Основы методики обучения броскам сотрудников ОВД

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Катаргин С. В. Основы методики обучения броскам сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2476–2480. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96416.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения броскам сотрудников ОВД. Автор раскрывает особенности, этапы и методы формирования навыков бросков, болевых и удушающих приемов. В статье подробно описываются стадии обучения броскам, такие как стадия разучивания, стадия навыка и стадия умения. Автор также представил методические рекомендации для каждого этапа обучения броскам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Катаргин Сергей Витальевич,доцент кафедры физической подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень Sova7372@mail.ru

Основы методики обучения броскамсотрудников ОВД

Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения броскам сотрудников ОВД, Автор раскрывает особенности, этапы и методыформирования навыков бросков, болевых и удушающих приемов. В статье подробно описываются стадии обучения броскам, такие как: стадия разучивания, стадия навыка и стадия умения. Автор так жепредставилметодические рекомендации длякаждого этапа обучения броскам.Ключевые слова:сотрудники ОВД, физическая подготовка, броски, методы, умение, навык, этап ознакомления, этап разучивания, этап совершенствования.

Физическая подготовка является важной частью профессиональной служебной физической подготовкисотрудников ОВД.В результате обучения сотрудник обучаетсябросками,болевыми и удушающими приемами. Надежное владение навыками приемов в сложной критической ситуации позволит сохранить жизнь и здоровье сотруднику. Данное обстоятельство определяет чрезвычайную важность и актуальность обучения данных приемов, совершенствования их до уровня навыка. Становление навыка, его упрочнение, совершенствование –довольно длительный процесс и во многом зависит от количества повторений двигательного действия и вариативности его исполнения.В процессе разучивания приема возникает начальная стадия его владения –умение его выполнять. Двигательное умение –одна из начальных степеней владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управляемым движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью результатов его выполнения. Управление движением осуществляется при ведущей роли сознания. Сотрудник, владеющий приемом на стадии умения,не может переключить внимание на объекты окружающей обстановки[2,3].Первоначальное умение основывается на следующих факторах: уже имеющемся двигательном опыте выполненияразличных приемов; уровне развития физических качеств, особенно, координационных способностей; знании особенностей выполнения приема; уровне мотивации.Двигательное умение является переходной стадией к формированию двигательного навыка.Двигательный навык–это такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и самодействие отличается высокой надежностью и помехоустойчивостью.Становление навыка, его упрочнение, совершенствование –довольно длительный процесс и во многом зависит от количества повторений двигательного действия, вариативности его исполнения.Становление навыка условно проходит через три стадии: выработки; стабилизации; автоматизации. На стадии выработки происходит определение двигательного состава приема с учетом стиля, способа движений, индивидуальных особенностей сотрудника; ощущение движения и его сенсорная коррекция;уход коррекций, которые определились из поля контроля сознания[1].Процесс обучения броскам, болевым и удушающим приемам включает в себя три этапа: этап ознакомления; этап разучивания; этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Ознакомление с приемом необходимо для подготовки сотрудников к его разучиванию и тренировке.Цель ознакомления с приемом –создать у сотрудников представление о разучиваемом приеме и о его назначении.Задачи:1. Образцово продемонстрировать прием в «боевом» темпе.2. Пояснить его практическое предназначение и значимость для профессиональной деятельности сотрудника.3. Показать возможные варианты выполнения приема.4. Сформировать смысловое и зрительное представления о приеме и способе его выполнения.На этапе ознакомления применяются в основном общепедагогические словесные и наглядные методы.В начале занятия необходимо активизировать мыслительную деятельность сотрудников. Для этого используются подготовительные упражнения, простые задания, развивающие память, воображение и находчивость занимающихся.Перед разучиванием приема необходимо указать на необходимость и значимость владения бросками, болевыми и удушающими приемами в служебной деятельности и личной безопасности сотрудников. Преподаватель должен акцентировать важность учебной темы, указать на ее актуальность. Для успешного овладения приемами необходимо создать в группе благоприятную эмоциональную атмосферу. Разучивание приема должно начинаться, после того как задействованы все выше перечисленные сферы познавательной деятельности сознания сотрудников.