Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам воспитания национального самосознания на традициях Донского казачества, бытующих в южных регионах нашей страны. Рассматриваются специфические особенности этого процесса в дошкольном детстве. Предлагается дополнительная образовательная программа воспитания национального самосознания у старших дошкольников «Мы - казаки», ориентированная на реализацию требований ФГОС ДО. Особое внимание в работе по программе уделяется созданию образовательной среды, которая способствовала бы воспитанию национального самосознания у дошкольников на основе их взаимодействия со взрослыми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Ключевые слова. народная культура, национальное самосознание дошкольников, национальная идентификация, освоение культурного наследия, приобщение к культуре Донского казачества, формирование образа Я, этнокультурная образовательная среда. 

Стратегической целью государственной политики России в области образования является повышение его доступности и качества, соответствующего современным потребностям общества. Достижению этой цели способствует разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

В области дошкольного образования (ДО) введение ФГОС ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса [1].

Главный принцип ФГОС ДО – вариативность. Именно поэтому он является основой для создания как основных образовательных программ, так и вариативных, в т.ч. программ дополнительного образования.

Наибольшие возможности для реализации дополнительного образования через дополнительные образовательные программы предлагают негосударственные дошкольные учреждения. При этом следует отметить, что дополнительное образование является сегодня одной из самых динамичных и развивающихся образовательных систем: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая авторская позиция педагога, что позволяет образованию как системе более лабильно реагировать на запросы общества.

Одной из таких проблем современного общества и образования является проявление у подрастающего поколения бездуховности, безнравственности, потери интереса к культуре. Это в большой мере связано с тем, что в настоящее время стремительно теряется бережно сохраняемое предшествующими поколениями культурное наследие своего народа, разрушаются его основы и, прежде всего, национальное самосознание, как осознание своей национальной принадлежности.

Поэтому чрезвычайно важно вернуть отраженные в народной культуре человеческие ценности. Для этого необходимо знакомство детей, начиная с дошкольного возраста с национальными традициями своего народа.

Решение обозначенной проблемы видится в разработке дополнительных образовательных программ соответствующей направленности, учитывающих культурные и национальные особенности конкретного региона.

В психологии самосознание понимается как осознание человеком себя субъектом деятельности. Благодаря этому представления о себе складываются во внутренний «образ Я». Помимо осознания и оценки своих действий, мотивов поведения, нравственного облика, идеалов, мыслей и чувств, образ Я предполагает также целостную оценку себя и своего места в окружающем мире. Становление самосознания происходит не рационально-логически, а эмоционально и на этот процесс влияют факторы интуитивного и чувственного восприятия. [2].

К функциям самосознания относят получение человеком представлений о себе; эмоционально-ценностное отношение к себе; саморегуляция своего поведения. [2]

Дошкольное детство – благоприятный по психологическим особенностям период для становления самосознания. В этот период у детей закладываются первоначальные нравственные, этические представления, появляется интерес к явлениям социальной действительности, к истории своей Родины, края, где они живут. Именно в этом возрасте у детей появляется способность осознавать себя субъектами общественных отношений, формируется внутренняя позиция, отражающая то, насколько они удовлетворены этими отношениями, то есть формируется фундамент личности ребенка – самосознание. [3].

Ребёнок осознает себя как «Я» не сразу. Сначала он воспринимает себя как объект для других людей, а не как самостоятельный субъект.

У дошкольника в представления о себе, лежащие в основе самосознания, входит понимание им своих особенностей, качеств, возможностей. О своих возможностях ребенок узнает постепенно, благодаря опыту, который он приобретает в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками. Появляющиеся представления о себе дополняются определенным отношением к себе. Именно самосознание делает ребенка самобытной личностью. [2].

К концу дошкольного возраста складывается самооценка, самокритичность, появляется осознание себя во времени, самосознание, что позволяет говорить о значимости именно этого периода для становления самосознания. [3].

В дошкольном возрасте, при условии воспитанния на культуре своего народа, происходит также и осознание своей национальной принадлежности, как основы становления национального самосознания.

