Организация просветительской работы с детьми в период становления советского государства (20–30-е гг. XX в.)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карабутина Т. В. Организация просветительской работы с детьми в период становления советского государства (20–30-е гг. XX в.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 831–835. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86180.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема организации детского досуга в период становления советского государства и основные направления культурно-просветительской работы с детьми. Статья посвящена исследованию проблем становления детского кинематографа, театра и работы музеев в 20–30-е гг. ХХ в. (охарактеризованы формы организации детских киносеансов и спектаклей, показаны особенности работы кинопедагога и музейных работников с детьми-зрителями, проанализирован репертуар для детского просмотра и др.).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Карабутина Татьяна Викторовна,Студентка 3 курса, Лесосибирский педагогический институт –филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. ЛесосибирскKarabytinaTanya@yandex.ru

Организация просветительской работы с детьми в период становления советского государства (2030е гг. XXв.)

Аннотация.В данной статье рассмотрена проблема организации детского досуга в период становления советского государства и основные направления культурнопросветительской работы с детьми. Статья посвящена исследованию проблем становления детского кинематографа, театра и работы музеевв 2030е гг. ХХ в. (охарактеризованы формы организации детских киносеансови спектаклей, показаны особенности работы кинопедагога и музейных работников с детьмизрителями, проанализирован репертуар для детского просмотра и др.).Ключевые слова:культура, воспитательная работа, досуг, просвещение, искусство, детский кинематограф, детский театр, музеи, 2030е гг. XX в.

Образовательная политика российского государства сегодня ориентирована на духовное возрождение общества. Важность этого положения подчеркивается тем обстоятельством, что на первое место выдвигаются приоритетные направления образования: образование взрослых, инклюзивное образование и просветительская деятельность. На пленарном заседании 20ой Межпарламентской Ассамблеи государствучастников СНГ от 07.12.2002 был принят «Модельный закон о просветительской деятельности», изменения и дополнения в который вносились в ноябре 2007 г. (новая редакция закона вышла в 2014 г.). Модельный закон раскрывает термин просвещение, просветительская деятельность, принципы просветительской деятельности, и подчеркивает значимость данной деятельности на современном этапе развития общества. Собственно термин «просветительская деятельность» рассматривается в законе как разновидность неформального образования, совокупность информационнообразовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний ииных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»)[5]. Актуальность изучения различных направлений организации просветительской деятельности в 20е гг. ХХ в. подчеркивает большое количество исследований: музейная работа (Н.А. Белоусовой, Н.И. Рубана, Ф.И. Шмита и др.), клубная работа (Н.А.Смирновой и др.), работа избчитален (Л.П.Малаховой и др.), культурнопросветительская работа профсоюзов (А.С.Ковалева и др.). Хронологические рамки работыохватывают период 2030х гг. ХХ в. Именно в этот период культурнопросветительская работа приобрела системность, была организационно оформлена (создана крепкая материальнотехническая база, решены вопросы с финансированием культурнопросветительской работы и проблемы обеспечения ее квалифицированными кадрами) и стала одним из важнейших средств влияния на сознание трудящихся[4].Подобное развитие государственной образовательной политики усиливает значимость исторических исследований направлений и форм просветительской деятельностей в период их становления и подъема. Так, период 1920х гг. рассвет просветительской работы в нашей стране. Это было вызвано потребностями общества с одной стороны и задачами молодого советского государства с другой стороны. Актуальность работы заключается в необходимости осмысления исторического опыта 2030х гг. XX в. по организации просветительской работы. В исследуемый период перед странойстояли не менее сложные проблемы, чем сейчас, и советское правительство считало необходимым уделять максимум внимания повышению образовательного и культурного уровня взрослых и детей. Общеизвестно, что без образованного, культурного человека будет невозможно построить новое государство, в котором этот человек должен занять соответствующее место.Документальную базуисследования составили архивные материалы (фонды архива г.Енисейска). Эти фонды содержат материалы заседаний культурнопросветительских комиссий отраслевых союзов, циркуляры по организации производственной пропаганды, инструкции по созданию культурнопросветительских учреждений. Еще одним важным источником сталапериодическая печать(«Просвещение Сибири», «Народное просвещение» и др.), которая помогла воссоздать общую картину просветительской работы с детьми в исследуемый период. Особый интерес в деле просветительской работы с детьми для нас представляли педагогические издания 2030х гг. ХХ в. (Педагогическая энциклопедия, работы педагогов по проблемам организации работы с детьми и др.)Хронологические рамки исследования охватывают 2030е гг. XXв., потому что в это время происходило формирование социальнокультурной сферы нового государства, активно шла организация просветительской работы среди населения, в том числе и среди детей.Практическая значимостьработы определяется тем, что ее материалы могут быть использованы современными культурнопросветительскими учреждениями разного уровня, а также в преподавательской и исследовательской работе: при разработке курса краеведения, при написании монографий по истории просветительской работы в нашей стране и др. Выбор темы исследования не в последнюю очередь был обусловлен желанием обратить внимание общества на то, какую огромную роль играла культурнопросветительская работа с детьми в период становления советского государства.В настоящем исследовании акцент в организации просветительской работы с детьми будет сделан на работу в этом направлении таких учреждений культуры как театр, кинотеатр, музей.Общеизвестно, что театральное творчество формирует у школьника ценностные ориентиры, воздействующие на эмоциональное восприятие мира, поэтому в исследуемый период привлечение детей к театральному искусству было одним из направлений идеологической и культурнопросветительской работы с детьми. Становление детских театров в СССР связано с именем первого народного комиссара просвещения А.В. Луначарского, который возглавлял директорию Государственного театра для детей в г. Москве. Помимо А.В. Луначарского в дело развития детского театра в СССР внесли вклад А.А. Брянцев, Н.И. Сац, Ю.М. Бонди, Г.Л. Рошаль, А.И. Соломарский, С.Я. Городисская, А.А. Такаишвили, Г.И. Шагаев и др.[7].

