Великая Отечественная война в представлениях современных младших школьников
Выпуск:
ART 85773
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крогземс
М.
С. Великая Отечественная война в представлениях современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3861–3865. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85773.htm.
Аннотация. В статье дана характеристика комплексных контрольных работ, предназначенных для проверки сформированности предметных и межпредметных умений младших школьников. Выявлены типичные трудности, связанные с их выполнением учащимися начальных классов. Представлен комплекс заданий, ориентированных на становление и развитие умения работать с информацией.
Ключевые слова:
восприятие, универсальные учебные действия, чтение, ключевые слова, память, итоговые контрольные работы
Текст статьи
Крогземс Мария Сергеевна,Студентка 4 курса направления подготовки «Начальное образование и информатика»mariyakrogzems@yandex.ru
Великая Отечественная война в представлениях современных младших школьников
Аннотация.В статье дана характеристика комплексных контрольных работ, предназначенных для проверки сформированности предметных и межпредметных умений младших школьников. Выявлены типичные трудности, связанные с их выполнением учащимися начальных классов. Представленкомплекс заданий, ориентированных на становление и развитие умения работать с информацией.Ключевые слова: итоговые контрольные работы, универсальные учебные действия, ключевые слова, чтение, восприятие, память
Сегодня российское общество столкнулось с таким явлением, как пересмотр итогов Великой Отечественной войны. Что можно ему противопоставить? Историческую память, основу которой составляют прочно сформированныепредставления об этом историческом событии, осознание системы ключевых понятий, его характеризующих. Каковы источники этих представлений для учащихся начальных классов? В ряду многихважное место занимает учебник литературного чтения. Как и учебники по другим дисциплинам, он претерпел за последние двадцать с лишним лет значительные изменения, которые коснулись прежде всего произведений о Великой Отечественной войне: их количество существенно уменьшилось. Естественным результатом стала дезориентация младших школьников в хронологии событий, отсутствие ориентировки в понятийной базе, сужение читательского кругозора.Приступая к данной работе, мы задались целью не только выяснить, что знают современные дети о Великой Отечественной войне, но и как изменились их представления по сравнению с представлениями сверстников, которые выступали в качестве испытуемых в аналогичном исследовании, проведённом в 1995 году[Кузьмина, Анкинович: 1996].Нами была разработана анкета, которую мы предложили заполнить учащимся 3 и 4 классов МБОУ СОШ № 27 им. Э.А. Хиля, обучающимся по учебникам литературного чтения УМК «Школа России» и «Образовательная система Л.В.Занкова». Прежде чем дать учащимся задание ответить на вопросы, мы показали анкету учителям, чтобы внести необходимые коррективы, учитывающие уровень подготовки современных детей. Анкета включает шестьразделов, состоящих из открытых вопросов:Раздел 1.Фактические знания о войне1.Когда началась Великая Отечественная война?2.Когда она закончилась?3.Против кого воевали советские солдаты?4.О каких сражениях Великой Отечественной войны ты знаешь? 5.Как называлась тогда наша страна?6.Люди каких национальностей принимали участие в войне? Раздел 2.Понятия7.Как ты понимаешь, что такое война?8.Знаешь ли ты, что такое концлагерь?9.Кого называли партизанами?10.Какой город почти три года находился в блокаде?11.Когда звучал сигнал воздушной тревоги?12.Что такое светомаскировка?Раздел 3.Люди и война13.Имена каких героев Великой Отечественной войны тебе известны?14.Какими орденами и медалями награждали наших воинов?15.Как народ помогал своей армии? Раздел 4.Источники получения информации16.Кто рассказал тебе о Великой Отечественной войне?17.Кто из твоих родных принимал участие в Великой Отечественной войне?18.В каких музеях, посвящённых войне, ты бывал? Раздел 5.Произведения искусства
19.Какие стихи, посвящённые войне, ты знаешь?20.Назови фильмыо Великой Отечественной войне.21.Какие памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, тебе известны?22.Какие песни о войне ты знаешь? Раздел 6.Мое понимание войны23.Почему наш народ смог одержать победу в Великой Отечественной войне?Респонденты отвечалина вопросы в три приёма: сначала на вопросы 1 раздела, потом 2 и 3, затем 4 6.Анализ полученных нами результатовначнем с вопросов, определяющих любое историческое событие.Данные представлены нами на двух диаграммах: зелёным цветом обозначены ответы, полученные нами при проведении исследования в 2015 году, оранжевым в 1995.Диаграмма 1Ответы на вопрос о начале Великой Отечественной войны
Полученные цифры показывают, что в 3х классах более половины учащихся знаютточнуюдату начала войны. Остальные ученики либо путают с войной 1812 года, либо не дают ответа. В 4х классах эта цифра составила 98%. По сравнению с результатами, полученными двадцать лет назад, данный показатель заметно вырос.Думается, такой прирост обеспеченакцентировкой внимания к этому историческому событию со стороны средств массовой информации.
