Аннотация. В статье показаны перспективы и возможные пути развития арктического туризма в Российской Федерации. В рамках исследования охарактеризованы ресурсы действующих и потенциальных объектов арктического туризма, отражена их специфика. Проанализировано развитие арктического туризма в Архангельской области, акцентировано внимание на состоянии инфраструктуры арктического туризма и политике региональных органов власти.
Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, морской полярный туризм, проект национального парка «Русская Арктика».
Арктика – северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый океан и окружающие его окраины материков Евразии и Северной Америки. К ней относятся земли, находящиеся в пределах средней многолетней изотермы. В арктической зоне расположены территории, континентальный шельф и прерогативные экономические зоны восьми арктических государств – России, Канады, США, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции и Исландии.
К арктической зоне РФ относят часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определённые решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а так же земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, прерогативная экономическая зона и континентальный шельф РФ, в пределах которых Россия обладает суверенными правомочиям и в соотношении с международным правом [1].
Характерностью арктической зоны РФ, оказывающими влияние на формирование государственной политики в Арктике, являются:
-экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;
-фокальный характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения;
-низкая стабильность экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от малосущественных антропогенных воздействий.
-удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;
Территория Арктической зоны РФ составляет 4386,6 тыс.кв.км или 25,7% от общей площади территории Российской Федерации, численность населения –более 2,5 млн. человек, что составляет менее 2% населения страны и около 40% населения всей Арктики [2].
Арктическая зона РФ имеет невероятно низкую плотность населения и высокую ультрадисперсность расселения. Арктика необыкновенно разнотипна не только по концентрации населения, но и по уровню интенсивности хозяйственной деятельности и по инфраструктурной освоенности. Большую часть территории Арктической зоны РФ составляют районы с плотностью населения менее 1 человека на 1кв.км и экстремально низким уровнем экономической активности. Однако Арктическая зона РФ отличается самой высокой урбанизированностью: более 80% населения проживает здесь в городах и поселках с населением свыше пяти тысяч человек. Здесь расположен ряд промышленных центров с населением свыше 100 тыс. человек (Архангельск, Мурманск, Воркута, Норильск). Многонациональное население Арктики включает в себя мигрантов, сосредоточенных главным образом в городах и крупных населенных пунктах, и преимущественно сельского местного населения, состоящего из представителей коренных малочисленных народов Севера и русского старожильческого населения.
В Арктике, в её материковой части, располагаются уникальные запасы и ресурсы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные, такие как золото, алмазы, вольфрам, ртуть, черные металлы, оптическое сырьё и поделочные камни. Основные минерально-сырьевые ресурсы находятся в северных частях Кольской, Таймыро-Норильской, Маймеча-Котуйской, Уджинской, Таймыро-Североземельской,Анабарской,Якутской,Верхоянской и Яно-Чукотской провинциях.
В пространственном развитии российской Арктики четко выделяется группа старопромышленных регионов (Мурманская и Архангельская области, Красноярский край, Норильский промышленный и Таймырский муниципальный районы), группа арктических регионов нового масштабного промышленного освоения, это Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа, арктические районы Республики Саха (Якутия) [3].
Морской полярный туризм в настоящее время активно расширяет границы. В 2014 г. общий пассажиропоток морских круизов в Арктике составлял 1300000 человек, при этом на долю российского сектора Арктики приходилось не более 0,1% пассажиропотока, который обслуживается иностранными круизными компаниями. В настоящее время экспедиционный опыт и финансовая мощь иностранных круизных компаний практически исключают возможность для российских компаний самостоятельно организовывать и продавать на мировом рынке круизы в российской Арктике. Первым российским юридическим лицом-организатором экспедиционных круизов в Арктике становится московская компания «Клуб Путешествий Спешиал», которая организовала собственный круиз на Землю Франца-Иосифа летом 2010 г. на дизельном ледоколе «Капитан Драницын». В дальнейшем компания планирует организовать арктические круизы из Мурманска и Архангельска. Так, например, летом 2011 г. состоялся новый туристический рейс на теплоходе «Академик Шокальский» из Мурманска в Архангельск по Белому и Баренцеву морям с посещением Соловков.
Российско-английская компания «Посейдон Экспедишнз» является туроператором ледокольных круизов на Северный Полюс. Арктический круиз на Северный полюс – это эксклюзивный российский турпродукт. Россия – единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на вершину планеты. В летний сезон 2010 г. самый молодой и самый мощный атомоход в мире «50 лет Победы» выполнил 3 круизных рейса на вершину планеты [4].