В конце 1919 г. заведующий педагогической секцией Театрального отдела в Москве В.А. Филиппов предложил на рассмотрение Центротеатра Положение об устройстве детского художественного театра. В марте 1920 г. была принята декларация директории первого в Советской России государственного театра для детей в Москве. Основные положения декларации гласили: «детям нужны художественноусловная правда, им чужд реализм, но зато близко все волшебное. Театр для детей должен быть синтетическим, основанным на импровизации. Он нуждается всобственном актере и в собственном помещении. Критика должна исходить от самих детей. Репертуар должен быть классическим,фантастическим и сказочным»[7]. При анализе репертуаров театров оказалось, что спектакли общего репертуара мало соответствовали возрастным особенностям и интересам детей, отмечалось, что «репертуар не частное дело того или иного театра, а дело общегосударственного значения».В исследуемый период рекомендовалось «показывать пьесы не художественного репертуара, а агитационные и революционные» [9]. В 1919 г. вышло Положение об устройстве детского художественного театра, в марте 1920 г. была принята декларация первого в Советской России государственного театра для детей в Москве. Указывалось, что театр для детей должен быть синтетическим,основанным на импровизации, он нуждается в собственном актере и в собственном помещении и критика должна исходить от самих детей. По намеченному декларацией пути, исключающего из репертуара детского театра реалистичные пьесы, пошли в первое время все возникавшие в разных городах Советской России театры (см. таблицу 1). В репертуары театров для детей в 20е гг. ХХ в. входили: «Хижина дяди Тома» (БичерСтоу), «Рабочая слободка» (Карпов), «Скупой» (ЖБ. Мольер), «Ревизор» (Н.В. Гоголя), «Мещане» (М. Горького), «Светит да не греет» (А.Н. Островского)[7].Архивные материалы позволяют утверждать, что театры возникали не только в крупных городах, но и в селах и волостях. Такие театры назывались передвижками. Для их приезда необходимо было иметь определенные условия: «деревни не должны были быть далеко расположены друг от друга, … в каждой деревне должно иметься помещение (школа, избачитальня и т.п.), которое могло бы поместить желающих побывать в театре» [6].Таблица 1Появление первых театров в нашей странев 20е гг. XX в.