0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%3и классы4е классы64%98%0%2%4%6%8%10%12%14%3и классы4е классы11%13%Диаграмма 2Ответы на вопрос о дате окончания войны
Как видно из данных, представленных на диаграммах, Мы видим, что количество правильных ответов на данныйвопрос заметно выросло. Так,все учащиеся 4х классов дали совершенно точные ответы, несколько ниже показатель у третьеклассников93%.Диаграмма 3Ответы на вопрос Против кого воевали советские солдаты?
На этих диаграммах представлены цифры, отражающие количество неверных ответов.Как видно, у подавляющего большинства учащихся (82,4% третьеклассников и 100% четвероклассников) нет чётких представлений о том, кто был противником советских солдат в отечественной войне 19411945 годов.Как известно, «лицо» любой войны определяют главные сражения, предрешившие её исход. Какие же из них известны современным младшим школьникам? Ответы на этот вопрос представлен в следующих диаграммах.
88%90%92%94%96%98%100%3и классы4е классы93%100%56%58%60%62%64%66%68%70%72%3и классы4е классы32,2%71,9%88%90%92%94%96%98%100%3и классы4е классы82,4%100%90%91%91%92%92%93%93%3и классы4е классы91%93%Диаграмма 4Ответы на вопрос: О каких сражениях Великой Отечественной войны ты знаешь?
Всего лишь 25% опрошенных в 4х классах дали более или менее верные ответы, в 3х класса эта цифра оказалась ещё ниже. Чаще других назывались: оборона Севастополя, Курская битва, битва за Москву.…Данные диаграмм обнаруживают тенденцию: количество правильных вариантов существенно снизилось (на 35% в 3 классах и 44,8 в четвёртых).Следующие два вопросабыли призваны определить, в какой мере сформированы представления младших школьников о социальноисторическом контексте рассматриваемого события. Как известно, достоверные представления о нём можно получить из общения слюдьми, пережившими войну (а такую возможность по понятным причинам могут получить немногие дети), из книг, в том числе из учебников литературного чтения, а также из средств массовой информации. Очевидно, активное освещение в них событий 70летней давности позволило получить столь высокие результаты, представленные на диаграмме:Диаграмма 5Ответы на вопрос: Как называлась тогда наша страна?
В сегодняшних условиях, когда делаются попытки «присвоить» Победу или разделить её по национальному признаку, особенного внимания заслуживают 0%5%10%15%20%25%3и классы4е классы11%25%0%10%20%30%40%50%60%70%3и классы4е классы44%69,8%94%95%96%97%98%99%100%3и классы4е классы96%100%94%95%95%95%95%95%96%96%96%3и классы4е классы95%96%ответы учащихся на вопрос о национальной принадлежности участников Великой Отечественной войны. Мы не видим необходимостиделать акцент на количестве правильных ответов (78% в 3 классе, 96% в четвёртом), но считаем нужным привести наиболее частотные примеры:русские, американцы, немцы, белорусы, армяне.
По рекомендации учителей вопросы второго блока не предлагались третьеклассникам, поскольку обсуждаемые понятия не встречались им ни в курсе литературного чтения, ни при изучении других дисциплин гуманитарного цикла.Один из ключевых вопросов этого блока помог выяснить, каково видение войны современным ребёнком. Многие из опрошенных написали, что война это жестокие сражения за свою Родину(Люба Н.), это страх, боль и мужество(Саша К.), долгие битвы(Егор Д.). Данные результаты схожи с теми, которые были получены в ходеанкетированиядвадцатилетней давности. Однакотаких глубоких ответов, как были ранее, уже не наблюдается, например, война это вооруженный конфликт междудвумя или несколькими странами(Владислав К.); это когда люди бьются насмерть, чтобы защитить Родину (Артем Т.).Далее мы попытались выяснить, как трактуются сегодняшними младшими школьниками понятия, отражающие реалии тех страшных событий, которые пережил наш народ 70 лет назад. Так, например, практически все школьники (94,1% сегодня и 96,6% 20 лет назад) знают, что такое концлагерь.Можно утверждать, что представления школьников не претерпели существенных изменений, как в количественном отношении, так и в качественном: спектр ответов примерно одинаков. Так, дети пишут о том, что это плен, это лагерь смерти, это место, где сжигали людейи т.п.Как показал анализ ответов на вопрос: «Кого называли партизанами»?», соответствующе понятие у нынешних четвероклассников практически не сформировано.Приведём наиболее типичные высказывания:люди, которые летали и бомбили чужие земли; воины враги; люди, которые сбивали с рельс поезда.Как видим, полноты представлений о партизанах учащиеся не демонстрируют. В этой связи контрастно воспринимаются количественные показатели двадцатилетней давности: 48% тогдашних второклассников и 87,4% третьеклассников дали исчерпывающиеответы.Удручающе низкий результат был получен при ответе на вопрос о том, какой город почти три года находился в блокаде: только 54,5% учащихся дали верные ответы. Встречались такие варианты, как СанктПетербург,Сталинград, Смоленск, многие же и вовсе не отвечали. Сегодняшние четвероклассники продемонстрировали слабую ориентировку в реалиях военного быта. Вот как они ответили на следующий вопрос:
