Обеспечение правовых и социально-экономических условий производства электроэнергии на северных территориях России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Элякова И. Д., Эляков А. Л. Обеспечение правовых и социально-экономических условий производства электроэнергии на северных территориях России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4696–4700. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85940.htm.
Аннотация. Статья посвящена выявлению проблем экономико-правового обеспечения надежного функционирования дизельной энергетики арктических территорий Республики Саха (Якутия), разработке созданию социально-экономических и правовых условий бесперебойного обеспечения электроэнергией потребителей Крайнего Севера Российской Федерации, где обеспечение электроэнергией является жизнеобеспечивающей население и социально-экономическую сферу актуальной задачей государства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Элякова Изабелла Дамдиновна,Доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутскelyak@list.ru

Эляков Александр Львович,Студент 2 курса группы ФК13, кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутскelyakov96@mail.ru

Обеспечение правовых и социальноэкономических условий производства электроэнергии на северных территориях России

Аннотация.Статья посвящена выявлению проблем экономикоправового обеспечения надежного функционирования дизельной энергетики арктических территорий Республики Саха (Якутия), разработке созданию социальноэкономических и правовых условийбесперебойного обеспечения электроэнергией потребителей Крайнего Севера Российской Федерации, где обеспечение электроэнергиейявляется жизнеобеспечивающей население и социальноэкономическую сферуактуальной задачей государства.Ключевые слова:Республика Саха (Якутия), Север, дизельная, энергетика, энергорайон, перекрестное субсидирование, нормативноправовое обеспечение, проблемы, тарифы.

Актуальность проблемы развития дизельной энергетики и обеспечение надежности энергоснабжения северных территорий России на сегодняшний день не взывает сомнения ни у кого. Исследования по проблемам развития дизельной энергетики на Севере страны до конца не разработаны и имеют недостаточную нормативноправовую базу для обеспечения надежной и безопасной деятельности дизельной (локальной) электроэнергетики, технологически изолированной от Единой энергетической системы РФ[1].Уровень развития и темпы экономического роста регионов Российской Федерации связаны, прежде всего, с созданием транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения. Развитие электроэнергетики, в том числе с учетом использования местных видов топлива одна из важнейших задач развития экономики любого региона[2].Цель исследования:Рассмотрение нормативно –правового обеспеченияи социально –экономических условий функционирования и развития дизельной энергетики северных территорий на примере Республики Саха (Якутия), не связанных технологически изолированными системами и с Единой энергетической системойРоссии.Задачи исследования:Изучить нормативноправовые акты государственной поддержки дизельной энергетики;Выявить проблемы в действующем законодательствеИсследовать правовые и экономические аспекты данной проблемыРазработать проект Федерального закона «О внесении изменений вФедеральный закон РФ от 26.03.2003г. № 35ФЗ «Об электроэнергетике».

Проблемы в действующем законодательстве в сфере дизельной энергетики северных территорий, не связанных технологически изолированными системами и с Единой энергетической системойРоссии:

В соответствии с действующим законодательством в сфере тарифообразования в электроэнергетике в зоне действия гарантирующего поставщика устанавливаются единые тарифы на электроэнергию вне зависимости от источника генерации. Таким образом «усредненный» тариф при замешивании тарифов централизованной и децентрализованного зон энергоснабжения в 2015 году составил5,03 руб./кВтч. При этом экономически обоснованный тариф на электроэнергию в децентрализованной зоне энергоснабженияв 2015 году составил32,78 руб./кВтч., а в централизованной зоне –3,67 руб./кВт. Поскольку население –это социально защищенная категория потребителей, бремя содержания дизельной энергетики –перекрестное субсидирование дизельной энергетики, ложится на промышленных потребителей, которое на 2015 год составит 6,006млрд.руб.С 2013 года, в связи с внесением изменений в нормативноправовые акты, у потребителей появилась возможность выходить на оптовый рынок энергии и мощности. Наличие перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую энергию вынуждает крупных промышленных потребителей выходить на оптовый рынок энергии и мощности, где тарифы на электрическую энергию значительно ниже. Так, на 2015 год на оптовый рынок энергии и мощности ушли 2 потребителя ОАО ХК «Якутуголь» и ООО «Золото Селигдара», что привело к опережающему росту тарифов на электрическую энергию только за счет данного фактора 9 % из 15 % утвержденных с 1.07.2015 года. Это приводит к вымыванию источников на ремонт и обновление основных фондов. Без учета затрат дизельной энергетики тариф на высоком уровне напряжения станет сопоставим с тарифами субъектов Дальнего Востока.Cсоциальноэкономические аспекты данной проблемы развития дизельной энергетики северных территорий России:

Экстремальные природноклиматические условия и зависимость жизнедеятельности от северного завоза, обуславливают необходимость постоянного присутствия и внимания со стороны государства;Высокая себестоимость производства электроэнергии на дизельных электростанциях Республики Саха (Якутия).

