Формирование УУД в проектной деятельности на уроке английского языка: из опыта работы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куликова Ю. В. Формирование УУД в проектной деятельности на уроке английского языка: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3436–3440. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85688.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт работы учителя английского языка по проектной методике у младших школьников для формирования универсальных учебных действий (на примере материала учебника). При правильной организации творческой проектной деятельности в начальной школе её использование позволяет достичь существенных результатов и способствует росту познавательного интереса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Куликова Юлия Владимировна,Учитель английского языка высшей категории, МАОУ «Гимназия №2», г. Пермьyulia_one@mail.ru

ФормированиеУУД в проектной деятельности на уроке английского языка. Из опыта работы

Аннотация.В статье представлен опыт работы учителя английского языка по проектной методике у младших школьников для формирования универсальных учебных действий (на примере материала учебника). При правильной организации творческой проектной деятельности вначальной школе, её использование позволяет достичь существенных результатов и способствует росту познавательного интереса.Ключевые слова:универсальные учебные действия, проектная деятельность,взаимодействие, младшие школьники.

Развивающие и воспитывающие и резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода. В этих условиях ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности. Он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Проблема развития самостоятельности младших школьников очень актуальна. Формирование универсальных учебных действий включено в стандарты начального образования нового поколения и нашло отражение в УМК серии «English» под редакцией И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной. УМК серии «English» для 4 класса предлагает широкий спектр увлекательных проектных заданий, которые накапливаются впортфолио учащегося в виде индивидуальных и коллективных макетов, постеров, писем, игр. Применяя в образовательном процессе современные эффективные образовательные технологии, предпочтение отдаю проектной технологии, так как она включаетв себя элементы многих интерактивных технологий, обеспечивает их интеграцию, что в наибольшей мере способствует развитию ключевых компетенций обучающихся. Организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, ролевыми, игровыми, творческими. Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую. Он ориентирован не столько на получение фактических знаний, как на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Проект может выполняться в ходе элективных курсов, изучения интегрированных курсов. Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов организация этой деятельности, а особенно подготовительный этап. Используя эту технологию, учащиеся успешно выступают не только на уроках, но и на научнопрактических конференциях городского и краевого уровней. Проектыпозволяют учащимся расширить и углубить изучаемый материал, увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского языка, и содержанием других школьных предметов. Занимаясь проектной деятельностью, необходимо обратить внимание на взаимодействия учителя и учащихся. Учитель, конечно, играет важную роль, направляя учащихся. Учащиеся, в свою очередь, не могут быть максимально самостоятельными. Следовательно, работая над проектом, следует найти золотую середину, когда самостоятельность и ответственность ученика сочетаются с управлением со стороны учителя. Как происходит формирование универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Мой дом».

Вызов (ситуация). Несколько дней назад я купила большой дом. В этом доме 2 этажа. Так же я приобрела всю необходимую мебель, но не знаю, как расставить ее, чтобы сделать мой дом более уютным. Я пригласила вас, чтобы помочь мне это сделать. Зачем? Я узнала, что вы лучшие дизайнеры в городе. Поможете ли вы мне обставить мой дом мебелью? Класс делится на 3 группы. (раздать конверты, в которых лежат, вырезанные из журналов предметы мебели с одним лишним предметом мебели ). Угадайте, какие комнаты вам достались? Какой предмет мебели в вашем конверте лишний? Расставьте мебель и опишите комнату, которая у вас получилась.(дается время на приклеивание мебели и создание монологаописания получившейся комнаты). Идет описание комнат у доски. Выбирается этаж. Творческие проекты традиционно используются при обучении детей младшего возраста иностранному языку. Они помогают разнообразить и оживить урок. Разыгрывание диалогов с применением ролевых игр позволяет детям (особенно застенчивым) вживаться в ситуацию общения более непринужденно. По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий. По количеству участников групповой. По продолжительности проведения средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе этапе замысла весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. Наследующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. На этом этапе ребята расставляли мебель. Определяли, как сделать комнату уютнее. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. На последнем этапе —этапе представления своей работы —учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице. Таблица 1Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта Роль учителя Роль ученика Формируемые УУДВызовОрганизатор Участник вызоваВ сфере личностных УУД у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап

Консультант Творец

В сфере личностных УУД формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работыКоординаторДизайнерВ сфере личностных УУДсамоопределение, действия нравственноэтического характера. В сфере регулятивных УУД—учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД—учащиеся учатся строить сообщения в устной форме . В сфере коммуникативных УУД —учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Работа над проектом есть процесс творческий. Учащиеся,взаимодействуя друг с другом,занимаются поиском разрешения проблемы, личностно значимой для них. Это требует от учащихся в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Поэтому можно с уверенностью утверждать,что у учащихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. При этом в учебном процессе создается такая ситуация, в которой употребление школьниками иностранного языка является естественным и свободным, таким, каким оно выступает в родном языке. Совершенно очевидно, что в этой ситуации от участников проекта ожидается умении сосредоточить своё внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании.В ходе выполнения проекта ученики активны, они проявляют творчество и не являются пассивными. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу “Надо знать”) и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения языку.Таким образом, на основании всего сказанного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностноориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создаёт условия, в которых процесс обучения иностранному языку посвоим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте. А проекты, включенные в курс УМК «English» , представляют собой органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, позволяют использовать материал учебника для развития универсальных учебных действий. Умелое применение эффективных педагогических технологий способствует формированию и развитию универсальных учебных действий у учащихся, способствует росту познавательного интереса.