Национальное самосознание, помимо осознания своей причастности к какой-либо этнической группе и положения в ней, определяется и как понимание национальных интересов и особенностей национальных взаимоотношений своей этнической группы с другими. В этом смысле национальное самосознание состоит из самосознания отдельных людей определенной национальности. Его формирование определяется соответствующей национальной средой. [4].

В своем исследовании О.Н. Юденко в содержание понятия «национальное самосознание» включает национальную идентификацию - восприятие себя как представителя определенного этноса; национальные стереотипы – свойственные народу понятия, нормы поведения; историческое прошлое (исторические события, национальные памятники, национальные герои); территориальная общность, знания национальных символов (флаг, герб, гимн), культурные и духовные ценности. [4].

Становление национального самосознания у дошкольников связано с отношением ребенка к тому месту, где он родился и вырос, к Родине, к близким, природе, которая его окружает, к народному творчеству, традициями своего народа.

Национальное самосознание дошкольников можно охарактеризовать через содержательную и структурную составляющие.

Содержательная характеристика предполагает осознанное соотнесение себя с какой-либо этнической общностью, положительное эмоциональное отношение к этому и регуляцию своего поведения в соответствии с этим.

Структурная характеристика выражается в трех взаимосвязанных компонентах: когнитивный - этническая осведомленность о себе как представителе этноса (познавательная сфера), эмоциональный - развитые этнические чувства, потребности, предпочтения, проявление толерантности, национальной гордости (эмоциональная сфера), поведенческий - сформированные этнические нормы поведения, установки, поддержание культурных традиций, общение на родном языке (практическая сфера). [4].

Одним из органичных средств в организации работы по становлению национального самосознания является народная культура - идеи и смыслы, социально ориентирующие личность, помогающие становлению этнической идентичности и возрождению культурной преемственности. Она проявляется в традициях, фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве, в которых народ запечатлел национальные культурные достижения. При этом в дошкольном детстве определяющим является освоение культурного наследия на основе формирования интереса к нему.

Большая роль в становлении национального самосознания в южных регионах нашей страны принадлежит знакомству детей с казачьей народной культурой.

Волгоградская область традиционно является землёй донского казачества.

К сожалению, можно сказать, что большинство населения у нас, плохо знакомо с культурой Донского казачества. Между тем именно опора на нее в нашем регионе может вернуть утраченные нравственные ценности, способствовать становлению национального самосознания детей.

Казачество сберегло до настоящего времени основы своей духовной культуры. Поэтому весьма продуктивно использование ее мощного потенциала, на фоне разрушения этнокультуры русского народа, в разрешении кризисных процессов, четко обозначившихся во многих сторонах жизни современной России, в противодействии глобализации и маргинализации нашего общества. Заложенные в традиционной культуре казачества духовность и нравственность способствуют появлению гармоничных отношений между людьми, уважения к традициям, доброжелательности к окружающим, любви и ответственного отношения к природе родного края, нормализуют бытовой уклад, отношения в семье.

Следование обычаям традиционной культуры Донского казачества развивает у детей чувство национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа среди других народов России и мира и обеспечивает становление на этой основе национального сознания.

В традиционной казачьей педагогике воспитанию детей дошкольного возраста уделялось особое внимание. Это время связывалось с первыми воспитательно-обрядовыми действами: первая стрижка волос, посадка на коня, праздник первых шароваров, обучение рубке лозы, основам рукопашного боя и т.д. [5, 6].

В процессе воспитания казаки широко применяли труд, военно-спортивные и праздничные мероприятия, обучение, традиционные основы культуры – обряды, обычаи, традиции.

В возрасте 3-5 лет ребенок знакомился с основами национальной культуры, приобщение к которым начиналось в естественном стремлении ребёнка помочь родным. Семья всегда оберегала вековые традиции, нравственные устои общества, формировавшиеся в течение многих столетий. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к народной культуре через сказки и былины, рассказы о боевых подвигах казаков, песни, пословицы и поговорки

Ребенка начинали достаточно рано привлекать к совместному труду, стараясь, чтобы он был радостным, привлекательным для ребенка. И главное здесь – личный пример старших, которые учили детей приносить пользу не только семье, но и общине.

Очень важным в воспитании было стремление прививать детям доброту и благожелательность, щедрость, которые считались главными богатствами человека.