Диаграмма 6Ответы на вопрос о том, когда звучал сигнал воздушной тревоги
Как видим, меньше половины респондентов (37,4%)смогли дать верный ответ на этот вопрос.Данную тенденцию подтвердили и ответы на вопрос о том, что такое светомаскировка. Больше половины четвероклассников не знают определения данного понятия. Среди ответов были такие: это одежда, которую не видно при свете(Люба Н.); светящиеся предметы(Полина К.); когда тебя не видят наземные и воздушные устройства(Егор Д); когда люди маскируются в цвет земли, травы, снега(Настя П.); маскировка техники(Вика Л.). Как и при анализе результатов двадцатилетней давности, мы обнаружили, что в сознании детей отождествляются понятия светомаскировкаи маскировка. Вопросы следующего раздела имели персонифицированный характер. Называя имена героев ВеликойОтечественной войны (вопрос 13) наиболее часто школьники упоминают Г.К. Жукова,М.А. Егорова, И.В. Сталина, Ю.А. Гагарина. Как видим, спектр исторических персонажей, известных детям, весьма узок. При этом и количественные данные оказались удручающими: только 9,6% учащихся 3классов и 15% четвероклассников сумели дать ответ.Результаты, полученные в 1995 году (они отражены на диаграмме), были ощутимо выше: 24% и 40% соответственно.Диаграмма 7Ответы на вопросо героях Великой Отечественной войны
0%5%10%15%20%25%30%35%40%3и классы4е классы37,4%0%10%20%30%40%50%60%70%3и классы4е классы52%68%0%2%4%6%8%10%12%14%16%3и классы4е классы9,6%15%0%5%10%15%20%25%30%35%40%3и классы4е классы24%40%Не менее безрадостной оказалась картина, полученная при анализе ответов на вопрос: «Какими орденами и медалями награждали наших воинов?». Лишь 29,7% учащихся 4 классов назвали Медаль «За отвагу». Остальные либо не ответили, либо дали неверные ответы, такие как: медаль «За дружбу», георгиевская лента.Отвечая на вопрос,как народ помогал своей армии, учащиеся продемонстрировали своё понимание жизни в тылу:женщины трудились; воевали с армией; кормили, поили, находили патроны; вставал на защиту;народ создавал партизанские отряды; подавал патроны отстреливаться; собирал народное ополчение. Однако были и такие (15%), кому этот вопрос оказался не по силам.Значимойдля нас оказалась и информация о том, откуда современные младшие школьники черпают свои представления о Великой Отечественной войне(вопрос 16). Наиболее частотным был ответ: учитель. Реже встречаются ответы: бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка. Очень редко встречаютсяучащиеся, которым о войне рассказалимама или папа
23%.В ответах респондентов 1995 года прослеживались иные тенденции: большинство детей узнавали о войне со слов бабушек и дедушек, меньшему количеству школьников рассказывали мамы и папы. Однако в отличиеот современных детей, учащиеся техлет узнавали о Великой Отечественной войне из книг, фильмов, при посещении музеев.Следующий вопрос непосредственно относится к проблеме семейной памяти: лишь несколько учащихся сумели чётко сказать, кто изродных воевал32,7%.Об узости кругозора, ограниченности источников впечатлений свидетельствуют ответы испытуемых на вопрос о том, в каких музеях, посвящённых войне, они бывали. Большинство учащихся 3 и 4классов ( 38,2% и 44,6%соответственно)назвали музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», как и их предшественники. Оставшиеся написали, что не были в музеях.Ещё одинблок вопросов позволил выяснить, каков круг литературных, музыкальных, кинематографических источников, из которых младшие школьники постигают образный ряд событий военных лет.Так, ответы на вопрос о том, какие стихи, посвящённые войне, знают третьеклассники и четвероклассники, не порадовал нас разнообразием. Назывались «Василий Теркин», «Сын полка», «Рассказ танкиста», однако встретились и произведения, не имеющие отношения к данному историческому событию:«Бородино», «Сижу за решеткой». Сравнивая с результатамипредыдущего анкетирования, мы обнаружили, что учащиеся не знают таких произведений, как «Валя Котик», «Четвертаявысота», «День Победы»,«На ялике», «Звенигород», «Дорогие мои мальчишки» и многих других.Зато современные младшие школьники продемонстрировали неплохое знание современных кинои телепродуктов: самыми популярными у опрошенных детей 3х и 4х классов являются фильмы «Битва за Севастополь», «Небесный тихоход», сериал «Ночные ласточки». Длясравнения с результатами 1995годамы построили следующие диаграммы:
Диаграмма 8Ответы на вопрос: Какие фильмы о Великой Отечественной войне ты знаешь?
