Развитие системы детского кинопроката в 20–30-е гг. XX в.
Выпуск:
ART 85729
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карабутина
Т.
В. Развитие системы детского кинопроката в 20–30-е гг. XX в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3641–3645. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85729.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема организации детского досуга в период становления советского государства и основные направления культурно-просветительской работы с детьми. Статья посвящена исследованию проблемы становления детского кинематографа в 20–30-е гг. ХХ в. (охарактеризованы формы организации детских киносеансов, показаны особенности работы с детьми-зрителями, проанализирован репертуар для детского просмотра и др.).
Ключевые слова:
искусство, культура, воспитательная работа, досуг, детский кинематограф, 20–30-е гг. хх в., просвещение
Похожие статьи
- Организация просветительской работы с детьми в период становления советского государства (20–30-е гг. XX в.)
- Взаимодействие и взаимовлияние европейской и американской культуры с XVIII века по настоящее время
- Молодежный досуговый центр в вузе как социокультурная среда художественно-творческого развития обучающейся молодежи
Текст статьи
Карабутина Татьяна Викторовна,Студентка 2 курса, Лесосибирский педагогический институт –филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. ЛесосибирскKarabytinaTanya@yandex.ru
Развитие системыдетского кинопроката в 2030е гг. XXв.
Аннотация.В данной статье рассмотрена проблема организации детского досуга в периодстановления советского государства и основные направления культурнопросветительской работы с детьми. Статья посвящена исследованию проблемы становления детского кинематографа в 2030е гг. ХХ в. (охарактеризованы формыорганизации детских киносеансов, показаны особенностиработы с детьмизрителями, проанализирован репертуардля детского просмотра и др.).Ключевые слова:детский кинематограф, 2030е гг. ХХ в., культура, воспитательная работа, досуг, просвещение, искусство.
Образовательная политика российского государства сегодня ориентирована на духовное возрождение общества. Важность этого положения подчеркивается тем обстоятельством, что на первое место выдвигаются приоритетные направления образования: образование взрослых, инклюзивное образование и просветительская деятельность. На пленарном заседании 20ой Межпарламентской Ассамблеи государствучастников СНГ от 07.12.2002 был принят «Модельный закон о просветительской деятельности», изменения и дополнения в который вносились в ноябре 2007 г. (новая редакция закона вышла в 2014 г.). Модельный закон раскрывает термин просвещение, просветительская деятельность, принципы просветительской деятельности, и подчеркивает значимость данной деятельности на современном этапе развитияобщества. Собственно термин «просветительская деятельность» рассматривается в законе как разновидность неформального образования, совокупность информационнообразовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»). Подобное развитие государственной образовательной политики усиливает значимость исторических исследований направлений и форм просветительской деятельностей в период их становления и подъема. Так, период 1920х гг. рассвет просветительской работы в нашей стране. Это было вызвано потребностями общества с одной стороны и задачами молодого советского государства с другой стороны. Актуальность изучения различных направлений организации просветительской деятельности в 20е гг. ХХ в. подчеркивает большое количество исследований: музейная работа (Н.А. Белоусовой, Н.И. Рубана, Ф.И. Шмита и др.), клубная работа (Н.А.Смирновой и др.), работа избчитален (Л.П.Малаховой и др.), культурнопросветительская работа профсоюзов (А.С.Ковалева и др.). Хронологические рамки работыохватывают период с 1920х гг. Именно в это время просветительская работа приобретает системность, получаетматериальнотехническую базу, решаются проблемы подготовки квалифицированных кадров.Важно отметить, что просветительская работа и в период ее становления и сегодня рассматривается наукой в контексте внешкольного образования и образования взрослых. По мнению большинства ученых, внешкольное образование в нашей стране существует с июня 1918 г. Значительный вклад в решение теоретических проблем развития и становления внешкольной работы внесли Н.К. Крупская, Е.Н. Медынский, А. В. Луначарский, С.Т. Щацкий и др. Современные исследования проблем внешкольного образования представлены работами Т.В.Ганиной, М.В. Демчишина и др.[1].Е.Н. Медынский считал, что «…полная система содействия внешкольному образованию должна быть построена таким образом, чтобы все стороны человеческого я, и духовная и физическая, могли получить удовлетворение, чтобы эта система была направлена к умственному, эстетическому, нравственному, физическому, одним словом, ко всестороннему развитию человека…». Он определил и формы организации внешкольного образования: библиотеки; книгоиздательство и издание периодических органов печати; книжная торговля и продажу картин (книжные склады); народные чтения и публичные лекции; школы для взрослых различных типов (воскресную школу, повторительнодополнительные занятия, краткосрочные специальные курсы, дополнительные школы, народный университет); музеи и выставки (общеобразовательного характера, по прикладным знаниям и по искусству); экскурсии; театр; кинематограф; концерты и певческие праздники; спорт; народные праздники; народные дома, клубы для рабочих [2]. С первых лет Советской власти кинематограф начинает играть все более активную роль в воспитании нового человека. В силу наглядности и убедительности экранного образа, огромной агитационнопропагандистской мощи кинематограф в 2030е гг. ХХ в. становится эффективным средством просветительской работы. В документах исследуемого периода (Агитпропе ЦК (1925 г.), Всесоюзное партийное совещание по кино (1928 г.) и др.), периодических изданиях (Народное просвещение, На путях к новой школе, Просвещение Сибири и др.)