной компетентности учащихся // Концепт. –2014. –http://ekoncept.ru/2014/54840.htm?view [Дата обращения 04.05.2015].3.Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо седьмое. Что объединяет людей // ЛитМир Электронная библиотека: http://www.litmir.info/br/?b=49366&p=3—[Дата обращения 04.05.2015].