По структуревыработки электрической энергии основная доля расхода топлива приходится на дизельное топливо 91,97%. Нефть 3%, газ 2%, уголь 3% и незначительная доля на возобновляемые источники электроснабжения 0,03%. Основными потребителями электрической энергии в зоне локальной энергетики являются: население 40%, ЖКХ 28%, бюджетные организации 12%. ЧП и ИП 9%, транспорт 8% и промышленность 3%;Недостаточность средств государственного бюджета республики для выделения субвенций на разницу тарифов потребителям дизельной энергетики;Проблемы тарифного регулирования в электроэнергетике в Республике Саха (Якутия) с учетом ухода потребителей:а)В 2015 году с уходом ОАО ХК «Якутуголь» и ООО «Золото Селигдара» на оптовый рынок с общим объемом потребления около 350 млн.кВтч. рост тарифов на электроэнергию составил 15%;б)В 2016 году, с учетом выхода на оптовый рынок ОАО «Алданзолото» ГРК и ООО «Русэнергоресурс» с общим объемом потребления 216млн.кВтч., рост тарифа только за счет данного фактора может составить 4,7% к 2015 году;в)В 2017 году, с учетом выхода на опт потребителей Центрального энергорайона рост тарифа ожидается на уровне 9,2% к 2016 году, в 2018 году ожидается выход потребителей на оптовый рынок Западного энергорайона и рост тарифов составит59,3 %4г)Учитывая выход всех возможных потребителей на оптовый рынок, рост тарифа на электрическую энергию может составить 82,6 % в 2019 году.То есть, без учета инфляции, при выходе всех возможных потребителей, тариф для оставшихся потребителей (население, бюджет и прочие потребители на НН) возрастет в 3,3 раза;д)Влияние тарифа на электроэнергию в децентрализованной зоне энергоснабжения на цену хлеба в Оленекском районе. Хлеб на Арктике производится в основном субъектами малого предпринимательства. При утверждении тарифов на электрическую энергию в децентрализованной зоне энергоснабжения на экономически обоснованном уровне, цена на хлеб вырастет на 94 % и составит 101,8 руб. за 1 кг;е)Влияние тарифа на электрическую энергию в децентрализованной зонеэнергоснабжения на размер платы за коммунальные услуги для семьи из 3 человек. В этом же случае квартплата семьи из 3х человек увеличится в 3,3 раза и составит 12,3 тыс.руб. за квартиру площадью 63 м2. Это неизбежно вызовет социальный взрыв.Нерешенность вышеперечисленных проблем приведет к росту себестоимости производства электроэнергии на дизельной генерации с 21,5 руб./кВт.ч в 2011 году до 33,2 руб./кВт.ч в 2018 году. Объем перекрестного субсидирования возрастет с 2007 года в 1,7 раз и составит в 2018 году 5 921 млрд. рублей.Республика Саха (Якутия) за прошедшие годы сделала все для минимизации затрат на дизельную энергетику. По результатам реализации Программы оптимизации локальной за 20012013 гг. удалось снизить расход топлива на дизельных электростанциях в 2 раза. Если в начале 2000х годов энергетика республики потребляла 131тыс.тн. дизельного топлива, то сейчас потребляется71 т.тн. При этом за счет ежегодного роста стоимости дизельного топлива не наблюдается экономического эффекта от реализациимероприятий Программы оптимизации локальной энергетики РС(Я) и размер перекрестного финансирования из года в год растет. Если бы не было сделано оптимизации, перекрестное субсидирование на 2015 год составило бы 9,6 млрд. рублей, вместо 6,006 млрд. рублей;Реформа энергетики РФ началась с 2000х годов. Нерюнгринская ГРЭС вышла на оптовый рынок электроэнергии в 2006 году. В связи с наличием перекрестного субсидирования дизельной энергетики сбыт энергии на юге республики оставили в АК «Якутскэнерго». О том, что с развитием реформы неизбежно станет вопрос содержания дизельной энергетики, Правительство республики настаивает давно. В 2009г Председатель Правительства РФ Путин В.В. в г.Мирном дал поручение решить этот вопрос. Вопрос не решается изза того, что Минфин и Минэнерго РФ считают это проблемой Республики Саха (Якутия) и требуют софинансирования из регионального бюджета. Между тем, проблема появилась изза непродуманности до конца последствий, к которым приведет реформа энергетики РФ;Перспективы развития энергосистемы Республики Саха (Якутия):1. Так в 2015 году планируется к вводу ВЛ 220 кВ НПС14 –НПС16, соединяющий Западный и ЮжноЯкутский энергорайоны, которые в настоящее время работают друг от друга изолированно.2. В 2016 году завершится строительство Якуткой ГРЭС2, ВЛ220 кВНерюнгринскаяГРЭСНижний КуранахТоммотМайя с ПС220 кВ Томмот и ПС220 кВ Майя, который объединит Центральный и ЮжноЯкутский энергорайоны, которые в настоящее время работают друг от друга изолированно.