подчеркивалась необходимость широкого использования кинохроники в агитмассовой работе, отмечалось «кино представляет собой явление высокого культурноисторического значения». Указывалось, что на всех участках социалистического строительства кино может и должно быть использовано, как массовое орудие агитации и пропаганды задач, поставленных партией и правительством[3].В этот период в истории нашей страны происходила трансформация общественнополитического, социальноэкономического и культурного развития, утверждались его новые устои. Новое государство важным направлением своей деятельности считалоидеологическую и культурнопросветительскую работу, результатом которой должно было стать воспитание «нового» человека. Для этих целей как никакой другой вид искусствав 20е гг. подходил кинематограф. Развитию кинематографа в 2030е гг. ХХ в. Посвящено большое количество исследованийв разных областях наук: философии (С.Н.Еланскаяи др.), истории (А.А.Иванов, А.В.Федюки др.), культурологии (Н.Ю. Спутницкая, И.В.Шестаковаи др.), социологии (А.В.Серебренникови др.). Его актуальность была бесспорной. В. И. Ленин не случайно назвал кино важнейшим из искусств. Кинематограф становился инструментомформирования общественного мнения.Если сегодня мы воспринимаем происходящее на экране как разыгрываемые спектакли, то зрители тех лет, и особенно дети,принимали иллюзию за действительность, а видимое на экране –воспринимали как кинодокумент[4].Государственный орган, ведающий киноделом, должен поставить перед собой такие задачи как: вопервых, выявление лица кинематографа; вовторых, установление точной квалификации картин; втретьих, использование всех ресурсов и возможностей, скрывающимся в механическом способе изображения; вчетвертых, использование кино, как одной из доходнейших статей государства[5].Вопрос о кино для детейбыл поставленс гораздо большей остротой и полнотойво время становления советского государства, чем до революции. Дешевизна и доступность кинотеатровдля взрослых, значительная посещаемость их детьми, увлечения, с которыми дети ходят в кино, наконец, быстрый рост числа «развлекательных сеансов для детей»,устраиваемых кинотеатрами, а иногда то той, то другой организацией, вели в жизнь ребенка кинематограф. Однако отмечалось, что такое мощное средствовоздействия на ребенкакак кинематограф в начале 20х гг. ХХ в. «никем ответственно не руководится и частоосуществление его предоставлено на волю случая». Это было недопустимо и требовалась разработка «нового вида массовой работы с детьми». В педагогических изданиях тех лет указывалось на необходимость выработки организационных форм, содержания и методов киноработы с детьми. Указывалось на полезность наблюденийза ребятами на детских и взрослых сеансах «поведение ребенка здесь, зародыши организованных форм работы и приемы ее, выработанные жизнью, могут дать указание педагогу, как ему приступить к этой работе, как ее строить».Рассматривались разныеформы организации детских киносеансов.Таблица1Формы организации детских киносеансов
Форма Время Педагогическая работаВоскресный киносеансВ воскресенье утром, когда обычно театры не работают, ставят «детскую» программу и продаютбилеты по значительно удешевленным ценамРуководит сеансом постоянный персонал кинотеатра без приглашения педагога. Никакой педагогической работы ни в кино, ни за его пределами не ставится. При составлении программы администратор руководится вкусами потребителя вообще, а не ребенка в частности, и только отчасти рекомендательным списком.Иногдаприглашение специалиста для устройства игр и развлечений в фойе во время ожидания начала сеанса (Петрушка, подвижные игры). Воспитательные возможности кино никак не используются.Тематический показОговаривалось в зависимости от возможностей кинотеатра и школыШколы вступают в соглашение с кинотеатром, который по их указаниям ставит ту или иную картину («Потемкин», «Дворец и крепость», «Крылья холопа», «Мать» и т. п.), связанную с прохождением школьной программы. Школа гарантирует кино распространение билетов. В кинематографе работа с детьми не ведется, образовательный материал, даваемый картиной, прорабатывается в школе.Кинопоказ от организацииОпределяла организация и согласовывала с кинопедагогомОрганизация (ОДСК, АРК и т. п.) арендует кинотеатр и оплачивает штат служащих, сама проводит сеанс для детей. Приглашается специалист кинопедагог для руководства всем сеансом и для работы с детьми в фойе. Сбыт билетов происходит организованно среди школ, детдомов, отрядов через ребят, связанных с ними и одновременно являющихся активом кино.