Год открытияГород Название 1918Саратов«Бесплатный для детей пролетариата и крестьян Советский драматический школьный театр имени вождя рабочекрестьянской революции В.И. Ленина».1918Москва, ПетроградКукольные театры1920МоскваПервый государственный театр для детей1920КраснодарКраснодарский детский театр1920ХарьковПервый государственный театр для детей на Украине1921МоскваМосковский театр для детей1921ПетроградГосударственный театр юных зрителей (ТЮЗ)1924КиевГосударственный театр для детей1925МоскваПередвижной московский театр юного зрителя1926ОдессаГосударственный детский театр

Считалось, что «…никакое искусство нынешнего дня ребенку не нужно, так как его эстетические интересы эволюционируют подобно человеческому искусству». Руководствуясь биогенетическим принципом, были намечены примерные циклы постановок, каждая из которых давала детям понятие об эстетической культуре эпохи, народности, человечества на некоторой ступени его развития [9]. Следует упомянуть еще о спектаклях и театрах для детей с их непосредственным участием. Еще в 1918 г. в Петрограде возникла детская художественная студия им. Лилиной, под руководством артистки Шумской. Это был интернат для девочек, которые днем ходили в школу, а вечером занимались пением, балетными танцами и разучиванием пьес обычного детского репертуара. Спектакли студии больше нравились детямзрителям, чем спектакли общих театров, но полупрофессиональный характер студии в связи с тем, что дети студии начинали уже выходить из детского возраста, привел к необходимости закрыть эту студию и образовать вместо нее новую, на других началах [7]. В правительственных директивах указывалось, что детский театр должен представлять собою центральный организм, а не временную организацию из случайных сотрудников, так как работа в детском театре –особая специальность, требующая и напряженного творчества, и постоянной тренировки. Говорилось о необходимости обеспечения возможности творческого развития этих учреждений культуры, прочной материальной базе, наличия собственного помещения, удовлетворяющего требованиям гигиены и условиям, для удобного просмотра спектакля. Педагогическая литература давала рекомендации о времени начала и продолжительности театральных постановок «спектакли не должны начинаться поздно и не должны быть утомительными для детей, …при допуске детей на тот или иной спектакль необходимо учитывать их возраст и развитие, которые не всегда совпадают; отсюда необходимость сотрудничества театра со школьными работниками и врачом, … необходим так же, контроль над влиянием театра на детей»[7].Все вышеизложенное приводит к давно осознанной детскими театрами необходимости изучения зрителя посредством разных форм, среди которых:

свободные детские письма о впечатлении, произведенным на них спектаклем;

планомерные анкеты (устные и письменные);

индивидуальные и общие наблюдения над реакциями отдельных зрителей или всего зрительного зала;

психометрические исследования[7].Еще одним направлениемкультурнопросветительской работы с детьми в период становления советского государства был кинематограф.Кинематограф с самого начала стал символом технического прогресса человечества, совершенно новым явлением и именно потому завоевал огромную популярность у всего населения. Кинематограф стал не только новым искусством и масштабным зрелищем, но и мощным средством информации, фиксирования событий. Именно этифункции кинематографа были использованы при организации просветительской работы в 2030е гг. Кинематограф в молодом советском государстве был поставлен на службу агитационнопропагандистской, культурнопросветительской работе. С первых лет Советской власти кинематограф начинает играть все более активную роль в воспитании нового человека. В силу наглядности и убедительности экранного образа, огромной агитационнопропагандистской мощи кинематограф в 2030е гг. ХХ в. становится эффективным средством просветительской работы. В документах исследуемого периода (Агитпропе ЦК (1925 г.), Всесоюзное партийное совещание по кино (1928 г.) и др.), периодических изданиях (Народное просвещение, На путях к новой школе, Просвещение Сибири и др.) подчеркивалась необходимость широкого использования кинохроники в агитмассовой работе, отмечалось «кино представляет собой явление высокого культурноисторического значения» [3]. Указывалось, что на всех участках социалистического строительства кино может и должно быть использовано, как массовое орудие агитации и пропаганды задач, поставленных партией и правительством [1]. Вопрос о кино для детей в 2030е гг. ХХ в. был поставлен с гораздо большей остротой и полнотой во время становления советского государства, чем до революции. Кино было признано одним из самых мощных средств воздействия на ребенка. Необходимо было начать работу над типами особых сеансов, устраиваемых специально для детей. В то время намечалось четыре формы организации детских киносеансов(см. таблицу 2).Таблица 2Формы организации детских киносеансов в 2030е гг ХХ в.