Показ приема должен быть образцовым, создавать ясное зрительное представление, укреплять интерес к изучению темы. Прием необходимо показывать так, чтобы действия преподавателя были видны всем обучаемым. Для показа наиболее удобен сомкнутый одношереножный или двухшереножный строй, когда шеренгистоят лицом друг к другу (расстояние 34 м.), а преподаватель находится между шеренгами посредине строя. Если в подразделении есть спортсмены, владеющие единоборствами, то они можно привлекать к демонстрации приемов. Показ должен заканчиваться кратким обоснованием условий применения приема в боевой обстановке. Определяется конечный результат, которого необходимо достичь, применяя тот или иной способ выполнения приема. Необходимо пояснить сотрудникам о необходимости изучения различных вариантов приема, соответствующих правовым нормам.На этапе разучивания происходит формирование основ техники изучаемого приема.Цель –сформировать у сотрудника основы выполнения приема на уровне умения.Задачи:1. Определить основные фазы выполнения приема.2. Создать двигательное представление выполнения приемам сотрудниками по фазам.3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах.4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике приема.Решение задач осуществляется поочередно. На этапе ознакомления применяются в основном общепедагогические словесные и наглядные методы, а также метод расчлененноконструктивного упражнения (изучения приема по частям).На этапе разучивания прием демонстрируется быстро; затем медленно и по частям, обращая внимание на его главные элементы (фазы). На данном этапе обучения изучаемый прием разбивается по фазам и опорным точкам. Сотрудники выполняют прием медленно и по частям. Активно используются подводящие упражнения. Далее, по мере усвоения материала, преподаватель добивается целостного выполнения приема, выделяя и устраняя только значительные искажения в технике его выполнения. На данном этапе обучения происходит дальнейшее уточнение выполнения деталей техники. Происходит формирование умения выполнять прием слитно под сознательным контролем его пространственных, временных и динамических характеристик.Прием необходимо разделить на логически завершенные элементы –фазы (группы элементов) так, чтобы не искажать технику выполнения приема. Можно разделить прием на 34 фазы. По мере усвоения техники приема по фазам количество частей необходимо сократить путем их объединения. Выполнив прием 810 раз по фазам, разучивание можно продолжить на 2 счета. Далее прием выполнять в целом.На этапе разучивания броска сотрудник определяет способ выведения из равновесия, точки приложения силы. После изучения фаз (опорных точек) сотрудник приступает многократному повторению приема на неподвижном ассистенте пофазно. Прием в начале,выполняется медленно и точно. Постепенно темп увеличивается.Для разучивания приемов необходимо распределить сотрудников по парам. Приемы при изучении выполняются плавно, без рывков и по сигналу партнера (хлопками по ковру, телу или голосом –«Есть!») или по оговоренному сигналу преподавателя немедленно прекращаются. Разучивание приемов страховки и само страховки осуществляется на первых занятиях, а в дальнейшем постоянно совершенствуются.На этапе закрепления и совершенствования приема происходит дальнейшее изучение бросков, болевых и удушающих приемов.Цель –формированиеу сотрудника техники выполнения приема на уровне навыка.Задачи:1. Устранить мелкие ошибки в технике приема.2.Добиться стабильности и автоматизма выполнения приема.3. Обеспечить вариативность использования приема, используя необычные условия его выполнения.На этапе закрепления и совершенствования приема применяются в основном общепедагогические словесные и наглядные методы, а также метод целостноконструктивного упражнения (изучения приема в целом). На этом этапе обучения сотрудник многократно повторяет прием на неподвижном ассистенте слитно. В дальнейшемсотрудник вынуждает ассистента сделать шаг вперед, назад или в сторону. Увеличивается также и скорость выполнения броска. В дальнейшем целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения.После того как сотрудники освоят приемы в целом, им целесообразно дать задание для самостоятельного выполнения. Необходимо так же помнить, что результат приема зависит от выполнения его мельчайших деталей. Приемы изучаются и совершенствуются в обе стороны, правой и левой конечностями. Следует обращать внимание на ошибки, заставляя сотрудников устранять их постепенно по очереди. На этом этапе приемы выполняются в боевом темпе. Необходимо убедить сотрудников изучать различные варианты приемов.На этапе закрепления и совершенствования техники бросков, болевых и удушающих приемов происходит формирование навыка приема. На этом этапе достигается автоматизированность и помехоустойчивость выполнения приема. Для формирования навыка необходим большой объем повторения приема и вариативность его исполнения.