Рекомендоваласьпоследняяформа. Считалось, что «она превращает кино в самооценочный тип педагогического учреждения, многогранно используется все воспитательные возможности, присущие ему»[6].Отмечалось, что в самом начале становления советского государства «художественных лент для детей почти нет, и приходится отбирать для них наиболее подходящие из фильмов для взрослых». Однако, уже начиная с 20х гг. в кинематографе появляется детский репертуар: «Сигнал» (1918), «Красные дьяволята» (1923), «Как Петюнька ездил к Ильичу» (1925), «Ванька —юный пионер» (1925), «Остров юных пионеров» (1925), «Самый юный пионер» (1925), «Новый Гулливер» (1935), «Космический рейс» (1935), «Джульбарс» (1935), «Дети капитана Гранта» (1936) и др.[3].Укажем основные организационные формы работы с ожидающими. Прежде всего обращали свое внимание на массовостьребят, совершенно не организованных, пестрых по составу, нетерпеливо ожидающих и требующих начала любимого зрелища. Отсутствие спайки между ребятами в кино, однако, нетрудно преодолеть, ведь всех их привел сюда интерес в кино. Чтобы удовлетворить его, они легко идет на самодисциплинирование. Егото и надо использовать, чтобы ввести организующие элементы среду ребятзрителей. И правильно выработанная организационная форма работы позволит осилить эту трудность. После пары сеансоввокругкинопедагога соберется группка наиболее интересующихся ребят, которым он своими знаниями, советами помогает наиболее полно удовлетворить те запросы, ответов на которые они ищут в кино. Дело кинопедагога –сплотить их в совет активистов, на котором покоиться вся возможность дальнейшей работы со зрителями. Совет активистов принимает самое деятельное участие в организации всей жизни в кино –от убранства помещения, выпуска стенной газеты, выбора темы для беседы вплоть до установления программы сеансов, поскольку это допускают условия проката. Совет собирается на короткое времядо открытия театра и задерживается тоже ненадолго после окончания утренника.Из этой зародышевой формы коллектива, связанного с кино, должен развиваться в дальнейшем кружок[6].Одним из приемов работы кинопедагога является беседа со зрителями. Общаясь с группкой ребят (человек 1015) в кино, он отвечает напоставленные ими вопросы, которые чаще всего вертятся вокруг кинематографии в целом.Помимо других плюсов такого активного отношения к содержанию картины, важно и то, что ребята, приступая к просмотру ее, будут охвачены общим настроением. Это позволит им коллективно пережить содержание фильма, а эта общность придаст переживанию особую силу. Одной из важных форм привлечения публики к кино являлись плакаты и фото.К плакатам и фото кинотеатров на утреннике для детей надо добавить и лозунги, и диаграммы, и картограммы, словом, различный графический материал, подобранный к данному случаю. Организация сеанса прежде всего требует выбора ленты. В этом отношении педагог встретит очень много трудностей. Художественных лент для детей почти нет, и приходится отбирать для них наиболее подходящие из фильмов для взрослых. Отбор очень труден, и часто за неимением лучшего приходится пропускать то, что не вполне уместно на детском экране. Научных картин несколько больше и они более высокого достоинства с точки зрения педагогики, но их недостаточно, а главное –темы их выбраны случайно; какаялибо плановость в их подборе в настоящее время крайне трудна. Программа сеанса должна быть разнообразна, т. е. включать научные, художественные ленты и хронику. Опрос детей указывает,что включение в программу интересной научной или хроникальной ленты не только не мешает успеху кинотеатра, но даже повышает привлекательность его в глазах детей. Необходимо, чтобы лента делового характера шла в начале сеанса, пока дети не утомлены.