Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей межличностных отношений в студенческой группе (генеральная цель при этом: теоретически обосновать и экспериментально проверить способы психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе); отображён способ достижения названной генеральной цели через составление иерархического перечня понятных и достижимых целей нижнего уровня.
Ключевые слова: межличностные отношения, студенты, личность, коллектив, группа, общение, модель, дерево целей. 

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

В настоящее время, когда идет активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе, доказывающих личным примером свои убеждения, способных аналитически мыслить, умеющих понимать, слушать и говорить с людьми (Долгова В.И., Мельник Е.В., [1, 2]).

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных отношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы – это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Эта тема исключительно актуальна, так как межличностные отношения выступают необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом (Долгова В. И., Жакупова Я. Т., [3]).

На формирование межличностных отношений в любом коллективе заметное влияние оказывает самооценка её членов. Чтобы правильно понимать себя, видеть перспективу самосовершенствования, необходимо прежде всего объективно оценивать себя. Самооценка является мощнейшим регулятором нашего поведения, от неё во многом зависит раскрытие наших потенциальных возможностей.

В условиях современного российского образования, когда происходит кардинальная смена парадигмальных подходов к обучению и воспитанию и осуществляется, наконец, постепенное вытеснение учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированной, реальным субъектом в рамках образовательной практики становится обучающийся. В связи с этим принципиальную значимость начинают приобретать факторы неформальной системы отношений межличностной значимости. По-особому данные типы взаимосвязей складываются в студенческих группах.

Анализ литературы по проблеме позволил нам разработать дерево целей исследования (Долгова В. И., Жакупова Я. Т., Буслаева М.Ю., [3, 4]).

Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням ранжированная) совокупность целей программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).

Основная ценность построения дерева целей – это отображение способа достижения генеральной цели через составление иерархического перечня понятных и достижимых целей нижнего уровня.

Представим далее дерево целей психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе.

Генеральная Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений в студенческой группе.

1. Теоретически обосновать психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений в студенческой группе.

1.1.Изучить состояние проблемы психолого-педагогической коррекции межличностных отношений студентов в психолого-педагогической литературе.

1.1.1.Анализ литературы по теме психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе.

1.1.2.Охарактеризовать этапы, методы и методики исследования.

1.2. Определить особенности межличностных отношений студентов.

1.2.1. Выявить возрастные особенности студентов.

1.2.2. Выявить психологические особенности студентов.

1.3. Теоретически обосновать психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений в студенческой группе.

1.3.1. Разработать модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе.

1.3.2. Разработать программу психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе.

2. Экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений в студенческой группе.

2.1. Констатирующий этап исследования межличностных отношений в студенческой группе.

2.1.1. Охарактеризовать выборку исследования межличностных отношений в студенческой группе.

2.1.2. Провести первичную диагностику межличностных отношений в студенческой группе.

2.1.3. Проанализировать полученные результаты исследования межличностных отношений в студенческой группы.

2.2. Формирующий этап психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе.

2.2.1. Реализовать программу психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе.

2.3. Контрольный этап психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений в студенческой группе.

2.3.1. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе.

2.3.2. Разработать рекомендации по психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе.

На основе дерева целей мы составили модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе.

Модель – упрощенный мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средства оперирования.

Психологическое моделирование – метод, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования или совершенствования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке [4].

Наша модель состоит из двух блоков – диагностического и коррекционного.

  1. Диагностический блок. Цель: выявление уровня межличностных отношений среди студентов. Для этого мы используем следующие методики:

- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

- Методика Дж.Морено «Социометрия»;

- Методика В.М.Завьялова «Оценивание микроклимата студенческой группы как коллектива».

2. Коррекционный блок. Цель: проведение психолого-педагогической коррекции.

Психолого-педагогическая коррекция проводится в несколько этапов. На ориентировочном этапе психолог информирует участников группы о целях и форме работы, на этом же этапе происходит установление правил работы.

На реконструктивном этапе происходит оптимизация эмоционального состояния, формирование реалистичной самооценки.

Последний этап – закрепляющий. Цель этого этапа – закрепление приобретенных знаний, умений и навыков и подведение итогов.

На всех этапах педагог может и должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащихся. Повышать уровень межличностных отношений в группе можно, используя в качестве опор, те представления о системе положительных качеств личности, которые уже сложились в коллективе. Педагогу следует замечать и поощрять проявления этих качеств в межличностных отношениях студентов между собой, акцентировать на них внимание, рассматривать их как ценность в процессе собственного педагогического общения, не забывать о месте, которое занимают указанные качества в восприятии другого человека как личности (Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В., [5]). Педагог – союзник психолога, сотрудничающего с ним в процессе решения вопросов успешного обучения и личностного развития учащихся (Либерман Д. Дж., [6]).

3.Аналитический блок.

Цель: оценка эффективности проделанной коррекционной работы. Проводится повторная диагностика по ранее использованным методикам с целью появления результативности коррекционно программы. Затем проводится математическая обработка данных для подтверждения полученных результатов.

4. Прогностический блок.

Цель: Разработка психолого-педагогических рекомендаций студентам, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.

Составление дерева целей и модели психолого-педагогической коррекции межличностных отношений в студенческой группе, с помощью анализа литературы, позволили нам повысить ее эффективность за счет разделения генеральной цели и под цели и четкого прописывания задач на каждом этапе работы.

С целью изучения динамики межличностных внутригрупповых отношений в учебной группе студентов, на обоих этапах эмпирического исследования нами использовались одни и те же стандартизированные психодиагностические тестовые методики: методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири; методика Дж. Морено «Социометрия»; методика В. М. Завьялова «Оценивания микроклимата студенческой группы как коллектива».

Выводы:

во-первых, в группе существует адаптивное поведение, т.е. члены групп учитывают мнения, возможности, желания других членов группы;

во-вторых, студенты с интересом отвечали на предоставленные вопросы и по возможности старались делать это честно;

в-третьих, результаты исследования показали, что связь дружелюбие-доминирование в группе является очень сильной;

в-четвертых, фактор доминирования в группе преобладает фактор подчинения, а факторы подчинения и агрессивность находятся почти на одинаковом уровне (фактор дружелюбие превосходит агрессивность на 40%)

В целом, всю студенческую группу можно охарактеризовать как достаточно социально активную, при этом, отношения в группе нестабильные, хотя студенты активно общаются друг с другом. Степень благоприятности психологического микроклимата средняя. 

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 253с.
  2. Долгова В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: SUBJECT AND OBJECT OF COGNITION IN A PROJECTION OF EDUCATIONAL TECHNIQUES AND PSYCHOLOGICAL CONCEPTS LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 - June 10, 2014). Chief editor - Pavlov V.V.. – London, 2014. – С. 62-65.
  3. Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Моделирование эмоционально-коммуникативной культуры (на примере подготовки педагогов-музыкантов) // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 69-71.
  4. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости (студентов педагогического колледжа). - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 203 с.
  5. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В.Психологический практикум. Межличностные отношения. - СПб.: Изд-во Течь", 2001. - 40 с.
  6. Либерман Д. Дж. Самоучитель: как обрести уверенность в себе: пер. с англ. – М.: ООО ACT, 2008. - 272 с.