Перечисление памятников, посвящённыхпобеде в Великой Отечественной войне, показало, что знания учащихся обладают региональной спецификой: наиболеечасто упоминаются памятникнадгробие «Скорбящая мать», Мемориал, посвящённый памяти советских граждан, погибших в концентрационных лагерях, на улице им.Полка Нормандия Неман, Вечный огонь. Аналогичные ответы были представлены респондентами и двадцать лет назад.
Некоторым разнообразием отличаются перечень музыкальных произведений, посвящённых данному историческому событию. Многие (32,4%)младшие школьники назвали такие песни: «Катюша», «Журавли», «День Победы», «Священная война», «Смуглянка». Не ответили на этот вопрос половина третьеклассников 49,4% и 31,2%четвероклассников.Ответы на заключительный вопросПочему наш народ смог одержать победу в Великой Отечественной войне?даёт основания для надежды на сохранение исторической памяти. Как и двадцать лет назад, школьники пишут: наши солдаты были смелые; народ не сдавался; кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет; наш народ непобедим; мы были сильные духом; нам помогали партизаны. Сопоставив ответы, данные младшими школьниками в 2015 году и их ровесниками в 1995, мы со всей очевидностью приходимк выводу, что уровень сформированности представлений о Великой Отечественной войне у современных учащихся младших классов значительно снизился.Дети уже почти не интересуются событиями тех лет, практически не читают книги о войне и не смотрят советские фильмы, ставшие классикой жанра.Правда, сегодня под воздействием средств массовой информации, телеи киноиндустрии мы наблюдаем всплеск патриотических настроений и искреннего неравнодушияк событиям Великой Отечественной войны. Однако есть опасения, что по окончании юбилейных торжеств интерес к ним начнёт угасать. Не допустить этого поможет очень большой пласт качественной детской литературы, созданной в советские годы. Заметная её часть в так называемые доперестроечные годы была представлена на страницах учебников чтения. С начала 1990х годов количество произведений о Великой Отечественной войне существенно уменьшилось.Сказанное подтверждаетсярезультатами проведённого нами анализа современныхУМК по литературному чтению.
Так, в учебнике «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой (УМК «Школа России»)учащиеся знакомятся с ними лишь в 40%10%20%30%40%50%60%70%3и классы4е классы68,3%54%0%10%20%30%40%50%60%3и классы4е классы33%53%классе при подготовкепроекта «Они защищали Родину». Ситуация более чем странная: осуществление проектной деятельности на данную тему не опирается ни на одно произведение из учебника, которое было бы посвящено Великой Отечественной войне. Вучебнике «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой (системаразвивающего обучения Л. В. Занкова»)знакомство младших школьников с Великой Отечественной войной происходит в только в 4 классе при чтении такихпроизведений: «До свидания, мальчики...» Б.Ш. Окуджавы; «Мужчина» В.Д. Берестова; «В мае 1945 года» А.Д. Дементьева; «Зачем шумит трава глухая...»А.К. Передреева; «Шинель»Е.А.Благининой; «Неизвестный цветок» А.П.Платонова; «Кораблик»Н.Н.Матвеевой; «Пуля» Г.Я. Горбовского; «Я знаю, никакой моей вины...» А.Т.Твардовского.В комплекте по чтению Р.Н.и Е.В. Бунеевых (УМК «Школа 2100») младшие школьникиизучают произведения военной тематикив 3классе в разделе «День Победы», куда вошли стихи А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого; а также рассказ В. Драгунского о военном детстве.В учебников «Литературное чтение» О.В. Кубасовой (УМК «Гармония») включает следующие произведения о Великой Отечественной войне: В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,Б. Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», помещенные в раздел «За доброе дело стой смело». Как видим, спектр произведений о войне не слишком велик, в связи с чем ощущается потребность расширить его за счёт чтения детских книг. Нами подобраны произведения, вхождение которых в круг детского чтения мы считаем целесообразным по следующим причинам: вопервых,их художественная ценность проверена временем, а вовторых, они обладают несомненным воспитывающим потенциалом.
С.П.Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне», «Богатырские фамилии»; «Шел по городу солдат»;Н.А. Надеждина «Партизанка Лара»;Н.К. Чуковский «Морской охотник»;К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете», «Родина», «Сын артиллериста»;Б.Андреев «Валя Котик»;А.Л.Барто «Звенигород»;Е.Я.Ильина «Четвертая высота»;С.Я.Маршак «Голуби», «Мальчик из села Поповка», «Детский дом в Ельне»;Л.Борисов «Леня Голиков»;Л.Пантелеев «Гвардиирядовой»;И.А.Туричин «Крайний случай»;А.Леонтьев «Зина Портнова»;Л.Т.Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»;С.В.Михалков «Быль для детей», «Десятилетний человек», «Мой боец», «Солдат»;Е.Н.Кошевая«Повесть о сыне».Думается, что освоение богатств той части советской детской литературы, которая посвящена подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, позволит подрастающим гражданам современной России сохранить историческую память и передать её по наследству потомкам.