Кинопедагог не должен упускать из внимания и внешней стороны сеанса, которая обычно находится в ведении администратора. Желательно, чтобы киносеансы для детей устраивались в дневные часы. Промежутки между сеансами должны быть достаточны для проветривания зрительного зала; надо следить, чтобы движение ленты не было слишком быстро и не препятствовало чтению титров, чтобы места в зрительном зале были нумерованы, а число продаваемых билетов не превышало общего количества их и т. д.[3].В 20е –30е гг. XX в. новаявласть важным направлением своей деятельности и одним из главных средств укрепления нового строя считала просветительскую и идеологическую работу. Её итогом должно было стать воспитание «нового» человека, всецело разделяющего ценности этой власти. Кинематограф, набиравший в исследуемый период популярность, как нельзя лучше подходил для этих целей. Поэтому изучение кинематографа указанного периода является важной задачей рассмотрения процесса воспитания подрастающего поколения. Кинематограф 192030е гг. сыграл большую роль в развитии просветительской работы среди населения. Художественные фильмы и кинохроника, созданные в исследуемый период, и сейчас производят сильное впечатление. Созданная система просветительской работы посредством кинематографа успешно реализовывала идеологию советской власти, в русле этого осуществлялась и воспитательная работа с детьми. Кроме того, грамотно организованная работа с детьмизрителями обеспечивала их духовнонравственное развитие посредством посещения кинотеатров и просмотра художественных и научных картин.
Ссылки на источники1.Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Шалабанова А.А. Развитие просветительской деятельности в Сибири в 2030 е гг. ХХ в. // Современные проблемы науки и образования. –2014. –№ 6.2.Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. –3е изд., доп. и перераб. –М.: Наука. –1918. 3.Карабутина Т. В. Организация просветительской работы с детьми в 2030е гг. XXв. посредством кинематографа // Материалы 53ей Международной научной студенческой конференции (МНСК). –Новосибирск. –2015. –С. 167168 4.Федюк А. В. Советская система кинопроизводства и кинопроката в 1920е 1930е гг.: дис. к. и. н. –Новосибирск. 2009. 276 с.5.Либерман Л. Организация фотокино дела в РСФСР // Народное просвещение. –1929 –№ 110. –С. 67.6.Педагогическая энциклопедия: в 3 т. Т. 2 / Под ред. А.Г. Калашникова. М.,1928. 634 с.
Развитие системыдетского кинопроката в 2030е гг. XXв.
Аннотация.В данной статье рассмотрена проблема организации детского досуга в периодстановления советского государства и основные направления культурнопросветительской работы с детьми. Статья посвящена исследованию проблемы становления детского кинематографа в 2030е гг. ХХ в. (охарактеризованы формыорганизации детских киносеансов, показаны особенностиработы с детьмизрителями, проанализирован репертуардля детского просмотра и др.).Ключевые слова:детский кинематограф, 2030е гг. ХХ в., культура, воспитательная работа, досуг, просвещение, искусство.
