Использование художественного фильма “Paddington” на занятиях иностранного языка в нефилологическом вузе (теоретический и практический аспекты)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Легостаева О. В. Использование художественного фильма “Paddington” на занятиях иностранного языка в нефилологическом вузе (теоретический и практический аспекты) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2581–2585. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96437.htm.
Аннотация. Данная статья освещает особенности методики преподавания иностранных языков в нефилологических вузах, обращая особое внимание на использование художественных фильмов как средства обучения. В статье также поднимается проблема толкования термина «языковая личность» и демонстрируется комплекс упражнений к фильму «Приключения медвежонка Паддингтона».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Легостаева ОксанаВячеславовна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет», Орёлfremdsprachenluxx@mail.ru

Использование художественного фильма“Paddington” на занятиях иностранного языка в нефилологическом вузе(теоретический и практический аспекты)

Аннотация.Данная статья освещает особенности методики преподавания иностранных языков в нефилологических ВУЗах, обращая особое внимание на использование художественных фильмов как средства обучения. В статье также поднимается проблема толкования термина «языковая личность» и демонстрируется комплекс упражнений к фильму «Приключения медвежонка Паддингтона». Ключевые слова: языковая личность, страноведческий аспект, коммуникативная компетенция, культурологическая картина мира, комплекс упражнений.

Преподавание иностранных языков на нефилологических факультетах имеет ряд специфических особенностей. Вопервых, это связано с содержанием курса по иностранному языку в ВУЗе, вовторых, с общим уровнем владения иностранным языком учащихся, втретьих, с постановкой конкретных целей и задач, обусловленных профилем учебного заведения. Зачастую, в этих условиях, культурологический аспект изучения иностранных языков вообще не берётся во внимание. Следовательно, обучение иностранным языкам посредством ознакомления со страноведческими реалиями, то есть через элементы, кванты культуры не находит отражения или представлено ничтожно малым количеством современныхучебников, учебных пособий, комплексом упражнений в методике преподавания иностранных языков на нефилологических факультетах. Ещё один немаловажный аспект, который нужно учитывать при работе, это понятие «личности студента», поскольку обучение ведётся не с пассивными слушателями или речепотребителями, а с активными, творческими, познающими языковыми личностями. Изучение любых языковых явлений невозможно в отрыве от языковой личности. Прежде всего, под «языковой личностью» понимается «человек как носитель языка»[2], взятый со стороны его «способности к речевой деятельности» [1], то есть, комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения ‬по существу, «личность речевая» [см. тамже]. Под «языковой личностью»понимается также «совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, ‬личность коммуникативная» [5]. И, наконец, под «языковой личностью»может пониматься закрепленный, преимущественно, в лексическойсистеме базовый национальнокультурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре ‬личность «словарная» [4], «этносемантическая» [3]. Полноценное развитие такой личности происходит в условиях диалога, то есть обратной связи, предполагающей достаточно оперативную реакцию и адресата, и адресанта. Кроме того, необходимо отметить, что диалог состоится и будет успешен в случае, если у обоих коммуникантов будет набор интенций, которые декодируются ими обоими. Здесь речь идёт об общей лингвистической подготовленности, о коммуникативной компетенции, контактности, благоприятных условиях ведения диалога. Под условиями мы понимаем пол, возраст, социальный статус собеседников, время, место, продолжительность общения. Эти составляющие объективно важны, поскольку, являясь внешними факторами, мотивируют внутренние механизмы коммуникативного акта. Сдерживающим фактором коммуникации следует считать конвенциональность, нормативность, стереотипность. Для того чтобы разрушить ошибочные стереотипы, избежать всякого рода противоречий в трактовке иноязычных реалий, необходимо, прежде всего, познакомиться с культурой, историй, географией страны изучаемого языка.Одной из таких форм ознакомления с культурой страны изучаемого языка является просмотр эпизодов аутентичного художественного фильма и выполнение различного рода упражнений с целью усвоения лексических единиц, терминов, называющих определенные страноведческие реалии, развития лингвистических, познавательных, коммуникативных способностей. Например, в рамках тем “Education”, “English as a global language”, “Englishspeaking countries” по учебнику И.П. Агабекяна [6], студентампредлагается четыре текста из 6го, 7го и 8го уроков. Тексты можно классифицировать по признаку географического положения, политической, экономической и образовательной системы Соединённого королевства и США, например: Text 6A “The United Kingdom”, text6B “History of London”, text 7A “The United States of America”, text 8A “Higher Education in the UK”.Хорошим дополнением для аккумуляции экстралингвистических знаний о стране изучаемого языка и сопоставления культурных, исторических, географических, конфессиональных, бытовых и правовых особенностей двух культурных пространств: (английского и русского) является не только текст, но и аудиовизуальная опора, то есть фильм. Художественная картина «Paddington» Пола Кинга (2014; 1ч. 35м.), проливающая свет на приключения одинокого и неприкаянного медвежонка Паддингтона, попавшего в Лондон и мечтающего найти себе дом и родных; показывающая жизнь отличного от всех медвежонкаодиночки в жёстких условиях мегаполиса, как нельзя лучше отвечает поставленным учебным целям на развитие ментальных процессов, таких как сравнение, классификация, абстрагирование, обобщение и, в конечном итоге, на совершенствование одного из четырёх видов речевой деятельности, а именно говорения. Художественная лента не позволяет обучающимся остаться пассивными наблюдателями, так как фильм является удачной экранизацией серии книг Томаса Майкла Бонда «Медвежонок Паддингтон»и призывает зрителей быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, сострадательными, терпимыми, не стесняться своих даже странных увлечений, уважать семейные ценности и любить жизнь. Вот комплекс упражнений, реализующий эти задачи.

