Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения дошкольников к окружающему миру. На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и психолого-педагогических подходов разных исследователей к данной проблеме, выделяются структурные компоненты и средства, способствующие эффективному формированию ценностного отношения у детей дошкольного возраста к окружающему миру. Также в статье приводятся основополагающие, взаимосвязанные направления и компоненты (блоки) в системе работы по формированию в дошкольном детстве ценностного отношения к окружающему миру.
Ключевые слова: социально-ценностное поведение, ценности, ценностное отношение, ценностные ориентации, компоненты ценностного отношения. 

Преобразования в различных сферах жиз­недеятельности людей, произошедшие в нашей стра­не в последнее десятилетие, стремительный темп жизни общества привели не только к из­менениям политических и экономических условий жизнедеятельности общества, но и социокультурной среды в целом. Данные изменения влекут за собой реформирование системы образования на всех ее уровнях.

Одной из актуальных проблем дошкольного детства является проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружа­ющей его действительности. Данная проблема сегодня приобретает особую значимость. Усложнение социальной среды, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи, общества негативным образом сказываются на процессах воспитания детей дошкольного возраста, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.

Формирование целостного образа мира детей старшего дошкольного возраста имеет решающее значение как при поступлении ребенка в школу, так и для последующего развития, успешного вхождения в мир. Целостный образ мира составляет основу сознательной жизни и деятельности ребенка, является базовой составляющей в становлении мировоззрения ребенка [1].

Детская картина мира является синкретичным предметно-чувственным образованием, выступающим не как пассивно-отражательное, но как активно-конструирующее начало построения ребенком пространства собственных отношений с окружающим миром как определенных ожиданий и требований к нему. Эта модель отношений с окружающей действительностью и другими людьми выстраивается ребенком в соответствии с его ожиданиями, определяющими вероятностный характер тех или иных событий и явлений жизни, поведения людей и пр.

Детская картина мира представляет собой расширяющееся с возрастом ребенка физическое пространство от размеров вытянутой руки - до космических расстояний, от изображения маленькой комнаты — до планетарного масштаба (например, изображение Земли из космоса). В физическом пространстве располагается социальное пространство людей (реальных или воображаемых), с которыми ребенок идентифицирует себя, в той или иной степени. Посредством системы значений в сознании ребенка предстает модель мира, которая включает мир вещей и предметов, мир людей, мир самого себя [2].

Картина мира включает совокупность представлений — смысловых отношений в системе следующих пространств:      

  • физическое пространство отношений к окружающей среде,
  • социальное пространство отношений к другим людям (взрослым и сверстникам),
  • моральное пространство норм и ценностей,
  • личностное пространство отношения к себе, к своему будущему.

При анализе основных государственных документов, регламентирующих российское образовательное пространство, од­ним из приоритетов развития образования выделяется становление значимости си­стемы общечеловеческих ценностей. С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Теперь дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап развития детей дошкольного возраста перед обучением в школе, а как самодостаточный самоценный период в жизни ребёнка на пути непрерывного образования в жизни человека. Вместе со вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных образовательных организаций стало актуальным введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Благодаря введению ФГОС в систему дошкольного образования многое подверглось переосмыслению. Одна из задач Стандарта направлена на создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с окружающим миром. На фоне эмоционального благополучия детей и системы положительного отношения к миру, к себе и к другим людям в дошкольной образовательной организации должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях [4]. Направления их развития представлены в таблице 1. 

  Таблица 1 

Основные образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Художественно-эстетическое развитие

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ФГОС ДО обозначает значимость развития такого направления как си­стема общечеловеческих ценностей на этапе дошкольного детства.

Стандарт определяет следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в аспекте нравственного воспитания:

-  ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

-  ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

С одной стороны, значительным теоретическим психолого-педагогическим опытом доказано, что дошкольный возраст – уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время развития познавательных способностей, активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира. Но, с другой – по результатам данных практических исследований, к концу дошкольного возраста значительный процент дошкольников не достигает социальной зрелости (О. С. Богданова, В. И. Петрова, В. И. Верхов и др.) и необходимого возможного уровня нравственной воспитанности (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А. А. Рояк). В последние годы многие исследователи (О.А. Белобрыкина, Г.С. Голошумова, Т.Д. Молодцова и др.) констатируют интенсивное увеличение числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими расстройствами, вызванными трудностями адаптации к социокультурной среде современного мира.