Ссылки на источники1.Кузьмина М.Г., Анкинович О.О. Знания младших школьников о Великой Отечественной войне: Сборник научных трудов. Смоленск, 1996. С. 10 32.
Великая Отечественная война в представлениях современных младших школьников
Аннотация.В статье дана характеристика комплексных контрольных работ, предназначенных для проверки сформированности предметных и межпредметных умений младших школьников. Выявлены типичные трудности, связанные с их выполнением учащимися начальных классов. Представленкомплекс заданий, ориентированных на становление и развитие умения работать с информацией.Ключевые слова: итоговые контрольные работы, универсальные учебные действия, ключевые слова, чтение, восприятие, память
Сегодня российское общество столкнулось с таким явлением, как пересмотр итогов Великой Отечественной войны. Что можно ему противопоставить? Историческую память, основу которой составляют прочно сформированныепредставления об этом историческом событии, осознание системы ключевых понятий, его характеризующих. Каковы источники этих представлений для учащихся начальных классов? В ряду многихважное место занимает учебник литературного чтения. Как и учебники по другим дисциплинам, он претерпел за последние двадцать с лишним лет значительные изменения, которые коснулись прежде всего произведений о Великой Отечественной войне: их количество существенно уменьшилось. Естественным результатом стала дезориентация младших школьников в хронологии событий, отсутствие ориентировки в понятийной базе, сужение читательского кругозора.Приступая к данной работе, мы задались целью не только выяснить, что знают современные дети о Великой Отечественной войне, но и как изменились их представления по сравнению с представлениями сверстников, которые выступали в качестве испытуемых в аналогичном исследовании, проведённом в 1995 году[Кузьмина, Анкинович: 1996].Нами была разработана анкета, которую мы предложили заполнить учащимся 3 и 4 классов МБОУ СОШ № 27 им. Э.А. Хиля, обучающимся по учебникам литературного чтения УМК «Школа России» и «Образовательная система Л.В.Занкова». Прежде чем дать учащимся задание ответить на вопросы, мы показали анкету учителям, чтобы внести необходимые коррективы, учитывающие уровень подготовки современных детей. Анкета включает шестьразделов, состоящих из открытых вопросов:Раздел 1.Фактические знания о войне1.Когда началась Великая Отечественная война?2.Когда она закончилась?3.Против кого воевали советские солдаты?4.О каких сражениях Великой Отечественной войны ты знаешь? 5.Как называлась тогда наша страна?6.Люди каких национальностей принимали участие в войне? Раздел 2.Понятия7.Как ты понимаешь, что такое война?8.Знаешь ли ты, что такое концлагерь?9.Кого называли партизанами?10.Какой город почти три года находился в блокаде?11.Когда звучал сигнал воздушной тревоги?12.Что такое светомаскировка?Раздел 3.Люди и война13.Имена каких героев Великой Отечественной войны тебе известны?14.Какими орденами и медалями награждали наших воинов?15.Как народ помогал своей армии? Раздел 4.Источники получения информации16.Кто рассказал тебе о Великой Отечественной войне?17.Кто из твоих родных принимал участие в Великой Отечественной войне?18.В каких музеях, посвящённых войне, ты бывал? Раздел 5.Произведения искусства
19.Какие стихи, посвящённые войне, ты знаешь?20.Назови фильмыо Великой Отечественной войне.21.Какие памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, тебе известны?22.Какие песни о войне ты знаешь? Раздел 6.Мое понимание войны23.Почему наш народ смог одержать победу в Великой Отечественной войне?Респонденты отвечалина вопросы в три приёма: сначала на вопросы 1 раздела, потом 2 и 3, затем 4 6.Анализ полученных нами результатовначнем с вопросов, определяющих любое историческое событие.Данные представлены нами на двух диаграммах: зелёным цветом обозначены ответы, полученные нами при проведении исследования в 2015 году, оранжевым в 1995.Диаграмма 1Ответы на вопрос о начале Великой Отечественной войны
Полученные цифры показывают, что в 3х классах более половины учащихся знаютточнуюдату начала войны. Остальные ученики либо путают с войной 1812 года, либо не дают ответа. В 4х классах эта цифра составила 98%. По сравнению с результатами, полученными двадцать лет назад, данный показатель заметно вырос.Думается, такой прирост обеспеченакцентировкой внимания к этому историческому событию со стороны средств массовой информации.
0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%3и классы4е классы64%98%0%2%4%6%8%10%12%14%3и классы4е классы11%13%Диаграмма 2Ответы на вопрос о дате окончания войны
Как видно из данных, представленных на диаграммах, Мы видим, что количество правильных ответов на данныйвопрос заметно выросло. Так,все учащиеся 4х классов дали совершенно точные ответы, несколько ниже показатель у третьеклассников93%.Диаграмма 3Ответы на вопрос Против кого воевали советские солдаты?
