Аннотация. В статье показана роль развития эмпатии в жизни дошкольников, становлении нравственной сферы личности, раскрыты три компонента психологической структуры эмпатии: когнитивный (понимание состояний другого человека без изменения своего состояния); эмоциональный (сопереживание и сочувствие); поведенческий (активная поддержка другого и оказание помощи), процессы психолого-педагогического моделирования, влияние сюжетно – ролевой игры на развитие эмпатии.
Ключевые слова: эмпатия, нравственная сфера, дошкольник, дошкольное детство, сюжетно – ролевая игра.
В условиях дефицита «теплоты» человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры перед людьми встает проблема одиночества и безразличия. В связи с этим проблема эмпатии как способности к сочувствию и сопереживанию становится актуальной в контексте социально-психологической проблемы нашего времени [1].
Одним из ведущих приоритетов образования является нравственное воспитание детей.
Развитие эмпатии – не только процесс развития эмоций, но и процесс формирования нравственных мотивов в пользу другого человека.
Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Дошкольное детство представляет собой особую форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной мере проявляют свое действие. Дошкольное детство – период жизни человека, в котором социальное развитие имеет важную роль: именно в этом возрасте происходит интенсивное «впитывание» ребенком, «приращение» окружающей действительности, «запечатление» в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей, становление субъектного и социокультурного опыта. Именно в данном возрасте интенсивно начинает формироваться личность ребенка воспитание таких качеств, как нравственность, духовность, самостоятельность, социальная активность, инициатива, самопознание, поэтому данный возраст ответственен за дальнейшую жизнедеятельность человека [2].
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.
Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процессусвоения (интериоризации-экстериоризации) базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации–экстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания–имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). С другой стороны, это процесс формирования нравственной позиции личности, построенной на основе нравственного самосознания, нравственных переживаний и опыта [3].
Изучение природы эмпатии дает возможность ближе подойти к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении. Слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века благодаря американскому психологу Э. Титченеру. С 50-х годов этот термин получил широкое распространение. Обширная литература отражает изучение эмпатии специалистами разных областей психологической науки: психологии личности, детской, социальной, медицинской психологии [4].
Термин эмпатия в настоящее время рассматривается в различных аспектах, например, под эмпатией понимают: психический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого; деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение; особый вид внимания к другому человеку. Эмпатия — эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего [4].
Составляющими эмпатии являются:
1) когнитивный компонент в виде понимания состояний другого без изменения своего состояния;
2) эмоциональный (аффективный) компонент в виде сопереживания и сочувствия;
3) поведенческий (действенный) компонент в виде активной поддержки другого и оказания помощи.
Психолог Карл Роджерс определял эмпатию следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь» [5].
Период дошкольного возраста – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка [6].
Для полноценного развития ребенка дошкольного возраста необходимо воспитания его как человека культуры, социально активного, целеустремленного, нравственно воспитанного.
Согласно периодизации детства, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, «благодаря особым игровым приемам (принятию ребенком на себя роли взрослого и его общественно-трудовых функций, общественному изобразительному характеру воспроизводимых предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т.д.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми» [6]. Именно в игровой деятельности формируется и развивается социальный феномен, который характеризуется интенсивным присвоением ребенком человеческого опыта во всех сферах жизни. В игре формируется воображение, речь, простейшие формы логического мышления, ориентация на общечеловеческие отношения и действия, что позволяет дошкольнику осознать себя как личность. В игре происходит присвоение знаний, и это возможно, когда ребенок при этом выполняет определенную социальную роль.
Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с условием которых поведение ребенка становится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать, и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается [7]. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. В силу интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок переживает даже в отсутствие взрослого.
Игра заставляет детей по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, - симпатию, сочувствие к больным, к детям, уважение к старшим и др. С симпатией, покровительством, нежностью относится ребенок к куклам и игрушечным животным, используемым в игре [8].
Те действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивает их усвоение детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания игры, распределения ролей, игрового материала дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.
Кроме того, участвуя в играх, старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом и в то же время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека.
Таким образом, можно предположить, что развитие эмпатии у старших дошкольников успешно формируется благодаря сюжетно – ролевой игре.
Развитие эмпатии у дошкольника так же связаны с успешностью процессов психологопедагогического развития психических свойств дошкольников.
А эти процессы в свою очередь зависят от того насколько адекватно осуществлено соответствующее моделирование и его последующая реализация в специально организованной психологически безопасной образовательной среде[3].
Модель психолого-педагогического развития эмпатии у дошкольников может быть представлена следующими структурными компонентами: целевой (определение целей и задач), диагностический (проведение диагностических процедур по проблеме исследования), формирующий (проведение программы развития эмпатии у дошкольников), аналитический (оценка эффективности программы развития эмпатии у дошкольников).
I. Целевой компонент:
- Изучить психолого-педагогическую проблему развития эмпатии у дошкольниковв литературе.
1.1 Изучить сущность понятия «эмпатия», его основные характеристики и виды эмпатии в психолого-педагогической литературе.
1.2 Выявить особенности развития эмпатии у дошкольников.
1.3 Изучить влияние сюжетно – ролевой игры на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
1.4 Разработать модель развития эмпатии у детей 5 -6 лет под влиянием сюжетно – ролевой игры.
2. Представить организацию опытно-экспериментального исследования развития эмпатии у детей 5 - 6 лет посредством сюжетно – ролевой игры
2.1 Определить этапы, методы и методики исследования.
2.2 Дать характеристику выборки и провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
3. Организовать опытно-экспериментальное исследование развития эмпатии у старших дошкольников.
3.1 Составить программу развитияэмпатии по средствам сюжетно - ролевой игры у старшихдошкольников.
3.2 Провести анализ результатов формирующего этапа эксперимента.
3.3 Составить рекомендации по развитию эмпатии у детей 5 - 6 лет посредством сюжетно – ролевой игры для родителей и воспитателей.
3.4 Составить технологическую карту внедрения результатов исследования в практику.
1. Формирующий компонент.
Цель: провести программу по развитию эмпатии по средствам сюжетно – ролевой игры у старших дошкольников.
2. Аналитический компонент.Цель: проверить эффективность программы по психолого-педагогическому развитию эмпатии по средствам сюжетно – ролевой игры у старших дошкольников.
Вывод: Игровая деятельность, а именно сюжетно-ролевая игра, служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка, как существо высшее, социальное.
Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности.
Построение программы в соответствии с предложенным моделированием должно обеспечивать развитие эмпатии, нравственной сферы личности дошкольника и социализацию ребенка.
Ссылки на источники
- Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. – М. Издательство «Перо», 2014. – 185 с.
- Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 234 с.
- Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6. – С. 40-48.
- Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. – Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007. – 253 c.
- Карл Роджерс «Эмпатия». Отрывок из статьи: Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. – 1975. – V. 5, N 2. – P. 2—10.
- Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123 с.
- Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
- Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11 (117). – C. 191-196.