Рейсы на Северный полюс выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца Иосифа с заходом на Новую Землю с осмотром птичьих базаров и наблюдением за арктическими животными на скале Рубин и в бухте Тихая, на островах Чампа, Рудольфа.
В регионе высокоширотных архипелагов в Баренцевом море следует выделить три перспективные и уникальные территории: Шпицберген, национальный парк «Русская Арктика» и арктическая база «Барнео». Создание национального парка «Русская Арктика», учрежденного в 2009 г., состоялось в 2011г. В состав парка включены северная часть архипелага Новая Земля, природный заказник «Земля Франца-Иосифа» и остров Виктория. Общая площадь парка составляет 8,4 млн.га, из них 6,1 млн.га–территориальные воды. Наука и туризм – главные направления работы парка. Появление в Арктических широтах национального парка также позволяет закрепить присутствие России в этом регионе. Требуется серьезная реконструкция объектов инфраструктуры, перепрофилирование существующих строений под нужды науки и туризма. Как показывает успешный опыт некоторых субъектов Северо-Запада России и стран Баренцева региона, одним из таких направлений может стать морской туризм. При определенных условиях путешествия по Белому морю постепенно становятся новым направлением на международном круизном рынке. Для продвижения возможностей Архангельской области необходимо создание современной портово-причальной инфраструктуры и комфортных условий для приема различных видов судов и обслуживания иностранных туристов, снижение ставок портовых сборов для пассажирских судов. Необходимость прохождения длительных согласованных процедур для захода иностранных судов в региональные порты значительно снижает конкурентоспособность беломорских маршрутов для крупных круизных туроператоров. Оборудование отдельного причала под обслуживание иностранных пассажирских судов, наряду с введением 72-часового безвизового режима пребывания в Архангельской области иностранных туристов, прибывающих на круизных судах и туристских паромах, станут дополнительными условиями по повышению доступности регионального морского туризма.
Северный вектор, безусловно, направлен и в Арктику, которая в последние годы активно осваивается туристами из разных стран мира. Архангельск как историческая столица Северного морского пути может претендовать на роль центра арктического туризма на Русском Севере, основу для развития которого создают уникальные ресурсы национального парка «Русская Арктика». Развитие морского туризма осуществляется непосредственно на территории федерального заказника Земля Франца-Иосифа, включая заходы на Северный Полюс. Здесь работают крупнейшие в мире туроператоры, давно зарекомендовавшие себя на мировом рынке туристских услуг. В 2014 году «Русскую Арктику» посетило более одной тысячи туристов. Для сравнения, арктический архипелаг Шпицберген посетило около 70 тысяч человек. Несомненный импульс в работе национального парка, а также развитию арктического туризма придаст создание сезонного контрольно-пропускного пункта на архипелаге Земля Франца-Иосифа для организации прохождения пограничных и таможенных процедур иностранными туристами. Решение этих вопросов в рамках межрегиональной и трансграничной кооперации, разработки совместных экспедиционных и туристских маршрутов, в том числе с использованием Северного морского пути, несомненно, позволят вернуть Архангельской области некогда потерянные позиции на российском рынке внутреннего морского туризма и заявить о себе как о центре арктического круизного туризма.
Для выхода на мировой рынок круизного туризма и расширения сотрудничества с ведущими туроператорами требуется объединение ресурсов Архангельской, Мурманской областей, Карелии с Красноярским краем, активно развивающим туризм в Арктике [5].
Таким образом, развитие арктического туризма и оптимизация туристского потенциала Арктического региона в целом и в Архангельской области, в частности, способствует закреплению доминирующей позиции России в Арктике, привлекает трудовые ресурсы и дополнительные средства, стимулирует развитие инфраструктуры туристских объектов, т.е. актуализирует политический, социальный, экономический факторы развития арктического региона.
Ссылки на источники
- Указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».
- Бондаренко Л.А., Аполонский А.О., Цуневский А.Я. Арктическая зона России. Углеводородные ресурсы: проблемы и пути их решения. М.: ИАЦ «Энергия», 2009 – С. 120.
- Адашова Т.А. Особенности развития арктического туризма / Современные проблемы сервиса и туризма . – 2014. – №1. – С.112.
- Поплавский В. Поморы ходили в Арктику испокон веку / газета Архангельск; № 17 (4639). 2014 . - С.8.
- Грамберг И.С. Арктика на пороге третьего тысячелетия. СПб: Наука, 2011. – 230 с.