На этих диаграммах представлены цифры, отражающие количество неверных ответов.Как видно, у подавляющего большинства учащихся (82,4% третьеклассников и 100% четвероклассников) нет чётких представлений о том, кто был противником советских солдат в отечественной войне 19411945 годов.Как известно, «лицо» любой войны определяют главные сражения, предрешившие её исход. Какие же из них известны современным младшим школьникам? Ответы на этот вопрос представлен в следующих диаграммах.
88%90%92%94%96%98%100%3и классы4е классы93%100%56%58%60%62%64%66%68%70%72%3и классы4е классы32,2%71,9%88%90%92%94%96%98%100%3и классы4е классы82,4%100%90%91%91%92%92%93%93%3и классы4е классы91%93%Диаграмма 4Ответы на вопрос: О каких сражениях Великой Отечественной войны ты знаешь?
Всего лишь 25% опрошенных в 4х классах дали более или менее верные ответы, в 3х класса эта цифра оказалась ещё ниже. Чаще других назывались: оборона Севастополя, Курская битва, битва за Москву.…Данные диаграмм обнаруживают тенденцию: количество правильных вариантов существенно снизилось (на 35% в 3 классах и 44,8 в четвёртых).Следующие два вопросабыли призваны определить, в какой мере сформированы представления младших школьников о социальноисторическом контексте рассматриваемого события. Как известно, достоверные представления о нём можно получить из общения слюдьми, пережившими войну (а такую возможность по понятным причинам могут получить немногие дети), из книг, в том числе из учебников литературного чтения, а также из средств массовой информации. Очевидно, активное освещение в них событий 70летней давности позволило получить столь высокие результаты, представленные на диаграмме:Диаграмма 5Ответы на вопрос: Как называлась тогда наша страна?
В сегодняшних условиях, когда делаются попытки «присвоить» Победу или разделить её по национальному признаку, особенного внимания заслуживают 0%5%10%15%20%25%3и классы4е классы11%25%0%10%20%30%40%50%60%70%3и классы4е классы44%69,8%94%95%96%97%98%99%100%3и классы4е классы96%100%94%95%95%95%95%95%96%96%96%3и классы4е классы95%96%ответы учащихся на вопрос о национальной принадлежности участников Великой Отечественной войны. Мы не видим необходимостиделать акцент на количестве правильных ответов (78% в 3 классе, 96% в четвёртом), но считаем нужным привести наиболее частотные примеры:русские, американцы, немцы, белорусы, армяне.
По рекомендации учителей вопросы второго блока не предлагались третьеклассникам, поскольку обсуждаемые понятия не встречались им ни в курсе литературного чтения, ни при изучении других дисциплин гуманитарного цикла.Один из ключевых вопросов этого блока помог выяснить, каково видение войны современным ребёнком. Многие из опрошенных написали, что война это жестокие сражения за свою Родину(Люба Н.), это страх, боль и мужество(Саша К.), долгие битвы(Егор Д.). Данные результаты схожи с теми, которые были получены в ходеанкетированиядвадцатилетней давности. Однакотаких глубоких ответов, как были ранее, уже не наблюдается, например, война это вооруженный конфликт междудвумя или несколькими странами(Владислав К.); это когда люди бьются насмерть, чтобы защитить Родину (Артем Т.).Далее мы попытались выяснить, как трактуются сегодняшними младшими школьниками понятия, отражающие реалии тех страшных событий, которые пережил наш народ 70 лет назад. Так, например, практически все школьники (94,1% сегодня и 96,6% 20 лет назад) знают, что такое концлагерь.Можно утверждать, что представления школьников не претерпели существенных изменений, как в количественном отношении, так и в качественном: спектр ответов примерно одинаков. Так, дети пишут о том, что это плен, это лагерь смерти, это место, где сжигали людейи т.п.Как показал анализ ответов на вопрос: «Кого называли партизанами»?», соответствующе понятие у нынешних четвероклассников практически не сформировано.Приведём наиболее типичные высказывания:люди, которые летали и бомбили чужие земли; воины враги; люди, которые сбивали с рельс поезда.Как видим, полноты представлений о партизанах учащиеся не демонстрируют. В этой связи контрастно воспринимаются количественные показатели двадцатилетней давности: 48% тогдашних второклассников и 87,4% третьеклассников дали исчерпывающиеответы.Удручающе низкий результат был получен при ответе на вопрос о том, какой город почти три года находился в блокаде: только 54,5% учащихся дали верные ответы. Встречались такие варианты, как СанктПетербург,Сталинград, Смоленск, многие же и вовсе не отвечали. Сегодняшние четвероклассники продемонстрировали слабую ориентировку в реалиях военного быта. Вот как они ответили на следующий вопрос:
Диаграмма 6Ответы на вопрос о том, когда звучал сигнал воздушной тревоги
