Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена формированию смысложизненных ориентаций у студентов факультета психологии как поэтапному, специально организованному процессу, который осуществляется в образовательной среде. Проблема формирования смысложизненных ориентаций сопряжена с поиском ответов на вопросы о сущности смысла жизни, ценностных ориентаций, смыслообразования.
Ключевые слова: смысл жизни, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, смыслообразование.

Актуальность проблемы формирования смысложизненных ориентаций у студентов факультета психологии обусловлена кардинальными преобразованиями в политической, экономической, духовной сферах нашего общества. Радикальные изменения в последние годы происходят в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей всех возрастных групп.

Проблема формирования смысложизненных ориентаций сопряжена с поиском ответов на вопросы о сущности смысла жизни, ценностных ориентаций, смыслообразования. Возникая и развиваясь, смысложизненные ориентации обладают особенностями, связанными с возрастом субъекта, условиями его жизнедеятельности, формирования личности, профессионального становления.

Тематика смысложизненных ориентаций посвящено количество работ (Б.Г.Ананьев, Н.И. Аркаева, А.А. Бодалев, С.С. Бубнова, Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромов, В.И. Долгова, А.Г. Здравомыслов, В.Ю. Крылов, В.С.Мухина, Ю.А. Рокицкая, В.К. Шаяхметова, В.Э. Чудновский [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]).

В этих исследованиях  было показано, что смысложизненные ориентации человека не исчерпываются одной, хотя бы и очень важной идеей, жизненной целью, а представляют собой структурную иерархию «больших» и «малых» смыслов; были выявлены различные типы структурных иерархий смысла жизни. Описана в качестве одной из наиболее значимых характеристик данного феномена - адекватность смысла жизни и ее основные признаки: реалистичность и конструктивность.

В современных социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях признается, что окончательное становление смысложизненных ориентаций происходит в юношеском возрасте. Система ценностных ориентации, по единодушному мнению большинства исследователей, занимавшихся пробле­мой ценностных ориентации, во многом определяет формирование личности человека. Смысложизненные ориентации являются актуальной научно-практической проблемой и требуют теоретической и методологической разработки.

Проведенный анализ состояния проблемы смысложизненных ориентаций позволил уточнить понятия: «смысл жизни» – это базовая мотивационная тенденция личности, направленная на осознание сущности собственного «Я», места в жизни, жизненного предназначения. Смысложизненные ориентации (СЖО) принято понимать как способ конструирования человеком собственной жизни с присущей ему системой ценностей, смыслов, целей.

В юношеском возрасте создаются предпосылки для проявления психологического новообразования – смысла жизни, которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдалённым будущим. Осознание смысложизненных ориентиров в этот период приобретает перспективную стратегическую направленность, свободу от влияния соблазнов ситуации и сиюминутных, импульсивных побуждений. Возраст юности характеризуется, прежде всего, тем, что внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность. Формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности – системы, основанной на логике свободного выбора.

По мнению В.Э. Чудновского, в основе структуры смысла жизни лежит иерархия «больших» и «малых» смыслов. Особенности «структурной иерархии» обуславливают не только формально-динамическую, но во многом и содержательную характеристику этого феномена. Д.А. Леонтьев называет шесть видов смысловых структур, которые тесно связаны между собой: личностный смысл, смысловой конструкт, смысловую установку, смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность. В контексте нашего исследования, мы определили взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные компоненты: когнитивный, рефлексивный, поведенческий. Это позволило нам выявить три блока в исследуемой модели: информационный, аналитический и практический. В информационный блок входят лекции, стендовые доклады, демонстрация видеофильмов, аналитический блок включает дискуссии, сочинения, практический блок - игровые упражнения, моделирование ситуаций.

Студенты психологического факультета находятся на этапе становления профессиональной деятельности. Обычно профессиональная подготовка понимается как овладение определенным комплексом профессиональных умений и навыков. Фактически к этому сводится профессиональная подготовка студентов, именно потому возникает необходимость весьма важного звена профессиональной подготовки – формирование ценностно-смыслового отношения к избранной профессии, которая должна занимать значимое место в структуре смысложизненных ориентаций будущего профессионала, это и определило тему исследования – «Формирования смысложизненных ориентаций у студентов факультета психологии».