Для совершенствования приемов сотрудникам кроме непосредственной отработки приемов необходимо постоянно повышать уровень общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие сотрудника. Она создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств, необходимых для совершенствования техники бросков, болевых и удушающих приемов. Специальная физическая подготовка играет важную роль в формировании двигательных способностей сотрудников и находится в прямой зависимости от особенностей техники изучаемых приемов и тактики их использования. Эффективность бросков, болевых и удушающих приемов зависит от развития у сотрудников целого комплекса физических способностей, в частности: скоростных способностей, координационных способностей, выносливости.Совершенствованию бросков, болевых и удушающих приемов во многом способствует наличие хорошо развитых специфических координационных способностей:–способность к точности воспроизведения;–способность к быстрому реагированию;–способность к быстрой перестройке двигательной деятельности.Для совершенствования бросков, болевых и удушающих приемовнеобходимо соблюдать основные принципы техники выполнения приемов. Эффективность изучаемых приемов во многом зависит от умения сотрудника выдерживать правильную форму выполнения приема, сохранять равновесие своего тела и активно использовать свой центр тяжести. При выполнении приемов важно также умело использовать свою силу. Необходимо помнить, что скорость движения и концентрация усилия в кульминационный момент приема позволяют использовать свою мышечную силу более эффективно. Для результативного выполнения приема важно наличие у сотрудника чувства времени (своевременности). Прием будет результативным, если он выполнен именно в определенный момент, когда противник его не ожидает.На этапе закрепления и совершенствования техники приемов защиты от ударов ножом, тяжелым предметом преподавателю необходимо использовать различные способы организации сотрудников во время обучения приемам.При фронтальном способе сотрудники одновременно выполняют один и тот же прием под руководством преподавателя. Используя этот способ, преподаватель держит в поле зрения всю группу и легко контролирует действия сотрудников.Используя групповой способ, преподаватель распределяет сотрудников на подгруппы по 24 человека. Каждая подгруппа выполняет отдельное задание.После того как сотрудники выполнят прием несколько раз, подгруппы меняются местами. При использовании группового способа сохраняется высокая плотность занятия.При использовании индивидуального способа, каждый сотрудник выполняет прием индивидуально. Преподаватель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания. Остальные сотрудники также имеют возможность наблюдать за исполнением и оценивают прием. Использование этого способа позволяет реализовать принцип индивидуализации и дифференциации обучения.Поточный способ используется для реализации кругового метода выполнения приемов. Преподаватель определяет «станции» где, сотрудник выполняет только одно упражнение или прием, вариант приема. Сотрудники в процессе занятия передвигаются по кругу от одной станции к другой. Использование поточного способа позволяет выдерживать высокую плотность занятия. У сотрудников развиваются такие физические качества, как выносливость и координация движения.Занятия проводятся как в зале со специальным покрытием (борцовский ковер, татами), оборудованном тренажерами, борцовскими и боксерскими снарядами, так и на специально подготовленной яме с песком и опилками, на местности, а также в условиях, моделирующих определенную оперативную обстановку, специфичную для служебной деятельности каждой категории обучаемых (улица, квартира, камера, вагон поезда). Некоторые занятия, особенно на начальном этапе обучения, можно проводить в обычном спортивном зале или площадке.Нельзя допускать, чтобы эмоции управляли действиями подчиненных. Стихийные, неконтролируемые единоборства приводят ктравмам, нарушению техники выполнения приемов и не способствуют разучиванию техники. Поэтому преподавателю необходимо поддерживать высокую дисциплину и организованность на занятиях, четко подавать команды и распоряжения, добиваться их точного выполнения.Этапы обучения могут сокращаться и удлиняться, это зависит: от сложности приема; от возраста сотрудников и уровня их физической и технической подготовленности; от эмоционального состояния сотрудников; от методов и приемов, которые использует преподаватель;от уровня мотивации сотрудников к учебнотренировочной деятельности.

Ссылки на источники1.Гусев А. А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск2. –ART 55002. –URL: http://ekoncept.ru/2014/55002.htm. –ISSN 2304120X.2.Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел: учебнометодическое пособие / Е.И. Троян, С.В. Катаргин. –Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2009. –80 с.3.Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб. 2006. 207 с.