Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессии младших подростков в межличностных конфликтах, а также коррекция агрессии. Показано, что коррекция агрессии у младших подростков определяет стратегии поведения в конфликтных ситуациях от уровня агрессии.
Ключевые слова: агрессия, конфликт, младшие подростки, коррекция. 

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. агрессия всегда подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда [1]. При характеристике агрессии чаще всего используют два основных понятия: агрессивное поведение и агрессивность. Агрессивное поведение – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2]. Агрессивность — стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда [3].

Не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность, и не каждая агрессивная личность должна демонстрировать агрессивное поведение. Несмотря на связанность между собой понятий «агрессивное поведение» и «агрессивность», их природа различается.

Агрессия в подростковом возрасте выступает в двух личностных аспектах: как универсальное средство самоутверждения и как один из ключевых приемов самоанализа. В репертуаре поведения большей части подростков редко встречаются действия, сознательно направленные на причинение серьезного физического или психологического вреда другим людям Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте нельзя категорично говорить об агрессивной направленности личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование [4].

У ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становятся для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) [5].

Большую роль в формировании личности подростка играет семья. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и детьми, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей [6].

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей [7]. Поэтому целью нашего исследования является изучение агрессии младших подростков в межличностных конфликтах.

Материалы и методы

Исследование агрессии младших подростков проводили в естественных условиях учебно-воспитательного процесса в гимназии №1.

Цель - теоретически изучить и экспериментально провести психолого-педагогическую коррекцию агрессии в младшем подростковом возрасте.

Задачи:

1) Проанализировать научно-практическую литературу по проблеме исследования;

2) Выявить особенности проявления агрессии у младших подростков;

3) Выявить уровень агрессии, стратегию поведения в конфликте у младших подростков;

4) Определить этапы, методы и методики, соответствующие поставленной цели исследования;

5) Провести эмпирическое исследование, охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.

Эти задачи коррекции агрессивности реализуют студенты факультета психологии с помощью использования разномодальных психологических факторов, включающих психодиагностику, индивидуальную работу, упражнения, подготовку и распространение наглядных материалов.

Методы

  • • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование;
  • • эмпирические: анкетирование, тестирование;
  • психодиагностические: тест поведения К.Томаса, методика изучения агрессии А. Басса – А. Дарки, методика «Социометрия» Дж. Морено;
  • • методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тренинговые взаимодействия с подростками).

Результаты и обсуждение

В результате проведения методики К. Томаса в исследуемой выборке выявлены стратегии поведения в конфликтной ситуации, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Результаты диагностики по методике К. Томаса учащихся 6 класса 

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что наибольшее число исследуемых применяет стратегию компромисса (43% учащихся). Такие люди ориентированы на частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Им свойственна осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью.

Стратегию приспособления использует 39% исследуемых. При данной стратегии человек готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию занимают люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.

29% испытуемых использует стратегию сотрудничества. При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена. Для людей с данной стратегией поведения характерны

положительное отношение к новациям и переменам.

18% использует стратегию избегания, т. е. не отстаивают собственные интересы, но при этом не учитывают и интересы других. Таким людям свойственна застенчивость в общении с людьми, нерешительность в критических ситуациях.

Стратегию соперничества использует 11% исследуемых. Им свойственна властность, авторитарность, нетерпение к разногласиям и инакомыслию. Они уверены, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.

Рис. 2. Результаты диагностики по методике А. Басса – А. Дарки учащихся 6 класса 

Высокий уровень вербальной агрессии - выражения негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы), наблюдается у 57% учащихся. Для таких людей характерны пессимизм, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность.

У 54% исследуемых наблюдается чувство вины - возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим, а также ощущаемые им угрызения совести.

Подозрительность свойственна 43% испытуемых. Люди с данной формой агрессивности склонны к анализу, с сильным самоконтролем.

Физическую агрессию и негативизм проявляют 36% исследуемых. Такие люди часто раздражительны, импульсивны, для них не характерно чувство вины.

32% испытуемых проявляют раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.

Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия, свойственна 21% учащихся.

Для 25% учащихся характерна косвенная агрессия - агрессия, каким-либо способом направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Высокий уровень враждебности наблюдается у 50% исследуемых, высокий уровень агрессивности – у 46%.

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Социометрия» учащихся 6 класса 

Согласно полученным данным, большинство исследуемых (46%) можно отнести к группе «принятых», 32% - к группе «предпочитаемых». 11% исследуемых можно отнести к «звездам», и столько же – к «изолированным» (отвергаемым).

Выводы

Агрессивные реакции выступают в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, как способ психической разрядки, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.

Открытые проявления агрессии в подростковом возрасте рассматриваются как эффективный способ защиты собственного Я. Социальная адаптация не взаимосвязана ни с открытыми, ни со скрытыми формами агрессии. Подростки черпают знания о моделях агрессивного поведения в среде сверстников и взрослых. Для подростков важно мнение лидеров (т.е. лидеры являются референтной группой). Следует отметить, что лидеры как бы идентифицируются с наиболее полным набором групповых ценностей, поэтому и обладают большим влиянием.

Свойственные подросткам тенденции к автономии, независимости от окружающих, стремление быть свободным от групповых стандартов и ценностей принимают агрессивные формы. Активность в установлении контактов, общительность часто приводят к грубости, несдержанности и другим проявлениям агрессии. Следовательно, в этом возрасте представляется, что возможность завоевать авторитет в социуме, стремление занять более высокий статус в системе межличностных отношений реализуются посредством проявлений агрессии.

 Ссылки на источники

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
  2. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108с.
  3. Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. - Ильин В.А. Издательство: ПЕР СЭ. - 2007. – 464c.
  4. Долгова В.И., Цветкова Н.В.. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте / Вестник ЧГПУ. – 2014. – №7. – С. 89-98.
  5. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 112с.
  6. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшихся без попечения родителей. - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 125с.
  7. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах: мат. Всероссийской студенч. олимпиады по специальности «Педагогика и психология» (28-29 марта 2008 года) / сост.: В.И. Долгова, П.Т. Долгов, Н.В. Крыжановская. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2008. – 91с.