Как видим, меньше половины респондентов (37,4%)смогли дать верный ответ на этот вопрос.Данную тенденцию подтвердили и ответы на вопрос о том, что такое светомаскировка. Больше половины четвероклассников не знают определения данного понятия. Среди ответов были такие: это одежда, которую не видно при свете(Люба Н.); светящиеся предметы(Полина К.); когда тебя не видят наземные и воздушные устройства(Егор Д); когда люди маскируются в цвет земли, травы, снега(Настя П.); маскировка техники(Вика Л.). Как и при анализе результатов двадцатилетней давности, мы обнаружили, что в сознании детей отождествляются понятия светомаскировкаи маскировка. Вопросы следующего раздела имели персонифицированный характер. Называя имена героев ВеликойОтечественной войны (вопрос 13) наиболее часто школьники упоминают Г.К. Жукова,М.А. Егорова, И.В. Сталина, Ю.А. Гагарина. Как видим, спектр исторических персонажей, известных детям, весьма узок. При этом и количественные данные оказались удручающими: только 9,6% учащихся 3классов и 15% четвероклассников сумели дать ответ.Результаты, полученные в 1995 году (они отражены на диаграмме), были ощутимо выше: 24% и 40% соответственно.Диаграмма 7Ответы на вопросо героях Великой Отечественной войны
0%5%10%15%20%25%30%35%40%3и классы4е классы37,4%0%10%20%30%40%50%60%70%3и классы4е классы52%68%0%2%4%6%8%10%12%14%16%3и классы4е классы9,6%15%0%5%10%15%20%25%30%35%40%3и классы4е классы24%40%Не менее безрадостной оказалась картина, полученная при анализе ответов на вопрос: «Какими орденами и медалями награждали наших воинов?». Лишь 29,7% учащихся 4 классов назвали Медаль «За отвагу». Остальные либо не ответили, либо дали неверные ответы, такие как: медаль «За дружбу», георгиевская лента.Отвечая на вопрос,как народ помогал своей армии, учащиеся продемонстрировали своё понимание жизни в тылу:женщины трудились; воевали с армией; кормили, поили, находили патроны; вставал на защиту;народ создавал партизанские отряды; подавал патроны отстреливаться; собирал народное ополчение. Однако были и такие (15%), кому этот вопрос оказался не по силам.Значимойдля нас оказалась и информация о том, откуда современные младшие школьники черпают свои представления о Великой Отечественной войне(вопрос 16). Наиболее частотным был ответ: учитель. Реже встречаются ответы: бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка. Очень редко встречаютсяучащиеся, которым о войне рассказалимама или папа
23%.В ответах респондентов 1995 года прослеживались иные тенденции: большинство детей узнавали о войне со слов бабушек и дедушек, меньшему количеству школьников рассказывали мамы и папы. Однако в отличиеот современных детей, учащиеся техлет узнавали о Великой Отечественной войне из книг, фильмов, при посещении музеев.Следующий вопрос непосредственно относится к проблеме семейной памяти: лишь несколько учащихся сумели чётко сказать, кто изродных воевал32,7%.Об узости кругозора, ограниченности источников впечатлений свидетельствуют ответы испытуемых на вопрос о том, в каких музеях, посвящённых войне, они бывали. Большинство учащихся 3 и 4классов ( 38,2% и 44,6%соответственно)назвали музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», как и их предшественники. Оставшиеся написали, что не были в музеях.Ещё одинблок вопросов позволил выяснить, каков круг литературных, музыкальных, кинематографических источников, из которых младшие школьники постигают образный ряд событий военных лет.Так, ответы на вопрос о том, какие стихи, посвящённые войне, знают третьеклассники и четвероклассники, не порадовал нас разнообразием. Назывались «Василий Теркин», «Сын полка», «Рассказ танкиста», однако встретились и произведения, не имеющие отношения к данному историческому событию:«Бородино», «Сижу за решеткой». Сравнивая с результатамипредыдущего анкетирования, мы обнаружили, что учащиеся не знают таких произведений, как «Валя Котик», «Четвертаявысота», «День Победы»,«На ялике», «Звенигород», «Дорогие мои мальчишки» и многих других.Зато современные младшие школьники продемонстрировали неплохое знание современных кинои телепродуктов: самыми популярными у опрошенных детей 3х и 4х классов являются фильмы «Битва за Севастополь», «Небесный тихоход», сериал «Ночные ласточки». Длясравнения с результатами 1995годамы построили следующие диаграммы:
Диаграмма 8Ответы на вопрос: Какие фильмы о Великой Отечественной войне ты знаешь?
Перечисление памятников, посвящённыхпобеде в Великой Отечественной войне, показало, что знания учащихся обладают региональной спецификой: наиболеечасто упоминаются памятникнадгробие «Скорбящая мать», Мемориал, посвящённый памяти советских граждан, погибших в концентрационных лагерях, на улице им.Полка Нормандия Неман, Вечный огонь. Аналогичные ответы были представлены респондентами и двадцать лет назад.