Мальчиков воспитывали строже, чем девочек. До 7-8 лет мальчик жил на женской половине куреня. С 8 лет его переселяли в мужскую половину. Женщины уже не вмешивались в его воспитание. В десять лет мальчик полностью понимал всю ответственность за дом и семью и был ее опорой.

С этого же времени он учился владеть нагайкой. Основой в воспитании ребенка в данный период являлось научение его справляться с любыми проявлениями собственного страха. В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. С 12 лет мальчика учили владеть боевым оружием – шашкой, кинжалом и умению обращаться с лошадьми. [5, 6].

Казачьи народные традиции, используемые в формировании национального самосознания старших дошкольников, можно разделить на несколько основных направлений:

1. Создание атмосферы казачьего быта. Окружающие предметы, впервые воспринимаемые ребенком, должны быть связны с местным укладом. Это помогает детям с самого раннего возраста осознать, что они являются неотъемлемой частью казачьего субэтноса.

2. Традиционная празднично-обрядовая культура Дона – важная составляющая самобытной культуры Донского казачества. Она, создает условия для передачи традиций из поколения в поколение, закладывая основы национального самосознания.

3. Народный казачий фольклор, казачье народное искусство. В устном народном творчестве казаков в полной мере отразились черты свободолюбивого характер казачества, его нравственные ценности, отражающие представления о добре, правде, верности, храбрости, красоте, трудолюбии.

4. Казачьи народные игры способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, нравственные понятия, формируя их при этом. Во многих играх осуществляется имитация повседневной работы взрослых, заботы о детях и животных, семейных взаимоотношений. Спортивные народные казачьи игры способствуют полноценному физическому развитию детей. Это позволяет с малых лет подготовить их к самостоятельной жизни, сформировать у них основы национального самосознания и самосознания в целом.

Приобщение детей к казачьим традициям должно быть основано на отзывчивости к культуре донского казачества, воспитание у детей потребности и желания познавать эту самобытную народную культуру. Чем глубже и вдумчивей они воспринимают свое культурное наследие, тем больше и всеобъемлюще ее культурное влияние.

Воспитание самосознания дошкольников на культуре донского казачества – это знакомство с семейными традициями и обрядами. Работа в этом направлении немыслима без тесного взаимодействия с семьями, которые тоже становятся активными участниками воспитательного процесса, внедряя у себя элементы казачьей культуры. В рамках культурного казачьего сообщества принципиально значимо, чтобы воспитательная среда детского дошкольного учреждения активно соотносилась с другими воспитывающими средами. Очень важны для детей встречи и общение с настоящими казаками. Целесообразно, чтобы дети из дошкольных учреждений, развивающих южнорусскую культурную казачью традицию, поступали на учебу в казачьи школы или в классы с казачье-кадетской направленностью. [5, 6].

Все сказанное побудило коллектив нашего негосударственного дошкольного учреждения казачий детский сад «Светлячок», учитывая традиционные подходы к воспитанию в казачьей народной культуре и требования ФГОС ДО:, разработать дополнительную образовательную программу по воспитанию национального самосознания «Мы - казаки», благодаря которой дети старшей и подготовительной группы получают дополнительные занятия по ознакомлению с казачьей культурой.

Данная программа способствует решению задач по воспитанию национального самосознания старших дошкольников, опираясь на требования ФГОС ДО, где делается акцент навзаимодействие детей и взрослых (педагогов и родителей), ориентированное на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития, а также организацию самостоятельной деятельности детей и создание развивающей среды [8]. В программе раскрывается содержание работы в этом направлении. При этом воспитание национального самосознания осуществляется через формирование у детей эмоционально окрашенного чувства причастности к своему национальному наследию.

Программа построена на основе учета возрастных особенностей детей; а также доступности и постепенности усложнения материала

Новизна и актуальность программы состоит в том, что она обеспечивает активное освоение культурного богатства казаков Дона.

Цель программы: формирование положительного, заинтересованного отношения дошкольников к казачьей культуре, воспитание у них национального самосознания через традиции Донского казачества.