3. В настоящее время возможность выхода на оптовый рынок имеют потребители только ЮжноЯкутского энергорайона. Учитывая перспективы развития энергосистемы республики, строительство высоковольтных линий электропередач ОАО «ФСК», такая возможность появится у потребителей Центрального и Западного энергорайонов уже в 2016 году. Общий объем перекрестного субсидирования в 2015 году составляет 6006 млн.руб., в том числе по населению и приравненным к ним категориям 2485млн.руб, по прочим потребителям 1365 млн.руб., по учреждениям республиканского и местного бюджета 641 млн.руб., по учреждениям федерального бюджета 187 млн.руб., по предприятиям ЖКХ 1329 млн.руб. (табл.1.).Таблица 1Перекрестное субсидирование между энергорайонамиОАО АК "Якутскэнерго" и ОАО "Сахаэнерго" на 2015 год в целом по году

Единицы измеренияЦентральный энергорайонЮжноЯкутский энергорайон Западный энергорайон ОАО "Сахаэнерго"ВсегоЭлектроэнергияПолезный отпускмлн.кВтч1274,5703,7902429,2216,14623,5Экономически обоснованный средний тарифруб/кВтч5,6483,3592,72932,785,034Утвержденный ср.тариф"5,0844,6125,1354,9825,034Необходимая товарная продукциямлнруб7197,52363,96630,27082,823274Затраты энергорайонамлнруб5844,21258,53336,97082,817522Затраты ИДмлнруб843,2181,6481,5

1506Затраты Энергосбытамлнруб452,5181,0271,5

905Затраты транспортировщиковмлнруб57,7742,9205,3

1006Покупная энергия ОАО "ВГЭС3"млнруб



2335,1

2335Товарная выручка от э/эмлнруб6479,03246,112473,01076,623275Передача электрической энергиимлнруб



0,0

0Всего товарная выручкамлнруб6479,03246,112473,01076,623275Перекрестное субсидирование млнруб719882584360060