Образовательная политика российского государства сегодня ориентирована на духовное возрождение общества. Важность этого положения подчеркивается тем обстоятельством, что на первое место выдвигаются приоритетные направления образования: образование взрослых, инклюзивное образование и просветительская деятельность. На пленарном заседании 20ой Межпарламентской Ассамблеи государствучастников СНГ от 07.12.2002 был принят «Модельный закон о просветительской деятельности», изменения и дополнения в который вносились в ноябре 2007 г. (новая редакция закона вышла в 2014 г.). Модельный закон раскрывает термин просвещение, просветительская деятельность, принципы просветительской деятельности, и подчеркивает значимость данной деятельности на современном этапе развитияобщества. Собственно термин «просветительская деятельность» рассматривается в законе как разновидность неформального образования, совокупность информационнообразовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»). Подобное развитие государственной образовательной политики усиливает значимость исторических исследований направлений и форм просветительской деятельностей в период их становления и подъема. Так, период 1920х гг. рассвет просветительской работы в нашей стране. Это было вызвано потребностями общества с одной стороны и задачами молодого советского государства с другой стороны. Актуальность изучения различных направлений организации просветительской деятельности в 20е гг. ХХ в. подчеркивает большое количество исследований: музейная работа (Н.А. Белоусовой, Н.И. Рубана, Ф.И. Шмита и др.), клубная работа (Н.А.Смирновой и др.), работа избчитален (Л.П.Малаховой и др.), культурнопросветительская работа профсоюзов (А.С.Ковалева и др.). Хронологические рамки работыохватывают период с 1920х гг. Именно в это время просветительская работа приобретает системность, получаетматериальнотехническую базу, решаются проблемы подготовки квалифицированных кадров.Важно отметить, что просветительская работа и в период ее становления и сегодня рассматривается наукой в контексте внешкольного образования и образования взрослых. По мнению большинства ученых, внешкольное образование в нашей стране существует с июня 1918 г. Значительный вклад в решение теоретических проблем развития и становления внешкольной работы внесли Н.К. Крупская, Е.Н. Медынский, А. В. Луначарский, С.Т. Щацкий и др. Современные исследования проблем внешкольного образования представлены работами Т.В.Ганиной, М.В. Демчишина и др.[1].Е.Н. Медынский считал, что «…полная система содействия внешкольному образованию должна быть построена таким образом, чтобы все стороны человеческого я, и духовная и физическая, могли получить удовлетворение, чтобы эта система была направлена к умственному, эстетическому, нравственному, физическому, одним словом, ко всестороннему развитию человека…». Он определил и формы организации внешкольного образования: библиотеки; книгоиздательство и издание периодических органов печати; книжная торговля и продажу картин (книжные склады); народные чтения и публичные лекции; школы для взрослых различных типов (воскресную школу, повторительнодополнительные занятия, краткосрочные специальные курсы, дополнительные школы, народный университет); музеи и выставки (общеобразовательного характера, по прикладным знаниям и по искусству); экскурсии; театр; кинематограф; концерты и певческие праздники; спорт; народные праздники; народные дома, клубы для рабочих [2]. С первых лет Советской власти кинематограф начинает играть все более активную роль в воспитании нового человека. В силу наглядности и убедительности экранного образа, огромной агитационнопропагандистской мощи кинематограф в 2030е гг. ХХ в. становится эффективным средством просветительской работы. В документах исследуемого периода (Агитпропе ЦК (1925 г.), Всесоюзное партийное совещание по кино (1928 г.) и др.), периодических изданиях (Народное просвещение, На путях к новой школе, Просвещение Сибири и др.)подчеркивалась необходимость широкого использования кинохроники в агитмассовой работе, отмечалось «кино представляет собой явление высокого культурноисторического значения». Указывалось, что на всех участках социалистического строительства кино может и должно быть использовано, как массовое орудие агитации и пропаганды задач, поставленных партией и правительством[3].В этот период в истории нашей страны происходила трансформация общественнополитического, социальноэкономического и культурного развития, утверждались его новые устои. Новое государство важным направлением своей деятельности считалоидеологическую и культурнопросветительскую работу, результатом которой должно было стать воспитание «нового» человека. Для этих целей как никакой другой вид искусствав 20е гг. подходил кинематограф. Развитию кинематографа в 2030е гг. ХХ в. Посвящено большое количество исследованийв разных областях наук: философии (С.Н.