Задачи программы:

- Воспитание у детей желания познавать народную культуру Донского казачества на основе формирования эмоционально положительного отношения к ней и чувства гордости за свой край, формирование чувства причастности к казачьему сословию и казачьей культуре, через создание этнокультурной образовательной среды и взаимодействие со взрослыми и сотрудничества с родителями.

- Овладение детьми знаниями об устном народном творчестве казаков, их традициях и истории, народных играх, традиционных праздниках казаков, их быте и умениями это применять в своей самостоятельной деятельности.

- Воспитание национального самосознания через знакомство с историей и традициями казаков, их бытом, обрядовыми и традиционными праздниками на Дону, через повышение роли идеала, роли социальных факторов: семьи, общества взрослых и сверстников с учетом социальной ситуации развития в старшем дошкольном возрасте, трактуемой в ФГОС ДО как сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром (в первую очередь, взрослыми и другими детьми) [1].

- Развитие познавательной и физической активности детей с помощью казачьих народных игр.

- Активизация у дошкольника интереса к себе, стимулирование появления новых вопросов и представлений о себе.

Разработанная нами программа «Мы - казаки» включает в себя три раздела и состоит из 34 занятий теоретической, практической и игровой направленности. Организованы выездные занятия на базе Иловлинского музея казачьей архитектуры и быта и конноспортивного клуба «Дончак».

Первый раздел программы Знакомство детей с историей и традициями казаков (12 занятий) предполагает комплекс занятий по ознакомлению дошкольников с основами истории казачества в доступной форме, изучение природы Донского края и знакомство с представителями животного и растительного края, а также практические занятия по строевой и силовой подготовке, ознакомлению с основами рукопашного казачьего боя, владению традиционным казачьим оружием, навыки обращения с конем.

Второй раздел программы Особенности национального быта (10 занятий) посвящен ознакомлению с жизненным укладом и бытом казаков. В частности даются теоретические знания о земледелии, коневодстве, охотничьих и рыболовных промыслах казаков и практические навыки обращения с орудиями труда и быта, атрибутами казаков, продолжается формирование навыков общения с конем, владения оружием и приемами рукопашного боя. Дети являются активными участниками на различных традиционных праздниках, обрядовых инсценировках, позволяющих погрузиться в атмосферу исторического прошлого казаков.

Третий раздел программы Народные обрядовые праздники; народные игры; (12 занятий) акцентирован на изучении традиций казачества, и народных казачьих игр. В данном разделе предлагается теоретическое изучение основных традиций донских казаков и практическому применению в повседневной жизни основных педагогических традиций казачества, а также изучение народных игр и забав с постепенным введением их в самостоятельную игровую деятельность детей. Продолжается практическое взаимодействие с конем, знакомство с прикладными видами деятельности казаков в художественно – творческой деятельности, музыкальной деятельности.

Изложение материала осуществляется через теоретические, игровые и практические занятия и сопровождается общением с детьми и игровым заданиями для успешного овладения материалом. Повторение пройденного материала в игровой форме осуществляется на каждом.

Южнорусская, казачья культура органично включалась нами также в содержание всех разделов работы с дошкольниками, например: ознакомление с окружающим миром, формирование представлений о природе, изобразительная деятельность, праздники и развлечения.

Дополнительно была организована кружковая работа для мальчиков по силовой и строевой подготовке с привлечением к сотрудничеству войскового старшины местной казачьей организации. Итоговым мероприятием всей работы является посвящение в казаки с присвоением казачьего чина и обряд первого посажения на коня, который проводится на базе конноспортивного клуба «Дончак».

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»

№ Наименование разделов

Кол-во

Занятий

В том числе

Теоретических

Практических

1 Ознакомление детей с традициями и историей казаков

12 занятий

4 занятия

Знакомство с историей казачьего края Природа Донского края

Ордена и награды казаков

Традиции казаков.

8 занятий

Военный быт

Казачья шашка

Конь

Военные сборы.