Вашему вниманию представлены следующие виды упражнений: языковые, коммуникативноречевые, социокультурные. Разберём каждое из них подробнее. Языковые направлены на усвоение форм коммуникативного поведения в стандартных ситуациях, например: подберите значение слова для соответствующей коммуникативной ситуации. Коммуникативноречевые задания формируют и развивают умения межличностного общения на основе приобретенных навыков, например,работа с вокабуляром: подбор дефиниций, синонимов, антонимов, а также инсценирование диалога, полилога из просмотренного эпизода. Социокультурные направлены на усвоение норм иноязычной культуры, их примерами являются анализ и выделение банка страноведческих реалий и языковых средств. Не менее важным в данной работе является и развитие воспитательной функции. Сам сюжет фильма культивирует чувство сострадания, способность бережно и толерантно относится к окружающим людям и животным независимо от внешних данных и отличных от других общепринятых убеждений. В заключение необходимо сказать ещё об одной важной функции данного вида деятельности ‬эстетической, а именно привитие хорошего вкуса и его развитие. Что касается страноведческого аспекта, то он касается не только общих образовательных тем, но и узкоспециальных, например, основ британскойкультурологической картины мира, истории, философии, экологии, конфессиональных различий. Заключительная цель ‬умение обсудить фильм по одному из предложенных на выбор студентам разделу (упражнения после просмотра эпизодовфильма‬postviewingactivities). Необходимо отметить, что данные примеры заданий относятся к комплексу упражнений, выполняемых до, во время и после демонстрации фильма. Весь фильмдемонстрируется не полностью, так как разбит на эпизоды и сопровождается субтитрами. К речевым упражнениям мы отнесёмEpisode2. Beaspoliteaspossible(Быть вежливым насколько это возможно)WRITE A MINICOMPOSITION ABOUT THE BROWNS (HENRY AND MARY BROWN AND THEIR DAUGHTER AND SON) PAYING SPECIAL ATTENTION TO THE1STREACTION OF EACH MEMBER OF THE FAMILY WHEN MEETING THE BEAR THE 1STTIMEAT PADDINGTON STATION

HOW CANYOU CHARACTERIZETHE BEAR‱S BEHAVOURAT PADDINGON STATION?You may use the following adjectives (им. прилагательные):(polite/вежливый, risky, venturesome/рискованный; fearless/бесстрашный; witty/остроумный; inventive/изобретательный; dangerous/опасный; cool, composed/хладнокровный; courageous/храбрый, confused/растерянный, tiresome/надоедливый, назойливый, ect.).

ANSWER THE FOLLOWING QUESTIONS

1. Whoinvestigates unknown species of bears in Peru?

2. What happened to Bear‱s Uncle and Aunt in the deep jungles of darkest Peru one day? 3. What did the Bear feel when was leaving his native home? 4. How did the Bear happen to appear in London?5. Why did the Bear longed for reaching London so much?6. What places of interest did you see while watching the episode?Ккоммуникативноречевым: Episode 3. AttheBrowns(УБраунов)ANSWER THE FOLLOWING QUESTIONS1. What did Paddington perform at the Browns? Was it on purpose(намеренно)? 2. Why did Mr. Brown reject to keep Paddington at home?3. What feeling did Paddington experience(зд.:смоглипереживать/ чувствовать) whenliving with the Browns at first? 4. How did Johnathan treat(относиться) the Bear?5. What odd feature of character(зд.:страннаячертахарактера) did Judy possess? Did she suffer from it?6. Can you give any examples from films whenpeople get along(зд.:житьдружно) withtheir unusual pets? 1. Henry Brown worked as…a) a chief accountant(главныйбухгалтер)b) a risk analyst(аналитик рисков)c) a senior teacher

2. Mary Brown took Paddington to … a) an antique shop owner

b) the director of the orphan house(детскийдом)

c) afortuneteller(гадалка)

3. Paddingtondid a good thing(зд.: совершилхорошийпоступок). He managedto… a) prevent an emergency(зд.:предотвратитьаварию) b) rescue(спасти)a little kidc) arrest a thief(вор)

Ксоциокультурным:Episode 5. Millicent Clyde STUDY EXTRALINGUISTIC REALIAS COCERNING AMERICAN CULTURE: EXTRALINGUISTIC KNOWLEDGE“Paddington”‬a 2014 BritishFrench live action/computer animatedfamilycomedy filmdirected by Paul King, written by King and Hamish McColl, and produced by David Heyman. Based on Paddington Bearby Michael Bond,the film stars Ben Whishawas the voice of the title character, along with Hugh Bonneville, Sally Hawkins, Julie Walters, Jim Broadbent, Peter Capaldiand Nicole Kidmanin liveaction roles. The film was coproduced by the French company StudioCanaland the British company Heyday Films. It was released in the United Kingdom on 28 November 2014 and grossed $259.5 million worldwide on a €38.5 million budget. It received anEmpire Award nomination for Best British Film.