Ликвидацию перекрестного субсидирования дизельной энергетики и его финансирование предлагаем начать с 1 января 2016 года. При этом объем перекрестного субсидирования на второе полугодие 2016 года составит 3013 млн.руб., в том числе по населению и приравненным к нему категориям потребителей 1265 млн.руб., по учреждениям федерального бюджета 97 млн.руб., по прочим потребителям 684 млн.руб., по учреждениям республиканского и местного бюджета 321 млн.руб., по предприятиям ЖКХ 646 млн.руб.Вопрос ликвидации перекрестного субсидирования необходимо решать с 1 июля 2015 года, так как рост тарифов, утвержденный с 1 июля 2015 года значительно выше индекса роста тарифов на электрическую энергию, принятых в прогнозе СЭР (в республике утвержден рост 115 %, в прогнозе СЭР 108%). Данный рост даст еще больше стимул к уходу потребителей на оптовый рынок. Проблему перекрестного субсидирования дизельной энергетики Республики Саха (Якутия) необходимо решать путем:Внесения следующих изменений в Федеральный закон РФ от 26 марта 2003 г. N 35ФЗ "Об электроэнергетике" (сизменениями и дополнениями):1) Внести дополнительные определения понятий в конце статьи 3 дополнительными абзацами следующего их содержания:«Перекрестное субсидирование в электроэнергетике –это механизм перераспределения нагрузки по оплате электроэнергии между различными группами потребителей»;«Перекрестное субсидирование в электроэнергетике между прочей группой потребителей и населением –это механизм перераспределения нагрузки по оплате электроэнергии между прочей группой потребителей и населением, когда промышленные и приравненные к ним потребители субсидируют население».«Перекрестное субсидирование в электроэнергетике между потребителями тепловой и электрической энергией –это механизм перераспределения нагрузки по оплате электроэнергии между потребителями тепловой и электрической энергии, когда за счет электрической энергии субсидируется более затратная тепловая энергия»;«Перекрестное субсидирование в электроэнергетике Северного энергетического района Республики Саха (Якутия) –это механизм перераспределения нагрузки по оплате электроэнергии между потребителями энергетических районов Республики Саха (Якутия), когда потребители электрической энергии Западного энергетического района, имеющие дешевую стоимостью энергии субсидируют потребителей электрической энергии Северного энергетического района, имеющие высокую стоимость производства электроэнергии».2) Внести в статью 23.2. «Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» следующие изменения: добавить дополнительный пункт 6 изложить его в следующей редакции: «Объемы перекрестного субсидирования потребителям дизельной электроэнергетики Республики Саха (Якутия) определяются в Государственной программой РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики в период 20132020 гг.».Мы считаем, что своевременное принятие проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон РФ от 26 марта 2003 г. N 35ФЗ "Об электроэнергетике" создаст единое правовое поле развития дизельной энергетики Севера, обеспечить надежность и безопасность электроснабжения потребителей дизельной энергетики северных территорий, работающих технологически изолированно от Единой энергетической системы России.Также необходимы:

В рамках выделения субсидий из федерального бюджета по ГП РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики» (межбюджетные трансферты). Конечным получателем субсидии необходимо определить поставщика электроэнергии ОАО «Сахаэнерго», так как только в этом случае будет обеспечен принцип тарифного равенства (не возникнет необходимости резкого увеличения тарифов в зоне локальной энергетики).

Перекрестное субсидирование необходимо ликвидировать поэтапно, в течение 3х лет 01.01.1601.01.18 гг. в связи с тем, что индекс роста тарифа в размере 15 % значительно будет выше прогноза СЭР РФ 8%.

Как вариант, при решении вопроса с 1 января 2016 года, необходимо предусмотреть в бюджете выделение субсидий ОАО «Сахаэнерго» в полном годовом объеме согласно 78 статье Бюджетного Кодекса на возмещение недополученных доходов в связи с производством и реализацией электроэнергии по регулируемым тарифам.Ожидаемый эффект от реализации внесения изменений в ФЗ «Об электроэнергетике»:1. Мы считаем, что своевременное принятие проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон РФ от 26 марта 2003 г. N 35ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями и дополнениями) обеспечить надежность и безопасность электроснабжения потребителей дизельной энергетики северных территорий, работающих технологически изолированно от Единой энергетической системы России.2. Создаст единое правовое поле функционирования и развития дизельной энергетики Севера.3. В централизованной зоне энергоснабжения тарифы на электрическую энергию в среднем снизятся на 16 % от тарифов, действующих на 1.01.2016 года и на 26% от тарифов.4. В конечном счете, за счет развития дизельной энергетики будет обеспечиваться развитие экономики и социальной сферы, повысится уровень жизни населения северных территорий России.

Ссылки на источники1.Элякова И. Д. Организационноэкономические механизмы обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия) Якутск: : Издателький дом СВФУ, 2015. –318 с. 2.Эляков А.Л. От рационального потребления энергоресурсов зависит будущее Арктики // Материалы X Международной научнопрактической конференции «Перспективные разработки науки и техники –2014» (г. Przemysl, Пшемысль, Польша, 715 ноября 2014г.): Тез. докладов / Przemysl: Изд. Sp. z o.o. «Nauka I studia», 2014. Ч. 5. Экономические науки –80 с. С. 5254.