Данные противоречия обуславливают актуальность формирования ценностного отношения к окружающему миру необходимостью разработки системы педагогически целесообразных методов и средств целостного, личностного подхода к ребёнку дошкольного возраста как к социокультурному феномену и субъекту ценностного освоения мира.

Проблема ценностных отношений, ценностей и ценностных ориентаций является одной из фундаментальных проблем психологии и педагогики, и привлекает к себе внимание многих исследователей, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Как отмечает Б.Г. Ананьев, понятие ценностных ориентаций имеет междисциплинарный характер, и изучение ценностных ориентаций сегодня идет на стыке различных отраслей знания о человеке – философии, социологии, психологии, педагогики. Данными научными знаниями накоплен значительный теоретико-практи­ческий опыт решения проблемы становления ценнос­тной культуры личности (работы Б. Г. Ананьева, В. И. Андреева, С. В. Бондаревской, В. А. Василенко, 3. И. Васильевой, Т. И. Власовой, П. С. Гуревич, В. В. Давыдова, О. М. Демченко, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, В. П. Тугаринова, П. М. Якобсон и др.).

В.А. Сластенин определяет ценностное отношение как внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений, как «целостное образование личности, основанное на личностном опыте, сформированном в процессе деятельности и общения, отражающее выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели и отдаленную перспективу с учетом присвоенных человеком ценностей общественного сознания и являющееся основанием ценностного поведения». По его мнению, «ценностное отношение – это осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием; превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций других людей». Ценностное отношение возникает в ситуации свободного выбора деятельности, мотивирует настоящее поведение и программирует будущее. По мнению В.А. Сластенина, на внутригрупповом уровне регулятором отношений является польза, на межгрупповом – идея блага, на личностном – ценность во взаимосвязи с пользой и благом [6].

Под ценностями понимаются обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, выражающий смысл культуры отдельного этноса и всего человечества [7]. Эти существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми он соотносит свои действия, становятся основой для формирования конкретного типа поведения. С одной стороны, ценности представляют собой поле возможных мотивационных образований субъекта, с другой стороны, ценности являются тем внешним критерием оценки ситуации, на которой субъект опирается в процессе выбора мотива. Каждый индивид сквозь призму собственной жизнедеятельности выбирает и выстраивает собственную иерархию ценностей, выступающим связующим звеном между общественным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании субъекта в форме ценностного отношения.

Ценностные отношения – это устойчивая избирательная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для объекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни отдельного человека. Основные функции ценностных отношений – регулирования поведения, как сознательного действия в определенных социальных условиях [8].

Ребенок, попадая изначально (с момента рождения) в исторически сложившуюся систему общечеловеческих ценностей, принимает от значимого взрослого систему ценностных ориентиров как нечто фундаментальное и неизменное. Углубляясь в познание социальной действительности, ребенок начинает обогащать собственные знания о ценностных ориентирах, накапливает привычки нравственного поведения, которые входят в социальный опыт и которые впоследствии преобразуются в навыки социально-ценностного поведения.Социально-ценностное поведение рассматривается как активность личности в сфере гуманных взаимоотношений с социумом, направленная на практическую реализацию в поступках социальных норм и ценностей, воспринимаемых ребенком как личностно значимые [9].