Еланскаяи др.), истории (А.А.Иванов, А.В.Федюки др.), культурологии (Н.Ю. Спутницкая, И.В.Шестаковаи др.), социологии (А.В.Серебренникови др.). Его актуальность была бесспорной. В. И. Ленин не случайно назвал кино важнейшим из искусств. Кинематограф становился инструментомформирования общественного мнения.Если сегодня мы воспринимаем происходящее на экране как разыгрываемые спектакли, то зрители тех лет, и особенно дети,принимали иллюзию за действительность, а видимое на экране –воспринимали как кинодокумент[4].Государственный орган, ведающий киноделом, должен поставить перед собой такие задачи как: вопервых, выявление лица кинематографа; вовторых, установление точной квалификации картин; втретьих, использование всех ресурсов и возможностей, скрывающимся в механическом способе изображения; вчетвертых, использование кино, как одной из доходнейших статей государства[5].Вопрос о кино для детейбыл поставленс гораздо большей остротой и полнотойво время становления советского государства, чем до революции. Дешевизна и доступность кинотеатровдля взрослых, значительная посещаемость их детьми, увлечения, с которыми дети ходят в кино, наконец, быстрый рост числа «развлекательных сеансов для детей»,устраиваемых кинотеатрами, а иногда то той, то другой организацией, вели в жизнь ребенка кинематограф. Однако отмечалось, что такое мощное средствовоздействия на ребенкакак кинематограф в начале 20х гг. ХХ в. «никем ответственно не руководится и частоосуществление его предоставлено на волю случая». Это было недопустимо и требовалась разработка «нового вида массовой работы с детьми». В педагогических изданиях тех лет указывалось на необходимость выработки организационных форм, содержания и методов киноработы с детьми. Указывалось на полезность наблюденийза ребятами на детских и взрослых сеансах «поведение ребенка здесь, зародыши организованных форм работы и приемы ее, выработанные жизнью, могут дать указание педагогу, как ему приступить к этой работе, как ее строить».Рассматривались разныеформы организации детских киносеансов.Таблица1Формы организации детских киносеансов
Форма Время Педагогическая работаВоскресный киносеансВ воскресенье утром, когда обычно театры не работают, ставят «детскую» программу и продаютбилеты по значительно удешевленным ценамРуководит сеансом постоянный персонал кинотеатра без приглашения педагога. Никакой педагогической работы ни в кино, ни за его пределами не ставится. При составлении программы администратор руководится вкусами потребителя вообще, а не ребенка в частности, и только отчасти рекомендательным списком.Иногдаприглашение специалиста для устройства игр и развлечений в фойе во время ожидания начала сеанса (Петрушка, подвижные игры). Воспитательные возможности кино никак не используются.Тематический показОговаривалось в зависимости от возможностей кинотеатра и школыШколы вступают в соглашение с кинотеатром, который по их указаниям ставит ту или иную картину («Потемкин», «Дворец и крепость», «Крылья холопа», «Мать» и т. п.), связанную с прохождением школьной программы. Школа гарантирует кино распространение билетов. В кинематографе работа с детьми не ведется, образовательный материал, даваемый картиной, прорабатывается в школе.Кинопоказ от организацииОпределяла организация и согласовывала с кинопедагогомОрганизация (ОДСК, АРК и т. п.) арендует кинотеатр и оплачивает штат служащих, сама проводит сеанс для детей. Приглашается специалист кинопедагог для руководства всем сеансом и для работы с детьми в фойе. Сбыт билетов происходит организованно среди школ, детдомов, отрядов через ребят, связанных с ними и одновременно являющихся активом кино.
Рекомендоваласьпоследняяформа. Считалось, что «она превращает кино в самооценочный тип педагогического учреждения, многогранно используется все воспитательные возможности, присущие ему»[6].Отмечалось, что в самом начале становления советского государства «художественных лент для детей почти нет, и приходится отбирать для них наиболее подходящие из фильмов для взрослых». Однако, уже начиная с 20х гг. в кинематографе появляется детский репертуар: «Сигнал» (1918), «Красные дьяволята» (1923), «Как Петюнька ездил к Ильичу» (1925), «Ванька —юный пионер» (1925), «Остров юных пионеров» (1925), «Самый юный пионер» (1925), «Новый Гулливер» (1935), «Космический рейс» (1935), «Джульбарс» (1935), «Дети капитана Гранта» (1936) и др.[3].