Paul King(born 1978)‬a British writer and director. He works in television, film and theatre, and specializesin comedy. For his work on Paddington, he was nominated for two BAFTA Film Awards.Thomas Michael Bond, CBE(born 13 January 1926)‬an English author, best known for his Paddington Bearseries of books. Bond was awarded a CBEin the Queen's Birthday Honours 2015. Nicole Mary Kidman, AC(born 20 June 1967)‬an Australian actress and film producer.Kidman's breakthrough roles were in the 1989 feature film thriller “Dead Calm”and television thriller mini series “Bangkok Hilton”. Appearing in several films in the early 1990s, she came to worldwide recognition for her performances in the stockcar racing film “Days of Thunder”(1990), the romancedrama “Far and Away”(1992), and the superhero film “Batman Forever”(1995). Other successful films followed in the late 1990s. Her performance in the musical “Moulin Rouge!”(2001) earned her a second Golden Globe Award for Best Actress ‬Motion Picture Musical or Comedyand her first nomination for the Academy Award for Best Actress. Kidman's performance as Virginia Woolfin the drama film “The Hours”(2002) received critical acclaim and earned her the Academy Award for Best Actress, the BAFTA Award for Best Actress in a Leading Role, the Golden Globe Award for Best Actress ‬Motion Picture Dramaand the Silver Bear for Best Actressat the Berlin International Film Festival.TheGolden Globe Awardfor Best Actress in a Motion Picture ‬Dramawas first awarded by theHollywood Foreign Press Associationas a separate category in1951. Previously, there was a single award for "Best Actress in a Motion Picture" but the splitting allowed for recognition of it and theBest Actress ‬Comedy or Musical.The formal title has varied since its inception. In 2005, it was officially called: "Best Performance by an Actress in a Motion Picture ‬Drama". As of 2013, the wording is "Best Actress in a Motion Picture ‬Drama".

1. Montgomery Clydewas… a) atraveler and explorer(исследователь)b) an adventurer(авантюрист)c) an unlucky person(зд.: неудачник)

2. Why didPaddington decide to leave the Browns and find Mr. Clyde himself?

a) he became convinced(зд.:убедился) that Mr. Clyde was very kind after watching the film b) he felt that he was unwanted at the Browns c) he wasvery curious(любопытный)

3. Why did Millicent Clyde want to capture and stuff() Paddington?

a) he was illnatured(злобный, недоброжелательный) by natureb) she was anxious(зд.:жаждать, желать) to become rich and famous c) just for fun(радизабавы)

Episode10. NaturalHistoryMuseum(Освобождение/ искупление/ побег)

TRUE/FALSE STATEMENTS. IF THE PHRASE IS WRONG, GIVE THE CORRECT ANSWER1. All members of the family were unhappy afterPaddington‱s leaving.

2. The Browns had a wellorganized plan to rescue Paddington.

3. It was Mr. Curry who informed the Browns that the Bear had been captured.

4. Mrs. Bird was alcoholaddicted(зависимыйоталкоголя) thus it was easy to her to distract a security office. 5. Millicent Clyde was sentenced tocommunity service(исправительныеработы) at apetting zoo.

1. The plan of the Browns to save Paddington from capturewas a success due toa) their willingness(готовность) to be helpful and act together b)useful connections c) force of circumstances(силаобстоятельств)

2. Paddingtonis a symbol of … You can choose more than one answer. Try to prove your point of view.a) hospitality and care(гостеприимствоизабота)b) tolerance(терпимость) to any views and appearances c) hostility and loneliness(враждебность и одиночество)

3. The film is extremely popular among viewers of different ages all over the world because of … You can choose more than one answer. Try to prove your point of view.a) interesting play of the actors b) good reviews(зд.: отзывы) of critics c) eternalvalues(вечныеценности) which are stated in the movie

Ссылкинаисточники1. Богин Г.И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов\Г.И. Богин: АДД. Л., 1984. ‬39 с.2. Богин Г.И. Типология понимания текста/ Г.И. Богин:Калинин, 1986. ‬87 с.3. Воркачёв С.Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии/ С.Г. Воркачёв// Вопросы языкознания. ‬1997. №4. С. 115124.4. Карасик В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность / В.И. Карасик// Филология. Краснодар, 1994. №3. С. 27.5. Сухих С.А., Зеленская В.В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализации/ С.А. Сухих, В.В. Зеленская:Краснодар, 1997. ‬332 с.6. Агабекян, И.П. Английский для технических вузов : учеб. пособие для вузов / И.П. Агабекян; П.И.Коваленко. Ростов н/Д : Феникс, 2012. 347 с. (Высшее образование) 7. http://ru.wikipedia.org