На основе определения ценностного отношения к окружающему миру, можно выделить его компоненты и критерии их сформированности:

Таблица 2 

Компоненты и их критерии ценностного отношения к окружающему миру

Компонент

Критериальные показатели

когнитивный компонент

характеризуется наличием представлений ребенка об окружающем мире и отношением к себе и окружающим, проявляется в осознанности; полноте представлений о том, что окружающий мир является культурной ценностью общества

эмоционально-мотивационный компонент

отражает насыщенность детской деятельности эмоциональными реакциями, познавательным интересом и самостоятельностью, проявляется в сопричастности ребёнка к окружающему его миру, в наличии положительных эмоциональных проявлений по отношению к окружающему миру

поведенческо–деятельностный компонент

характеризуется отражением в деятельности ребенка представлений об окружающем мире, обогащенных новыми знаниями и личностным опытом, проявляется в сформированности ценностного отношения дошкольника к окружающему миру.

Мы считаем, что только лишь комплексное развитие всех компонентов на высоком уровне позволит человеку избирательно взаимодействовать с окружающими явлениями и предметами, адекватно воспринимать и оценивать субъективную и объек­тивную реальность, ориентироваться в мире духовной и матери­альной культуры, успешно социализироваться в окружающем его мире.

Для решения проблемы формирования ценностного отношения необходима разработка тех­нологии воспитания основ ценностного отношения к окружающей действительности у детей дошкольного возраста. Основой дайной технологии, на наш взгляд, дол­жен стать системный подход к реализации всех струк­турных компонентов ценностей посредством такой орга­низации образовательного процесса, которая бы спо­собствовала интеграции всего спектра ценнос­тей человека в систему его личностных образований. В связи с этим мы выделяем необходимость разработки двух основополагающих, взаимосвязанных направления:

1) разработка содержательных компонентов, обеспечивающих возможность осуществ­ления комплексного подхода к развитию основ ценностного отношения к миру у детей;

2) разработка целостной системы организа­ции образовательного процесса, направленного на формирование основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

Мы выделяем основные содержательные компоненты (блоки) системы работы по данным направлениям:

1. Работа с детьми:

- формирование ценностного отношения к окружающему миру;

- формирование системы знаний об окружающем;

- развитие познавательных умений и способностей;

- расширение социально-нравственного опыта детей.

2. Работа с педагогами:

- знакомство со способами и методами формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру;

- обучение способам организации педагогической диагностики;

- обучение созданию психолого-педагогической среды для формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру;

- обучение построению ценностно-мотивированных взаимоотношений с детьми.

3. Работа с родителями:

- педагогическое образование по проблемам социально-нравственного и познавательного развития детей;

- развитие психолого-педагогической культуры родителей.

Опираясь на базовые положения концепции Л. С. Выготского куль­турно-исторического развития личности, а также идеи А. Н. Леонтьева о развитии личности в деятельности, мы полагаем, что становление компонентов ценностного отношения может происхо­дить только в процессе активной деятельности, актив­ного взаимодействия человека с окружающим миром.Одним из возрастных этапов, когда эта активность максимальна – этап дошкольного детства.

Ценностное отношение к окружающему миру само по себе не воз­никает, а на протяжении всей жизни воспитывается под влиянием накопленных на­учных знаний, жизненного опыта, искусства, а также непосредственного общения, в процессе сотрудничества с людьми и с тем многогранным миром, который его окру­жает и с которым он активно взаимодействует. Не­сомненно, неотъемлемой составляющей этого слож­ного процесса является становление внутреннего мира личности, его мировоззренческой позиции.

Таким образом, мы считаем, что именно этап дошкольного детства один из наиболее сензитивных периодов для формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Ссылки на источники:

  1. Русевич В. В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5-7 лет : дис.на соиск степ. канд. пед. наук / В.В. Русевич - Волгоград, 2009 – 210 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев - М., 2000 - 232с.
  3. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» - URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf.
  5. Серебрякова Т. А. Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения личности к миру: монография / Т. А. Серебрякова; Волжский гос. инженерно-пед. ун-т [и др.]. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006. – 115 с.
  6. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 348 с.
  7. Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2008.
  8. Арсенова М.А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь).
  9. Шарапова Э. И. Формирование социально-ценностного поведения детей 5—7 лет дис.на соиск степ. канд. пед. наук. / Э.И. Шарапова - Волгоград, 2008 – 208 с.