Форма Время Педагогическая работаВоскресный киносеансВ воскресенье утром, когда обычно театры не работают, ставят «детскую» программу и продают билеты по значительно удешевленным ценамРуководит сеансом постоянный персонал кинотеатра без приглашения педагога. Никакой педагогической работы ни в кино, ни за его пределами не ставится. При составлении программы администратор руководится вкусами потребителя вообще, а не ребенка в частности, и только отчасти рекомендательным списком.Иногда приглашение специалиста для устройства игр и развлечений в фойе во время ожидания начала сеанса (Петрушка, подвижные игры). Воспитательные возможности кино никак не используются.Тематический показОговаривалось в зависимости от возможностей кинотеатра и школыШколы вступают в соглашение с кинотеатром, который по их указаниям ставит ту или иную картину («Потемкин», «Дворец и крепость», «Крылья холопа», «Мать» и т. п.), связанную с прохождением школьнойпрограммы. Школа гарантирует кино распространение билетов. В кинематографе работа с детьми не ведется, образовательный материал, даваемый картиной, прорабатывается в школе.Кинопоказ от организацииОпределяла организация и согласовывала с кинопедагогомОрганизация (ОДСК, АРК и т. п.) арендует кинотеатр и оплачивает штат служащих, сама проводит сеанс для детей. Приглашается специалист кинопедагог для руководства всем сеансом и для работы с детьми в фойе. Сбыт билетов происходит организованно среди школ,детдомов, отрядов через ребят, связанных с ними и одновременно являющихся активом кино.

Рекомендовалась последняя форма. Считалось, что «она превращает кино в самооценочныйтип педагогического учреждения, многогранно используется все воспитательные возможности, присущие ему»[7].Особое внимание в развитии просветительской работы с использованием кинематографа отводилось детской аудитории. Рекомендовалось:

какие необходимоиспользовать кинофильмы и кинохронику для детского просмотра: программа сеанса должна быть разнообразна, т. е. включать научные, художественные ленты и хронику;

время просмотра: «желательно, чтобы киносеансы для детей устраивались в дневные часы»; «промежутки между сеансами должны быть достаточны для проветривания зрительного зала…, необходимо следить, чтобы движение ленты не было слишком быстро и не препятствовало чтению титров, чтобы места в зрительном зале были нумерованы, а число продаваемых билетовне превышало общего количества их и т. д.»;

условия организации сеансов для детей: «убранство в фойе должно соответствовать возрастудетей и просматриваемой ленте» [7].Отмечалось, что в самом начале становления советского государства «художественных лент для детей почти нет, и приходится отбирать для них наиболее подходящие из фильмов для взрослых». Однако уже с начиная с 20х гг. в кинематографе появляется детский репертуар: «Сигнал» (1918), «Красные дьяволята» (1923), «Как Петюнька ездил к Ильичу» (1925), «Ванька —юный пионер» (1925), «Остров юных пионеров» (1925), «Самый юный пионер» (1925), «Новый Гулливер» (1935), «Космический рейс» (1935), «Джульбарс» (1935), «Дети капитана Гранта» (1936) и др.[7].Кроме того, в педагогических изданиях того времени указывалось, что детям необходимо прививать интерес к кино и со стороны родителей, и со стороны школы и педагогов. Большая роль в исследуемый период при организации просветительской работы среди подрастающего поколения посредством кинематографа отводилась кинопедагогу. Беседуя с детьми перед сеансом или после него педагог должен был отвечать на поставленные детьми вопросы, «которые чаще всего вертятсявокруг кинематографии в целом» [7]. Предполагалась, что эта беседа подготавливала к восприятию картины, помогла детям анализировать ее. После просмотра обсуждались поступки действующих лиц; предлагалось прочитать рассказ, по которому сделана картина, и сравнить их; обсуждалось, что больше понравилось в картине и др.Н.К. Крупская считала необходимым «проводить большую подготовительную работу, прежде чем ребятам показывать кино». При такой подготовительной работе кино произведет совершенно другое впечатление, чем в том случае, когда дети совершенно ничего не слышали о просмотренной ими картине[2].Изучениекинематографа указанного периода является важной задачей рассмотрения процесса воспитания подрастающего поколения. Кинематограф 192030е гг. сыграл большую роль в развитии просветительской работы среди населения. Художественные фильмы и кинохроника, созданные в исследуемый период, и сейчас производят сильное впечатление. Созданная система просветительской работы посредством кинематографа успешно реализовывала идеологию советской власти, в русле этого осуществлялась и воспитательная работа с детьми. Кроме того, грамотно организованная работа с детьмизрителями обеспечивала их духовнонравственное развитие посредством посещения кинотеатров и просмотра художественных и научных картин[7]. Особо живо в СССР были заинтересованы новой ролью музеев в области просвещения масс взрослых и подрастающего поколения, а так же новой формой такого просвещения, дающей возможность молодой личности находить свое место среди других человеческих групп.В 2030е гг. ХХ в. музей представлял собой социальный институт, призванныйне только сохранять и демонстрировать культурные ценности, способствовать образованию подрастающего поколения, но и активно заниматься просветительской работой. В связи с этим роль музея в исследуемый период значительно возрастала, чему способствовала государственная политика того времени, экономические и культурные условия.

