Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Авторами разработана и апробирована игра для применения ее на уроках физики. Дана технология игры и обозначены предполагаемые результаты.
Ключевые слова: игра на уроках, игровая технология, урок физики. 

Раскрыть и определить понятие игры и ее возникновение пытались, начиная с XIX века, многие отечественные и зарубежные исследователи: К. Гросс, Г. Спенсер, К. Бюлер, Ф. Бойтендайк, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, Г.К. Селевко, Ф. Шиллер, В. Вундт и многие другие. В. Вундт говорил: «Игра - это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу…».

В настоящее время в школах учителя, чтобы разнообразить деятельность на уроке и создать элемент занимательности, часто применяют игру на своих уроках.   И.А. Черухина считает, что «… Урок – часть жизни ученика, поэтому главное на уроке – воспитание любознательности, которое формируется всей системой учебно – воспитательной работы. Но монотонный, из урока в урок повторяющийся, алгоритм проведения занятий приводит к снижению познавательного интереса у детей. И поэтому одна из основных задач учителя – поиск новых методов, приёмов обучения. Один из методов – это игра. Игра – зеркало жизни ребенка. В жизни детского коллектива игра и труд настолько тесно переплетаются, что грани их почти неразличимы, и трудно сказать, когда игра перестают быть забавой и становится делом».        

С целью отработки учебного материала по физике нами была разработана игра по мотивам вышедшего на экраны страны в 2013 году мультфильма «Холодное сердце», который покорил сердца детей и взрослых. Мультфильм имеет хороший смысл, оставляет прекрасные впечатление, чувства и эмоции. Игру мы назвали «Холодное сердце в мире физики». Ученики будут играть, и в то же время развиваться, обогащать знания по физике и о физической картине мира. Играя в эту игру, ученик будет учиться решать задачи по физике, думать, размышлять, чувствовать и понимать других, формируются взаимоуважение, доброта, взаимопомощь, умение работать в коллективе и общаться друг с другом. Играя в подобные игры, ученики становятся конкурентоспособными, самостоятельными. У них формируются умения обобщать, анализировать, высказать свое мнение и точку зрения, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение.

       Игра имеет следующую технологию:

  • Правила взаимоотношений: отвечай поднимая руку; не перебивай соперника; не кричи; уважай друг друга; внимательно слушай; перед тем как ответить на вопрос надо поработать с командой и прийти к одному решению; за каждый правильный ответ +1балл; выигрывает та команда, у которого больше всех очков.
1Инструкция:
  • Разделитесь на три команды
  • Выберите командира
  • Выберите название команды
  • Когда дается задание, сначала команды решают, рассказывают другим свою точку зрения.  И потом дается правильный ответ.
  • При ответе на вопрос выберите одного представителя
  • В конце игры баллы суммируются
2. Для решения задачи дается алгоритм. С помощью этого алгоритма ученик учится правильно решать и систематизировать решение задачи (вначале идет рассказ из мультфильма, затем постановка проблемы например, найти и привести домой Эльзу)
3. Для решения проблемы даются задания в виде физических задач. Обсуждение задания длится определенное время и все команды выслушают варианты других команд, затем показывается и объясняется правильное решение. В конце анализируем все варианты команд и определяем совпадают с ответами или нет. Если правильно +1 балл.
4. В том случае, когда команда не может решить, кто будет выходить и рассказывать, то выбирает командир. И выходит тот ученик, которого назначил командир.
5. В ходе игры, если произойдет затруднение, учитель должен объяснить и направлять школьников. Он должен стараться предоставлять ученикам возможность решать проблемы самостоятельно.
6. В конце игры все должны анализировать и подвести итог, добились ли цели, какое задание было трудным, что нового и интересного узнали, что понравилось, что нет, что чувствовали и испытывали играя в эту игру.

 Примеры заданий: 

Таким образом, мы получаем учеников, умеющих и знающих как решать задачи, активных, самостоятельных, способных делать анализ, синтез, сравнение. Учеников знающих физику, применяющих полученные знания на практике, имеющих представление о физической картине мира. 

Литература: 

  1. Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни, т. 1-2. СПб., 1887—1888
  2. Макаренко Т.А. Применение ролевых квест-проектов в образовании. Научные труды SWorld 2013. Т.29. № 4. С.42-45
  3. Черухина И.А. Значение игры в формировании интереса к предмету[Электронный текст] URL: http://www.uroki.ru/met_rus/k_geography/game.htm (Дата доступа - 18.04.201)