Некоторым разнообразием отличаются перечень музыкальных произведений, посвящённых данному историческому событию. Многие (32,4%)младшие школьники назвали такие песни: «Катюша», «Журавли», «День Победы», «Священная война», «Смуглянка». Не ответили на этот вопрос половина третьеклассников 49,4% и 31,2%четвероклассников.Ответы на заключительный вопросПочему наш народ смог одержать победу в Великой Отечественной войне?даёт основания для надежды на сохранение исторической памяти. Как и двадцать лет назад, школьники пишут: наши солдаты были смелые; народ не сдавался; кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет; наш народ непобедим; мы были сильные духом; нам помогали партизаны. Сопоставив ответы, данные младшими школьниками в 2015 году и их ровесниками в 1995, мы со всей очевидностью приходимк выводу, что уровень сформированности представлений о Великой Отечественной войне у современных учащихся младших классов значительно снизился.Дети уже почти не интересуются событиями тех лет, практически не читают книги о войне и не смотрят советские фильмы, ставшие классикой жанра.Правда, сегодня под воздействием средств массовой информации, телеи киноиндустрии мы наблюдаем всплеск патриотических настроений и искреннего неравнодушияк событиям Великой Отечественной войны. Однако есть опасения, что по окончании юбилейных торжеств интерес к ним начнёт угасать. Не допустить этого поможет очень большой пласт качественной детской литературы, созданной в советские годы. Заметная её часть в так называемые доперестроечные годы была представлена на страницах учебников чтения. С начала 1990х годов количество произведений о Великой Отечественной войне существенно уменьшилось.Сказанное подтверждаетсярезультатами проведённого нами анализа современныхУМК по литературному чтению.
Так, в учебнике «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой (УМК «Школа России»)учащиеся знакомятся с ними лишь в 40%10%20%30%40%50%60%70%3и классы4е классы68,3%54%0%10%20%30%40%50%60%3и классы4е классы33%53%классе при подготовкепроекта «Они защищали Родину». Ситуация более чем странная: осуществление проектной деятельности на данную тему не опирается ни на одно произведение из учебника, которое было бы посвящено Великой Отечественной войне. Вучебнике «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой (системаразвивающего обучения Л. В. Занкова»)знакомство младших школьников с Великой Отечественной войной происходит в только в 4 классе при чтении такихпроизведений: «До свидания, мальчики...» Б.Ш. Окуджавы; «Мужчина» В.Д. Берестова; «В мае 1945 года» А.Д. Дементьева; «Зачем шумит трава глухая...»А.К. Передреева; «Шинель»Е.А.Благининой; «Неизвестный цветок» А.П.Платонова; «Кораблик»Н.Н.Матвеевой; «Пуля» Г.Я. Горбовского; «Я знаю, никакой моей вины...» А.Т.Твардовского.В комплекте по чтению Р.Н.и Е.В. Бунеевых (УМК «Школа 2100») младшие школьникиизучают произведения военной тематикив 3классе в разделе «День Победы», куда вошли стихи А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого; а также рассказ В. Драгунского о военном детстве.В учебников «Литературное чтение» О.В. Кубасовой (УМК «Гармония») включает следующие произведения о Великой Отечественной войне: В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,Б. Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», помещенные в раздел «За доброе дело стой смело». Как видим, спектр произведений о войне не слишком велик, в связи с чем ощущается потребность расширить его за счёт чтения детских книг. Нами подобраны произведения, вхождение которых в круг детского чтения мы считаем целесообразным по следующим причинам: вопервых,их художественная ценность проверена временем, а вовторых, они обладают несомненным воспитывающим потенциалом.
С.П.Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне», «Богатырские фамилии»; «Шел по городу солдат»;Н.А. Надеждина «Партизанка Лара»;Н.К. Чуковский «Морской охотник»;К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете», «Родина», «Сын артиллериста»;Б.Андреев «Валя Котик»;А.Л.Барто «Звенигород»;Е.Я.Ильина «Четвертая высота»;С.Я.Маршак «Голуби», «Мальчик из села Поповка», «Детский дом в Ельне»;Л.Борисов «Леня Голиков»;Л.Пантелеев «Гвардиирядовой»;И.А.Туричин «Крайний случай»;А.Леонтьев «Зина Портнова»;Л.Т.Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»;С.В.Михалков «Быль для детей», «Десятилетний человек», «Мой боец», «Солдат»;Е.Н.Кошевая«Повесть о сыне».Думается, что освоение богатств той части советской детской литературы, которая посвящена подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, позволит подрастающим гражданам современной России сохранить историческую память и передать её по наследству потомкам.
Ссылки на источники1.Кузьмина М.Г., Анкинович О.О. Знания младших школьников о Великой Отечественной войне: Сборник научных трудов. Смоленск, 1996. С. 10 32.