Актуальность изучения проблемы организации музейной работы в 2030е гг. ХХ в. подчеркивает большое количество исследований. Это работы Н.А. Белоусовой, Ю.С. Клюевой, С.Ф. Махрачева,Д.Е. Озеровой, Н.И. Рубана, Е.Е. Свешниковой, Т.В. Тишкиной, Ф.И. Шмита и др. В Наркомпросе в 1918 г. был создан отдел по делам музеев и охране памятников. Это позволило организовать централизованное руководство музеями. Тогда же при отделах народного образования (ОНО) местных Советов формировались местные органы управления музейным делом. В феврале 1921 г. Совнарком утвердил новое Положение о Наркомпросе РСФСР, согласно которому был организован Академический центр, в состав которого входил и Главный комитет по делам музеев (Главмузей) и Главархив.В исследуемый период нормативноправовую базу музейной работы составлялиследующие документы: Декреты СНК «О реорганизации и централизации архивного дела» (1918), «О губернских архивных фондах» (1919), «О хранении и уничтожении архивных дел» (1919), «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (1918) , Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Положение об архивном управлении РСФСР» (1929) и др.[4].В педагогической литературе исследуемого периода отмечалось, что музей «дает толчок инициативе личности и сплотил ее в коллективном творчестве. Радость ребенка от первого посещения музея несравненно ярче, чем у взрослых; его потребность в таких ощущениях сильнее. Этот интерес толкает его к новым поискам и рождает потребность в их активном выражении»[7].В 2030е гг ХХ в. определялось следующее содержание деятельности детского музея:1)детский музей должен подойти к детям, прежде всего, методом чувственных восприятий и для этого должен помочь выработке «чувственной грамотности»;2)чувственные восприятия должны быть основаны на призыве к удовольствию;3)подход к умственным интересам должен быть основан на возможности производства экспериментов, «достижения изобретений», делаемых достаточно самостоятельно детьми;4)детский музей ставит своей целью помочь выработке из детей более глубоких любителей наук или искусств, содействуя им организацией трудовых занятий;5)детский рисунок, танец, декламация, драматизация обязательны как способ выражения ими эмоций по поводу посещения тех или иных экскурсий;6)важен обмен коллективными впечатлениями: групповыми переживаниями;7)детский музей центром своей деятельности ставит самостоятельную работу детей по созданию ими своих коллекций.Изначально в стране нигде не было специально построенного здания для дома детского музея. Все существующие тогда музеи были устроены в случайных помещениях и не удовлетворяли требованиям музейных работников. Само здание, расположение в нем коллекций и приспособление к работе должны быть подчинены следующим принципам:

наличие комнат с музейными коллекциями и библиотекичитальни, трудовые мастерские, где взрослые мастера и детипомощники могли бы делать модели по народоведению и этнографии, препараты по естествознанию, производить художественные и научные эксперименты, могут подготавливать свои экскурсии,