В связи с рассматриваемой темой исследования в нашей работе была поставлена цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии.

Объект исследования – смысложизненные ориентации у студентов факультета психологии.

Предмет исследования – формирование смысложизненных ориентаций у студентов факультета психологии.

Гипотеза исследования – осмысление жизни может измениться в процессе реализации психолого-педагогической программы, включающей:

  1. Информационный блок (лекции, стендовые доклады, демонстрация видеофильмов);
  2. Аналитический блок (дискуссии, сочинения);
  3. Практический (игровые упражнения, моделирование ситуаций).

Задачи исследования:

1. Обосновать теоретические предпосылки формирования смысложизненных ориентаций в юности.

2. Исследовать смысложизненные ориентации студентов факультета психологии.

3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической программы формирования смысложизненных ориентаций у студентов факультета психологии.

Методы и методики исследования:

Теоретические – изучение и теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по выдвинутой проблеме; моделирование;

Эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование по методике тест смысложизненных ориентаций, адаптированный Д.А. Леонтьевым [13];

Статистические – критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона [14].

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы наблюдения за динамикой компонентов смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии на начальном этапе обучения. В рамках курса по выбору, возможна реализация модели, включающей когнитивный, рефлексивный и поведенческий компоненты смысложизненных ориентаций.

В нашем исследовании были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование, анализ, психологический эксперимент и метод математической обработки данных. Была разработана программа наблюдения за динамикой компонентов СЖО. Для диагностики общего уровня осмысленности жизни студентов факультета психологии мы использовали методику Д. А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций».

Базу экспериментального исследования составили студенты факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». На констатирующем этапе эксперимента приняли участие студенты I и III курсов дневного отделения факультета психологии. Выборка включала 50 человек (25 студентов экспериментальной группы и 25 студентов контрольной группы). Возраст студентов дневной формы обучения находился в пределах 17 – 25 лет. По гендерному признаку состав выборки является неоднородным: 86% – девушки (43 человека), 14% – юноши (7 человек). Большую часть студентов, обучающихся, на факультете психологии составляют девушки. Исследование гендерных особенностей формирования смысложизненных ориентаций в задачи экспериментального исследования не входило.

Студенты первого курса находятся на начальном этапе профессионального самоопределения. Качество подготовки студентов факультета психологии обеспечивалось сочетанием традиционных дисциплин, изучаемых в большинстве вузов, с новыми курсами, необходимыми для будущего психолога. В рамках первого курса студенты изучают такие предметы, как «введение в психолого-педагогическую деятельность», «основы общей психологии». Наряду с обязательными дисциплинами кафедры теоретической и прикладной психологии студентам предлагаются курсы по выбору, а также дисциплины специализации, установленные вузом. В первый год обучения у студентов еще недостаточно определено отношение к будущей профессии. Поступление в университет чаще всего обусловлено социальной необходимостью, желанием получить высшее образование. Свою дальнейшую жизнь студенты еще не связывают с направленностью их профессиональной подготовки. Поверхностное изучение учебных дисциплин на начальном этапе обучения, скорее всего, приведет к поверхностному освоению профессии.

Студенты 3 курса пребывают в уже привычной для себя социальной ситуации обучения в вузе, сложившихся взаимоотношений в учебном коллективе. Преобладание в учебном плане блока психологических дисциплин на третьем курсе, является предпосылкой активизации процесса профессионального самоопределения. В процессе прохождения на третьем курсе, различных видов практик (учебная, педагогическая, научно-исследовательская) и учебных дисциплин, у студентов факультета психологии формируется направленность и мотивированность на профессиональную деятельность. 

Анализ результатов наблюдения, представленных на рисунке 1 показал, что у 13 студентов III курса на констатирующем этапе элементы рефлексивного компонента смысложизненных ориентаций проявились на стихийно-эмпирическом уровне, у 10 человек на эмпирическом, 2 студента показали теоретический уровень. У 14 человек I курса на констатирующем этапе элементы когнитивного компонента смысложизненных ориентаций проявились на стихийно-эмпирическом уровне, у 11 человек на эмпирическом. 