В дозоре

Казак на охоте

Заседание казачьего круга

В гостях у казачьей семьи Щайниковых

2. Особенности национального быта

10 занятий

3 занятия

Казачий курень

Земледелие на Дону

Охотоводство казаков

Коневодство

7 занятий

В гостях у Аксиньи

Одежда казака

Одежда казачки

Утварь и посуда

Волшебные узоры

Конь-мой друг

Волшебные травы

3.Традиционные и обрядовые праздники; народные игры;

12 занятий

4 занятия

Как играли казаки

Праздники казаков

Обряды казаков

Песни и танцы казаков

8 занятий

Колядки

Масленичные забавы

В гостях у атамана

Посиделки

Казачья свадьба

Покажем силушку богатырскую

Игровые занятия 4

Итого

34 занятия

11 занятий

23 занятия

При проведении теоретических занятий основными методами являются рассказ педагога, беседа, демонстрация иллюстраций или слайдов, демонстрация видеороликов о природе Донского края, игровые тематические физкультминутки, художественно-творческая деятельность, игровая деятельность, что обеспечивается тесным взаимодействием со взрослыми учитывающим интересы и возможности каждого ребёнка.

На игровых и практических занятиях разучиваются народные казачьи игры с использованием атрибутов и национальных костюмов, ведется силовая подготовка с использованием детских тренажеров, а также строевая подготовка и верховая езда.

В процессе проведения практических занятий основными методами являются экскурсии, практическая деятельность детей совместно с педагогом, игровая деятельность, художественно-творческая и музыкальная деятельность.

Изложение материала осуществляется с использованием игровых заданий для успешного его усвоения. На каждом занятии в игровой форме повторяется пройденный ранее материал.

Полученные знания и навыки служат впоследствии основой для возникновения у детей совместной и индивидуальной самостоятельной деятельности соответствующего содержания в разных видах деятельности. 

Фрагмент ролевой игры  «Проводы казака» Присвоение чина «кадет приказный»

Используемый дидактический материал: аудиозаписи с казачьими преданиями, песнями и пр.; иллюстрированные книги с народными сказками, с изображением быта, национального костюма; картинки, иллюстрации; видеоматериалы о природе Дона, о традиционных казачьих обрядах; настольные игры казачьей тематики; образцы поделок и рисунков; образцы посуды и домашней утвари, одежды, казачьих аксессуаров, оружия.

В нашей программе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, весьма значимой является проблема создания образовательной среды, которая способствовала бы процессу воспитания национального самосознания у дошкольников и созданию социальной ситуации развития дошкольников [1].

Это возможно только при следующих условиях: отбор этнокультурного содержания для занятий, ярко эмоционально окрашенное взаимодействие со взрослыми, изменение предметно-пространственной среды ДОУ, совместная деятельность ДОУ и семьи.

Опираясь на имеющиеся исследования, мы понимаем под образовательной средой, способствующей воспитанию национального самосознания дошкольников, систему воздействий на ребенка, условий и возможностей для этого, которая включает этнокультурное познавательное содержание и предметно-пространственное окружение и его практическую направленность, а также эмоциональную и социально-культурную насыщенность взаимодействия педагога с детьми. [4, 7].

Отбор содержания образовательной среды осуществлялся нами на основе ряда принципов: простота и выразительность, близость детскому опыту и доступность возрасту, сюжетная занимательность.

Предметно-пространственная организация среды направлена на создание условий для погружения ребенка в этнокультурную атмосферу.

Практическая направленность этнокультурной образовательной среды обеспечивает самореализацию личности дошкольника в процессе деятельности и общения, а также в процессе самостоятельной деятельности и тесное сотрудничество с семьями воспитанников, способствует художественно-эстетическому развитию и творческой самореализации ребенка на основе этнокультурного содержания.

Для этого в групповых комнатах оформлены мини – музеи Донского казачества. Собран наглядный дидактический и игровой материал для занятий и самостоятельной деятельности детей. В игровых зонах созданы условия для возникновения самостоятельной игровой деятельности детей с использованием казачьих атрибутов. В уголках творчества имеются образцы поделок в казачьем стиле, наглядный материал для ознакомления с узорами вышивок и росписей казаков.

Занятия с детьми проводятся в казачьем курене и кадетской комнате, которые оснащены специальными пособиями, атрибутами казачьего быта и направлены на формирование у детей знаний о казачьей культуре. Проводятся также выездные занятия на базе Иловлинского музея казачьей архитектуры и быта и конноспортивного клуба «Дончак ».