наличие служебных комнат для хранения запасов вещей и материалов,

помещения демонстративного характера, как аудитории, и помещения временного выставочного характера[7].Работу в этом направлении в Москве вела комиссия по музейной работе с детьмипри Институте методов внешкольной работы Наркомпроса.Особый интерес представляет тематика музейных выставок для детей в исследуемый период: «Как люди изображают зверей», «Что и чем движется» и «Как учились в старину и как учатся теперь». Эти выставки имели передвижной характер и устраивались в музеях, школах и домах просвещения. Посетили их до 10 тысяч детей. Кроме даваемых объяснений на выставке проводились «музейные игры», давались драматизации, проводились часы рассказов и рисования.Музейная комиссия проводила в Музее изящных искусств в Москве «музейные игры», связанные с осмотром и отыскиванием соответствующих картин и скульптур. Результаты выставок постепенно образовали базу данных для первого детского музея. Из больших музеев огромную работу вел Государственный Исторический музей, где был организован отдел популяции музейных собраний. С начала работы в 1917 г. отдел провел экскурсии для 6 тысяч школьных групп в количестве не менее 12 тысяч детей; при отделе имеется специальный кабинет с выставкой «Музей и школа», собравший до 2 тысяч предметов и рисунков, сделанных детьми по археологии и истории быта[7].За 2030е гг. XXвека было много сделано в направлении изучения экскурсионными руководителями музейного материала, выработки тематических экскурсий, приспособления их к запросам рабочих, красноармейцев, крестьян, учителей и учащихся. Экскурсионные политпросветские и профсоюзные организации проводили большую организационную и агитационную работу в сфере привлечения внимания к ряду музеев, освещающих вопросы техники, санитарии, военного дела. Эта работа помогала людям разобраться в современном строительстве нового государства, общества[4]. Таким образом, можно утверждать, что в 2030е гг. ХХ в. большое внимание уделялось организации просветительской работы с детьми. В ней особуюбольшую роль играли музеи, театры, кинематограф, которые способствовали политикопросветительной и агитационнопропагандистской деятельности с населением. Посредством этих учреждений культуры государство осуществляло идеологическое воспитание подрастающего поколения, развивало их сознательность и активность, вовлекало в государственное и хозяйственное строительство, повышало общий культурный уровень.Основная цель просветительской деятельности и в исследуемый период, и сегодня

повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Обращение к историческому опыту организации просветительской работы в нашей стране в разные исторические периоды позволило определить в Модельном законе приоритетные задачи просвещения на современном этапе: использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан; способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участиюв общественных объединениях и движениях; содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан[5]. Законодательство о просветительской деятельности в России на современном этапе формируется в целях правового обеспечения деятельности, направленной на создание единой системы непрерывного (пожизненного) образования. Сегодня важно, что и Модельный закон, и новые стандарты для педагогов направлены на то, чтобы возродить, усилить, активизировать культурнопросветительскую работус детьми. В стандарте среди видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата указана и культурнопросветительская (изучение потребностей детей и взрослых в культурнопросветительской деятельности; реализация культурнопросветительских программ для различных социальных групп)[8]. В связи необходимо театры, кино, музеисделать частью образовательной деятельности школы.

Ссылки на источники1.Колодин М. О самом важном из всех искусств // Просвещение Сибири. –1930. –№2. –С. 8992.2.Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. –М.:«Просвещение». –1965. –686 с.3.Либерман Л. Организация фотокино дела в РСФСР // Народное просвещение. –1929 –№ 10. –С. 67.4.Лобанова О.Б., Шалабанова А.А., Плеханова Е.М. Организация просветительской работы в период становления советского государства (на примере музейной работы). // Международный журнал экспериментального образования. №11. –2014. –С. 3438.5.Модельный закон «О просветительской деятельности», постановление № 2015 от 7 декабря 2002 г.6.Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Енисейский краеведческий музей». Фонд №156. Опись №1. Дело №96. Лист 1. 7.Педагогическая энциклопедия: в 3 т. Т. 2 / Под ред. А.Г. Калашникова. М.,1928. 634 с.8.Профессиональный стандарт педагога приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н9.Толбузин Д. По поводу репертуара. // Вестник театра. –1921. №8384. –С. 5.