Рис. 1. Уровень сформированности когнитивного компонента СЖО студентов факультета психологии I и III курсов. 

Анализ результатов наблюдения, представленных на рис 4, показал, что у 12 студентов III курса на констатирующем этапе элементы рефлексивного компонента смысложизненных ориентаций проявились на стихийно-эмпирическом уровне, у 11 человек на эмпирическом, 2 студента показали теоретический уровень. У 17 студентов I курса на констатирующем этапе элементы когнитивного компонента смысложизненных ориентаций проявились на стихийно-эмпирическом уровне, у 8 человек на эмпирическом.

Рис. 2. Уровень сформированности рефлексивного компонента СЖО студентов факультета психологии I и III курсов. 

На рисунке 3 представлены результаты наблюдения сформированности поведенческого компонента смысложизненных ориентаций. У 14студентов III курса на констатирующем этапе элементы поведенческого компонента проявились на стихийно-эмпирическом уровне, у 10 человек на эмпирическом,1 студент показал теоретический уровень. У 16 студентов I курса на констатирующем этапе элементы поведенческого компонента проявились на стихийно-эмпирическом уровне, у 9 человек на эмпирическом.

Рис. 3. Уровень сформированности поведенческого компонента СЖО студентов факультета психологии I и III курсов. 

У студентов III курса теоретический уровень сформированности компонентов смысложизненных ориентаций проявляется слабо. У студентов-первокурсников теоретический уровень не проявился. Таким образом, результаты наблюдения компонентов смысложизненных ориентаций на констатирующем этапе эксперимента свидетельствуют о стихийно-эмпирическом и эмпирическом уровне у студентов I курса.

На основе полученных данных следующим этапом данной работы будет составление программы формирования смысложизненных ориентаций у студентов факультета психологии.

 Ссылки на источники

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Питер, 2010. –  288 с.
  2. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. – 2001. – №2(26). – С. 54 - 58. http://www.twirpx.com/file/309837/
  3. Долгова В.И., Аркаева Н.И. Психологические особенности смысложизненных ориентаций выпускников вуза // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2013. –  № 12. –  С. 2109.
  4. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Адаптирующее воздействие социума на профессиональное самооопределение его субъектов // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. –  London, 2013. – С. 51-54.
  5. Бубнова С.С., Крылов В.Ю. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой // Психологическая наука: традиции, современное состояние, перспективы. –  М. – 1997. – С. 136 – 46. http://www.dissercat.com/content/tsennostnye-orientatsii-v-strukture-integralnoi-individualnosti-na-materiale-issled-st-shkol
  6. Вайзер Г.А. Психологические аспекты смысла жизни и «акме» // Вопросы психологии. – 2003. - №4. – 110 – 114с. http://www.twirpx.com/file/177382/
  7. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: М.: Международ. пед. Академия. – 2001. – 216 с. http://www.koob.ru/vahromov_e_e/psihologicheskie_koncepcii_razvitia_cheloveka
  8. Долгова В.И., Шаяхметова В.К. Инвариантность профессионально важных качеств: Монография. –  Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. – 315с.
  9. Долгова В.И. Экспертиза магистрантами основной образовательной программы как фактор развития их личности // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2014. – № 5. – С. 41-44.
  10. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 221с. http://docombo.ru/1199-16-02-2015.html
  11. Мухина В.С. Возрастная психологии/ В.С. Мухина. – М.: Изд. дом Академия, 1998. – 456 с. http://bookz.ru/authors/muhina-valeria/muhinavs01/1-muhinavs01.html
  12. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 768с. http://kniga-free.ru/2009/stanovlenie-lichnosti-i-problema-smysla-zhizni-izbrannye-trudy.html
  13. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. –  М.: Смысл, 2009. –  511с.
  14. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — С-Пб., 2002. http://ru.math.wikia.com/wiki/U