Применение педагогами средового подхода, позволило более эффективно использовать разнообразный богатый потенциал этнокультурно-образовательной среды донского казачества в процессе воспитания национального самосознания дошкольников в ДОУ.

Наш детский сад, в рамках реализации программы «Мы казаки», с учетом требований к психолого-педагогическим условиям в ФГОС ДО проводит также планомерную целенаправленную работу с родителями [1], в ходе которой решаются следующие задачи:

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- объединение усилий для развития и воспитания детей;

- создание атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ, работа осуществляется в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Совместная деятельность ДОУ и семьи способствует привнесению в жизнь семьи национальных традиций, обычаев, обогащению взаимодействия взрослых с детьми, его эмоциональной и информационной насыщенности.

При восприятии различных национальных проявлений ребенок начинал чувствовать себя носителем национальной культуры, у него появлялись глубокие положительно окрашенные и осознанные переживания и этнические чувства, гордость за свой народ. Дети заинтересованно восприняли предлагаемую им деятельность, с ответственностью и старанием относились к выполнению предлагаемых им заданий.

При этом мы старались создать психологически комфортную атмосферу, в которой каждый ребенок мог свободно задавать вопросы, проявлять себя без стеснения скованности. Это способствовало осознанию детьми своих возможностей и особенностей. Вербальный и эмоциональный контакт с детьми на занятия, при котором мы поощряли проговаривание детьми своих чувств, состояний, обеспечивал понимание детьми полученных ощущений, т.е. осознание себя, как части донского казачества.

Мы уделяли также внимание успехам детей, проявленному ими старанию, их эмоциональному состоянию, стимулируя тем самым интерес детей к предлагаемой деятельности, их работоспособность. Все это способствовало более эффективной организации деятельности на занятии.

Анализируя занятия с дошкольниками, мы сделали вывод о том, что они с интересом и ответственно воспринимают и выполняют предлагаемые задания для ознакомления с казачьей культурой.

Также нами было отмечено, что поощрение инициативы, фантазии, спонтанности детей в самовыражении является одним из важнейших условий налаживания их взаимоотношений друг с другом, осуществления полноценного взаимодействия детей активных, стремящихся превалировать над другими, с детьми неуверенными, стесняющихся выражать свое внутреннее состояние, сомневающихся в своих силах.

Благодаря занятиям по ознакомлению с казачьей культурой, дети стали более уверенными в себе, самостоятельными, стали инициативнее и настойчивее в реализации своих замыслов.

Мы считаем, что это стало возможным благодаря сформированности у дошкольников представлений о себе, своих возможностях, осознанию своей национальной принадлежности, обеспечивающей становление национального самосознания.

Обобщая, отметим, что работа по дополнительной образовательной программе «Мы – казаки», решая задачи воспитания национального самосознания дошкольников, создает условия для осуществления вариативного дошкольного образования и позволяет реализовать требования стандарта ДО, направленные на создание социальной ситуации развития для детей, включая создание этнокультурной ситуации развития, как ее неотъемлемой составляющей, на создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и в семье, которая не только способствует становлению национального самосознания дошкольников, но и обеспечивает их эмоциональное благополучие и психологический комфорт, на построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, учитывающего интересы и возможности каждого ребёнка и создает условия для участия родителей в образовательной деятельности, обеспечивая успех этого процесса.

Cсылки на источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. N 1155 - http://минобрнауки.рф/ – [Дата обращения 25.11.2014].
  2. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., Политиздат, 1978.
  3. Божович Л.И. Психологическое развитие дошкольника и его воспитание / Л.И. Божович. - М.: Знание, 1979.
  4. Юденко О.Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности. Диссертация  канд. психол. наук: 19.00.07. - Красноярск, 2000.
  5. Виноградов Б.В. Некоторые аспекты распространения православия на Северном Кавказе в XVIII в. // Кубанское казачество: три века исторического пути. - Краснодар, 1997.
  6. Королев В.Н. Проблемы истории казачества XVI-XX вв. - Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1995.
  7. Салчак Б.В. Конструирование образовательной среды дошкольного учреждения как условие воспитания национального самосознания детей. Автореферат дис к пед наук: 13.00.07. – Екатеринбург, 2009.