Укажем основные организационные формы работы с ожидающими. Прежде всего обращали свое внимание на массовостьребят, совершенно не организованных, пестрых по составу, нетерпеливо ожидающих и требующих начала любимого зрелища. Отсутствие спайки между ребятами в кино, однако, нетрудно преодолеть, ведь всех их привел сюда интерес в кино. Чтобы удовлетворить его, они легко идет на самодисциплинирование. Егото и надо использовать, чтобы ввести организующие элементы среду ребятзрителей. И правильно выработанная организационная форма работы позволит осилить эту трудность. После пары сеансоввокругкинопедагога соберется группка наиболее интересующихся ребят, которым он своими знаниями, советами помогает наиболее полно удовлетворить те запросы, ответов на которые они ищут в кино. Дело кинопедагога –сплотить их в совет активистов, на котором покоиться вся возможность дальнейшей работы со зрителями. Совет активистов принимает самое деятельное участие в организации всей жизни в кино –от убранства помещения, выпуска стенной газеты, выбора темы для беседы вплоть до установления программы сеансов, поскольку это допускают условия проката. Совет собирается на короткое времядо открытия театра и задерживается тоже ненадолго после окончания утренника.Из этой зародышевой формы коллектива, связанного с кино, должен развиваться в дальнейшем кружок[6].Одним из приемов работы кинопедагога является беседа со зрителями. Общаясь с группкой ребят (человек 1015) в кино, он отвечает напоставленные ими вопросы, которые чаще всего вертятся вокруг кинематографии в целом.Помимо других плюсов такого активного отношения к содержанию картины, важно и то, что ребята, приступая к просмотру ее, будут охвачены общим настроением. Это позволит им коллективно пережить содержание фильма, а эта общность придаст переживанию особую силу. Одной из важных форм привлечения публики к кино являлись плакаты и фото.К плакатам и фото кинотеатров на утреннике для детей надо добавить и лозунги, и диаграммы, и картограммы, словом, различный графический материал, подобранный к данному случаю. Организация сеанса прежде всего требует выбора ленты. В этом отношении педагог встретит очень много трудностей. Художественных лент для детей почти нет, и приходится отбирать для них наиболее подходящие из фильмов для взрослых. Отбор очень труден, и часто за неимением лучшего приходится пропускать то, что не вполне уместно на детском экране. Научных картин несколько больше и они более высокого достоинства с точки зрения педагогики, но их недостаточно, а главное –темы их выбраны случайно; какаялибо плановость в их подборе в настоящее время крайне трудна. Программа сеанса должна быть разнообразна, т. е. включать научные, художественные ленты и хронику. Опрос детей указывает,что включение в программу интересной научной или хроникальной ленты не только не мешает успеху кинотеатра, но даже повышает привлекательность его в глазах детей. Необходимо, чтобы лента делового характера шла в начале сеанса, пока дети не утомлены.Кинопедагог не должен упускать из внимания и внешней стороны сеанса, которая обычно находится в ведении администратора. Желательно, чтобы киносеансы для детей устраивались в дневные часы. Промежутки между сеансами должны быть достаточны для проветривания зрительного зала; надо следить, чтобы движение ленты не было слишком быстро и не препятствовало чтению титров, чтобы места в зрительном зале были нумерованы, а число продаваемых билетов не превышало общего количества их и т. д.[3].В 20е –30е гг. XX в. новаявласть важным направлением своей деятельности и одним из главных средств укрепления нового строя считала просветительскую и идеологическую работу. Её итогом должно было стать воспитание «нового» человека, всецело разделяющего ценности этой власти. Кинематограф, набиравший в исследуемый период популярность, как нельзя лучше подходил для этих целей. Поэтому изучение кинематографа указанного периода является важной задачей рассмотрения процесса воспитания подрастающего поколения. Кинематограф 192030е гг. сыграл большую роль в развитии просветительской работы среди населения. Художественные фильмы и кинохроника, созданные в исследуемый период, и сейчас производят сильное впечатление. Созданная система просветительской работы посредством кинематографа успешно реализовывала идеологию советской власти, в русле этого осуществлялась и воспитательная работа с детьми. Кроме того, грамотно организованная работа с детьмизрителями обеспечивала их духовнонравственное развитие посредством посещения кинотеатров и просмотра художественных и научных картин.
Ссылки на источники1.Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Шалабанова А.А. Развитие просветительской деятельности в Сибири в 2030 е гг. ХХ в. // Современные проблемы науки и образования. –2014. –№ 6.2.Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. –3е изд., доп. и перераб. –М.: Наука. –1918. 3.Карабутина Т. В. Организация просветительской работы с детьми в 2030е гг. XXв. посредством кинематографа // Материалы 53ей Международной научной студенческой конференции (МНСК). –Новосибирск. –2015. –С. 167168 4.Федюк А. В. Советская система кинопроизводства и кинопроката в 1920е 1930е гг.: дис. к. и. н. –Новосибирск. 2009. 276 с.5.Либерман Л. Организация фотокино дела в РСФСР // Народное просвещение. –1929 –№ 110. –С. 67.6.Педагогическая энциклопедия: в 3 т. Т. 2 / Под ред. А.Г. Калашникова. М.,1928. 634 с.